Как проверить был ли объектив в эксплуатации. Проверяем объектив перед покупкой

Здравствуйте друзья! В жизни каждого фотографа периодически возникает момент покупки объектива, и масса «подводных камней», с этим связанных. О том, как купить объектив и не «обжечься» , пойдёт речь в этой статье.

Не важно покупаете вы новый объектив в магазине, или б/у с рук, есть вероятность купить бракованную вещь. Если при покупке б/у техники это может быть связано с неосторожной эксплуатацией предыдущим владельцем, то в случае нового объектива в магазине это может быть заводской дефект или же человеческий фактор в период транспортировки/хранения. Причём не имеет значения кто производитель этого объектива, будь то Canonили Nikon, Pentax или другие, брак встречается везде.

Как же проверить объектив?

Визуальный осмотр

1) Возьмите объектив, снимите с него обе крышки и посмотрите на механизм крепления к фотоаппарату (байонет). Найдите маленькие винты, если на них есть следы от отвёртки, значит, объектив был в ремонте. Так же обращаем внимание на царапины в виде дорожек, их оставляет байонет фотоаппарата, это нормальное явление, и нам оно говорит, как часто менялся объектив на камере, чем они глубже тем больше объектив был в использовании, и на новом объективе их быть не должно.

Пожилой объектив, но в ремонте он не был. Чётко видны следы использования в виде царапин от байонета

2) Осматриваем корпус объектива. Если это б/у объектив, то на нем допускаются следы использования, небольшие царапины, подстёртые резинки, но резинки не должны болтаться и проворачиваться, это говорит о том, что объективом интенсивно пользовались, так же об этом скажут следы клея, значит резинки подклеивались. На корпусе не должно быть вмятин и других следов падения, т.к. падение может создать скрытые дефекты, которые не видны при продаже.

3) Осматриваем линзы. Сначала смотрим на переднюю и заднюю линзы, на них не должно быть царапин и сколов, может быть немного пыли, в этом случае нужно попросить продавца удалить пыль. Самое важное тут это состояние задней линзы, если на ней есть царапина, это сильно скажется на изображении, на передней линзе маленькая царапина может никак не повлиять на снимок. Затем находим какой-нибудь источник света, например лампу или фонарик в телефоне, максимально открываем диафрагму (для этого нужно покрутить самое ближнее к байонету кольцо на минимально возможное значение, если на объективе нет кольца диафрагмы, пальцем отодвигаем рычажок на байонете), и смотрим на просвет, с передней и задней стороны, при этом выкручивая кольцо зума. Таким образом, мы рассматриваем внутренности объектива, и к-во пыли внутри. Небольшое к-во допустимо, но нежелательно. Важно, чтобы на линзах не было мутных пятен – это плесень, и такой объектив сразу нужно отбраковывать!


Небольшие царапины, на задней линзе, которые дают заметное понижение контраста в центре кадра.

4) Возьмите объектив, покрутите, не сильно потрясите, покрутите кольца зума и фокусировки. Все эти манипуляции должны проходить плавно, и без посторонних звуков, таких как скрежет, внутри не должно быть болтающихся деталей, механизмы не должны заедать и слишком туго двигаться.

Кстати! Объективы очень часто покупают вместе с фотоаппаратом (особенно если это первый комплект), поэтому вам будет полезна статья

Съемка и проверка объектива на фронт – фокус и бэк-фокус

1) Проверяйте объектив с тем фотоаппаратом, с которым будете его использовать .

Наденьте объектив, и проверьте работу автофокуса, выбрав режим точечной фокусировки и центральную точку, сфокусируйтесь то на ближних, то на дальних объектах. Сделайте несколько кадров, и внимательно рассмотрите полученный результат, фокус должен быть чётко на том объекте, на котором вы задумали. Конечно лучше всего рассматривать снимки на компьютере, на большом экране, но поскольку мы говорим о «полевых» условиях магазина, то можно смотреть и на экране фотоаппарата, максимально увеличив масштаб.

2) Один из самых распространенных дефектов – это фронт-фокус или бэк-фокус , когда при фокусировке объектив фокусируется либо за предполагаемой точкой, либо перед ней. Чем это страшно? А тем, что при съемке каких-либо объектов, вы будете получать не совсем резкие снимки, к примеру, снимая портрет и фокусируясь на глазах, глаза будут чуть размыты, а резким будет либо нос, либо уши. В этом примере я утрирую, но смысл таков. При каких-то сюжетах из-за большой глубины резкости это может быть незаметно, например, при съемке пейзажей, в некоторых камерах можно этот дефект исправить, выставив необходимые поправки, но всё равно, чтобы избежать неприятных сюрпризов, и мороки с настройками, лучше проверить сразу. Проверяется это с помощью специальной шкалы, но далеко не во всех магазинах она есть, и в полевых условиях предлагаю сделать следующее:

a) Чтобы проверить объектив на фронт-фокус и бэк-фокус, нам нужно положить или повесить газету, журнал или плакат, где написано много текста мелким шрифтом, затем нарисовать линию перпендикулярно строкам текста и оси объектива,


Схематично изобразил

b) Выставить на камере минимальное значение диафрагмы (f) (лучше всего это делать в режиме съемки А (приоритет диафрагмы) если освещение тусклое и выдержка не позволяет снять с рук, либо повышаем значение ISO, либо просим штатив.

c) Держа камеру под углом около 45 градусов к плоскости газеты, фокусируемся на этой линии (точка фокусировки в видоискателе должна быть по центру).

d) Делаем кадр. Важно, чтобы кадр был не смазан. Затем смотрим, что получилось, если как мы и хотели фокус на нашей линии, все хорошо, если фокус ближе или дальше, повторяем тест, при таком же результате — в объектив идет в брак, и проверяем другой.

Итак, предупреждён, значит вооружен. Я надеюсь, мои практические советы помогут вам проверить объектив перед покупкой, и не ошибиться с выбором! Добавьте статью в закладки (Ctrl+D), чтобы не забыть, пишите отзывы в комментариях, подписывайтесь на обновления сайта, впереди много интересного!

С вами был Андрей Шереметьев, удачных снимков!

Вам будет интересно:

И традиционно минутка позитива:

Зачем покупать б.у когда можно купить новый, ну скорее всего из экономии.

Где купить б.у объектив? молоток, авито, из рук в руки. Можно и на ебее, но с интернет покупкой без осмотра объектив сложно проверить, потому так покупать можно, когда есть уверенность в том, что у Вас есть возможность устранить в объективе неисправности скрытые продавцом.

На что следует обратить внимание при покупке объектива "с рук"?

Конечно, речь идет о не очень дорогих объективах. Дорогие эльки, наверное, лучше покупать новыми или брать в аренду, благо, такая услуга есть и по ценам вполне приемлемо.

Ну а теперь к техническим нюансам. Много я видел объективов, много их поковырял.

Первое - у кого Вы покупаете объектив, на манеру разговора и прочее. А лучше на внутреннюю интуицию. Ведь как у всех творческих профессий у фотографа развита интуиция, особенно на людей, не пренебрегайте этим.

Если Вам не нравится продавец, просто не покупайте. Ведь покупка у неприятного индивида не будет в радость и это потом передадут Ваши фото.

Линзы - основная деталь объектива, под углом осматриваем поверхность на предмет царапин, а также проверяем просветляющий слой должен быть ровным. Пыль на поверхности приемлема, но лучше взять с собой инструмент для чистки оптики, так как на поверхности могут оказаться пятна, которые продавцом будут объясняться попаданием капелек дождя, а на самом деле могут оказаться повреждениями просветляющего слоя.


Имейте при себе фонарик (можно использовать вспышку мобильного телефона в режиме подсветки) для того чтобы осмотреть меж линзовое пространство, к нему такие же рекомендации как и к поверхности. Единственное, если заметили отпечаток пальца на линзе, попробуйте удалить его (инструмент то мы взяли), не удаляется - значит, он с другой стороны линзы, то есть объектив разбирался и очень халтурным мастером, отказывайтесь не задумываясь.

Кстати, пыль в меж линзовом пространстве говорит об интенсивном использовании объектива, а не то что он год лежал в коробке, по уверению продавца.

Вычистить ее без разборки невозможно! Многие уверяют, что она не влияет на качество картинки, тогда почему мы так бережно храним наши объективы от пыли??? При определенном попадании света пыль даст такой непредсказуемый эффект, что...

Внимательно осмотрите корпус - сколы и глубокие царапины на корпусе неприемлемы, они появляются от падений и ударов, что не добавляют срока службы.

Нет сколов и царапин, переходим к осмотру винтиков. На них также не должно быть царапин. Если винтики черные, то они должны быть однотонными - без проблесков и разных оттенков, это хоть как-то гарантирует, что объектив не ремонтировался.

Многое уже проверили, может теперь пробный кадр?

Рановато, переключите объектив в режим ручной фокусировки и покрутите кольцо. Заеданий и непонятных звуков (шелестов) быть не должно. Переключите в авто режим и плавно и мягко, но уверено, покрутите кольцо фокуса, заедания, рывки и треск говорят о скорой кончине узла фокусировки. Проверив фокус-узел, также проверьте зум.

Осмотрите контакты, продавец говорит, что пользовались один раз после покупки, а на контактах явно выраженная канавка? продавец, мягко говоря, лукавит.

Крышечки тоже не обойдите вниманием, сколы и царапины появляются от долгого или небрежного обращения. Естественно, крышка может быть от другого объектива, ну на сей счет, поинтересуйтесь у продавца.

Вот теперь пристегиваем объектив к тушке. Фотик не воспротивился? Не выдал ошибку? Значит электронику можно считать исправной, до поры до времени))) Ошибку фотик может дать и на проверке диафрагмы, и на автофокусировке, и при срабатывании затвора.

Ставим колесико режимов на "М" и зажимаем максимально диафрагму, то есть ставим самое большое число, какое возможно, затем несколько раз нажимаем на кнопочку расположенную на тушке под объективом, для ее закрытия. Смотря в объектив можно увидеть как реагируют лепестки. Мягко и без скрежета - это хорошо, в обратном случае не стоит брать этот объектив. На лепестках не должно быть потертостей, искривлений и масла.

Ну а теперь контрольные снимки. Фокусируемся в авто режиме на ближний объект и снимаем. Учитывайте минимальное расстояние фокусировки данного объектива, указывается на корпусе, обычно, после цветочка - это минимальное расстояние от объекта до фокальной плоскости фотоаппарата, то есть до матрицы, на котором данный объектив может сфокусироваться. Потом фокусируемся на самый дальний объект. Все должно происходить относительно быстро, если объектив тупит, подумайте об отказе от него. У разных моделей объективов и при разной степени освещенности скорость фокусировки может варьироваться.

Как протестировать объектив перед покупкой? Таким вопросом задаются те, кому важна техническая сторона фотографии и это не обязательно профи! Фотолюбителю, купившему цифровую зеркалку для «творчества» и освоившему китовый объектив, уже хочется большего: более «светлые» линзы (с большей светосилой), более резкие, с хорошим «рисунком» и т.  п. И конечно же приобретенная оптика должна соответствовать своей цене!

Но, как показывает практика, качество объективов может сильно варьироваться от экземпляра к экземпляру. При этом «цифра» более требовательна к оптике чем пленка. Возникает вопрос: как выбрать лучший экземпляр , без бэк-фокуса, резкий, без «мыльных» краев?

С другой стороны начинающему фотографу не всегда по карману покупка нового объектива — как альтернатива поход в комиссионный магазин. На что обратить внимание при проверке б/у оптики? Попробуем разобраться в этих вопросах.

1. Внешний вид

Начинаем проверку с внешнего осмотра (в первую очередь актуально при покупке б/у объектива).

1.1. Потертости и царапины

Если на клеммах есть царапины, значит объектив уже одевали на камеру. По величине царапин можно косвенно судить о том, как часто линза использовалась.

Однако даже чистые клеммы еще ни о чем не говорят, ведь объектив могли никогда не снимать с камеры (если он, например, единственный). Поэтому смотрим дальше: по потертостям и царапинам на кольцах зумирования и байонете также можно судить о «свежести» объектива.

1.2. Следы удара (падения)

Выясняем: не роняли ли объектив? Проверяем, есть ли на корпусе следы падения: вмятины на металлических частях, трещины на пластмассовых и т. п. Падение может привести к смещению оптических элементов, что сделает объектив не годным. Если объектив слегка потрясти, то эти самые элементы (линзы) не должны цокать. В некоторых моделях допускается небольшое «пластиково-металлическое» громыхание, которое обычно издает привод авто-фокуса.

1.3. Был ли в ремонте?

Царапины на винтах могут свидетельствовать о том, что объектив разбирался (был в ремонте). Ремонт в специализированном сервисе не так страшен, хуже, если в оптике ковырялись дилетанты. Осмотрите винты — сорванные и погнутые шлицы говорят о неквалифицированном ремонте.

2. Состояние стекол

Осмотрите стекла на наличие царапин и сколов. Если поднести объектив поближе к лампе (практически вплотную), то можно увидеть внутри пыль, ворсинки, пузырьки и т. п. Чтобы лучше рассмотреть все это «добро», расположите объектив под углом к свету, чтобы за ним образовался темный фон.

Оцениваем количество внутренней пыли и наличие пузырьков в линзах

Обычно небольшое количество пыли и крохотных пузырьков допустимо . Мне не удалось найти допуски для Canon, Nikon и другой импортной оптики, но вот, что написано в инструкции для отечественного «зенитовского» объектива Юпитер-21М: «на поверхности оптических деталей государственными стандартами допускается наличие следующих незначительных дефектов: царапин шириной не более 0,02 мм на каждой поверхности линзы и суммарной длиной не более двух световых диаметров, точек диаметром до 0,3 мм в количестве не более 5 штук, небольшое количество пылинок и ворсинок ваты длиной не более 3 мм и числом не более двух на весь объектив».

На практике наличие царапин и пузырьков на передней линзе практически не влияет на качество изображения, но может оказывать психологическое воздействие, особенно при покупке дорогостоящей оптики. А вот царапины и пузырьки на задней линзе — это плохо ! Тут правильно простое — чем дефекты ближе к матрице, тем большее влияние они оказывают на изображение!

Примечание: если вы внутри оптического блока заметили пыль, то расстраиваться не стоит. Так или иначе она появляется в любом объективе… со временем, даже если это хорошо прорезиненная оптика высокого класса.

3. Механика

Кольца зумирования и фокусировки должны вращаться плавно, без скрипа и заедания, но и не слишком свободно, чтобы фокусировка не сбивалась. Выдвинув «хобот» (выдвигающуюся часть) объектива до упора следует слегка покачать его — чем меньше люфт, тем лучше.

Если объектив направить вертикально вверх/вниз, то двигающийся оптический блок недолжен смещаться из выбранного положения (зумирования/фокусировки) под действием силы тяжести (в некоторых моделях телезумов для предотвращения этого делают специальный фиксатор).

Обратите внимание на байонет — установленный объектив должен жестко сидеть на камере (не должно быть сильных люфтов).

4. Работа электроники

Проверьте:

  • работу автофокуса в автоматическом (AF) и ручном (MF) режиме (подтверждение фокусировки);
  • работу диафрагмы — воспользуйтесь кнопкой предварительного просмотра глубины резкости (DOF Preview);
  • работу вспышки — для тех объективов, которые сообщают дистанцию фокусировки и камера умеет это использовать. Речь идет о системе E-TTL II: объект съемки должен быть одинаково освещен вспышкой на разных расстояниях.

Объектив лучше проверять на той камере, на которой он будет использоваться. Бывает, что объектив не состыковывается с «тушкой» и тогда при включении фотоаппарата выдается ошибка (такое, например, было замечено с объективом EF 50/1.8 на 300D).

5. Тесты

Самый лучший тест для объектива — это его использование по назначению с последующим просмотром отснятого материала. То есть если вы планируете снимать «пейзаж», то нужно выйти на улицу и сделать снимок, чтобы в кадр попало много мелких деталей. Потом на компьютере просмотреть отснятое на предмет мыла, хроматических аберраций, дисторсии и т. п. Если объектив нужен для «портрета», то навестись, например, на глаза или лицо, а затем по снимкам оценить точность фокусировки, резкость, боке и так далее в таком духе.

Если же такой возможности нет, то можно попросить в магазине выделить немного места для следующих простых тестов.

5.1. Проверка объектива на бэк-фокус (фронт-фокус)

Понятие бэк-фокус (back-focus, от англ. «back» — задний) означает, что при наведении на точку фокусировки объектив промахнулся назад — глубина резкости (ГРИП) сместилась назад. При фронт-фокусе (front-focus, от англ. «front» — передний) соответственно промах произошел вперед, ГРИП сместилась вперед.

Для тестирования объектива на бэк-фокус используем специальную шкалу с мишенью. Ее несложно изготовить своими руками: распечатать на лазерном принтере, наклеить на плотный картон и сделать прорези для устойчивости. Скачать шкалу можно (разрешение 300 dpi, размер 24×15 см).


Шкала с мишенью для тестирования автофокуса

Отгибаем уголок примерно на 45° и устанавливаем шкалу на стол. Для удобства под мишень можно поставить распорку в виде квадрата со стороной 46 мм (его можно вырезать из картона, он как раз будет соответствовать углу 45°).

Камера на столе или на штативе. Устанавливаем баланс белого (WB) по листу бумаги, покадровый режим автофокусировки (One-Shot). Для теста подойдет режим приоритета диафрагмы (Av) с экспокоррекцией (обычно EV +1,3 … +1,5). Снимки делаем на максимально открытой диафрагме (если объектив «мягок», то можно прикрыть диафрагму: например, для полтинника вместо 1,4 использовать 2,8). Если на объективе есть стабилизатор изображения (IS), то отключаем его. Выбираем в фотоаппарате центральную точку фокусировки и направляем камеру так, чтобы плоскость фокусировочной мишени была перпендикулярна оптической оси объектива.

Дистанция до мишени должна быть выбрана таким образом, чтобы в кадр попали деления шкалы — по ним оцениваем точность работы автофокуса. Фокусировочная метка в видоискателе не должна выходить за пределы мишени с некоторым запасом. Запас по размеру должен быть такой, как и сама метка. Дело в том, что фактически блоки сенсоров автофокуса несколько больше чем обозначены меткой в видоискателе (информация для камер Canon и Nikon, для других камер данных нет). Если более контрастная деталь окажется за пределами метки (на рис. обозначено красным цветом), но в пределах зоны сенсора (обозначено зеленым цветом), то камера сфокусируется по этой контрастной детали. Это источник многих жалоб на бэк/фронт-фокус, хотя на самом деле автофокус срабатывает правильно.



Тест на бэк-фокус: камера 300D, объектив EF 24-70 f/2.8 L, фокусное f=50 мм, диафрагма f/2,8, дистанция до мишени 61 см. Красной рамкой обозначена метка фокусировки в видоискателе, зеленым цветом — фактическая площадь датчиков автофокуса. Видно, что объектив попал в точку — ГРИП распределена примерно по центру шкалы (полный размер).

Вначале тестируем режим автофокуса (переключатель в положении AF). Сбиваем фокусировку в одну сторону, затем наводимся на мишень, делаем снимок. Сбиваем фокусировку в другую сторону, наводимся, делаем снимок. Для достоверности измерений эксперимент повторяем несколько раз (10-ти снимков обычно достаточно). Переключаем объектив в ручной режим (MF) — сбиваем фокусировку и теперь уже крутим фокусировочное кольцо вручную до подтверждения фокусировки, делаем снимок.

Просматривать результаты лучше на мониторе компьютера (а не на экране камеры). При этом следует иметь в виду, что на точность работы автофокуса имеются определенные допуски . Для камер Canon типа 10D, 300D, 350D фокусировка осуществляется в пределах глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Камеры типа 1D, 1Ds, 20D, 30D, 400D, 5D имеют более точную систему фокусировки — она задействуется, если на тушку поставили объектив с диафрагмой f/2.8 или светлее (речь идет о вертикальной чувствительности крестового датчика). Для «единичек» (1Dxx) допуск в три раза точнее (меньше) и составляет 1/3 ГРИП. Для 20D, 5D (30D, 400D) в два раза точнее — в пределах 1/2 ГРИП.

При вычислении ГРИП допустимый кружок нерезкости принимается равным 0,035 мм для формата 24×36 мм (1Ds, 5D), что составляет приблизительно 1/1000-1/1500 диагонали кадра при формате отпечатка 5x7 дюймов и расстоянии обзора 25-30 см. На резкость изображения влияет коэффициент увеличения изображения. Соответственно для кропнутых матриц допустимый кружок рассеяния будет меньше, чем для полного кадра в виду того, что для получения отпечатка того же размера, изображение придется увеличивать сильнее (пропорционально кропу). Итак, для кропа 1,3x (1D Mark II, 1D Mark III) допустимый кружок нерезкости будет 0,027 мм, а для кропа 1,6x (30D, 400D) — 0,022 мм. Информация о точности работы автофокуса и допустимом кружке нерезкости взята из книги «EF Lens Work III. Глаза EOS», документации к камерам EOS, а также из публикаций Боба Аткинса (Bob Atkins — известный журналист и апологет фотоаппаратов от фирмы Canon ) и Чака Уэстфолла (Chuck Westfall — глава отдела технической информации Canon ). Для удобства вычисления ГРИП можно воспользоваться специальной программой .

Если объектив не «попал» в точку, то следует посмотреть, насколько сильно смещена ГРИП и как часто объектив «промахивается» (сделать серию снимков). В соответствии с указанными выше допусками небольшой «промах» может считаться в пределах нормы, как, например, получилось для 100-милиметрового макрика на приведенной ниже фотографии (фронт-фокус в пределах ГРИП). Несмотря на то, что формально Canon не считает это ошибкой , на практике может получиться неприятный результат, например, при съемке человека в полный рост. На таком расстоянии (порядка 7-10 м) навести резкость вручную практически невозможно, а из-за небольшого фронт-фокуса максимальная резкость смещается на передний план, при этом объект съемки оказывается достаточно «мягким».


Тест на бэк-фокус: камера 300D, объектив EF 100 f/2.8 MACRO USM, фокусное f=100 мм, диафрагма f/2,8, дистанция до мишени 1,39 м. Красным цветом закрашена ГРИП (около 2 см). Как видно произошел фронт-фокус, но в пределах ГРИП, что с точки зрения Canon допустимо для данного класса камеры (полный размер) .

Если точка фокусировки систематически вылетает за допустимое значение (1 … 1/3 ГРИП в зависимости от точности датчика), то налицо бэк/фронт-фокус. Промахиваться может не только объектив, но и камера. Поэтому, если автофокус «мажет» с разными объективами, есть повод задуматься о юстировке «боди».


Пример бэк-фокуса — точка фокусировки явно не в пределах допуска (ГРИП)

5.2. Оцениваем оптические характеристики

После того как удостоверились в отсутствии бэк-фокуса настало время проверить оптические характеристики: резкость и ее равномерность по полю кадра, а также оценить дисторсию и виньетирование . Для этого понадобится специальная мира распечатанная на лазерном принтере — скачать ее можно (600 dpi, 27×18 см). В крайнем случае подойдет равномерно заполненный мелким текстом газетный лист.

Закрепляем миру на стене. Желательно добиться ее равномерного освещения. Камера на штативе, нацелена в центр мишени. Как и в предыдущем тесте устанавливаем баланс белого (WB), покадровый режим автофокусировки (One-Shot), отключаем стабилизатор изображения (если есть). Дистанция до мишени должна быть такой, чтобы мира целиком занимала поле кадра, для очень широкого угла можно расположить рядом несколько листов. При этом важно, чтобы плоскость миры была перпендикулярна оптической оси объектива.

Для тестов подойдет режим Av (приоритет диафрагмы) с положительной экспокоррекцией (EV +1,6 … +2). Чтобы избежать сотрясения камеры лучше использовать автоспуск или дистанционный пульт, если камера позволяет, то включить предварительный подъем зеркала.


Проверка резкости объектива SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC: камера 300D, фокусное f=24 мм, диафрагма f/4 (максимальная для данного фокусного). Даже на уменьшенном снимке видно, что объектив сильно «мылит» слева, особенно в нижнем углу (обычно это свидетельствует о плохом качестве сборки — линзы не точно установлены). Также заметны подушкообразная дисторсия и виньетирование.

Делаем серию снимков на различных значениях диафрагмы — от максимально открытой до f/16. Такой тест позволит не только оценить равномерность резкости по всему полю кадра, но и определить при каком относительном отверстии можно получить наиболее четкую картинку. На полностью открытой диафрагме объектив «мылит» сильнее (аберрации наиболее ярко выражены). По мере уменьшения относительного отверстия аберрации уменьшаются. Примерно начиная с диафрагмы f/11-f/13 происходит плавное падение контраста из-за дифракционных эффектов — идеальная «точка» размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (6-7 мкм для формата APS-C, см. также статью «Из жизни пчел или о макросъемке на природе и глубине резкости »). Поэтому дальнейшее уменьшение относительного отверстия (f/16 и более) обычно не целесообразно («дифракционное размыливание» изображения хорошо заметно на диафрагме f/22 — см. рис. 9).

Av

Край кадра

Центр кадра

4

5, 6

8

11

16

22

100%-ные кропы снимков, сделанных при различных значениях диафрагмы: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, фокусное f=24 мм; конвертирование из RAW с помощью Capture One (параметры по умолчанию). Наибольшая резкость по центру кадра достигается на диафрагме f/8, а приемлемое качество на краю кадра — только после f/11.

Как расшифровать полученные снимки? Оценить контрастность объектива можно визуально по черноте толстых линий (или букв) и четкост и их границ. Наиболее черные и четкие буквы и полоски при диафрагме f/8 (по центру кадра). При той же прикрытой до f/8 диафрагме (на два стопа!), разрешающая способность объектива на краю кадра все еще низкая — мелкие вертикальные полоски не различимы (в данном примере эти полоски соответствуют разрешению примерно 35 пар линий/мм). Если прикрыть диафрагму до f/11, то разрешение объектива на краю кадра становится лучше, но контрастность начинает падать из-за дифракции. Делаем вывод: наилучшая резкость для тестируемого экземпляра достигается в диапазоне f/8-f/11, но качество картинки по углам оставляет желать лучшего даже на прикрытой диафрагме.

Дополнительно полученные снимки позволяют оценить виньетирование — затемнение на краю кадра по сравнению с центром (наиболее заметно при максимально открытой диафрагме f/4). А также дисторсию — в идеале ячейки миры должны быть прямоугольными по всему полю кадра, а окружности не должны искажаться в овалы.

Для зум-объективов резкость зависит не только от диафрагмы, но и от фокусного расстояния. Для определения наиболее резкого диапазона фокусных расстояний целесообразно сделать серию снимков на разных положениях зумирующего кольца.


f, мм

Край кадра

Центр кадра

24

35

50

70

100%-ные кропы снимков, сделанных при различных фокусных расстояниях на полностью открытой диафрагме: камера 300D, объектив EF 24-70 f/2.8 L, диафрагма f/2,8; конвертирование из RAW с помощью Capture One (параметры по умолчанию). Наилучшая резкость наблюдается для f=35 мм. На крайних положениях зума изображение мыльноватое (особенно на краю кадра) и заметна небольшая дисторсия.

На следующих фотографиях показано к чему может привести «мыло» объектива на практике. Как видно съемка на натуре подтверждает результаты тестов: объектив SIGMA 18-50 не блещет резкостью по углам кадра, даже на прикрытой до f/8 диафрагме.


SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC (цена 4700 руб.)

CANON EF 24-70 f/2.8 L (цена 36000 руб.)

Сравнение резкости на краю кадра для различных объективов: камера 300D, f=50мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW

край кадра

центр кадра

Сравнение резкости на краю и по центру кадра: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, f=50мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW. На краю кадра заметны весьма неприятные аберрации, как будто произошла «шевеленка», хотя на самом деле съемка велась со штатива в безветренную погоду (по центру кадра изображение резкое).

5.3. Тест на хроматические аберрации

Хроматические аберрации (ХА) наиболее ярко выражены у зум-объективов и отчетливо проявляются на сильно контрастирующих объектах, например, вокруг веток деревьев на фоне яркого неба. Это хроматические аберрации увеличения (в англ. литературе встречается термин «lateral chromatic aberration»).

Пример хроматических аберраций увеличения: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, f=18мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW. Как видно из рисунка цветную бахрому можно уменьшить (например, с помощью RAW-конвертора). Но при существенных аберрациях даже Photoshop не в силах справится с ХА полностью

Еще существуют хроматические аберрации положения (в англ. литературе встречается термин «longitudinal chromatic aberration»). Один из простых способов оценить их — это сделать макроснимок белого листа бумаги с черным текстом под углом.

а) EF 100 f/2.8 MACRO USM

б) EF 24-70 f/2.8 L

Тест на хроматические аберрации положения: камера 300D, диафрагма f/2,8; конвертирование из RAW с помощью Capture One (параметры по умолчанию). ХА положения проявляются в виде окрашивания контрастных объектов в зоне нерезкости

Как видно зум-объектив EF 24-70 f/2.8 L (высокого класса!) имеет ощутимые хроматические аберрации положения: зеленого цвета за плоскостью фокусировки и красного цвета перед ней. Если цветные ореолы вокруг четких границ еще как-то можно попытаться «побороть» в графическом редакторе, то ХА в зоне нерезкости практически неподдаются «лечению» (разве что сделать изображение монохромным, например, черно-белым).

6. О защитном фильтре (вместо заключения)

Обычно после приобретения объектива для него покупается защитный фильтр: PROTECT или NEUTRAL. Также подойдет ультрафиолетовый UV (фактически для цифры выполняющий только защитную роль), SkyLight 1A или 1В (со слабым розоватым оттенком) или HAZE (против дымки). Назначение этих фильтров на цифре предохранять оптику от внешних механических и химических воздействий , то есть от всякого рода загрязнений: пыли, капель дождя, жирных пальцев, каменьев (и такое бывает!), смолы (которая внезапно падает с веток и которую можно оттереть только вместе с просветляющим напылением) и т. п.

Для теста на блики подойдет затемненная комната и обычная настольная лампа. Направляем камеру так, чтобы источник света был по центру кадра — фильтр не должен давать ярких цветных ореолов вокруг лампы. Блики обычно проявляются при косых лучах (лампа под углом). Чем менее заметны отражения в этом положении лампы тем качественнее фильтр. Для полноты теста попробуйте направить камеру под различными углами к источнику света и на разных расстояниях.

Блики может давать и сам объектив. Поэтому поймав «зайчик» следует также сделать снимок без фильтра не меняя положения камеры (используйте штатив). Это даст возможность отличить где отражения от фильтра, а где от самого объектива.

Представленный тест позволяет выяснить насколько сильно блики зависят от фильтра и имеет ли смысл снимать «защиту», чтобы уменьшить отражения когда в кадре есть яркий свет, например, солнце.

На этом все. При походе за объективом в магазин не забудьте подзарядить аккумулятор камеры, взять штатив, тестовую шкалу, миру и скотч. А также составить краткий план тестирования (на основании вышеизложенного:-)). Лучше семь раз проверить до покупки, чем потом расстраиваться и обращаться в сервис.

При покупке. Дело в том, что проблем с современными объективами хватает: неработающий или неточный автофокус, пыль под передней линзой, внешние повреждения наконец. Так на что же стоит обратить внимание? Рассмотрим шаги, которые стоит выполнить, когда вы покупаете объектив.

Проверяем внешний вид

Это самое очевидное, но, не смотря на это, почему-то многие халатно относятся к внешнему осмотру объектива. На что именно здесь стоит обратить внимание? Начать осмотр нужно с корпуса. На нем не должно быть потертостей и царапин. То есть, если на нём есть вмятины, сколы или трещины, то бегите не оглядываясь. Современные объективы имеют сложную и вместе с тем хрупкую конструкцию. Они редко переносят без последствий удары и падения.

Далее стоит осмотреть линзы. Это очень важно. На линзах не должно быть трещин и царапин. Да, существует мнение, что проблемы подобного рода мало влияют на итоговый снимок. Но просто ответьте мне: вы хотите купить объектив с царапиной на передней линзе? Вряд ли. А это значит, что и продать вы его потом, если вдруг захотите, едва ли сможете. Или придется очень сильно уступить в цене. Берегите ваши деньги, проверяйте внешнее состояние объектива внимательнее!

После внешнего осмотра линз стоит посмотреть объектив на просвет. Посмотрите нет ли пыли за передней линзой, нет ли масла на лепестках диафрагмы. Последнее встречается скорее у ретро-объективов, а вот пыль – это проблема многих современных зумов .

Проверяем объектив в работе

То, что объектив хорошо выглядит, это, безусловно, плюс. Но этого мало. Даже стоит сказать так: этого НИЧТОЖНО мало. Вы покупаете объектив не чтобы им любоваться. Он нужен для того, чтобы у вас была возможность получать качественные снимки. Поэтому сразу после внешнего осмотра приступайте к проверке объектива в работе.

С чего стоит начать? Может с проверки бэк/фронт-фокуса по мишени? Оставьте это на потом. Начните с того, что просто «постреляйте» по сторонам. По ближним и дальним объектам, на открытой и закрытой диафрагме. Какова цель всего этого?

Во-первых, нужно проверить, как фокусируется объектив (если в нём установлена система автофокусировки). Фокус должен работать быстро, и самое главное, он должен попадать по целям. Приблизив снятое изображение вы можете увидеть, попал ли объектив в фокус там, где нужно. Если вы фотографируете «подопытного» (например, своего друга), то смотрите на глаза. Если они резкие на открытой диафрагме, то это хороший знак.

Во-вторых, нужно проверить технические моменты: нет ли брака в объективе. Покрутите кольцо фокусировки и зума, они должны ходить плавно. Прикройте диафрагму до значения f/11 и сфотографируйте витрину, стену соседнего дома или что-нибудь ещё. А потом посмотрите, одинакова ли резкость на краях кадра. То есть, резкость в левом верхнем углу должна быть такая же, как в правом верхнем. Если резкость отличается, то, вполне возможно, объектив бракованный. Покупать его не стоит.

Если вы сфотографировали всё, что было в зоне вашей досягаемости и если вас устраивает результат, то, вероятнее всего, объектив нужно брать. Если вы всё ещё не уверены в своем решении, то есть несколько способов более глубокой проверки технической исправности объектива.

Основная проблема объективов, это неточность фокусировки. Например, вы фокусируетесь по глазам объекта, а резкость оказывается на носу. Этот эффект называется фронт-фокус. Обратная проблема – бэк-фокус. Это ситуация, когда резкими оказались, например, уши портретируемого. Чтобы проверить попадает ли объектив точно в цель или мажет (и если мажет, то насколько), стоит воспользоваться проверкой по мишени. Видов мишеней несколько, вы можете найти их в сети или купить. Однако мой совет – лучше проверяйте объектив не в искусственных условиях, а на реальных объектах. Об этом написано выше.

Как же проверить объектив?

Думаю, теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Всё не так сложно и занимает не больше 10-15 минут при неспешном подходе. Основные моменты, описанные в этой статье, нужно запомнить. И тогда вы не будете чувствовать себя обманутыми после покупки очередной дорогой игрушки. По крайней мере, с точки зрения работоспособности всё будет как надо. Удачного выбора!

Все проблемы при выборе б.у. объективов сводятся к одному: объективом пользовались. А это значит, что им много фотографировали, ставили и снимали с камеры, где-то хранили, попадали с ним под дождь, много и часто крутили зум, протирали линзы… Как же выбрать б.у. объектив и не вляпаться? На что обратить внимание при покупке? Как определить мёртвое стекло? После основательной и рассказа о том, меня завалили вопросами про объективы, и спустя время я наконец-то решился написать соответствующую статью. В ней разложил по полочкам основные проблемы, которые возникают при выборе б.у. объективов, и попытался рассказить, как с ними не столкнуться.

Отсутствующие крышки/бленды

Перед осмотром б.у. объектива посмотрите в интернете, идёт ли с ним в комплекте бленда . Если идёт, то спросите у продавца её.

Само по себе отсутствие бленды — не решающий фактор, но к дорогим моделям бленду найти очень тяжело, а часто и дорого, поэтому отсутствие оного девайса — отличный повод поторговаться.

Что касается крышек, у любого продаваемого объектива всегда должны быть в наличии 2 крышки, передняя и задняя. Без задней крышки покупать объектив ВООБЩЕ нельзя, за переднюю можно торговаться (если у объектива на затёрто просветляющее покрытие и нет отпечатков пальцев, в противном случае покупать стекло не стоит). Кроме того, помните: крышки большого диаметра и нестандартных размеров (62, 68, 77, 82 мм) бывает найти достаточно трудно. Скорее всего, вам придётся заказывать их на ebay или ещё где. А если вы покупаете объектив третьих фирм (Tokina, Sigma, Tamron и так далее), то вы с большой вероятностью вообще не сможете найти на него крышечку с нужным вам названием фирмы. Придётся купить или крышку без надписи, или с моделью вашего фотоаппарата.

Если объектив хранили без крышек , то практически 100% вероятность того, что у него будет повреждено просветляющее покрытие, будет множество микроцарапин на задней линзе (а это ооооочень плохо), в механизмах будет полно пыли, которая потом перекочует в шахту фотоаппарата и во внутренности объектива.

Затёртое просветляющее покрытие на задней линзе

Первая проблема, она же главная. На стёклах любого более-менее современного объектива есть просветляющее покрытие, которое делает изображение более резким, избавляет его от хроматических аберраций и комы, устраняет зайцы и блики, и, как следствие, позволяет объективу быстрее фокусироваться. При осмотре б.у. объектива стоит очень внимательно к этому относиться.

Как проверить просветляющее покрытие? Возьмите объектив, поверните его передней линзой к свету и посмотрите на отражения, которые в нём возникают. Вы увидите радужные блики, чаще всего фиолетового цвета. Иногда бывают зелёные, но самое главное — при небольшом повороте объектива вы должны увидеть, что эти блики равномерны на всей плоскости передней линзы.

Если вы видите неравномерности в отражении, блик прерывается или ступенчато меняет цвет в разных частях линзы, то с просветляющим покрытием проблемы. Визуально это выглядит как затёртое, неопрятное стекло. Чаще всего страдает центр линзы.

Отпечатки пальцев на линзах объектива

Также на просветляющем покрытии могут быть видны отпечатки пальцев: соли и жиры, содержащиеся на руках, в некоторых случаях могут реагировать с просветляющим покрытием, и тогда отпечаток остаётся на линзе навсегда. Если при осмотре объектива вы обнаружили на линзах отпечатки пальцев или рук, стоит насторожиться: во-первых, с прибором обращались не бережно, во-вторых, скорее всего, вы уже никогда не сможете их оттереть (даю гарантию, что продавец пытался это сделать, но не смог).

Отпечатки пальцев тоже ухудшают качество картинки, уменьшают контраст, резкость, и вообще.

Пыль на линзах

Осматривая объектив на свету, обратите внимание на количество пыли. Наличие нескольких пылинок снаружи на передней и задней линзах — не страшный симптом. Пыль может появляться на линзах, это норма. Вы можете тут же, при продавце, сдуть пылинки грушей. Не надо лезть туда кисточкой, чтобы не нервировать продавца и не дать ему повода для спекуляций. Займётесь этим потом.

Пыль на внешней стороне передней линзы практически не влияет на картинку до той поры, пока вы не начинаете фотографировать при ярком контровом освещении. Стоит в кадр попасть солнцу или другим ярким источникам света, каждая пылинка начинает бликовать. Как минимум это ведёт к потере контраста, а как максимум — к полному его отсутствияю, невозможности фокусировки в солнечный день, некрасивым бликам и зайцам при попадании в кадр ярких источников света.

Пыль на внутренней линзе объектива (той, которая ближе к фотоаппарату) влияет на картинку более ощутимо: при закрытой диафрагме на снимках могут появляться серые точки пылинок.

Сдув пыль с наружной стороны линз, откройте диафрагму объектива и посмотрите его на просвет.

Как открыть диафрагму объектива Canon/Nikon? — напишу статью позже.

Оцените количество пылинок, которые осели внутри объектива . Небольшое количество пыли на внутренних линзах — норма для любого более-менее старого объектива, но не норма для топовых моделей ведущих производителей фототехники. Помните, что, покупая бюджетное стекло, вы заведомо миритесь с его слабой (или отсутствующей) пылевлагозащитой. У дорогих стёкол (например, Nikkor 24-70 2.8G, Canon 24-70 2.8, Nikkor 70-200 2.8G, Canon 70-200 2.8, Canon 85 1.2, Nikkor 85 1.4G и т.д.) пылевлагозащита находится на совершенно другом уровне, а значит наличие пыли внутри может свидетельствовать о неаккуратной эксплуатации в грязных условиях, либо о кустарном ремонте (смотрите внимательно болты). Строго говоря, это еще не повод отказываться от покупки, но повод поторговаться или призадуматься. 2-3 пылинки никак не повлияют на картинку.

Если же пыли очень много , от покупки лучше отказаться.

Пыль внутри объектива ведёт к потере контраста, а чистка его в сервисе может обернуться для вас половиной стоимости объектива, при этом результат не гарантирован: может статься, что забранный из сервиса объектив вообще не будет фокусироваться, и вы ничего не докажете.

Общий износ объектива от нормального использования


Объективы изнашиваются не так быстро, как фотоаппараты, и поэтому зачастую работают долгие и долгие годы. Однако, тут есть некоторые нюансы.

Осматривая объектив, потрясите слегка его возле уха в тихом месте и внимательно послушайте: постукивание в недрах устройства свидетельствует о том, что механизм уже «устал». Если речь о недорогих объективах, то это чуть ли не норма, но если вы выбираете линзу старшей модели, стоит призадуматься.

Покрутите кольца зума, фокусировки и регулировки диафрагмы (все, что есть): каждое кольцо должно вращаться плавно, равномерно, с постоянным и ровным усилием, слегка «вязко», но не тяжело. Если при вращении кольца ощущаются рывки и подклинивание, если кольцо сидит не жёстко и болтается, это может говорить о сильной выработке механических частей.

Переключите все выключатели объектива, которые есть (мануальный фокус, стабилизатор, ограничение дистанции фокусировки). Они должны включаться упруго, мягко, без хруста, с чётким (и даже приятным) щелчком. Если переключатели подклинивают, переключаются с разным усилием, хрустят, это может сказать вам об их износе, песке внутри объектива, либо об общем износе объектива.

Недорогие объективы не предназначены для постоянного многочасового использования в жёстком профессиональном режиме, т.к. все их рабочие механизмы изготовлены из пластика или не слишком качественного металла. Как следствие, если объектив не из профессиональной линейки попадает в руки к профессионалу, очень быстро объектив разбалтывается, механизмы зума и фокусировки приобретают люфты, начинает болтаться даже блок линз, что приводит к нарушению плоскости фокусировки (полкадра могут быть нерезкими) и к возможной поломке (разрывы шлейфов, заклинивание зума, залипание диафрагмы,)


Осмотрите пластик и металл объектива. Как правило, производители покрывают его приятным глазу и руке матовым напылением. Оно может быть равномерным или состоять из небольших текстурных «капелек», но должно быть достаточно равномерным по всему объективу.

От долгого профессионального использования, неаккуратного хранения и переноски матовое напыление на пластиковых и металлических деталях полируется и становится блестящим. При этом выпуклые части блестят сильнее, чем все остальные. Вообще такая затёртость подержанных объективов не является чем-то криминальным. Однако, если продавец уверяет, что объективом практически не пользовались, то знайте: врёт. Можно как минимум торговаться.


Осмотрите резинки. Резиновые кольца зума, фокусировки и другие (если есть) должны сидеть плотно, не проворачиваться при использовании объектива, выглядеть аккуратно.

Как правило, проблема разбухших и растянутых резинок свойственна объективам фирмы Nikon. От постоянной эксплуатации резинки пропитываются кожным салом и другими компонентами, выделяющимися на руках фотографа. В результате резина разбухает и вытягивается, кольца начинают проворачиваться и даже сваливаться с объектива, выглядят неопрятно. Само по себе это, опять же, норма для старых объективов. Но если продавец уверяет, что объективом «пользовалась бабушка раз в год на Пасху», то не верьте: разбухшие резинки возникают от реально частого и интенсивного использования. Торгуйтесь.

Кстати, мой опыт подтверждает, что разбухшие резинки можно спасти : достаточно замочить их минут на 10-15 в бензине для зажигалок или очищенном бензине «Галоша», после чего вынуть, просушить сутки и примерить обратно. Если резинка всё ещё велика, процедуру повторять до победы.

Механические повреждения объектива

Если нормальные следы использования, как правило, не являются существенной помехой при покупке объектива, то механические повреждения уже должны вас насторожить. Они могут свидетельствовать о том, что объектив побывал в серьёзных переделках. Правда, бывают повреждения как серьёзными, так и не очень.

Осмотрите пластик и металл на предмет царапин .

Лёгкая потёртость в нижней части объектива (где обычно серийный номер) — практически норма для б.у. линз, ведь камера вместе с объективом, как правило, именно этой частью прикасается к поверхностям, на которых лежит.

Неглубокие царапины на краске и пластике должны насторожить вас в чуть большей степени: они свидетельствуют о том, что объектив не слишком бережно хранился и, возможно «летал».

Гораздо серьёзнее нужно относиться к следам резких ударов на углах объектива : внимательно осмотрите переднюю кромку, на которую обычно прикручиваются фильтры и цепляется крышка. Именно переднему краю чаще всего достаётся при неосторожном обращении, когда фотоаппарат, вися на шее фотографа, встречает разнообразные препятствия в виде других фотографов, деревьев, камней (в походе) и т.д.

И уж совсем серьёзно задуматься нужно, если есть царапины на линзах.

  • Царапина на задней линзе (даже самая маленькая!) — это всё, это конец. Покупать такой объектив можно только за бесценок.
  • Царапина на передней линзе не столь фатальна: если она не прямо в центре, а ваш объектив имеет фокусное расстояние от 50мм и больше, то вряд ли вы когда-нибудь заметите хоть сколько-то сильного влияния царапины на изображение. Но вот если вы рассматриваете широкоугольный объектив (обычно в диапазоне 8-28мм), то царапина может очень сильно попортить вам настроение. Солнце, попавшее в кадр, будет иметь вид блямбы вместо красивой 9-лучевой (6,8,13-лучевой) звезды, а если вы снимаете интерьер, и у вас много источников света, то вы рискуете получить полный букет зайчиков, которые вряд ли будут украшать ваше фото.

Если вы собираетесь профессионально расти в пейзажной и интерьерной фотографии, то проследите, чтобы чистота передней линзы была идеальна.


Осмотрите байонет объектива (ту часть, которой он крепится к камере). На младших моделях объективов (которые, как правило, идут в комплекте с недорогими камерами) байонет пластиковый, и от интенсивного использования с частой сменой объективов пластик истирается, на нём появляются вмятины, борозды, и объектив перестаёт жёстко «держаться» в своём гнезде. Это негативно влияет на плоскость резкости, может привести к нарушению контакта с камерой. Объектив с убитым байонетом брать нежелательно.

Объективы. Особенности, отличия, проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: