Фотографии на 50 мм. Фотография для чайников - что такое фокусное расстояние объектива

Когда вы снимаете цифровым однообъективным зеркальным фотоаппаратом (SLR), вы на самом деле можете получить огромное количество самых разных снимков - в зависимости от того, какой объектив вы используете. Но в тех объемах возможностей и характеристик, которыми блистают разные объективы, очень легко потонуть. На фоторынке их просто невообразимое количество: вам придется решить, сколько вы готовы выложить за хорошее приспособление, понять, стоит ли выбрать именной бренд в пику «имитации» объективов, определиться со скоростью объектива и так далее, и тому подобное.

Многим начинающим фотографам глаза на объективы открывают профессиональные фотофорумы. Новички обычно используют объективы, которые шли в комплекте с камерой и многие даже вполне себе довольны результатами. Конечно они же чаще всего снимают на автоматических настройках и страдают от эффектов автоматической вспышки. Но однажды вы находите на форуме упоминание о линзах (объективах) 50 мм и, поверьте, вас сразу и бесповоротно интригует полученная информация. Данный тип объективов зачастую относят к «пятидесяти любимчикам» (в переносном смысле самый лучший товар по сходной цене, дающий стабильно высокий результат). Так что же способен сделать другой объектив с вашей и так более чем замечательной камерой?

Стискиваем зубы и выкладываем 100 долларов за объектив 50 мм 1,8: делаем мы это в какой-то степени неохотно, потому что еще не понимаем всю важность покупки.

Основной фактор: все дело в зеркале. Зеркало в объективе из набора мутное. У объектива 50 мм оптика лучше, чище. Объектив с фиксированным фокусом - в пику зумам, которые часто идут, как часть комплекта при покупке фотоаппарата - что называется, остер, как кнопка, т. е. четкий и резкий.

Перейти на 50 мм бывает сложно, потому что большинство из нас привыкло просто стоять на одном месте и регулировкой фокусного расстояния объектива добиваться приближения объектов. Таких людей профи называют Зумами.

Начать придется с расширения мышления и увеличения количества передвижений с камерой в руках для получения отличных снимков. Вам наверняка быстро начнет нравиться тесное кадрирование 50-ти миллиметровых линз. Портреты, выполненные на воздухе, будут особенно хороши. Дома, вероятно, первые «блины» пойдут комом, потому что когда вы дойдете до стены, чтобы получить хороший кадр, сдать назад еще уже не сможете, даже если будет очень нужно. Так что вместо расстояния здесь достанется менять угол съемки.

После некоторого времени «общения» с объективом 50 мм 1,8 вы начнете замечать, что другие часто обсуждают вариант 50 мм 1,4. Какова же может быть разница при отличии в апертуре всего лишь в 0,4?

На случай если вы не слишком хорошо знакомы с понятием «апертура», съемка на 1,8 (в пику стандартным 3,5 или 4,0 для линз из базового набора камеры) позволяет гораздо(!) большему количеству света проникнуть внутрь. Также здесь гораздо меньше глубина резкости: очень маленькая область изображения находится в фокусе, в то время как оставшаяся часть - задник, фон - смазана, расплывчата, не резкая.

Самое большое отличие между 1,8 и 1,4 обычно проявляется в гораздо более высокой четкости во втором случае. Это к слову о том, что рекомендуется все-таки начинать с менее дорогого объектива 50 мм 1,8. Его цену легче «проглотить».

На снимке ниже пример с голубым гидрантом, снятым на 50 мм с апертурой, установленной на 1,8 (действительные установки следующие: скорость затвора - 1/400 с, ISO 250, апертура f/1,4):

Стоя на той же точке и снимая тем же объективом, но при апертуре, увеличенной до 7,1 (скорость затвора - 1/125 с, ISO 1000, апертура f/7,1), получается вот что:

Вы можете видеть, что задник (фон) менее размыт. Это мудреный пример, потому что фон здесь располагается на довольно хорошем расстоянии сзади от мини-гидранта, но идею, думаю, вы поняли. Чем ниже число апертуры, тем меньше изображения вы получите в фокусе.

Если вы действительно стремитесь перенести свою практику на ниве фотографии на новый уровень и при этом используете только базовый объектив из набора, крайне рекомендуется хватать 50 мм на 1,8 прямо сейчас!

Объективы 50mm от Canon

– самый младший полтинник «Кэнон». Этот 50-миллиметровый объектив часто покупают новички из-за его дешевизны. В принципе, это одна из самых доступных линз, позволяющая получить на фотографии приемлемое «боке». То есть, объектив часто используется начинающими фотографами для размытия заднего плана при съемке портретов. Так что, если в средствах вы стеснены, а побаловаться с «боке» хочется – это стекло может стать неплохим вариантом для вас.


– более интересный вариант. Тут уже мы имеет диафрагму 1.4. Сам объектив также заметно надежнее предыдущего. Это стекло нет особого смысла брать неподготовленному фотографу. А вот если вы решили (например, после работы с предыдущим объективом), что 50mm – это именно то фокусное расстояние, которое вам нужно, то Canon 50mm f/1.4 может стать подходящим вариантом для вас.


, полтинник со светосилой 1.2 – мечта многих фотографов. Это «элька», объектив серии L, с красным кольцом, которое говорит о профессиональной принадлежности этого стекла. Его хотят заполучить многие, но далеко не все могут себе позволить купить этот объектив, ведь его цена около 50 тысяч рублей. Между тем, этот полтинник весит больше полкило, а его невероятная светосила 1.2 недостижима для конкурентов (Nikon, Sigma).


. Да, этот объектив существует. Он уже не производится, но про него мне всё равно хочется сказать пару слов. До этого мы уже рассказали про 3 современных объектива Canon, именно из них вам стоит выбирать, если есть такая потребность. Этот объектив – легенда с непревзойденной светосилой f/1.0. Canon более никогда не производило объективов с такой диафрагмой! Весит он почти килограмм. Его начали выпускать аж в 1989 году. Но, по всей видимости, производство прекратили из-за нерентабельности. Этот объектив стоил кучу денег. Сейчас на ebay вы можете его приобрести. Цена вопроса около 200 тысяч рублей. Целесообразно? Нет. Стоит покупать? Не стоит. Крутой ли он? Очень крутой.

Объективы 50mm от Nikon

У Nikon парк оптики несколько шире. Компания не спешит сворачивать производство старых стёкол, по причине их востребованности у покупателей.

– самый дешевый автофокусный «полтос» Nikon. Правда, проблема в том, что автоматическая фокусировка будет на нем работать только при использовании тушек с «отверткой» (Nikon D90, D7000, D300, D600 и других). В остальном же, это достаточно старое стекло, со свойственными ему проблемами, вроде недостаточной резкости и точности фокусировки на открытой диафрагме. Но в качестве дешевого варианта для получения «боке» он вполне годится.


– по соотношению цена/качество это лучший полтинник, по моему скромному мнению. Стоит он немного, но при этом он резкий и достаточно точный на открытой диафрагме. Если вы выбираете свой первый полтинник, то я бы рекомендовал взять именно его. Nikon 50mm f/1.8G подходит для всех современных зеркальных фотоаппаратов Nikon без исключения. Мотор фокусировки встроен в тушку объектива и потребности в «отвертке» нет.


– лично для меня было мучительным владение этим объективом. Свои мысли по поводу этого стекла я достаточно подробно описал в обзоре . Этот полтинник аналогичен объективу Nikon 50mm f/1.8D AF, но имеет более надежную конструкцию и большую светосилу. В остальном проблемы у него те же: отсутствие мотора, промахи на открытой диафрагме и недостаточная резкость. Объектив старый, брать его на современную камеру я бы не рекомендовал.


– более «светлая» версия объектива f/1.8G AF-S. В целом, объектив имеет более интересное боке ввиду своей светосилы. Многие жалуются на автофокус этого стекла. Также бытует мнение, что версия с диафрагмой 1.8 лучше. На самом деле, если объектив исправен, то, конечно, он будет лучше, чем 1.8G. Но ведь и стоит он в 2 раза дороже. Поэтому покупать новичкам его не стоит: вряд ли вы почувствуете разницу.

– «Никон» не давала покоя слава Canon 50mm L, и они решили выпустить свой профессиональный «околополтинник». Этот объектив продается за безумные деньги, гораздо дороже более светлого аналога от Canon. Это самый новый объектив компании. Удивительным стало то, что характеристики этого стекла не стали выдающимися. Разрешающая способность у него средняя, светосила такая же, как у 50mm f/1.4, резкость также на этом уровне. За что в этом случае компания просит столь солидную сумму, думаю, мало, кто понял.

Объективы 50mm от Sigma, Carl Zeiss и других производителей

Сторонние производители сегодня выпускают очень качественные объективы, которые зачастую бывают лучше родных. О самых популярных и интересных объективах мы сейчас поговорим. Рассматриваемые объективы подходят для Canon и Nikon – при покупке просто нужно смотреть, какой байонет у объектива.

– это аналог никоновского 50mm f/1.4G AF-S. Это касается и цены, и характеристик. Отличия есть в рисунке («боке» в том числе), и в габаритах – Sigma весит полкило, чем приближается скорее к «эльке» Canon, чем к указанному выше объективу Nikon. Вообще, качество этой Sigma держится на высоком уровне.


– а это новейший полтинник Sigma серии Art. Выдающееся стекло, такое же, как и Sigma 35mm Art . По оптическим показателем оно далеко впереди своего предшественника (50mm f/1.4 EX DG HSM). Как, в общем-то, и по цене. Стоимость данного объектива около 35 тысяч рублей на момент написания статьи, что больше чем в два раза превосходит цену предыдущей модели. Что касается его плюсов: оно резкое, оно сделано из качественных материалов, у него новая система фокусировки и потрясающая разрешающая способность, позволяющая фотографировать без проблем на современных многопиксельных фотоаппаратах.


– мануальный полтинник от Carl Zeiss. По цене сравним с Sigma 50mm Art. Но смысла в нем особого нет –у него нет автофокуса и по оптике он, всё-таки, проигрывает. Исключительно для поклонников Carl Zeiss и неспешной съемки.


– а это самый новый мануальный объектив от Carl Zeiss. Есть такой же, но на 85mm. Что касается этого 55mm объектива, то он также безумно крут и имеет лучшие оптические свойства из всего, что можно купить на систему Canon и Nikon. Да, есть объективы светлее. Но по всем остальным параметрам он рвет конкурентов в клочья. Сравниться с ним может разве что Sigma 50mm Art, о которой мы говорили выше. Итак, вот что нужно знать вам про это стекло: у него нет автофокуса, у него потрясающие оптические характеристики, а его цена где-то на уровне облаков. Сегодня за него просят 176 тысяч рублей. В общем, это стёклышко не для простых смертных, а для очень обеспеченных ценителей качества.


Helios 44 (Гелиос 44) – в самом первом видеообзоре я немного рассказал про этот объектив. Это «околополтинник» на 58mm со светосилой f/2.0. У него нет автофокуса, и даже подключить к фотоаппарату Nikon или Canon его можно только через переходник. Вообще, я тут такие стекла стараюсь не рассматривать, но делаю исключение ввиду крайней популярности данного объектива. А популярность Гелиоса 44 связана исключительно с его ценой – стоит он 800 рублей.

Какой 50mm объектив выбрать?

Вот мы плавно и подошли к моменту, когда нужно сделать какие-то выводы. Объективов очень много, у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Я постарался кратко рассказать вам о каждом объективе, не скрывая своих предпочтений. Рассмотренные полтинники стоят разных денег, поэтому нужно сначала определиться с бюджетом покупки. Если есть какие-то конкретные вопросы, можете задавать их в комментариях, я постараюсь ответить. А пока на этом всё, удачного выбора!

Материалы

И собрать информацию по лучшим представителям этого семейства, а тем более попробовать весьма затруднительно.

В тоже время начинаю я не с нуля. Я уже опробовал около 100шт объективов (update 23/04/2015) с фокусным расстоянием 50мм и надеюсь в ближайшее время опробую еще некоторое количество. Но так как «время не ждёт», то начну свой обзор уже сейчас.

В подготовке статьи кроме своего опыта пользования объективами 50мм я использовал материалы the-digital-picture , club.Foto.ru и другие.

Наши сегодняшние герои, объективы с фокусным 50мм

А также для любителей иностранных мануальных объективов есть статья в которой рассмотрены такие объективы:

16. Nikon Nikkor ai-s 50/1.2
17. Nikon Nikkor ai-s Nikkor 55/1.2
18. Mamiya Sekor 55/1.4
19. Voigtlander Ultron 55mm/f1.4
20. Voigtlander Nocton 58/1.4
21. Leica summicron 50/2
8. Zeiss 50/1.7 (с серийным номером 8ххх)
22. Olympus Zuiko MC 50mm/1,8
23. TOPCOR TOPCON 58/1.4
24. Mamiya Sekor 50/2
25. Mamiya Sekor sx 55/1.8
26. Fuji EBC 55/1.8
27. RE Topcor 55/1.7
28. Mamiya Sekor 50/1.4

29. Гелиос 44М-7 58/2 МС
30. Pentacon electric 50/1.8 MC

Уффф! аж 30 объективов 50мм

В данной же статье мы не будем так сильно вдаваться в тесты и сравнивать объективы «лицом к лицу». Я постараюсь рассмотреть особенности объективов , которые могут повлиять на выбор объектива именно для ваших задач.

В тоже время не забываем, что объектив не может иметь одинаково хороший автофокус на всех диафрагмах. Видимо, Canon 50/1.2L настроен с расчетом его использования именно на открытых диафрагмах.

Вот пример работы на диафрагме 1.2.

и еще один пример

А стоит CANON EF 50 mm f/2.5 Macro всего 9тыс (~300usd).

Отличие CANON EF 50 mm f/1.2 L USM :

— более быстрый моторчик (USM)
— большая (1.2 против 2.5)
— боке. (на F2.5 от боке мало что остаётся)

Теперь перейдем к следующему конкурсанту. К CANON EF 50 mm f/1.2 L USM мы еще вернемся, когда будем обсуждать объективы Carl Zeiss .

Давайте поговорим сегодня об объективах, при помощи которых зеркальными камерами можно снимать портреты. В той или иной степени любой объектив можно назвать универсальным, даже не зум, а объектив с постоянным, фиксированным фокусным расстоянием. Строго говоря, ни про какой объектив нельзя говорить, что именно он предназначен для портретной съемки. Можно лишь из огромного числа объективов выбрать те, которые для съемки портретов подходят лучше всего.

Сегодняшний рассказ может быть полезен тем, кто только ещё думает купить новую зеркалку, чтобы в ней стоял «портретный» объектив. Нелишне будет почитать его и тем, кому возможностей «китовой» оптики уже недостаточно.

Для начала скажем о фокусном расстоянии, которое оптимально подходит для портретной съемки. Если мы снимаем портрет крупным планом, в кадре только лицо или голова портретируемого - идеальным будет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм (если принять во внимание полноразмерную матрицу цифровых зеркалок, которую ещё называют 35-мм эквивалентом). Для съемки полуростового, погрудного портрета хорош объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для съемки людей в полный рост, для съемки групп - посоветуем 35 мм объектив, а, возможно, даже и 24 мм.

Почему мы говорим именно о таких значениях фокусного расстояния и куда пропали популярные ранее 16 и 220 мм? Всё просто. Дело тут в искажениях снимаемых объектов, что в портретной съемке недопустимо в принципе. Есть такая неприятная штука, которая называется . Это дефект оптических систем, то есть в данном случае фотообъективов, который приводит к искажениям действительности. В широкоугольниках дисторсия проявляется увеличением центральной части кадра по отношению к его краям, а у длиннофокусников эффект обратный, то есть черты лица модели теряют объем, и оно становятся плоским.

Выбирая объектив для съемки портрета нужно руководствоваться множеством факторов. Например, расстоянием - как далеко позволяет фотографу отойти назад площадь помещения. Немаловажно и расстояние между моделью и задним планом или фоном, расположение объекта съемки по отношению к центру кадра, и многое-многое другое. Но не станем пугать неопытных акцентированием внимания на факторах не столь важных и существенных. Рассмотрим некий усредненный вариант: итак, у нас есть зеркальная фотокамера и мы снимаем портрет крупным планом. Для этого нам потребуется объектив с фокусным расстоянием от 50 до 100 мм.

Тут важно учесть одну деталь, а именно то, что в случае, если мы используем объектив для полнокадровой матрицы с фотокамерой, у которой матрица с кроп-фактором 1,5 или 1,6, то есть не покрывает полный кадр, то визуально мы получаем только часть заявленного фокусного расстояния нашего объектива. Проще говоря, по краям кадр будет обрезан по размеру матрицы. Если мы, к примеру, имеем самый недорогой из «полтинников» к Canon 600d, а именно Canon EF 50mm f1,8, то визуально мы получаем фокусное расстояние равное 80 мм. Но при этом другие характеристики оптики, в том числе и дисторсия, не изменяются. Тем не менее, из-за того, что в этом случае используется лишь центральная часть кадра, то изображение получается очень даже неплохим. Дело в том, что дисторсия возникает главным образом по краям кадра, а они у нас из-за кроп-фактора остаются срезанными. Если ваш объектив предназначен изготовителем для фотокамер с кропнутой матрицей (а это отражено в специальной маркировке) то необходимость в перерасчёте фокусного расстояния у вас отпадает. Заявленные цифры вы получите на кропе. Если же у вас есть желание узнать про это поподробнее - Интернет к вашим услугам. Забейте в поисковик фразу: «маркировка фотообъективов различных производителей».

Так что же нам выбрать - зум (объектив с переменным фокусным расстоянием) или объектив, у которого фокусное расстояние фиксировано? Тут всё непросто. Четкого ответа дать невозможно. Преимущество зумов - универсальность, преимущество фикс-оптики - резкость, хорошие светосила и цветопередача, компактность. Все эти плюсы фиксов достигаются во многом гораздо более простой, нежели у зумов, оптической схемой. В них меньше линз, а это влияет и на вес, и на стоимость этих объективов (в лучшую сторону, стоит сказать…) За счет хорошей светосилы этих объективов ими хорошо снимать без дополнительных источников света в условиях недостаточной освещенности. Это бывает очень важным. И, в конце концов, чем меньше линз в конструкции объектива, тем лучше качество получаемого изображения. Чем больше линз - тем больше препятствий для светового потока, а значит и для всяческих оптических искажений, как то дисторсии или хроматические аберрации.

Вернемся теперь к зумам. Универсальность этих объективов (например, Canon EF 24-70mm f/2,8) в основном в том, что они заменяют собой как минимум три объектива с фиксированным фокусным расстоянием: 20-35 мм. широкоугольник, штатный 50-60 мм, и длиннофокусник от 70 мм. и выше. Но есть ли смысл в этой универсальности - решать вам. Деньги то вы платите. Учтите, что хорошие зумы - удовольствие очень недешевое. И качество изображения, которое они создают, при любой ситуации хуже картинки, создаваемой фиксами.

Ну а если вы занимаетесь не только съемкой портретов, но увлечены так же и фоторепортажем, спортивной съемкой, другими направлениями в работе, когда важно не упустить момент, то ваш выбор наверняка не падет на фиксы, тут оправданнее иметь, конечно же, объектив с переменным фокусным расстоянием. Но если ваше увлечение созданием фотопортретов намного выше всего прочего, выбирайте, естественно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Ниже мы приведем небольшой список объективов для портретной съемки, которые подходят для зеркальных камер с кропнутыми матрицами. Стоимость этих объективов лежит в пределах 500$, то есть на новичков они и рассчитаны. Профессионалы пользуются совсем другой аппаратурой.

  • Canon EF 50mm f/1.8 II
  • Canon EF 85mm f/1.8 USM
  • Nikon AF Nikkor 50 mmf/1.8 D
  • Nikon AF-S Nikkor 50 mmf/1.8 G
  • Nikon AF-S Nikkor 85 mmf/1.8 G
  • Pentax smcDA50mm f/1.8
  • Pentax smcFA50mm f/1.4
  • Pentax smcDFA50mm / 2,8 Macro
  • Tamron SPAF 90 mm F/2.8 DiMacroLens 1:1

Sony α (Alpha):

  • Tamron SPAF 90 mmF/2.8 DiMacro
  • Sony SAL - 50F14 50 mmF1.4
  • Sony SAL - 85F28 85 mmF2.8
  • Sony SAL - 50M28 50 mmF2.8Macro

Olympus:

  • OlympusZUIKO DIGITAL ED 50 mm1:2.0 Macro

Каждый из этих объективов намного лучше зум-оптики. Разница создаваемой картинки видна даже новичкам, особенно если сравнить с теми объективами, которыми комплектуются фотокамеры при продаже (эти объективы ещё называют «китовой оптикой»).

Подведём итог всем нашим сегодняшним рассуждениям.

Итак, выбирая объективы с постоянным, фиксированным фокусным расстоянием, вы за сравнительно небольшие деньги будете иметь возможность полностью раскрыть потенциал своего зеркального фотоаппарата при съемке портретов. Ваши работы будут радовать не только вас, но и зрителей своей проработкой деталей, отменной резкостью, яркими цветами и вообще, вызовут восхищение плодами вашего творческого труда.

После публикации статьи о выборе объектива возникло множество споров относительно фиксов.

В этой статье мы хотим высказать наши субъективные впечатления о фиксах и попробуем развеять некоторые мифы.

Обратите внимание! Эта статья описана исходя из опыта работы с полнокадровой матрицы. Для «кропнутых» камер фокусные расстояния умножаются на кропфактор.

Чем хороши фиксы

Этот объектив идеален в репортаже и любом жанре, где кроме героя вам важен антураж.

50мм

Этот объектив, так же как 35мм выпускает в двух модификациях, которые условно можно разделить на бюджетные (f/1.8) и профессиональные (f/1.4 и f/1.2).

Многие считают этот объектив классическим портретником, это первая ассоциация возникающая у большинства фотографов.

Как правило в качестве довода встречаются сравнения угла зрения 50мм объектива и «угла охвата человеческого глаза». Это заблуждение. И тому масса доказательств, начиная с того, что мы считываем информацию двумя глазами, то есть стереоскопически, а потом уже сшиваем эти данные в панораму.

Хотя 50мм не так искажает перспективу, как 35мм, все равно эти искажения есть и они вполне заметные, особенно при съёмках крупного плана.

Несмотря на все свои недостатки этот объектив остаётся самым популярным фиксом.

85мм

На этом фокусном расстоянии нет перспективный искажений, что делает этот объектив настоящим портретником.

Высокое фокусное расстояние является и плюсом, и минусом данного объектива.

С одной стороны, при прочих равных условиях, он сильнее сжимает перспективу, что позволяет сильнее размывать фон.

С другой стороны, для съёмки среднего плана вам придется достаточно далеко отойти. Снять подружку в кафе хотя бы по пояс будет проблематично.

По этим причинам такой объектив уже не может использоваться как штатный, так как сфера его применений весьма ограничена.

135мм

135мм — это классический портретник. Он наследует и усиливает свойства 85мм. Плотная перспектива, сильное боке и расстояние фокусировки.

P.S.

Подбор линейки фиксов для любого фотографа, даже профессионального, дело очень интимное и кропотливое.

Поэтому для начинающих фотографов Fototips рискнёт дать несколько советов:

  • Определить предпочтительное для вас, как художника, фокусное расстояние можно с помощью зум-объектива, проведя несколько съёмок не меняя фокусного расстояния от кадра к кадру.
  • Мы рекомендуем составлять линейку оптики с определённым шагом, не приобретая оптику с похожим фокусным расстоянием. Примеры рекомендуемых линеек:
    • 1-я 24мм (пейзаж), 50мм (жанр), 100мм (портрет + макро)
    • 2-я 35мм (пейзаж + жанр), 85мм (портрет)
    • 3-я (бюджетный вариант) только 50мм.

Про tilt-shift объективы мы расскажем в отдельной статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: