Как развивают студенческое предпринимательство за рубежом. Стимулирование студенческого предпринимательства и создание спин - офф компаний шадова з.х.,кошиева з.р.,talaat hassan Практическая подготовка к открытию собственного дела

Для поддержки студенческого предпринимательства в Университете ИТМО проводят мастер-классы, акселерационные программы и конкурсы проектов. Многие российские вузы тоже осознают, что университет нового поколения должен быть предпринимательским. Но как продвигают студенческие стартапы коллеги из-за рубежа? Мы попросили иностранных экспертов из вузов Дании и Финляндии рассказать о том, как устроена инновационная инфраструктура в их вузах.

Ян Уве Вольф , директор научно-образовательного центра в области строительства, VIA University college (Дания)

В VIA University college обучается более двадцати тысяч студентов, я представляю только один из кампусов в пять тысяч студентов, в котором сосредоточено наибольшее количество международных программ и активностей. Здесь мы обучаем, к примеру, информационным технологиям, инженерным наукам, бизнес-дисциплинам. Две из пяти тысяч студентов приехали учиться в Данию из 52 стран мира. Мы составляем образовательные программы таким образом, что предпринимательство и инновации становятся не просто предметом изучения, — студенты используют эти навыки и в рамках остальных курсов.

Дело в том, что перед любыми вузами — неважно, датскими, финскими или российскими — стоит одна проблема: мы готовим людей работать по профессиям, которые, возможно, еще не существуют. Несколько лет назад в Нидерландах провели исследование, согласно которому топ-10 профессий 2010 года в 2002 году еще не существовали, и эта статистика будет только подкрепляться. Поэтому мы стараемся дать студентам компетенции, которые помогут решать широкий круг проблем, большая часть которых еще не определена. Научить их навыкам, которые, возможно, не имеют ничего общего с инженерией или IT.


В VIA University College у нас есть инкубационный центр общей площадью в 8 тысяч квадратных метров, в этом году там расположилось более 50 компаний на ранней стадии развития. Здесь студенты могут попробовать свои силы, поработать в этих компаниях, те рассматривают их как потенциальных сотрудников, и в комплексе это помогает научить студентов мыслить разносторонне.

Я впечатлен инновационной инфраструктурой Университета ИТМО, но мне кажется, что вы стараетесь привить студентам инновационный тип мышления только в рамках магистерских и аспирантских программ. Мы делаем это уже на стадии базовых образовательных программ, во втором семестре четвертого курса. Мне кажется, что это необходимо делать как можно раньше, и в первую очередь это важно для тех, кто не собирается строить карьеру в науке. А университетская среда должна поддерживать этот процесс.

Лаури Тенхунен , исследовательский центр в области умных сервисов, Университет прикладных наук HAMK (Финляндия)

В нашем вузе мы стараемся использовать современные методы образования, привить студентам больше ответственности: чем активнее они будут, тем больше возможностей они смогут реализовать, и тем вероятнее они построят собственный успешный бизнес. Мы реализуем массу проектов, финансируемых сторонними источниками, например, Евросоюзом, и студенты тоже могут принимать в них участие. Есть разные международные программы, посвященные проектной деятельности. Наша главная цель — не только дать студентам механизмы для создания высокотехнологичного производства, но и выстроить полноценную инфраструктуру с привлечением представителей малого и среднего бизнесов, которые, в свою очередь, также могут нанимать студентов для участия в своих проектах.


В нашем университете семь кампусов, и в каждом есть свой бизнес-инкубатор. Кроме того, есть кооператив — туда они могут обращаться, если пока не готовы строить свою компанию, но хотят продавать свои услуги или учиться предпринимательству на практике. Некоторые из этих сервисов используются для обучения, но студенты могут обращаться к ним и самостоятельно.

Ключ к успешному развитию студенческого предпринимательства — информация. К сожалению, крупный бизнес, как правило, редко обращается к университетам. У нас, например, десятки партнеров среди университетов и институтов Европы, в том числе в России, и я считаю, что предпринимателям нужно обращаться к этой сети — в каждом из них есть контактные лица, которые готовы помочь.

Наличие собственного успешного бизнеса за рубежом – это мечта многих. Не удивительно, ведь предпринимательская деятельность и открытие собственного дела позволяет человеку не только проявить себя и удовлетворить свои амбиции, но и заработать большие деньги.

Однако в условиях современной глобализации и высокой конкуренции ведение предпринимательской деятельности требует наличия не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые дадут возможность правильно распределить этот капитал и развить свою бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее доход. Иными словами, современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки и знания целого ряда бизнес-дисциплин – от бухгалтерского учета до маркетинга.

Именно этим объясняется популярность во всем мире предпринимательского бизнес-образования, которое дает студентам все навыки для открытия и развития своего дела.

Почему стоит изучать предпринимательство?

Предпринимательство – ключевой двигатель экономики

Малый бизнес, созданный предпринимателями, является ключевым двигателем экономики и обеспечивает большинство рабочих мест. Будучи важнейшим свойством рыночной экономики, предпринимательство, как сфера деятельности, объединяет инициативных и амбициозных людей, многие из которых уходят в крупный бизнес, политику, экономику и развивают собственное дело на местном, национальном и глобальном уровне.

Всестороннее бизнес-образование

Бизнес-школы университетов мира предлагают студентам множество общих и узконаправленных программ обучения, при этом именно курсы в области предпринимательства можно назвать наиболее целостными и всесторонними. Нацеленные на индивидуальное личностное, лидерское и предпринимательское развитие каждого студента, эти курсы включают в себя самые разные дисциплины, от экономики и финансов до работы с людьми и управления.

Практическая подготовка к открытию собственного дела

Еще одно выгодное отличие учебных программ в области предпринимательства – это практическая подготовка, которую они дают. Выпускники этих курсов отмечают, что большинство других программ бизнес-школ готовят сотрудников для уже существующих компаний, не знакомых с реалиями процесса открытия собственного бизнеса. В отличие от них, программы для будущих предпринимателей не только объединяют всевозможные дисциплины, но и дают отличную подготовку к открытию, ведению и развитию своего дела в актуальных условиях.

Предприниматель учится и развивается всю жизнь

Сфера предпринимательства и бизнес-инноваций не стоит на месте, а находится в процессе постоянного динамичного развития. Для того чтобы «оставаться на плаву» успешные предприниматели обязаны также постоянно развиваться, получать новые знания и навыки. Получение качественного начального предпринимательского образования даст вам прекрасный жизненный и профессиональный старт, вдохновит вас на дальнейшее развитие и совершенствование.

Вы научитесь «понимать» деньги

Как бы ни сложилась ваша дальнейшая карьера, опыт изучения предпринимательства даст вам знания, которые в любом случае пригодятся в жизни. В первую очередь, вы научитесь «понимать» деньги, что даст вам ценнейшие навыки правильного расчета личных финансов, организации счетов, понимания финансовых процессов и многого другого. При этом углубленное знакомство с различными бизнес-дисциплинами позволит вам, при желании, не открывать собственное дело, а устроиться на работу в одну из существующих компаний.

Специализации

Изучая предпринимательство в зарубежных университетах, вы можете получить одну из следующих общих и узких популярных специализаций:

Процесс и стоимость обучения

Обычно программы в области предпринимательства и бизнеса за рубежом предлагаются на базе университетских бизнес-школ или факультетов менеджмента и финансов.

Начальные знания в сфере предпринимательства и бизнеса можно получить за счет среднего специального образования или подготовительных программ Foundation, выбрав соответствующую специализацию.

Студенты изучают общие бизнес-дисциплины в течение 3-4 лет на уровне бакалавриата, после чего могут продолжить обучение на академических или исследовательских программах магистратуры (1-2 года) и докторантуры (от 2 лет).

Курсы в области предпринимательства предполагают изучение широкого ряда дисциплин, знание которых необходимо для открытия, ведения и развития своего бизнеса. Среди них – управление и работа с людьми, финансы и бухгалтерский учет, бизнес-инновации и предпринимательство, экономика, иностранные языки и т.д.

В рамках некоторых программ бакалавриата и магистратуры студенты также осуществляют индивидуальную или групповую работу над созданием собственного стартапа и бизнес-плана, а исследовательские курсы предполагают проведение исследований в сфере бизнеса и предпринимательства.

Доступные программы ассоциата в области предпринимательства предлагает американский ($6,800 в год), доступные программы бакалавриата предлагает ирландский ($7,622 в год), а программы магистратуры - ($5,417 в год).

Более дорогостоящее образование в области предпринимательства, бизнеса и управления можно получить в британском ($26,650 в год), австралийском ($27,840 в год) и американском ($44,400 в год).

Возможности для предпринимательской деятельности за рубежом

Многие студенты получают высшее предпринимательское образование с целью создания собственного стартапа и открытия своего бизнеса за рубежом. Стоит учесть, что для разных стран характерны разные условия ведения бизнеса для иностранных предпринимателей. Рассмотрим несколько примеров стран с благоприятным климатом для предпринимателей…

Новая Зеландия

Новая Зеландия – это страна с благоприятными условиями для бизнеса, а также одна из самых некоррумпированых стран мира. Здесь можно получить предпринимательскую визу Entrepreneur Work Visa, которая действует в течение 3 лет и позволяет открыть свое дело.

Для получения визы нужно представить справку о несудимости и продемонстрировать готовность инвестировать в свой бизнес. Помимо невысоких налогов, стоит также отметить наличие в Новой Зеландии большого количества инвесторов, поддерживающих перспективные стартапы. Лучшие перспективы развития в Новой Зеландии ожидают бизнес в сфере ИТ, экологии и переработки мусора, туризма, сельского хозяйства и образования.

Великобритания

Иностранцы составляют около 20% от общего числа предпринимателей в Великобритании. Ежегодно условия ведения бизнеса в стране улучшаются, в будущем страна планирует частично освободить компании от госпошлин и сократить налог на прибыль предприятий с 20% до 18%.

Иностранцы могут получить британскую предпринимательскую визу Tier 1, имея £50,000 на инвестиции в свой бизнес или заручившись поддержкой частных или государственных организаций. Перспективными направлениями для развития своего дела в Великобритании являются сферы технологий, экологии, кулинарии и т.д. При этом тремя лучшими британскими городами для развития стартапов признаны Лондон, Бристоль и Оксфорд.

Гонконг

Будучи одним из лидеров торговли в Азии, Гонконг также отличается одной из самых открытых и интернациональных экономик в мире. Один из главных плюсов ведения бизнеса в стране – это низкий налог на прибыль, который составляет 16,5%.

Открытие своего дела в Гонконге занимает около месяца, а стать предпринимателем в стране может каждый иностранец старше 18 лет при условии наличия секретаря, являющегося резидентом страны. Для получения предпринимательской визы в Гонконг необходимо представить свой бизнес-план, продемонстрировать наличие финансов на содержание бизнеса и доказать экономическую пользу своего стартапа.

В этом году тема молодежного технологического предпринимательства звучала на мероприятиях IV Форума молодых ученых U-NOVUS особенно часто: на пленарном с сессионных заседаниях, на круглых столах, семинарах и просто в кулуарах форума.

На заседании рабочей группы федерального проекта «ИНО Томск» , состоявшемся в рамках U-NOVUS, заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович особо подчеркнул важность развития предпринимательства в вузах: «Оно должно быть частью университетской культуры. Не только образовательный процесс, не только наука, но и предпринимательство - это часть общего развития молодого человека, приобретения отдельных навыков». Но пока, по его мнению, это не стало «системным достижением» и похвастаться «пока мы этим не можем». Есть, конечно, отдельные примеры...

Потому, по словам вице-премьера, Правительство РФ намерено уделить особое внимание поддержке студенческого предпринимательства и работа в этом направлении уже ведется. Жаль, что плотный график работы не позволил Аркадию Дворковичу лично поучаствовать в работе одного из круглых столов U-NOVUS-2017, участники которого как раз и представили свои успешные истории молодежного техпредпренимательства.

Примеры и возможности эффективного развития бизнес-навыков молодых стали главной темой круглого стола «Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства». Его организаторами в рамках программы U-NOVUS-2017 выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и Томского политехнического университета . Участники встречи - представители ведущих и опорных университетов России, органов власти, институтов развития, частных фондов, социально-ответственного бизнеса и эксперты научно-образовательной сферы - обсудили основные проблемы, связанные с актуальной темой, и поделились сделанным в этой области.

Темы молодежного техпредпринимательства не нова. Но ее актуальность обусловлена, в том числе, теми изменениями экономической ситуации на местах, которые заставляют вузы быть в тонусе. Свое влияние на это оказывает и приоритетный проект Минобрнауки России «Вузы как центры пространства для создания инноваций» . Его реализация ставит перед университетами не только технологические, но и социальные задачи. Об этом участникам встречи напомнила исполнительный директор НФПК Ирина АРЖАНОВА.

Вопрос стимула

НФПК давно и планомерно работает с разными когортами университетов, в том числе с ведущими, а сейчас и с опорными. Потому фонду хорошо знакома тема техпредпринимательства и проблемы, связанные с ее развитием.

Сегодня мы активно работаем c опорными университетами, - отметила Ирина Аржанова. - Для нас очень важна эта группа вузов. Потому как они действуют на местах, в интересах своих регионов. Их не случайно называют драйверами инновационного развития территорий. Речь в данном случае идет не только о развитии самого вуза, который должен реализовать свою стратегическую программу. Он должен повлиять и на развитие региона в целом, через развитие экономики, населения, создание креативного класса.

По мнению главы фонда, можно выделить три основных инструмента стимулирования молодежного предпринимательства, которые сегодня используют вузы. Первый - это образовательные программы, которые дают знания, навыки предпринимательского мышления и деятельности.

Второй - инновационная инфрастраструктура, которая позволяет эти знания применить, апробировать, получить опыт реальной практической деятельности и проектирования. Месторасположение так инфраструктуры может быть самым разным: внутри самого университета, в кампусе, который используют сразу несколько вузов, она может быть региональной или городской... Главное, чтобы работала на пользу дела.

Третий инструмент - мероприятия и проектная деятельность, различные конкурсы и проекты, которые также стимулируют развитие предпринимательства.

Программы быстрой сборки

Использование сетевой формы работы при подготовке кадров для отраслей инновационной экономики содействует повышению интереса к естественнонаучным специальностям детей и молодежи, считает руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Сергей ФИЛИППОВ. Не первый год фонд адресно работает с вузами, как по образовательным программам, так и по налаживанию эффективного взаимодействия вузов с бизнесом. Но сейчас формат работы фонда несколько изменился. Сергей Филиппов остановился на этом подробнее.

Напомним, ФИОП входит в группу РОСНАНО , он не является коммерческим предприятием. По словам Сергея Филиппова задача фонда - «развивать инфраструктуру для НИРОВ, НИОКРов и в целом для системы образования». Одна из программ ФИОП направлена конкретно на работу с предприятиями.

Вполне естественно, что при закупке нового оборудования требуются и новые сотрудники, - заметил представитель фонда. - По заказу предприятий на условиях равного финансирования мы, при поддержке вузов, готовим необходимых специалистов. Выиграв тендер, университет-победитель разрабатывает программу дополнительного образования, модули которой могут быть интегрированы в другие магистерские программы. Таким образом у нас уже подготовлены 3,5 тысячи человек, 35 тысяч студентов освоили эти дополнительные модули. Все программы также включены в систему электронного образования. Разработка профстандартов в области нанотехнологий - другое, не менее важное направление деятельности ФИОП, как и работа со школьниками.

Как инвестиционная компания, РОСНАНО хорошо видит существующую сегодня на рынке нехватку специалистов по многим направлениям. Для ответа на технологические вызов требуются кадры. Их ждут от вузов, которые, со своей стороны, требуют от предприятий поставить задачу: скажите, кого готовить, а мы уж все сделаем. К сожалению, посетовал представитель ФИОП, рынок труда долгое время не может сформулировать четкие компетенции.

Решение проблемы мы видим в использовании сетевой формы, - рассказал Сергей Филиппов. - Еще в 2011 году в рамках межвузовской программы подготовки инженеров мы открыли свою кафедру в Физтехе: брали заинтересованных в такой форме подготовки магистрантов под задачи, сформулированные предприятиями. У студентов было два научных руководителя: один со стороны вуза, второй - со стороны предприятия. По результатам итоговой защиты выпускник получает два диплома: базовый и по инновационному модулю.

Опыт оказался достаточно удачным, а карьеры выпускников успешны: практически все они теперь работают на тех предприятиях, где и защищали дипломы. Но готовить таких штучных специалистов, конечно, недешево. Позже к программе подключились еще несколько вузов: МИСИС, МИФИ, РАНХиГС. История показалась интересной правительству Москвы и оно со своей стороны поддержала программу софинансированием. Благодаря такому подходу было создано комплексное сетевое пространство.

Но начинается все с компании: она - инициатор задачи и по компетенциям, и по специальностям, которые ей нужны. Она же создает производственные условия для выполнения этих задач на своей базе, - подчеркнул Сергей Филиппов. - Наша модель заинтересовала вузы: они рассматривают возможность использовать ее для работы с предприятиями в своих регионах. Сейчас ее изучают в Сибирском федеральном университете и Сургутском госуниверситете.

Преимущество такой формы работы заключается также в том, что мы можем быстро собирать образовательные программы с учетом тех или иных отраслевых специализаций. Сегодня горизонт планирования как у больших, так и у малых инновационных предприятий не более трех-пяти лет. Потому и возникает требование скорости при сборке образовательных программ.

Кроме того, такие программы помогают развивать столь актуальные сегодня «гибкие навыки» - soft skills, стимулируя также и предприимчивость. Студент находится в определенной среде, где должен сам выбирать образовательные модули, корректировать под изменяющийся мир свои программы обучения, оценивать свою работу.

А как у вас?

Является ли сегодня развитие молодежного технологического предпринимательства прямой задачей вузов? И, если да, то с какими ограничениями на этом пути они сталкиваются? Ответы на эти вопросы постарались дать руководители опорных университетов.

Как социально ответственная организация вуз развивает молодежное предпринимательство, потому как за этим будущее. И на начальной стадии предпринимательства, вузы - самая эффективная площадка для развития молодежного технического творчества, подчеркнул Анатолий Косых.

А вот основные проблемы в этой области, по мнению ректора, связаны с тем, что создание молодежного предпринимательства никак не входит в показатели работы вузов, не учитывается в объеме выполненных ими работ. Отсюда возникают и другие сложности. Как, например, разместить предприятие, созданное студентами или сотрудниками вуза, на территории университета? На каких таких основаниях?..

Подводя итоги дискуссий, участники круглого стола сошлись во мнении, что развитие молодежного предпринимательства - перспективное и важное направление в жизни регионов. Но для того, чтобы оно эффективно развивалось и шло на пользу территориям, необходимо несколько составляющих. В том числе, внедрение общей системы координат для понимания, какими ресурсами обладает регион и какую роль может играть опорный вуз как центр интеграции. Важна и разработка методик для того, чтобы опорный университет стал образовательным центром региона, в котором концентрируются ресурсы и технологии для обучения будущих стейкхолдеров.

И, конечно, не обойтись в этой работе без широкого информирования сообщества, как на федеральном, так и на региональном уровнях об удачных практиках и возникающих проблемах. 4science будет следить за развитием событий.

Редакция благодарит НФПК и лично руководителя международных и сетевых программ фонда Наргис Валамат-Заде за помощь в подготовке текста.

системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3-го поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать включению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» - специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы, установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2, с.86).

В качестве результата, с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвержденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - www.normacs.ru . - 17.04.2009. - 15:47:02. - 46.с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - М.: Центр государственной аккредитации, 2003. - 176 с.

4. Степаненко Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4(32).

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 274 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубаторы

ББК У24(2)05я73+У9(2)-13(2Р)я73

Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики - гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному

использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь

талантливая молодежь, способная генерировать идеи, всегда являлась источником инноваций.

На решение этой задачи нацеливает подписанный президентом ДА Медведевым и принятый Госдумой закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях (август 2009 г.)

Практика показывает, что развитие предпринимательства для подавляющего большинства вузов в нашей стране пока не стало приоритетной задачей. И для объяснения этого есть целый ряд объективных причин, среди которых чрезмерная загруженность студентов, обязательность посещения занятий, а порой и излишняя опека родителей. Серьезным препятствием является дефицит квалифицированных преподавателей, имеющих наряду с хорошей теоретической подготовкой опыт предпринимательской деятельности. Как правило, преподавательский состав в вузе, в том числе и на выпускающих кафедрах, в своем большинстве формируется из числа выпускников сразу же после окончания вуза, прошедших обучение в аспирантуре и не имеющих достаточного практического опыта работы, в том числе и в сфере бизнеса. Степень кандидата наук порой не свидетельствует о способности преподавателя генерировать инновационные идеи и умении доводить их до практического внедрения, вовлекая в этот процесс одаренную молодежь.

Развитие студенческого предпринимательства зависит не только от роли самого вуза, но и от целого ряда проблем, которые должны решаться государственными структурами. Среди них: несовершенная система налогообложения, отсутствие специальных мер государственной поддержки и административные барьеры, отсутствие эффективных механизмов финансовокредитной поддержки. Нерешенность этих проблем сдерживает инициативу молодых людей, тормозит реализацию их потенциальных предпринимательских способностей.

В то же время во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство - это естественный процесс. В ведущих мировых университетах таких, как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт этот процесс хорошо отлажен. Там давно сформировано понимание того, что предпринимательство - один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов. Интересный опыт накоплен во Франции. Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий.

В некоторых зарубежных странах широко развита практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетенций. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ ^Ии1о de Empresa (1Е) основана испанскими бизнесменами и ее программы в первую очередь нацелены на обучение молодежи предпринимательству. Основной блок дисциплин (80%) в школе преподают представители академической среды и 20% - практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, между-

народные стандарты бухучета и т.п.) обычно ведут только представители бизнеса .

Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т.д.

Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, привлекая в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников других вузов. Более того, они часто нанимают преподавателей из числа магистрантов и аспирантов других вузов, либо из бизнес-среды, т.е. препода-вателей-практиков. В лучших европейских вузах студенческая мобильность предполагает возможность данных субъектов рынка высшего профессионального образования применять имеющиеся знания и навыки в предпринимательской деятельности, т.е. заниматься малым и средним бизнесом в процессе образовательной деятельности .

Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу уже во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь необходимостью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда многие студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис.1).

чтобы получить практические навыки по будущей профессии

чтобы зарабатывать на жизнь

Рис. 1. Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов

Значительная часть студентов связывает поиск работы с трудоустройством в преуспевающую компанию, а не с открытием собственного бизнеса, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, наличие профессиональных

□ мало времени остаётся на учёбу

□ что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает

□ «успеют ещё наработаться»

□ другое

Рис. 2. Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов работы и учебы

компетенций и свободного от учебы времени. Такие данные получены в результате проведенного нами исследования в вузах г. Пензы в 2008-2009 гг., целью которого было изучение отношения студенчества к проблеме совмещения учебы и работы. Студенты связывают совмещение работы и учебы с повышением шансов на рынке труда.

В то же время, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24%) отрицательно относятся к совмещению учёбы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остаётся на учёбу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42%); что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает (32%) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%) (рис. 2) .

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.

С одной стороны, необходимо мотивировать студентов на поиск работы и открытие бизнеса, развитие их профессиональных компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда; с другой - необходимо повышать и качество образования за счет усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает ежедневное посещение лекций и семинаров.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие интеграции вуза и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок.), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и др. видов услуг.

Работающий студент - это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культуру общения, инновационное мышление, высокую нравственность, и т.п.), а в студенческую среду - практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с практической деятельностью и реалиями современного общества.

Что же может сделать вуз для развития студенческого предпринимательства? При всех существующих проблемах решать задачу приобщения студентов к предпринимательству нужно и можно. Об этом свидетельствует опыт Пензенского государс-

твенного университета архитектуры и строительства. Так, уже много лет студентам старших курсов различных специальностей читаются спецкурсы «Основы предпринимательства», «Теория бизнеса», «Технология карьеры в рамках которых студенты осваивают теоретические основы предпринимательской деятельности. Для студентов экономического профиля разработан и уже многие годы внедряется практический модуль системы интенсивного введения в специальность, который предусматривает разработку и постоянное использование еженедельника студента, плана жизни и карьеры, подготовку и защиту курсовой работы «Моя карьера», бизнес-практику «Технология карьеры», разработку и использование профессионального резюме для получения рабочего места. Кроме того, уже много лет в рамках Института экономики и менеджмента функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров, где более 20 студенческих фирм реализуют себя в рамках факультетов «Деловое администрирование», «Менеджмент в бизнесе», «Менеджмент в науке», «Менеджмент в культуре» и др. . Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствует используемые нами в учебном процессе деловые игры, в частности, «Никсдольф Дельта», в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Развитию предпринимательской активности в значительной мере способствует и получение второго высшего экономического образования, формируя рыночное экономическое мышление.

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой - способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Литература

1. Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», август 2009 г.

2. http//www.rian.ru/edu analysis/20090811/180488805.html

3. Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. - 2007. - №3. - С.5-45.

4. Резник Г.А. Савенкова Ю.С. Формирование программы лояльности как фактор конкурентоспособности вуза // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №2.

5. Полезно ли совмещать учебу с работой. - (информационный портал www.ubo.ru)

6. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры. - М.: Инфра-М, 2010. - 475 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: