Деятельность совместная. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними Основные параметры совместной деятельности вид тема цели

Понятие «совместная деятельность»

Отечественная и зарубежная психология, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто - то сразу откликается. Кто - то позже, главное - добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

  • · постановка и решение педагогических задач;
  • · постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - персонаж», «взрослый - ребенок - персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:

  • · приобретение - информация;
  • · упражнение - закрепление;
  • · обобщение - систематизация;
  • · самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог - участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

  • · Совместно - индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
  • · Совместно - последовательная деятельность - общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
  • · Совместно - совместная деятельность - одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 - 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

  • 5. Возникновение межличностных отношений.
  • 5Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

  • · Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
  • · Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  • · Если вы не согласны - аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  • · «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
  • · Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
  • · Чаще называйте имя собеседника.
  • · Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Таким образом, очень важна роль, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно деятельностного взаимодействия и речи в детском возрасте. Это позволяет соединить диалогическую форму речевого общения в онтогенезе с деятельностной и когнитивной сторонами развития ребенка.

Совместная деятельность

социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов , направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями , обмена информацией , а также взаимной перцепции ;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата С. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, к-рые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса С. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте С. д., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной С. д. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. );

5) возникновение в процессе С. д. межличностных отношений , образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. ) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Будучи исходно обусловлены содержанием С. д., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии С. д. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. ) включенных в нее индивидов. С. д объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и С. д., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий С. п.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "совместная деятельность" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - см. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    совместная деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и… Купить за 263 руб
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

1. Понятие совместной деятельности

Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

Живым существам от природы свойственная активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые побуждают их к соответствующим реакциям, действиям...

История становления инноватики. Инновация как деятельность

Инновация - есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, групп, общества...

Коллективные системы организации и стимулирования труда

Коллективной (совместной) называют форму организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия...

Организационная деятельность на предприятии

Организация предполагает планомерные и продуманные действия (со стороны субъекта) по безусловному исполнению намеченных мероприятий (со стороны объекта). В качестве субъекта может выступать коллективный орган и работник...

Организационные структуры управления субъектов предпринимательской деятельности современной России

Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления. Необходимость уточнения понятия "организационная структура управления" обусловлена тем...

Понятие харизматической личности в управленческой деятельности

Термин «управление», в теории менеджмента, обозначает «совокупность скоординированных мероприятий (действий), направленных на достижение поставленных целей» ...

Психологические особенности личности

психологический характер темперамент Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость -- оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций...

Развитие инновационной деятельности на ОАО "Композит"

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке...

Совершенствование предпринимательской деятельности на основе разработки бизнес-плана предприятия на примере ООО "Позитив Плюс"

В теории предпринимательства имеются различные подходы как при установлении признаков, позволяющих классифицировать предпринимательство, так и при определении качественных и количественных характеристик этих признаков...

Современные модели кадрового менеджмента в РФ

Развитие форм коллективно-творческой деятельности неразрывно связано с историческим преобразованием её начальных форм целевого объединения коллективной деятельности: коллективно - последовательной...

Признаки - отличительные особенности...

Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны: а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) - стремление к основной цели; б) мотивированность - активное, заинтересованное...

Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности...

Управление в организации

Руководство совместной деятельностью людей заключается во взаимосвязи, единоначалия, так и в самоуправлении группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы...

Управление персоналом в системе современного менеджмента

Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной...

Оксана Семенова
Совместная деятельность детей - это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения ) . Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.

Как показали многочисленные исследования взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3-4 лет через осуществление совместной деятельности . По мнению педагогов и психологов (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. С. Римашевская, Е. О. Смирнова, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений . Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность , не отнимать предметов и пр., а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т. д.). На следующем этапе 4-5 лет начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений , которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

Из всех проявлений активности в условиях совместной деятельности мы выделяем коммуникативную и продуктивную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых - качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т . д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии , в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Необходимо знакомить детей с основными правилами поведения в процессе совместной деятельности . Прежде всего, воспитатель должен определить правила поведения детей в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД, в быту, продуктивной и игровой деятельности . Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для совместной игровой деятельности характерными правилами будут следующие :

1.Играть нужно дружно : не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2.Игрушки надо беречь : не ломать, не рвать, убирать на место.

3.В группе надо соблюдать порядок : разговаривать вполголоса (тихо, чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4.Товарищам надо помогать : делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам - научи другого.

Детям пяти лет важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают и мешают друг другу, вследствие чего их совместная деятельность не может быть организована, воспитатель формулирует требование : в группе надо разговаривать тихо, чтобы не перекрикивать друг друга. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование совместной игровой деятельности детей . Уровень этой деятельности , знание норм поведения имеют решающее значение для становления . Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре .

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими детьми в процессе совместной деятельности выражается :

– во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

– в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;

– в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность ;

– в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека . Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений . Правильно построенный процесс совместной деятельности , имеющий в своей основе общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка,который помогает :

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

Развивать навыки социального поведения,

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

формировать позитивное отношение к своему "Я",

формировать позитивное отношение к сверстникам,

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией ,в которое входит :

1) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками.

3) Привлечение детей к участию в совместной деятельности , которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

4) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей .

5) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей .

6) Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности , возможностей детей , наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности :

1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников - вся группа детей ) .

2. Совместно-последовательная деятельность , - когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей , организованная в малые подгруппы) .

3. Совместно-совместная деятельность , - когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен. Поэтому, требуется принять решение как организовать детей в малые группы : разделить или объединить.

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными. Соединяя детей , мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных . Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей :

По интересам

По симпатиям

По полу (мальчики, девочки)

По задачам

Вокруг персонажей

Вокруг лидеров

На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение для совместной деятельности должно быть успешным для развития положительных взаимоотношений между детьми .

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ АНАЛИЗА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. И. ДОНЦОВ, Е. М. ДУБОВСКАЯ, И. М. УЛАНОВСКАЯ

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием "совместная деятельность ". Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания.

В значительной части работ специфика субъекта совместной деятельности вообще не рассматривается. Отказываясь от "гласного " обсуждения проблемы субъекта совместной деятельности, авторы тем не менее не могут полностью ее избежать, поскольку любое исследование деятельности предполагает ответ на вопрос "Кто действует? ".

Из логики экспериментальных работ вытекают два возможных толкования сущности субъекта совместной деятельности.

1. Субъектом совместной деятельности является индивид.

В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместноиндивидуальной модели совместной деятельности (Л. И. Уманский), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н. П. Щербо) или обозначают термином "совместная деятельность " ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Н. Н. Обозов).

Теоретической базой для такого понимания субъекта совместной деятельности является положение Е. В. Шороховой, согласно которому "нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях " .

Необходимо отметить, что при таком подходе использование термина "совместная деятельность " представляется непродуктивным, так как изучаемые им феномены вполне могут быть описаны в терминах индивидуальной деятельности.

Подобный взгляд на субъекта совместной деятельности характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельности рассматриваются как два полюса одного континуума, а потому, например, работа учащегося в присутствии взрослого уже рассматривается как определенная степень совместности. Дж. Сильверман и И. Джерингер полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы "поглощает " деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

Сходная интерпретация представлена в исследованиях конкурентной модели совместной деятельности. Так как сама деятельность в этой ситуации организуется таким образом, что достижение результата одним участником предполагает его недостижение другими, то очевидно, что по своей сути такая деятельность является индивидуальной, а ее субъектом является каждый отдельный участник. Как справедливо отмечают представители такого подхода, истинным объектом изучения здесь является не совместность, а особенности индивидуального поведения в условиях дефицита средств достижения цели.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л. И. Уманского) одну "общую " задачу на "одном пространстве в одно и то же время " .

Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участникам предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов). Однако очевидно, что сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения. И описанные в литературе попытки обеспечить "общность " задачи соответствующей инструкцией, типа "Решите сообщаЕ " или требованием получить "общее решение ", вряд ли могут расцениваться как достаточные для обеспечения совместности решения. Нам представляется, что даже в тех экспериментальных ситуациях, когда группы составлялись из членов реально существующих общностей, факт существования группы как субъекта деятельности не может констатироваться априорно,

а должен представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов.

Абсолютное большинство исследователей, в целом признавая и даже принимая за исходное описанное выше представление о субъекте совместной деятельности, считают, что указанные в нем признаки являются необходимыми, но не достаточными. Поэтому кроме временнопространственного соприсутствия и наличия "общей " задачи разными авторами предлагаются различные дополнительные условия, способствующие, по их мнению, превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Такими условиями могут являться:

1) специфические особенности самого материала, который используется в "общей " задаче;

2) индивидуальные особенности участников;

3) социальнопсихологические характеристики группы;

4) разделение функций, ролей, действий и операций.

Большая группа работ подходит к проблеме субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и реального содержания самой деятельности.

Попытка выделить в самой психологической структуре совместной деятельности образования, качественно характеризующие ее субъекта, а также механизмы, приводящие к их формированию, представлена в работе Р. Л. Кричевского . В его исследовании важной характеристикой субъекта совместной деятельности является направленность взаимодействия в группе, определяемая, по мнению автора, мотивом их деятельности.

В работе М. Г. Ярошевского для характеристики субъекта совместной деятельности привлекается анализ предмета, на который направлена его деятельность. Предполагается, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием ее предметных характеристик: социальной заданности и значимости, а также конкретного ее содержания.

По мнению А. И. Донцова, ни сама группа в качестве субъекта деятельности, ни формы и способы ее активности не могут быть как таковые определены вне отношения к предмету совместной деятельности. Результаты исследования показывают, что "именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социальнопсихологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности " .

В работах В. В. Рубцова субъект совместной деятельности определяется через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности.

Работа А. Л. Журавлева является одной из немногих, где развернуто изложена теоретическая позиция по данному вопросу. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности автор выделяет "целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта " . Таким образом, в основу определения субъекта положены структурные компоненты и отдельные признаки самой деятельности, причем субъект выступает не как интеграция или результат влияния указанных выше характеристик, а как простая

сумма рядоположенных свойств деятельности.

При всей многочисленности и внешнем многообразии конкретных экспериментальных исследований и подходов к решению вопроса о субъекте совместной деятельности их отличают следующие общие черты.

1. Для большинства работ характерно представление, что совместность деятельности обеспечивается определенным сочетанием внешних условий, спецификой задачи, инструкцией, подбором участников по индивидуальным особенностям и межличностным отношениям и т. д. Поэтому вопрос о критериях выделения субъекта совместной деятельности вообще не ставится как особая проблема. В связи с этим понятно и полное отсутствие интереса к вопросам о том, принимается ли участниками заданная внешне деятельность в качестве совместной; как на основе такого принятия формируется субъект собственно совместной деятельности; тождественны ли субъекты групповой и совместной деятельности и т. д.

2. Поскольку совместная деятельность задается через внешние условия, а сумма выполняющих эту деятельность индивидов рассматривается в качестве ее совокупного субъекта, то все их индивидуальные и личностные особенности, способы взаимодействия и общения интерпретируются как характеристики субъекта совместной деятельности.

3. Так как многие исследователи в той или иной степени чувствуют трудности, вытекающие из столь широкой интерпретации совместной деятельности, то наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного индивида наблюдаются попытки выделить так сказать хорошую совместную деятельность или собственно совместную деятельность и соответственно те характеристики, которые отличают успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.

СТРУКТУРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подход к решению вопросов структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности в значительной степени определяется позицией автора по проблеме соотношения деятельности и общения. Не имея возможности обсуждать здесь теоретические основы этого противопоставления, остановимся на конкретных вариантах его решения.

I. Совместная деятельность относится к отдельным актам общения , а следовательно, ее структура и процессуальные характеристики могут быть определены по таким косвенным признакам, как, например, циклы общения. Цикл начинается с выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, и завершается согласованием индивидуальных решений. Последовательность циклов весьма лабильна и направляется самим ходом выполняемой совместной деятельности. При такой интерпретации деятельность редуцируется к общению, которое, в свою очередь, описывается в терминах совместной деятельности. На экспериментальном уровне ситуация упрощается: объединение индивидов в группу для решения какойлибо задачи автоматически приводит к интерпретации всех дальнейших результатов как получаемых "совокупным субъектом деятельности ". Дж. Рассел , например, интерпретирует совместную деятельность просто как процесс обмена информацией между участниками.

Итак, в целом ряде работ общение рассматривается в качестве фактора, порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности.

II. Структура совместной деятельности определяется через структуру и формы взаимодействия ее участников.

Анализируя работы, реализующие данную точку зрения, следует иметь в виду, что использование термина "взаимодействие " не гарантирует общности понимания структуры совместной деятельности, так как у одной части авторов взаимодействие определяется и оценивается через показатели общения, у другой - является элементарным актом в структуре совместной деятельности, а у третьей - вообще не входит в структуру совместной деятельности, осуществляясь в ситуации совместной деятельности по поводу нее.

Так, Я. Яноушек делает акцент на выделении особенностей качественного взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. Такими особенностями, по его мнению, являются выраженность взаимодействия и его содержательность, оцениваемые на основании количественного и качественного анализа реплик членов группы. "Вербальное взаимодействие " выступило предметом анализа у А. В. Беляевой . Е. В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику "коммуникативного взаимодействия ". Н. М. Полуэктова и Б. В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности.

В. Я. Ляудис считает уточнение содержания категорий учебного взаимодействия и совместной деятельности одной из центральных задач своей работы. При этом место и функции взаимодействия определяются пониманием совместной деятельности: "Совместной деятельностью мы называем акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между учителем и учениками и между самими учащимися в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения " . При этом взаимодействие включается в процесс совместной деятельности как ее элементарная единица; выступает в качестве одной из целей совместной деятельности; нормы взаимодействия рассматриваются как предмет совместной деятельности, а формы взаимодействия - как ее средства.

С. Казден и Е. Форман выделили семь типов взаимодействия, характеризующих совместные формы решения задач .

А. С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э. И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения.

Из перечисленных работ видно, что, несмотря на неоднозначность трактовки сущности взаимодействия и его места в структуре совместной деятельности, ему придается особое значение. Так, А. Л. Журавлев прямо указывает на взаимодействие как на "существенную особенность структуры совместной деятельности, ее основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью " . Определяя взаимодействие как "систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых ", он отмечает, что

"структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками " [там же].

III. Взаимосвязанность понимается как характеристика структуры совместной деятельности.

Если А. Л. Журавлев рассматривает взаимосвязанность в качестве одного из признаков совместной деятельности , то Н. Н. Обозов выбирает ее в качестве основной и исходной характеристики совместной деятельности. Поэтому в его классификации типу взаимосвязанности (изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность по типу "молчаливого соприсутствия ", по типу "влияния и взаимовлияния ", активная взаимосвязанность, коллективистская взаимосвязанность) ставится в соответствие вид совместной деятельности .

IV. Структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации.

Этот подход развернуто представлен в работе Р. Славина . Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, поразному оценивая их роль и место в формировании совместности.

Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.

При анализе зарубежных работ по проблемам кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социальнопсихологическое.

В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность .

V. Процесс совместной деятельности понимается как взаимодействие функциональноролевых позиций участников.

При анализе исследовательских позиций по проблеме определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной из принципиальных характеристик и отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в

очень незначительном числе работ предпринимается попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функциональноролевых позиций в достижении группового результата; их авторами установлено, что:

четкая дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач;

формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;

стихийность и заданность ролевого распределения участников поразному влияют на протекание решения групповой задачи;

ролевые показатели позволяют проанализировать содержательное и функциональное взаимодействие участников групповой работы;

эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе функционирования группы.

Хотя ряд примеров такого рода реализации функциональноролевого подхода в эмпирических исследованиях процесса совместной деятельности можно продолжить, нам представляется, что уже приведенные примеры являются достаточным доказательством того положения, что само по себе выделение функций и ролей и закрепление их за отдельными участниками совместной деятельности не позволяет ни приблизиться к решению проблемы структуры и процессуальных доминант совместной деятельности, ни вскрыть те факторы, которые и определяют реальное психологическое содержание и соответственно характер протекания деятельности для самих ее участников.

VI. Процесс совместной деятельности состоит в координации действий и операций участников.

Наиболее развернуто этот подход представлен в работах В. В. Рубцова. Он выделяет следующие составляющие процесса организации совместного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности . Важной особенностью исследований В. В. Рубцова и его коллег является интерес к самому процессу совместной деятельности, его становлению и тем объективным факторам, которые определяют качество его протекания.

Анализ работ, посвященных исследованию структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности, позволяет сделать следующие выводы.

1. Структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов.

2. Одна из главных причин "нестыковки " многих исследований совместной деятельности состоит в том, что их выводы и результаты относятся к разным по уровню обобщенности видам деятельности: закономерности совместной деятельности изучаются как на примере социально значимых видов деятельности (производственная), так и на примере группового решения задач, хотя последнее вряд ли резонно рассматривать как самостоятельную деятельность.

при анализе совместной деятельности. При этом, однако, не обсуждается ни собственно психологическое содержание каждой из них, ни их место в структуре совместной деятельности.

4. Во многих работах факт единичного взаимодействия уже считается достаточным для заключения о том, что деятельность является совместной. В качестве же показателей взаимодействия зачастую используются акты вербального и невербального общения.

5. Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально - с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.

КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от всех других рассмотренных признаков и критериев совместной деятельности критерий результативности вводится практически обязательно как в построение экспериментов, так и в теоретические модели совместной деятельности.

I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.

Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исследователей в качестве продукта совместной деятельности рассматривают сам факт решения задачи ( и др.).

Многие авторы, не ограничиваясь констатацией самого факта решения, ищут количественные характеристики и качественные особенности продукта совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Таковыми могут выступать: оригинальность решения, количество предложенных решений, количество задач, решенных в ограниченный интервал времени, и т. д. Независимо от того, какие критерии выбираются тем или иным исследователем для оценки результата или продукта совместной деятельности, ими в принципе воспроизводится одна и та же схема эксперимента: выбираются некоторые переменные, детерминирующие, по мнению автора, результат совместной деятельности, и оценивается их влияние на количественные и качественные особенности продукта. Такими переменными могут выступать особенности группы как субъекта деятельности, индивидуальные характеристики участников группового решения, параметры самой задачи.

Аналогичные характеристики кладутся в основу оценки результата и при организации продуктивных видов совместной деятельности (, и др.).

II. Результат совместной деятельности -развитие группы.

Этот критерий наиболее широко представлен в социальнопсихологических исследованиях совместной деятельности.

Так, подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных отношений в группе, на формирование отношений взаимной зависимости, что приводит к воздействию на процесс коллективообразования . Показано, что динамика содержательных и структурных компонентов межличностного восприятия в группе обусловлена содержанием и формой организации совместной деятельности . В качестве основного результата

совместной деятельности рассматривается целый ряд социальнопсихологических явлений. Так, выявлена зависимость межличностного познания от особенностей деятельности людей, посредством которых они были включены в совместную деятельность . Подробно рассмотрена обратная зависимость эффективности самой совместной деятельности от уровня развития группы .

Ш. Результат совместной деятельности - индивидуальное развитие.

Особенно широко эта позиция представлена в работах, выполненных в русле возрастной и педагогической психологии. В них намечены два основных критерия, по которым оценивается влияние совместных форм обучения на развитие детей: совместная деятельность анализируется, вопервых, как фактор личностного развития ее участников, а вовторых, как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие.

Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В. Я. Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников "является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения " .

В логике Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского основным эффектом совместной деятельности выступает социальнопсихологическая готовность ребенка, которая включает в себя "такие мотивационные, когнитивные и операциональноповеденческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах " .

Исследования, направленные на выявление влияния совместной деятельности на интеллектуальное развитие, строятся по следующей схеме. В протесте выявляется исходный уровень интеллектуального развития каждого члена группы. Сам эксперимент включает групповую работу по решению задач. Посттест оценивает индивидуальные изменения в интеллектуальных операциях участников совместной экспериментальной работы. В контрольной группе дети проходят только индивидуальное тестирование через тот же интервал времени, что и в экспериментальной группе. Такая схема исследования позволяет: а) сравнить эффективность совместной деятельности и индивидуальной; б) оценить сдвиги в интеллектуальном развитии детей, которые авторы связывают с участием в совместной деятельности.

Важной особенностью работ, использующих критерий индивидуального развития как результата совместной деятельности (это делается и при оценке процессов групповой динамики в совместной деятельности), является несовпадение непосредственной цели предлагаемой группе деятельности и того "побочного " результата, который заложен в эксперименте как исследовательская цель. А само достижение непосредственной цели совместной деятельности детей рассматривается в рамках теоретической модели, реализованной в этих исследованиях, как средство достижения ожидаемого "побочного " результата - интеллектуального или личностного индивидуального развития ребенка.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что из всех критериев совместности деятельности результат представлен наиболее явно и развернуто, а во многих работах выступает в качестве единственного критерия совместной деятельности. Это и понятно: ведь мотивационноцелевой компонент является стержневым для психологической характеристики деятельности, в том числе совместной. А значит, именно он лежит в основе всех других деятельностных

феноменов. Однако возникает закономерный вопрос: насколько то, что задается группе извне как цель совместной деятельности, действительно принимается группой в качестве таковой? Иными словами, речь идет о соотношении целей, задаваемых группе исследователем, целей собственно групповых и целей отдельных ее членов. Без ответа на этот вопрос представляется неправомерным рассмотрение полученных в исследовании результатов как результатов совместной деятельности, характеристик процесса деятельности как особенностей совместной деятельности, и, наконец, субъекта деятельности как совокупного субъекта. Таким образом, анализ процесса принятия группой общей цели, ее развития в ходе самой совместной деятельности и поиск объективных критериев этого процесса являются важнейшей исследовательской задачей.

Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:

1) разделение понятий "групповая " и "совместная " деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;

2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;

3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;

4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;

5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности - предметного, личностного и социальнопсихологического - и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.

Именно эти положения легли в основу эмпирического исследования, проводимого в настоящее время авторами.

1. Андреева Г. М. Значение идей Л. С. Выготского для марксистской социальной психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. С. 54 - 65.

2. Беляева А. В.. Короткое В. Л., Тарабрина Н. В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192 - 206.

3. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 102 - 107.

4. Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 25 - 34.

5. Донцов A. M., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 - 49.

6. Дубовская Е. М., Улановская И. М. Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издво МГУ, 1987. С. 130 - 140.

7. Дульчевская А. П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразования // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 111 - 115.

8. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социальнопсихологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 38 - 44.

9. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18.

10. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. С. 3 - 22.

11. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 - 73.

12. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 63 - 70.

13. Немов Р. С. Социальнопсихологические основы эффективности групповой деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1982.

14. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 24 - 44.

15. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. С. 273 - 285.

16. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 79 - 91.

17. Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 76 - 81.

18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

19. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.

20. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социальнопсихологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 - 71.

21. Хащенко Т. Г. Индивидуальнопсихологические особенности партнеров в процессе совместного решения задач // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 141 - 144.

22. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 285 - 299.

23. Чернышев А. С. Социальнопсихологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. канд. дис. М., 1980.

24. Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

25. Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопр. лсихол. 1984. № 2. С. 107 - 112.

26. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психол. 1982. № 6. С. 57 - 65.

27. Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73.

28. Bridgeman D. Enhance roletaking through cooperation: Interdependence. A field study, 1981.

29. Cazden С., Forma E. Exploiting the intellectual value of peer interactions. Chicago, 1980.

30. Cook H., Stingle S. Cooperative behavior in children // Psychol. Bull. 1974. V. 81. N 12. Р. 918 - 933.

31. Doise W. La structuration cognitive d"adultes et enfants // Rev. de Psichologie et de Sciences de la Education. 1973. N 8.

32. PerretClermont A. N. Social interaction and cognitive development in children. L., 1980.

33. Russel J. Diadic interaction in a logical reasoning problem requiring inclusion ability // Child Devel. 1981. V. 52. N 4. Р. 1322 - 1325.

34. Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget"s equilibration model // Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.

35. Slavin R. When does cooperative learning increase student achievement? // Psychol. Bull. 1983. V. 94. N 3. Р. 429 - 446.

Поступила в редакцию 4.II 1997 г.

источник неизвестен

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: