Какой отражатель лучше для вспышки. Рассеиватель света для встроенной вспышки

читайте также по теме:

Данный материал предназначен для начинающих увлекаться фотографией. В сети довольно много статей, посвящённых необходимости использования внешнего «света», но я считаю, что своевременное усвоение этой необходимости нужно подкреплять ещё большим количеством материала. Я не профессионал в данной области, поэтому изъясняю свою позицию на языке новичка. Основной акцент в тексте сделан на оперативное использование внешней вспышки вне студии в режиме мини-репортажа. Также упомянуты некоторые решение на базе встроенной вспышки.

К огда нужен отражатель

По определению фотография — это искусство рисования светом. Следовательно, при управление освещением при фотографировании является одной из основных задач.

При съёмке в помещении при недостаточной освещённости чувствительности фотоматериала или цифрового сенсора может оказаться недостаточно, и тогда на помощь приходит автоматическая вспышка. Но применение прямого импульса приводит к появлению резких теней, так как сравнительно малый размер нити накаливания лампы вспышки по сравнению со снимаемыми объектами оказывается ничтожным, и вспышка освечивает сцену по тому же закону, что и точечный источник. Чтобы смягчить тени, применяют методы рассеивания путём направления «точечного» света вспышки:

На белую стену или потолок,

На белый потолок в комбинации с насадкой-отражателем (reflector),

Через матовую насадку-рассеиватель (soft-box).

Если в помещении имеется низкий белый потолок (2.5-3.5 м), тогда можно добиться очень мягкого освещения, направляя поворотную головку внешней вспышки в потолок. При этом вспышка осветит довольно крупное пятно на потолке, от которого свет пойдёт вниз на снимаемый объект. В случае, если окружающее освещение недостаточно, то для подсветки теней на лице портретируемого можно направить часть потока от вспышки вперёд. Для этого используют самые разные «подручные» средства. Часто это может быть календарик, визитка или даже белая пачка сигарет. Также на роль небольшого отражателя может выступать встроенный в вспышку (в зависимости от модели) рассеиватель для сверхшироких углов освечивания, выдвинутый не до конца вверх.

Промышленный отражатель ().

Компактная насадка-рассеиватель уступает комбинации потолок-отражатель, но зато в случае, когда нет белого низкого потолка (съёмка на улице), компактный рассеиватель становится более эффективным.


Промышленные рассеиватели ().

О тражатель своими руками

Не претендуя на оригинальность идей, я попробую описать свою конструкцию. В начале при конструировании отражателя необходимо было решить проблему его крепления на головке вспышки. Использование резинок (так делают многие) требовало от меня использования двух рук для оперативного съёма и надевания отражателя. К тому же, резинки постоянно пытались куда-то сползти. После апробации рассеивателя от у меня на вспышке остались 4 липучки-бархотки. Для предотвращения нежелательных царапин я обклеил малярным скотчем поверхность, соприкасающуюся со вставляемыми отражателями.

Найдя полоску липучки, я обмотал её в виде ремня вокруг головки и закрепил на приклеенных ранее липучках-бархотках. В результате я получил возможность крепления плоских насадок, имеющих П-образный конец-хвостовик с соответствующей прорезью под липучку-бархотку.


Фольгированный с двух сторон (золотистый/серебряный) картон из-под солёной рыбы, и вспененный полиэтилен из-под печений с наклеенными крючками для оперативного крепления на основном отражателе.

Далее начались эксперименты... Я пробовал белый картон, вспененный полиэтилен из-под кондитерских упаковок, картон с фольгой, а также подкладку из-под солёной красной рыбы (идея от). Для изготовления П-образного хвостовика я использовал упаковку из прозрачного тягучего пластика, которую в несколько слоёв склеил «СуперКлеем» (на базе этилцианокрилата). Края фольгированного картона я также обклеил малярным скотчем, чтобы они не растрёпывались при ношении в сумке.

Крепление отражателя при вертикальном положении вспышки


Крепление отражателя при горизонтальном положении вспышки

Описанная конструкция позволяет мне одной рукой менять положение отражателя при смене компоновки кадра с горизонтального на вертикальный и наоборот. Крепление отражателя устойчиво к поворотам вспышки, но не защищено от сильного ветра.


Пример работы самодельного отражателя (вспененный полиэтилен + фольга). Вспышка направлена в потолок (2.6 м).

Р ассеиватель на встроенную вспышку

Для рассеивания импульса встроенной выпрыгивающей вспышки французские фотографы предлагают вполне изящное:


Рассеиватель на встроенную вспышку ().

А в отечественных рядах нашлись люди, которые приспосабливают белые матовые тюбики из-под фотоплёнки (например, Fuji):


Микрорассеиватель на встроенную вспышку, изготовленный из тюбика от фотоплёнки.

Я решил попробовать такое решение. Пробные снимки выявили заметное уменьшение пересвета объектов переднего плана. Но внимательное рассмотрение показывает, что результат почти идентичен ручной коррекции мощности вспышки на полступени.


Съёмка с использованием: а) встроенной вспышки, б) встроенной вспышки с микрорассеивателем.
Дистанция фокусировки 2 м, расстояние до фона 3 м.

После выравнивания теней и светов в графическом редакторе стало видно, что уменьшение контраста переднего плана и фона составило около 2-4%. То есть можно сделать вывод, что микрорассеиватель размером с тюбик от фотоплёнки малоэффективен. Хотя можно предположить, что в некоторых случаях и эти 3% могут помочь.


Выровненные тени и света предыдущих снимков.

Максим Проскурня
Источники: Опыт общения с фотографами, сообщения конференции, статья, а также собственные соображения. Использованы изображения.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как получать красивые и объемные портреты в условиях малого освещения? Неужели требуется завышать и портить фотографии неприятными шумами – потерей деталей? Есть выход! Нужно просто приобрести или сделать своими руками рассеиватель для вспышки!

Сегодня все основные вопросы по нему мы и рассмотрим в данной статье. Приступим!

В одной из статей мы уже говорили, на зеркальном фотоаппарате. Можете ознакомиться для более детального понятия.

Зачем нужен рассеиватель, если можно использовать просто встроенную вспышку? Все не так просто. Наверное, многие из вас замечали, что при применении накамерной вспышки существуют определенные нюансы, которые портят съемку или снимок. Рассмотрим их.

Недостатки встроенной вспышки

  • При съемке портрета создает некрасивые глубокие тени сзади человека. Чем они плохи, ведь человек будет ярко вырисовываться на темном фоне? Вовсе не так! Резкий переход создает некачественный снимок. А если вы хотите, чтобы задний фон был виден, то вспышка просто «спрячет все предметы заднего вида в темноту».
  • При съемке создаются белые участки кожи на лице так называемые блики, которые портят кожу портретируемого;
  • Все тени на объекте или лице человека (при съемке портрета) исчезают, поэтому изображение или лицо портретируемого становится «плоскими», то есть теряют свой объем, а, соответственно, и свою значимость на снимке.

Многие фотографы просто устраняют данные дефекты в графическом редакторе. Во-первых, не всегда это получается корректно, во-вторых, занимает уйму времени. Но существует более простой способ избавления от всех недостатков встроенной вспышки – приобретение рассеивателя для нее.

Глубокие тени рассеиватель сможет смягчить, чтобы изображение стало ровнее и не имело резких переходов. Рисующие тени объекта рассеиватель поможет прорисовать и вытянуть фото на приемлемый уровень, а блики – сильно ослабит.

Виды и их особенности

Рассмотрим рассеивающие насадки:

Мини софтбоксы (Диффузоры)

Они используются для группового портрета или при съемке крупным планом. В наши дни фотографы спорят между собой о том, что данный тип рассеивателей может поменять жесткий свет на мягкий. Сразу знайте, что это возможно лишь при некотором условии. Что же это за условие?

Расстояние от фотографа до объекта должно быть не более двух метров. Есть очень простое соотношение: чем больше дистанция, тем жестче свет.

Думаю, что нужно немного разъяснить о видах света. Это еще два термина из азбуки фотографов, которые являются важными понятиями.

Жесткий свет – это направленный свет, исходящий от точечного источника, который делает четкие очертания и резкие переходы между светом и тенью. Примеры источников: солнце в полдень или прожектор.

Мягкий свет – в основном рассеянный свет. Не всегда рассеянный? Да! Соотнесем эти два понятия. Характеристика освещения в данном случае будет определяться двумя параметрами:

  1. Соотношением размеров источника света и объекта;
  2. Расстоянием от источника до снимаемого объекта.

Такой мини софтбокс (диффузор) можно купить за небольшие деньги. Либо такой или вот такой .

Лопух

Применяется фотографами-любителями. Профессионалы обходят стороной, поскольку используется лишь в помещении с высокими потолками, в условиях плохого освещения.

Есть случаи, когда подобный тип насадок спасал портретную съемку в солнечный полдень.

По деньгам он стоит не дорого и его можно гайти на том же самом Алиекспресс здесь .

Снут

Применяется для светового акцента на определенной части объекта. Например, при портретной съемке для выделения лица модели.

Банка Фонга

Предназначен только для съемки в темном помещении с низким потолком. Популярен ли данный вид? Нет, поскольку на улице от него нет никакого эффекта и рассеивает свет он только в соотношении с мощностью встроенной вспышки. Принцип действия прост: свет поступает на потолок, а после равномерно освещает объект.

Банку Фонга можно купить здесь .

Матовый колпачок

Самый распространенный вид рассеивателей, поскольку имеет много преимуществ:

  1. Низкая стоимость;
  2. Удобен в использовании;
  3. Отличное смягчение жесткого света;
  4. Выравнивание рисующих теней;
  5. Корректное распределение света по всему изображению;
  6. Предназначен для трех видов съемок: предметной, репортажной и портретной.

Такой матовый колпачок можно с легкостью найти на на Aliexpress. Я брал для своей модели вспышки. Обязятельно подберите для вашей модели вспышки. Например, пластиковый рассеиватель для Canon Speedlite 430EX 430EX II можно найти здесь .

Существует и другие насадки для вспышек которые в данной статье мы рассматривать не будем, так как они менее популярны среди фотографов.

Критерии выбора

Как выбрать хороший рассеиватель?

  • Подумайте, для каких жанров съемки вы собирайтесь его использовать;
  • Совмещайте условия работы и возможности насадки.

Но в основном лишь на практике вы сможете определиться, какой вид рассеивателя для вас наиболее подходящий.

Бюджетный вариант насадки для вспышки

Как сделать рассеиватель своими руками? Это довольно просто и поможет вам сэкономить деньги. Для изготовления нам понадобятся любые подручные материалы, которые задерживают свет и лишь частично его пропускают. Существует много способов, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Из бумаги (вариант 1)

Самый бюджетный и простой в изготовлении вариант. Материалы: лист бумаги А4, ножницы.

Алгоритм выполнения:

  • Берем лист простой бумаги размером A4.
  • Вырезаем в середине листа кружок, размером с объектив.
  • Надеваем лист бумаги на объектив.

Из пластикового стаканчика

Материалы: пластиковый стаканчик, ножницы.

Алгоритм изготовления:

  • Берем пластиковый стаканчик и при помощи ножниц делаем отверстие для вспышки;
  • Помещаем нашу конструкцию на вспышку, прикрепляя стаканчик корпусом по направлению съемки.

Если нет с собой ножниц или просто лень, то возможно взять стаканчик и просто накинуть на встроенную вспышку сверху.

Из бумаги (вариант 2)

Материалы: белый лист бумаги размером 210 на 100 мм, карандаш, клей, канцелярский нож.
Алгоритм:

  • Берем лист бумаги с указанными размерами и делаем карандашом засечки, отмеряя три раза по 65 мм.;
  • Оставшийся край, это около 15 мм. будет бортиком для склейки конструкции;
  • При помощи канцелярского ножа сделайте отверстие в последней части размером 65 мм в соответствии с размером встроенной вспышки;

Совет! Не делайте отверстие слишком большим. Рассеиватель должен быть хорошо закреплен.

  • Согните конструкцию по засечкам (от края 65 мм, 65 мм и 65 мм);
  • При помощи клея склейте конструкцию в треугольник;
  • Наденьте получившийся рассеиватель на вспышку. Он должен быть похож на настольный календарь, только с отверстием.

Данный вид конструкции будет удобен в использовании лишь на небольшом расстоянии, не больше 80 см.

Из пластика с фольгой

Материалы: небольшой кусок пластика, желательно тонкого; пищевая фольга; ножницы и канцелярская резинка.

Алгоритм изготовления:

  • Вычерчиваем данный рисунок в соответствии с указанными размерами на пластике;
  • Вырезаем ножницами по начерченным контурам;
  • Обклеиваем пищевой фольгой;
  • Для прочности и долгой службы обматываем его двумя слоями прозрачного скотча;
  • Прикрепляем получившийся отражатель к встроенной вспышке, закрепляя канцелярской резинкой.

Заметим! Данный алгоритм идеально подходит для камер модельного ряда Canon, имеющего фокусное расстояние 250 мм. Если вы имеете фотоаппарат другой марки, например, Nikon, то вам следует изменить размеры, помеченные звездочкой в зависимости от модели фотоаппарата.

Если все-таки вы решили приобрести рассеиватель, то следует заметить, для вспышек фирм Nikon и Canon они не имеют больших различий. Конструкция складывается без проблем и легко помещается в карман сумки, поскольку креплением служит липучка. Стоимость может быть от 50 рублей и выше, в зависимости от материалов и размеров конструкции.

Запрещено

Запомните! Никогда, не при каких обстоятельствах не используйте в качестве рассеивателя для встроенной вспышки пачку из-под сигарет. При надевании пачки на вспышку и используя ее максимальную мощность можно спалить светодиод. Поэтому, так никогда не делайте и вы сохраните жизнь своей вспышке.

Общий вывод

И так, уважаемые читатели, давайте обобщим нашу статью. На сегодняшний день, наиболее популярные являются тряпочный или пластиковый рассеиватель. Такие я брал себе на внешнюю вспышку на Aliexpress и был доволен результатом.

Что касается встроенной вспышки, то такой можно найти и на него, например, пластиковый .

Алиекспресс меня часто выручает во многих планах. Например, тряпочки для чистки линз, я брал тоже оттуда.

На сегодня я с вами прощаюсь. Выбор остается за вами: покупать ли рассеиватель или сделать его своими руками. Хочу заметить лишь, что наличие рассеивателя – это еще лишь первый шаг.

Мои любимые видеокурсы, в которых все рассказывается и показывается все очень просто, специально для новичков. Очень их рекомендую к изучению, чтобы стать на ступень выше в качестве фотографа.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обожателей зеркального NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обожателей зеркального CANON.

Второй шаг – научиться его правильно использовать в соответствии с освещением, площадью работы, расстоянием и мощностью вспышки. Не забывайте рассказывать своим друзьям в социальных сетях о новой статье. Подписывайтесь на дальнейшее обновление блога, чтобы знать все о фотографии!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

В арсенале любого фотографа обязательно имеется вспышка, выступающая в роли дополнительного источника света во время съемки. В отличие от обычной лампы постоянного света она не нагревает воздух. К тому же, свет, который создает вспышка, по характеру спектра и цветовой температуре близок к естественному, солнечному свету. Современные накамерные вспышки предоставляют фотографу возможность управлять импульсом и могут включаться в заданный момент времени.

Однако каким бы полезным инструментом не была вспышка, помимо того, что она помогает бороться с недостаточным освещением сцены, она также привносит в фотоизображение и некоторые не самые приятные моменты в виде, например,жесткого света или резких теней. Именно поэтому для вспышки существует огромное количество дополнительных аксессуаров (отражателей, софтбоксов, рассеивателей), которые помогают управлять распределением света в пространстве.

Применение вспышки «в лоб», к сожалению, часто приводит к возникновению бликов, резких теней и жесткого света, в результате чего фотоизображение принимает не самый удачный вид. При этом использовать отражение от стен или потолка не всегда возможно по объективным причинам. Тут-то фотографу и приходят на помощь различные отражатели и рассеиватели, позволяющие создать более ровный световой рисунок с мягкими тенями, что, в свою очередь, дает возможность придать снимку большую глубину и более качественно запечатлеть на фотографии объект съемки. Плоский объект съемки, некрасивые жесткие тени – это как раз следствие использования вспышки без специальных насадок в виде рассеивателей и отражателей. Такие аксессуары помогают фотографу не только в репортажной или портретной съемке, но и при макросъемке, позволяя подсветить объект с нужной стороны, избегая попадания света в объектив камеры.

Как правило, чем больше площадь поверхности рассеивателя, способного «переизлучать» свет, тем более ровным получается световой рисунок. Такие расеиватели с достаточно большой рабочей поверхностью можно использовать в студии. Для оперативной же съемки большие рассеиватели и отражатели могут стать большой помехой. Поэтому сегодня выпускаются компактные, мобильные насадки на камеру, занимающие мало места и способные, плюс ко всему, быстро раскладываться в рабочее состояние.

Нужно отметить, что в настоящий момент фотографам предлагается большое разнообразие различных отражателей и рассеивателей для накамерных вспышек. Например, широкое распространение получили софт-боксы, служащие для создания равномерного мягкого освещения. Софт-бокс немного смягчает свет вспышки, его можно использовать, когда фотографу приходится снимать в гуще людей на каком-либо мероприятии.

Для съемки в просторном темном помещении с высокими потолками часто применяют отражатели типа «лопух». Такая насадка для вспышки может очень пригодится, когда нужно отразить свет, но при этом в помещении нет естественных отражающих поверхностей, в частности, нет высоких белых потолков или светлых стен. Существуют и другие отражатели, которые работают по принципу простого белого листа — вспышка «бьет» в потолок, а отразившийся от листа бумаги свет, дополнительно подсвечивает тени.

В продаже в настоящее время можно найти готовые универсальные рассеиватели и отражатели для накамерных вспышек. Однако по поводу того, стоит ли тратиться на их покупку, у фотографов нет однозначного мнения. Многие считают подобные насадки на вспышки лишней тратой денег и предпочитают изготавливать отражатели и рассеиватели для вспышек собственными руками буквально из любых подручных средств. Такой подход, конечно, имеет право на существование.

Во всяком случае и сегодня можно увидеть профессиональных фотографов-репортеров с листами бумаги формата А4 или куском картона, которые закреплены на вспышках. Выглядит такая простая конструкция не слишком привлекательно, но зато создает нужный эффект – жесткий свет вспышки смягчается, тени на портретном снимке уменьшаются.

Впрочем, большой популярностью пользуются и готовые решения от различных компаний-производителей, которые отличаются не только компактностью, но и совместимостью со всеми видами накамерных вспышек. Тем более, что многие компании специализируются именно на выпуске разнообразных насадок для вспышек, что обеспечивает высокое качество их продукции.

С помощью выпускаемых ими отражателей или рассеивателей фотограф может получить свет, близкий по своим характеристикам к студийному. Если Вы занимаетесь макросъемкой, портретами, репортажными съемками или модой, то для обеспечения высокого качества снимков, конечно, стоит приобрести несколько насадок для вспышки. Главные преимущества таких насадок – это универсальность использования, надежность, возможность получения ровного заполняющего или основного света с мягкими тенями.

На российском рынке аксессуаров для фототехники существует несколько компаний, которые уже хорошо известны фотографам по выпуску качественных и удобных насадок для накамерных вспышек. Это, в частности, американская компания LumiQuest, предлагающая фотографам различные системы отражателей, софт-боксов и аксессуаров для создания световых акцентов. С их помощью можно регулировать световой поток, добиваясь при этом смягчения теней, делая освещение сцены направленным, либо более рассеянным.

Насадки LumiQuest можно использовать практически со всеми вспышками Canon, Nikon, Metz, Sony, Pentax и Olympus благодаря креплению по принципу липучки. Одна часть липучки закрепляется непосредственно на вспышке, а другая — на отражателе или рассеивателе. Компания LumiQuest выпускает отражатели и софт-боксы.

Принцип действия отражателей заключается в перенаправлении светового потока от поверхности отражателя. При этом сама поверхность может быть как белого, так серебряного или золотого цветов. Софт-боксы LumiQuest работают по принципу прохождения, рассеивания светового потока сквозь специальный рассеивающий (смягчающий) материал.

Примером продукции LumiQuest является комплект отражателей под названием PromaxSystem LQ-105. Он включает в себя матовый рассеивающий экран, а также взаимозаменяемую белую, золотую и серебряную вставки. Съемный рассеивающий экран хорошо подходит для создания равномерного освещения при съемке портретов. Белую вставку можно использовать в помещениях, где нет низких потолков, но при этом требуется более направленный, мягкий заполняющий свет. Золотая вставка позволяет добавить теплые тона при съемке, а серебряная придает сцене зеркально-отражающий эффект. Комплект удобен тем, что позволяет приспособиться к различным съемочным ситуациям и всего за несколько секунд при помощи простых «липучек» установить нужный аксессуар.


Если же фотографу требуется смягчить и распределить световой поток по какому-то конкретному участку сцены, то компания LumiQuest предлагает ему воспользоваться рассеивателем света LQ-114 Snoot. Это универсальный смягчитель, направляющий свет от вспышки по узкой площади.

Еще одна компания, предлагающая высококачественные смягчители, рассеиватели и отражатели для накамерных вспышек – это Flama. Она не выпускает крупных фототоваров, а специализируется на выпуске небольших аксессуаров, призванных облегчить жизнь и повседневную работу фотографов. В ассортименте продукции компании можно обратить внимание на отражатель для любых внешних накамерных вспышек Flama FL-B9. Это профессиональный отражатель света, который способен перенаправлять световой поток от вспышки под углом 90 градусов.

Благодаря такому решению создается более широкое, ровное и мягкое освещение. Отражатель Flama FL-B9, который легко крепится к вспышке с помощью липучек, актуально использовать в помещениях с высокими потоками. С помощью такого отражателя можно создавать мягкий, рисующий свет, незаменимый при портретной съемке. Приблизительная потеря света при рассеивании составляет всего одну ступень диафрагмы.

Помимо универсальных решений, компания Flama также выпускает отражатели и рассеиватели, ориентированные на использование с конкретными моделями вспышек. Например, рассеиватель Flama FL-SB600 предназначен для использования со вспышкой Nikon SPEEDLIGHT SB-600. Этот рассеиватель представляет собой матово-белый «колпак», позволяющий создавать мягкое и ровное освещение, тем самым, предотвращая возникновение резких теней или эффекта красных глаз.


Говоря об отражателях и рассеивателях для вспышек, нельзя не упомянуть и бренд Raylab, который известен фотографам по студийному оборудованию, осветительным приборам и профессиональным фото аксессуарам. Эта компания, в частности, предлагает российским фотографам белый отражатель RPF-BR1925-S для накамерной вспышки. С его помощью можно устранить резкие тени на фотоизображении и получить мягкое рассеянное освещение, что особенно актуально для портретной, свадебной фотографии или съемки натюрмортов. Аналогичный вариант – отражатель Raylab RPF-BR2027-W с надежной конструкцией. Он удобно крепится на любые виды вспышек и создает достаточно мягкое, равномерное освещение сцены.

Отражатели и рассеиватели для вспышек – это, безусловно, полезные аксессуары в работе фотографа. Они дают возможность корректировать свет, правильно распределять световой поток для достижения желаемого освещения всей сцены или конкретного участка. Современные отражатели и рассеиватели при их правильном использовании могут стать залогом получения качественных снимков.

Часто проблема наша заключается не в том, как сотворить... А как преподнести! Буду рада, если МК в этом поможет



Рассеиватели для вспышки


Исходные материалы:

Тонкая канцелярская папка для бумаги формата А4 из тонкого, плотного и гибкого белого пластика. Куплена в магазине канцтоваров ("Комус") за 30 рублей.

Текстильная "липучка" (т.н. Велкро/Velkro) шириной около 2 см (плюс-минус), с клейким слоем с другой стороны. Покупается, например, в магазинах, торгующих шторами, карнизами и проч. - там используется для крепления на карниз декоративных панелей, ламбрекенов и т.п. Нужно всего-то сантиметров двадцать пять - тридцать. Из эстетических соображений - лучше черную, но сойдет любая (у меня вот оказалось белая). ну и всё. из инструментов - линейка, карандаш, ножницы, несколько листов бумаги и пригодится принтер.

Пластика от папки хватило на два рассеивателя разных типов. Один - простой "лопушок", второй - практически повторяющий по смыслу (с небольшими модификациями) рассеиватель фирмы .

Лопушок "Лопушок" делается элементарно - чертится на листе бумаги, потом переносится на пластик, вырезается. На "лопушок" наклеивается "крючковатая" часть текстильной липучки. "Петлеватой" частью липучки оклеивается вспышка по периметру вокруг излучателя (имеет смысл делать это именно по периметру - со всех четырех сторон, что позволит закреплять "лопушок" в самые разные положения). Перед приклеиванием липучки - обезжирить поверхность. Лучше спиртом или "сверхчистым бензином" (бензин "Калоша", растворитель "Нефрас") - более агрессивные растворители могут испортить или испачкать пластик вспышки Мой "лопушок" выглядит в итоге так:

На вспышке, соответственно, так:

Размеры выбраны из следующих соображений:

А) исходя из размера вспышки

Б) чтобы лез в тот карман сумки, где я обычно ношу вспышку

В) "чтобы угол раскрыва" был примерно 60 градусов (соотвествует фокусному 35 мм на пленке или 24 мм на типичном "кропе").

Если кто-то захочет использовать его на более широких углах или изменить размер - дело вкуса... Можно сделать хоть квадратный, хоть круглый, если кто-то найдет в этом смысл. Существенно, что нижняя часть, на которую клеится "липучка" должна быть немного шире, чем вспышка и иметь небольшие выступающие за липучку "ушки" - держит эта штука крепко и если не за что подцепить, то оторвать "лопушок" от вспышки может оказаться непросто.

При всей видимой простоте такой "лопушок" дает громадный простор для творчества. Его можно закреплять на вспышке в самых разных положениях, в том числе изгибая (пластик-то гибкий) и направляя излучатель вспышки в разные стороны (не только "в потолок", но и назад, вбок и т.п.). Например, так:

Про то, какой от этого получается свет - немного позже.

Типа "баунсер"Для ситуаций, когда потолка и стен, от которых может отражаться пых, поблизости нет - можно использовать более сложные отражатели. Например, подобные вышеупомянутому "баунсеру" фирмы "Люмиквест". На изготовление такового и был пущен остаток пластика. За основу была взята (за неё спасибо Руслану, ака RusFox).Выкройку можно напечатать на листе бумаги формата А4 прямо из файла, после чего вырезать и попробовать приложить к своей вспышке. Если что-то не понравится - попробовать иначе подогнуть, подрезать и т.п. (бумага все стерпит - но стоит иметь в виду, что пластик все-таки более жесткая штука, чем бумага и гнется менее охотно). После получения устраивающего результата - перенести его на пластик, нарисовав линии сгиба, вырезать и согнуть. Наклеить "крючкастую" часть текстильной "липучки" на места крепления "баунсера" к вспышке. Если сгибы получаются плохо, то, по идее, можно их надрезать и продубировать какой-то мягкой лентой (наклеить кусочек прочной капроновой или лавсановой ткани, например клеем "Уран", применить скотч и т.п.). Но я обошелся пока без этого. Получилась в итоге вот такая конструкция:

Что приятно - конструкция легко складывается по сгибам и лезет во всё тот же карман сумки. Вместе со вспышкой.

Крепление "баунсера" на вспышке - элементарно, при установке можно немного менять углы рассеяния, подбирая положение боковых стенок. Благодаря тому, что "липучкой" оклеен весь периметр вспышки - "баунсер" можно крепить в положении и для "горизонтального" и для "вертикального" кадра:

А теперь немного экcпериментовПопользовавшись всем этим делом - я понял, что не понимаю, какой из рассеивателей лучше использовать и куда направлять вспышку в той или иной ситуации. Результаты получаются зачастую невеселые - конечно, не "вспышка в лоб", но то лицо всё равно плоское, то безобразные тени под носом и подбородком, то еще что. В общем, захотелось систематизации. Понятно, что возможностей направить вспышку и разместить камеру относительно объекта - существует бесконечное количество. И существует столь же бесконечное количество условий съемки (разные поверхности, разные отражающие способности и т.п.). Но хоть что-то понять, попробовав несколько способов пыха - наверное всё-таки можно. В итоге была взята самая безропотная на свете "фотомодель" - плюшевая игрушка - и ей была устроена "фотосессия". Результаты сведены в таблицу ниже. Условия съемки: обычная комната с высотой потолка 2.65 метра, потолок белый (не "колорометрически белый", конечно), светлые (условно можно считать - "серые") обои, ну и мебель местами:-) Дистанция до "модели" - 2.5 метра, фокусное 85 мм. Т.е. вполне типичная "портретная" ситуация.

Использовалась камера Nikon D100 с объективом 70-210/4-5.6, вспышка SB-80DX. Ось объектива смотрела примерно в нос "модели", вспышка установлена в штатный "башмак" на камере. Все кадры сделаны с одинаковыми параметрами - матричный замер, вспышка в режиме D-TTL, баланс белого - "вспышка". Единственная разница - "вспышка в лоб" с коррекцией +0.5, остальные - с коррекцией +1.0 (использование отражения вспышки от чего попало все-таки требует небольшой коррекции в "плюс" даже при "умном" TTL-замере). Конвертация в Nikon Capture, никакой доп. коррекции результатов по экпозиции и ББ в конвертере не делалось - только приведение к "экранному" размеру и легкий "шарп" для порядка (USM 75,3,1 в Nikon Capture).

В представленной таблице: в левом столбце иллюстрируется положение вспышки на камере, в среднем - получившаяся картинка (чтобы посмотреть в увеличенном размере - просто кликните не нее, откроется в новом окне), в правом - комментарий. Можно также посмотреть результаты в виде - оно довольно наглядно. Ну а выводы, как водится, делайте сами:-)

Итак, результаты экперимента:

Вспышка в лоб


Вспышка с рассеивателем

Что такое “отражатель” и зачем он нужен?

Отражатель (рефлектор, экран, лайт-диск ) в классическом понимании – это мобильная конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала. Бывают разных размеров и форм. Отличаются отражатели также конструктивом, свойствами и количеством отражающих поверхностей.
Отражатель используется обычно при съемке портрета, чтобы “подсветить” отраженным светом от основного источника (солнце, вспышка и т.п.) детали, расположенные в тенях, тем самым выравнивая освещенность кадра.
Говоря проще, отражатель – это весьма действенное средство при борьбе с нежелательными тенями.
А еще отражатель может выполнять роль моделирующего (рисующего) источника света, если модель находится в тени либо освещение само по себе – без жестких светотеневых переходов (облачно/пасмурно).

Классификация отражателей.
Как уже было сказано выше, отражатели бывают разных размеров и форм – портретные и ростовые, круглые, овальные, прямоугольные, треугольные и т.п..
По типу каркаса отражатели могут быть как гибкими, так и жесткими, монолитными.
В зависимости от свойства поверхности, могут быть задействованы для отражения света, использования “на просвет” и для поглощения света.

Отражателей, предлагаемых на рынке фото-аксессуаров, очень много. Разброс по ценам достаточно велик, и зависит от функциональности, размера (рабочей площади) отражателя и известности бренда. Наибольшее распространение ввиду своей универсальности и доступной цены получили отражатели круглой формы и небольшого диаметра. Они обычно включают до пяти или даже семи рабочих поверхностей, отличающихся функционально.

Типы поверхностей отражателя.
Разберем предназначение основных типов поверхностей на примере классического портретного отражателя круглой формы, диаметром 32 дюйма, “пять в одном”.
Изделие состоит из гибкого складного обруча, на который натянута прозрачная материя белого цвета, используемая “на просвет”. Для удобства назовем эту конструкцию “основой”. Далее, на основу одевается специальный чехол, застегивающийся на “молнию”, каждая из четырех поверхностей которого выполняет свою функцию.

1. Серебряный отражатель – наиболее часто используемая поверхность, для нее характерен высокий КПД* и соответственно, пользоваться ей нужно с умом. Например, при ярком солнечном свете не стоит направлять “зайчик” в глаза модели, если вам, конечно не нужен эффект поплывшей от слез туши. Незаменим в облачную погоду. Дает незначительно измененный по температуре свет, с уклоном в “холодные” тона.
2. Золотой отражатель – практически то же самое, что и серебряный, с одной лишь оговоркой – эта поверхность дает более “теплый” по температуре свет. Применяется в основном, в пленочной фотографии. Однако, и в цифровой ему находится место – например, можно исправить тональность бледной кожи модели. Часто бывает замечен в “глянцевой” фотографии.
3. Белый фон – используется в качестве отражателя света, однако КПД на порядок ниже, чем у серебристого. Бесценен в яркую солнечную погоду.
4. Черный фон – работает как белый с точностью до наоборот – поглощает большую часть часть света, “рисуя” более глубокую, с равномерными переходами, тень. Может пригодится при съемках бликующих поверхностей.
5. Также не забудем о предназначении нашей основы ! Материя, натянутая на обруч, используется в тех случаях, когда отражающие поверхности могут быть бессильны. Например, в борьбе с ярким полуденным солнцем, а вернее, с жесткими тенями, которые появляются на лице модели. Особенно мешает такая тень на глазах, превращая глазницы в черные провалы – просто ночной кошмар фотографа-портретиста:)
Спасет положение только основа, размещенная над моделью так, чтобы бросить на область съемки мягкую тень от основы.
И конечно же в сложенном состоянии отражатель находится в тонком чехле, к которому пришита петля для удобства ношения.
Вариант “семь-в-одном” включает в комплектацию отражателя еще две рабочие поверхности: зеленого и синего цвета соответственно. Они предназначены для съемки портрета и последующего вырезания этого цветного фона в графическом редакторе.

Отражатель из подручных материалов.
Новичок, да и вообще любой, кто хочет вначале попрактиковаться “на кошках” перед покупкой фирменного “девайса”, может вначале “поюзать” лист ватмана, кусок фольги или материи. Газета, в конце концов – тоже может быть отражателем. В качестве ознакомительных целей – самое оно.
Промежуточным, и весьма эффективным вариантом может стать покупка отражающего солнцезащитного экрана, который продается в любом автомагазине или на авторынке, причем за смешные деньги (около пяти долларов). Автолюбители используют его для защиты от солнечных лучей торпедо, закрепляя экран на присосках к лобовому стеклу.

Отражатель, не уступающий по характеристикам коммерческим предложениям на рынке фото-аксессуаров, можно изготовить и самому. Для членов клуба “очумелые ручки”, желающих поупражнять свою фантазию и мелкую моторику или просто желающих сэкономить, в сети достаточно информации о том, как соорудить эту полезную штуку самостоятельно.
Любителям заморачиваться дам несколько советов: конструкция вашего “самоделкина” должна быть сборно-разборной, легкой, достаточно жесткой и устойчивой к ветру и при этом компактной.

Как выбрать отражатель?
Для начала нужно определиться, для каких целей вам нужен отражатель.
Для съемки на пленере без ассистента достаточно небольшого отражателя для одиночных портретов “три-в-одном” либо “пять-в-одном”. Также неплохо себя зарекомендовали варианты треугольной формы с ручкой для держания.
При наличии ассистента можно использовать бОльшие по габаритам отражатели, обычно используются круглой либо овальной формы.
Для студийной съемки может быть масса вариантов, от маленького портретного отражателя, до большой панели-экрана для ростовых портретов. Здесь все зависит от бюджета и поставленных задач.

Форс-мажорные обстоятельства.
Если случится непредвиденное и вы забудете взять с собой отражатель – не беда!
В качестве альтернативы всегда можно использовать окружение, встречающееся обычно на пленере. Например, пляжный песок, белую стену или даже воду в реке.

P.S.: в следующем материале я расскажу вам о практическом применении отражателей во время съемки на пленере, основных правилах и тонкостях работы с ними, например, применение отражателя в разное время суток (рассвет/полдень/закат). А еще о том, как обойтись без ассистента, и почему лучше все-таки работать в паре с ним:)

*По вопросу отражения/поглощения в точных цифрах (в процентном соотношении) никогда не заморачивался, все видно во время работы с отражателям. Если вам очень хочется узнать эти цифры – погуглите. Те данные, что я нашел, мне кажутся сомнительными – белая поверхность якобы “отражает 90% света и поглощает 10%”. По моим наблюдениям белый отражатель отдает менее 80% света. Вот серебро и золото – ориентировочно дают фотографу до 90% КПД. “Черная – поглощает 90% и отражает 10% света” – эти цифры похожи на правду.

В любом случае, от цифр мало пользы, поэтому практика и еще раз практика!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: