Литературно музыкальная композиция к юбилею пионерии. Сценарий литературно-музыкальной композиции "песни военных годин"

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Литературно-музыкальная

композиция для детей 12-17 лет.

Подготовила: музыкальный руководитель

Носова Любовь Михайловна

Таловая, 2015г.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.

1. Воспитательная - воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

2.Образовательная - знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, И.О. Дунаевского, Н. Богословского, Соловьева-Седого и других.

3. Развивающая – развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства, географией.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, микрофоны, фонограммы песен: «Священная война», «Катюша», «Тёмная ночь», «Синий платочек», «На безымянной высоте», и др.; презентация «Песни военных годин ».

Ход литературно-музыкальной композиции.

Сл.1. Учитель :

Литературно-музыкальная композиция посвящается 70-летию Великой Победы.

Сл. 2. (видео) Песня на слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля

«Песни военных годин»

Сл.3. Война и песня, что может быть общего?

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. О песнях ставших памятниками военных лет мы поведем наш рассказ.

Сл.4. Ведущий 1.

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Сл. 5. Ведущий 2.

От песен сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой.

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песен слезы застывали

Каплями смертельного свинца.

Сл. 6,7. Чтец 1.

Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Сл. 8.(видео) Песня «Священная Война»

Сл.9. Ведущий 2.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэтаА.Суркова

Бьется в тесной печурке огонь”.

Чтец 2.

Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке". Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Исполнителями «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. И в наши дни песня эта остается одной из самых популярных песен времён войны.

Сл. 10. Исполняется песня «В землянке»

Сл. 11. Ведущий 1.

Война… Жестокая война,
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.

Сл.12. Учитель

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни:

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе - том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг.

Сл. 13. Чтец 3.

В журнале «Новый мир” № 9-10 за 1941 год было опубликовано стихотворение, мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва»:

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Сл. 14.Весной 1942 года композитор И. О. Дунаевский прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы».
В ней и в самом деле было почти все, что необходимо для песни, - хорошее, броское начало, запоминающийся припев:

Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!..

Эта песня появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала “Новый мир”, Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

Учитель

Минули годы, выросло поколение, не знающее войны, но и для них песня о Москве является памятником мужества, верности и долгу столице. Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле.

Сл.15. Исполняется песня о Москве “Дорогая моя столица”.

Сл.16. Ведущий 2. Лучшие песни, те, что живут долго, становятся народными, появляются в своё время, тогда, когда их содержание и характер отвечают общественной обстановке. Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия. Сл.17. Чтец 4 .
Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадногоколлектива «Голубой джаз» .
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывалпоэт и драматург Я.М.Галицкий.
Сл.18. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитораи пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он набросал слова на понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.
Сл. 19. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л.Русланова, И. Юрьева, В. Козин. Вспоминая о военном времени, поэт А. Сурков писал:
« Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек ».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить. Сл.20. Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года.. Клавдия Ивановна обратилась к авторам с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова: Строчит пулемётчик за синий платочек….. Сл.21. Клип (видео) «Синий платочек». Сл22. Ведущий 1. Песня о девушке Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. В одном из вариантов сюжет был таким: Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. Сл.23. Чтец 5. Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая “Катюша”. Сл.24. Иногда с образом героини песни связывали конкретную личность. Это старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
Это Катя Иванова – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды. Пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года. Именно тогда появились на вооружении нашей армии реактивные миномёты. «Огненная смерть» - называли их фашисты. А наши солдаты называли их ласково “катюшами”. Сл.25. Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы.

Сл.26. Клип (видео) «Катюша», зал подпевает

Сл.27. Чтец 6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

Сл.28. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Сл.29. Клип песни. «Темная ночь»

Сл.30. Ведущий 2.

На фронте среди солдат были очень популярны веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром поэт Твардовский – устами своего героя Василия Теркина сказал:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой,

На войне одной минутки,

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Сл.31. Очень популярна была и остается сейчас веселая песня на слова А.Фатьянова и композитора В.Соловьева-Седого“На солнечной поляночке”.(Звучит песня, просмотр слайдов).

Сл.32. Клип (видео) “На солнечной поляночке”

Сл.33. Учитель.

Вячеслав Иванович исполнит сейчас песню на той самой гармошке-тальяночке, которая была так популярна в минуты отдыха на войне.

Сл.34,35. Исполнение песен.

Сл.36. Чтец 7.

«Огонёк» Биография этой песни началась 10 апреля 1943 года, когда в “Правде” было опубликовано стихотворение Михаила Исаковского “Огонек” с подзаголовком “Песня”. Но при этом не было нот или какой-либо ссылки на то, что к стихотворению написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал на то, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое уже бывало.
И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст.

Сл.37. Но случилось так, что на фронте, да и в тылу, «Огонек» получил распространение на музыку неизвестного автора. Кто же он? Когда кончилась война, пришлось создать авторитетную комиссию опытных специалистов, чтобы внести ясность в этот вопрос. Выяснилось, что тот «Огонек», который вошел в наш быт как одна из самых популярных военных песен, как песня, ставшая народной, поют на слегка измененный мотив довоенного польского танго.

Сл.38. (клип) Исполняется песня «Огонёк"

Сл.39. Чтец 8 .

История создания песни «Эх, дороги»

Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы.

Задумались поэт и компо­зитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рас­сказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему...

Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выра­жение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось.

Сл.40. И хоть строка в этой песне действительно короткая и слов в ней умещается мало, но зато каждое слово весит много. Очень много.

Дороги, пыль, холода... Все это объемно, все включает в себя множество понятий, потому что...

Сл.41. Снег ли ветер

Вспомним, друзья,

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Ведущий 1.

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.

Сл.42. Клип. Песня «Эх, дороги»

Чтец 9.

Сл.43. Песня «Казаки в Берлине» написана в День победы.
Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондена присутствовал при подписании капитуляции 8 мая под Берлином.
Сл.44. 9 мая рано утром в Берлине он увидел сцену - едут казаки, стоит регулировщица, улыбка... В тот же день Солодарь в военно-транспортном самолете по пути в Москву написал этот текст и, прилетев, отдал Дмитрию и Даниилу Покрассам. был полдень. Вечером композиторы позвонили ему и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть. Солодарь приехал - песня была готова

Сл.45. Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала “Священная война”, звавшая на смертный бой с фашизмом, и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.

Сл.46. Песня «Казаки в Берлине»

Сл.47. Учитель:

Ведущий. 1. Слова: Р. Гамзатов

Немало есть песен на свете,

Что звёздного света полны,

Но памятней нету, чем эти,

Рождённые в годы войны.

Всегда вы легки на помине,

И вас не забыл ни один,

Пронзаете сердце поныне

Вы, песни военных годин.

Сл.48. Песня, которую вы сейчас услышите, написана в 1969 году, спустя 24года после дня Победы. Это песня-реквием о тех, кто прошёл через суровые военные годы и о тех, кто не вернулся с полей сражений.

Сл.49. Клип «Журавли»

Учитель

Сл.50. В сердцах людей жива память о Великой Отечественной войне, потому что до сих пор не иссякла боль потерь, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу. И из поколения в поколение будет передаваться чувство гордости за наш народ, одержавший Великую Победу. И не зря главным праздником в России считается День Победы.

Сл.51,52. Песня «Главный праздни к»

Учитель

Сл.53.От вашего имени благодарю Вячеслава Ивановича за участие в нашем мероприятии. (вручение подарка).

Спасибо всем за участие и за внимание.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Недетское дело - война»

Ведущий 1

Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?

Ведущий 2

И сам ответил: слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...

(«Священная война»: звучат первые строки)

Ведущий 1

Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, лишения, потери родных и близких.

Ведущий 2

Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Огромное кровавое колесо, запущенное фашистами, уничтожило надежды и мечты, желания и стремления, жизни миллионов детей.

ТАНЕЦ С ПОЛОТНАМИ

Чтец 1
Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород, И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней - Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: "Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих... О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!

Ведущий 1

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Чтец 2

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик,

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Ведущий 2

Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось; кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…

Ведущий 1

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящики, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки.

Ведущий 2

Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Чтец 3 А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Была земля и жёсткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ведущий 1

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.

Ведущий 2

В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Чтец 4

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий 1

Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, собирали противогазы. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи: варежки, носки, шарфы.

Ведущий 2

Ребята помогали раненым в госпиталях, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

1-й мальчик

Сорок трудный год. Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Санитарка:

«Господи, до чего же артисты маленькие»

1-ая девочка

Мы идем коридорами длинными,

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, мандолинами

И большими пачками книг.

1-ый мальчик Что в программе?

2-ая и 3-ья девочки

В программе чтение,

Пара песен военных, правильных.

1-ая девочка

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением.

2-ой мальчик

Двое здесь.

Майор артиллерии с ампутированной ногой.

В сумасшедшем бою под Ельней

На себя принявший огонь.

На пришедших глядит он весело.

2-ая девочка

И другой, до бровей забинтованный,

Капитан, таранивший «мессера»

Три недели назад под Ростовом.

3-ья девочка

Мы вошли, мы стоим в молчании.

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет:

1-ый мальчик Начало концерта!

1-ая девочка

А за ним, не вполне совершенно,

Но вовсю запевале внимая,

О народной поем, о священной,

Так, как мы ее понимаем.

Песня «Священная война»

2-ой мальчик

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки,

В ней шагают наши в атаке,

А фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится.

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

Нравится нам такая война!

1-ая девочка Мы поем…

1-ый мальчик

А в нем укор:

«Погодите, постойте, хлопчики,

Погодите, умер майор»

2-ая девочка

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо, будто в бреду.

Санитарка

Вот и всё о концерте в госпитале

В том году.

Ведущий 2

Война не щадила никого. Все силы были брошены на борьбу с врагом. Повзрослевшие защитники Родины из счастливого детства шагнули в смерть… Юные, красивые, полные надежд...

Чтец 5 Ю. Друнина «Баллада о десанте»

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

1 М Уходили мальчики – на плечах шинели.

2 М Уходили мальчики – храбро песни пели.

3 М Отступали мальчики пыльными степями.

4 М Умирали мальчики – где, не знали сами.

1М Попадали мальчики в страшные бараки,

2 М Догоняли мальчиков лютые собаки.

3 М Не хотели мальчики поддаваться страху,

4 М Поднимались мальчики по свистку в атаку.

1 М Повидали мальчики – храбрые солдаты –

2 М Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

3 М Показали мальчики за четыре года,

4 М Кто такие мальчики нашего народа!

Ведущий 1

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ведущий 2

«Ленинградские дети»…

Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Ведущий 1

В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода.

Ведущий 2

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 6

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

(Музыка)

Чтец 7 Мечты блокадного мальчишки

На окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть
взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
(Музыка)

«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала... ни одна крошечка...

Чтец 8

Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,

Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.

Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково-

Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года

Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав -

Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,

Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,

Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,

Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,

И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,

только дети бегут от вагонов - десятки детей!..

Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,

Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,

И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,

И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,

И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Ведущий 1

Бесчисленные злодеяния творились на земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2

Освенцим, Треблинка, Бухенвальд, Дахау, Малый Тростенец, Саласпилс. Жестокие издевательства, непосильный физический труд, болезни, истощение, бесчеловечные медицинские опыты, смерть...

(«Бухенвальдский набат»)

Чтец 9

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!

ТАНЕЦ «Заключённые»

Чтец 10
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

"Три тысячи двести девятый".

"Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой..."

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

"Три тысячи двести девятый"?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.
(Музыка) Чтец 11 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...

ТАНЕЦ «Мать и дитя»

Чтец 12 Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла

Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,- показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,- это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Ведущий 1

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

Ведущий 2

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

(лирическая музыка, все чтецы на сцене, после своего воспоминания уходят )

"А я все равно хочу маму..." (девочка)

В сорок первом...

Я окончила первый класс, и родители отвезли меня на лето в пионерский лагерь под Минском. Приехала, один раз искупалась, а через два дня – война. Нас начали отправлять из лагеря. Посадили в поезд и повезли. Летали немецкие самолеты, а мы кричали: "Ура!" То, что это могут быть чужие самолеты, мы не понимали. Пока они не стали бомбить... Тогда исчезли все краски... Все цвета... Появилось впервые слово "смерть", все стали говорить это непонятное слово. А мамы и папы нет рядом...

"Жить хочу! Жить хочу!.." (мальчик)

От этих зрелищ, от этих огней... Это – мое богатство... Это – роскошь, то, что я пережил...

Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: "Жить хочу! Жить хочу!" Боялся умереть, хотя, что я мог тогда знать о смерти? Ну что?

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.

Война – это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у меня была война.

"На кладбище покойники лежали наверху... Как будто еще раз убитые..." (мальчик)

Черное небо...

Черные толстые самолеты... Они гудят низко. Над самой землей. Это – война. Как я помню... Помню отдельными проблесками...

Нас бомбили, а мы прятались в саду за старыми яблонями. Все пятеро. У меня было еще четверо братиков, самому старшему – десять лет.

Сожгли нашу деревню. Разбомбили деревенское кладбище. Прибежали люди туда: покойники лежали наверху... Они лежали, как будто еще раз убитые... Наш дедушка лежал, который недавно умер. Их опять хоронили...

И в войну, и после войны мы играли "в войну". Надевали на головы солдатские каски, наши и немецкие, каски валялись всюду: в лесу, на полях. Никто не хотел быть немцем, из-за этого мы даже дрались. Играли в настоящих блиндажах и окопах. Сражались на палках, бросались в рукопашную. А матери качали головами, им не нравилось. Плакали.

Мы удивлялись, потому что раньше... До войны они нас за это не ругали...

"Просим: можно облизать?.." (девочка)

Взрослые плачут: война, а мы не испугались. Мы часто играли "в войну", и это слово было нам очень хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь рыдает. Только позже поняла...

Мы ели... воду... Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить ее нечем. Даже травы нет. Помню солнечный день такой, ветер гонит паутину. Горит наша деревня, горит наш дом. Мы вышли из лесу. Маленькие дети кричат: "Костер! Костер! Красиво!" А все остальные плачут, мама плачет. Крестится.

Дом сгорел... Мы копались в золе, но там ничего не нашли. Одни вилки обгорелые. Печь как была, так и осталась, там стояла еда - блины драные.

Картофельные драники. Мама вынула сковороду руками: "Ешьте, дети". А есть блины нельзя, дымом пахнут, но ели, потому что ничего, кроме травы, у нас больше не было. Осталась трава и земля.

Сколько лет прошло... А все равно страшно...

"Он висел на веревочке, как ребенок..." (мальчик)

Не хочу... Я не хочу даже повторять это слово "война"...

Как пришли немцы, почему-то не помню... Помню, что они уже были, давно были, и вот согнали всех нас, всю деревню. Поставили впереди пулеметы и приказали отвечать, где партизаны, к кому они заходили. Все молчали. Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. Расстреляли шесть человек: двух мужчин, двух женщин и двух подростков. И уехали.

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

4:Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

5: Хлебом и песней

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

6: Каждой секундой…

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

7: Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

8:Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Агрипина Воронцова
«Дети войны». Сценарий литературно-музыкальной композиции по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет

"Дети войны "

Цель мероприятия : воспитание патриотизма , чувства долга, формирование у детей гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Задачи :

1. Формировать у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа;

3. Научить передавать собственные чувства, развивать умения передавать чувства других.

Предварительная работа : подбор песен военных лет, костюмы (военных лет, оформление сцены , репетиции, приглашения для родителей.

Возраст детей : 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Длительность : 35 минут.

Место проведения : музыкальный зал.

Звучит на фоне песня "Дети войны " исп. Владимир Генов

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны "

Ведущий : Наступил 2018 год. Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы.

Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Для сегодняшнего поколения молодых война как миф , как очень далёкое прошлое.

Дети заходят под песню "Помни" исп. Лидия Мальцева (Волшебники Двора)

Стих читает ребенок

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не также светит,

Или вянут травы в садах.

Почему люди все на рассвете,

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это война ?

Ведущий : А может, не было войны ? Нет, была! И она коснулась не только взрослых, но и детей .

Дети встретили войну в разном возрасте . Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. В загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Она обрушилась на детей так же , как и на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое : дети и кровь , дети и смерть . В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий . Но порой эти усилия оказались тщетными. И тогда дети беспощадной волей войны оказались в пекле невзгод и страданий.

Они часто вели себя как герои, осилили и вынесли то, что и взрослому одолеть не всегда под силу.

Танец "Все о той войне - Дети войны "

Ведущий : Лето 1941 года начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветными коврами стелились цветы на лугах. Лето обещало много радостей в каникулы. Группа детей едет к морю в пионерский лагерь “Артек”. В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям? Знали!

Нет точной статистики, сколько детей погибло . Но известно – многие сотни. Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые солдаты. Литовский мальчик Миколас Слуцких, ставший писателем, напишет об этом рассказ “Живите”. “Живите”! – слова умирающего солдата, обращённые к детям. “Живите”! – напутствия им, детям “сороковых, пороховых”.

Стих читает ребенок

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней - молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет

СЛАЙД 11-13

Песня "Белые панамки"

А мы не стали памяти перечить

Р. Рождественский

1 ребенок

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

2 ребенок

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война .

3 ребенок

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила ,

Своих детей для жизни сберегла .

4 ребенок

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне .

Ведущий : Дети военной поры , которые по возрасту не могли попасть на фронт, так же в полной мере испили чашу военного лихолетья. Они стояли у станков, заменив ушедших на фронт отцов, работали на полях, помогали в медсанбатах.

Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.

Ленинградские дети ” - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль, “Ленинградские дети ” - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. Дети-старички , неулыбчивые, молчаливые, вялые. Они сейчас стали ветеранами – дети войны . А память хранит всё в сердце.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра. Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать…

Брат. А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра. А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б всё одна?

Брат. Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

Сестра. А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго) . Не вздумай хныкать перед ней! Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий : Страшное слово война…и далёкое…

Мы счастливые люди, потому что не слышали бомбёжки,

Не видели смерть и разруху,

Не знаем, что такое нетопленое жилище и голод.

Выпускники школ шли умирать за Москву, школьники после уроков, работали на швейных и обувных фабриках и даже делали на заводах снаряды для фронта. Они падали от усталости и голода, но не сдавались. Их маленькие сердца горели священной любовью к Родине и ненавистью к врагу. Они проявляли мужество, становились героями и приближали победу.

Стихотворение читает ребенок

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет и нет войны !

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы :

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой .

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

Ведущий : На земле самый лучший народ – дети . Как уберечь его в тревожном 21 веке. Как сохранить его душу и его жизнь. А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее.

Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениями. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны .

Сент-Экзюпери говорил : “Я родом из детства. Так должен говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной” .

Стихи читают 5 детей О чём мечтают дети ?

1 ребенок

О чем мечтают дети ?

У нас мечта одна :

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

2 ребенок

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны ,

Ночью спят спокойно дети .

3 ребенок

Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

4 ребенок

Взрослые, вас просят дети ,

Чтобы мир вы берегли!

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке Земли!

Песня "Мы дети твои - Россия " исп. Волшебники двора

Стих читает ребенок

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать .

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети , знатоки былого,

Играющие весело в войну ,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Дети танцую с родителями "Майский Вальс" ипс. Ренат Ибрагимов

Общешкольное мероприятие ко Дню Победы в школе. Литературно-музыкальная композиция Сценарий «Я хочу, чтобы помнили»

Описание работы:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я хочу, чтобы помнили…» рассчитан на общешкольное мероприятие, которое могут посмотреть абсолютно все. Здесь задействованы дети трёх возрастных категорий из начальной, основной и средней школ. Мероприятие, которое напомнит зрителям о тех страшных военных событиях, заставит поплакать, попереживать. А дети-артисты обязательно прочитают новые литературные произведения и проникнутся чувством патриотического долга.
Звук: Перед началом мероприятия звучат песни военных лет (на слайде № 1)
Слайд 2
Ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – это история.
Слайд 3
Ведущий: Лето. Был обычный выходной день - суббота. У выпускников школ был выпускной бал. Они праздновали вступление во взрослую жизнь. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. Они пели, танцевали и были счастливы. Дети играли, росли и не было у них забот… Было мирное время.
Слайд 4
Звук: Звучит легкая мелодия «Утомленное солнце». Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч. Пара танцует вальс. Потом все уходят.
Слайд 5
Сценка. Мать заплетает косички маленькой дочери.
- Снова дралась во дворе?
- Ага!
Мама, но я же не плакала!..
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванной плавала!..
- Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету…
- Мама, а вырасту я когда?
- Вырастешь, ешь котлету…
- Мама, купим живого коня?
- Коня?! Да что ж это делается?!
- Мама, а в лётчики примут меня?
- Примут, куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..

Слайд 6
- Мама, а правда, что будет война, и я не успею вырасти?
Слайд 7
ЗВУК: Звучат звуки войны: разрывы и вой сирены. Мать заслоняет собой дочь, и, согнувшись, с ужасом смотря вверх, они убегают.
Слайд 8
ЗВУК: Песня «Если завтра война» (коллектив девочек 5 классов)

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках,
Но внезапно подумал: «А что если завтра война?»

Если завтра война. Если в небе раскаты не грома.
И пожарища дым вместо яркого света зарниц.
Если завтра война. И девчонка с соседнего дома
Красный крест повязала над веером пышных ресниц.

Если завтра война, и на месте песочниц окопы.
Детский крик во дворе, и ни капельки радости в нём.
Вместо снега сквозь тучи заходят в пике самолёты.
Если завтра война, так зачем мы сегодня живём?

Так зачем этот мир создавали народы веками?
Так зачем в синем небе воздушный полощется змей?
Так зачем засевали мы Землю полями, садами?
И зачем в старых парках так много тенистых аллей?

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.
В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.
Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках.
Пусть же он, не увидит её наяву никогда...
Слайд 9
Чтец:


Пока в детство мое не ворвалась война.
Я хочу, чтобы помнили маму мою,
Как усталый солдат в полусонном бреду
Не спеша, передернул холодный затвор,
Улыбнулся и выстрелил в маму в упор,
Как в подвал, где сестренка сидела одна,
Полетела граната, как сгорел дом дотла.
Как отца прикололи штыками к столбу,
Как меня расстреляли в 41-м году.
Слайд 10
Ведущий: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” - так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Слайд 11
Ведущий: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Слайд 12
Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков, партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Слайд 13
Инсценировка отрывка из повести В. П. Катаева «Сын полка» Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотрит на него

(Ваня Шиляев)Казачок: Чего стоишь?
(Грибакин Алексей, Слезкин Тимофей, Айрих Артем, Агафонов Глеб)Ваня: Хочу и стою.
Казачок: Иди, откуда пришел.
Ваня: Сам иди. Не твой лес.
Казачок: А вот мой!
Ваня: Как?
Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Казачок: Тебя не касается. Видишь - наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Казачок: Знаки различия по¬нимаешь?
Ваня: Понимаю!
Казачок: Ну, так вот. (Пока¬зывает погон.) Ефрейтор гвар¬дейской кавалерии. Понятно?
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
Казачок: А вот представь се¬бе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?
Ваня: Великое дело!
Казачок: Великое, не вели¬кое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
Ваня: Не больно модничай. А то сам получишь.
Казачок: От кого?
Ваня: От меня.
Казачок: От тебя? Молод, брат.
Ваня: Не моложе твоего.
Казачок: А тебе сколько лет?
Ваня: Тебя не касается. А тебе?
Казачок: Четырнадцать.
Ваня: Хе! (Свистнув.)
Казачок: Чего - хе?
Ваня: Так какой же ты солдат?
Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.
Ваня: Толкуй! Не положено.
Казачок: Чего не положено?
Ваня: Больно молод.
Казачок: Постарше тебя.
Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.
Казачок: А вот меня взяли.
Ваня: Как же тебя взяли?
Казачок: А вот так и взяли.
Ваня: А на довольствие зачис¬лили?
Казачок: А как же!
Ваня: Заливаешь.
Казачок: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Казачок: Честное гвардей¬ское.
Ваня: И оружие дали?
Казачок: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурачка что надо. Но я ее только в бою надеваю.
Ваня: А меня не взяли. Спер¬ва взяли, а потом сказали - не по¬ложено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у ар¬тиллерийских.
Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не за¬хотели принять за сына.
Ваня: Как это - за сына? За какого?
Казачок: Известно, за како¬го. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты - сын?
Казачок: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь, гвардии ефрей¬тор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Они меня, братец мой, один раз да¬же вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фа-шистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в од¬них подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой).
Ваня: И ты рубал?
Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, от¬куда пришел. Прощай, брат.
Ваня: Прощай!
(Ваня и Казачок уходят)
Слайд 14, 15, 16 (показать за время исполнения мелодии на фортепиано)
Фортепиано
Слайд 17
Чтец.
«Рассказ танкиста» Александр Твардовский



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Слайд 18
Звук: Танец «А закаты алые», пение девочек 7 класса, танец второклассников.
Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти

Припев:
А закаты алые, алые, алые

За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война

Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...

Слайд 19
Ведущий: В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.
Ведущий: Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.
Ведущий: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.
Выходят пионеры

Слайд 20
Валя Котик. Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, мы с друзьями собирали на месте боёв оружие, которое потом переправляли в партизанский отряд. Я стал разведчиком подпольной организации: узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а я, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
В феврале 1944 г. в одном из боев я погиб. Было мне 14 лет…

Слайд 21
Выходит Зина Портнова.
Война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Я вступила в подпольную молодёжную организацию.
Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, я подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили меня в лес к партизанам, где я стала разведчицей.
Однажды меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание, мое презрение и ненависть. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в немца.
Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

Слайд 22
Выходит Леня Голиков: Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в моей жизни бой, который я вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мной, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и бросился бежать. Я – за ним. Наконец, я сразил его. В портфеле оказались очень важные документы.

Ведущий: Все эти ребята – Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков за свои подвиги получили высшее звание Героя Советского Союза
Слайд 23, 24, 25 один за другим (перерыв – 5 секунд)
Ведущий: Мы рассказали только о некоторых пионерах-партизанах той страшной войны. А еще были Марат Казей, Надя Богданова, Вася Коробко, Витя Хоменко и другие отважные ребята, люто ненавидевшие фашистов и выгрызавшие зубами победу вместе с солдатами, которые воевали на фронте.
ВИДЕО: Слайд 26, щелкнуть видео
Ролик-песня «Пионеры-герои навеки остались в строю…»
Слайд 27 (голос за кадром)
«Нас было 12 послано на минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот нас уже осталось только трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. И мы будем стоять, пока хватит сил, но не пропустим их до подхода своих. И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. (пауза) Возможно, я умру, но может быть, кто и найдет мою записку когда-нибудь и вспомнит героев. Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свиданья, товарищи. Ваш Александр Виноградов»
Чтец:

Чтобы помнили, как он по полю бежал,
Как он маму любил, как любил он отца,
Пока в юность его не ворвалась война.
Я хочу, чтобы помнили: он о счастье мечтал,
На свидание с милой к тихой речке бежал,
Здесь, под ивой заветной он девчонку встречал
И о свадьбе о скорой ей на ушко шептал.
Я хочу, чтобы помнили, что он тоже дышал,
Я хочу, чтобы помнили, что он ждал и мечтал,
Я хочу, чтобы помнил весь белый свет,
Что прожил он на свете всего 20 лет.
Слайд 28
Звук: Песня «Разговор с портретом»
Выходят солдаты, медсестра. Разыгрывается ситуация: сначала все разговаривают, сидя на привале.
Слайд 29
Инсценирование отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»
Малинин Максим:
Что случилось вдруг с тобой,
Вася - Василёчек?
Расскажи, как в бой ходил,
Развесели, дружочек.
Теркин: А я и расскажу, как однажды за «языком ходил».
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет...
Солдат 1: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я, конечным делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита...
Солдат 2: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он...
Солдат 3: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты, думаю, поруха!
Как с ним сладить?..
Солдат 1: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он все ближе, ближе...
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий...
Солдат 2: Ну, а ты?
Теркин:
Ну, а я решил упрямо:
Взять живьем его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...
Солдат 3: Ну, а он?
Теркин:
Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...
Солдат 1: Ну, а ты?
Теркин:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ - пэ - ша».
Солдат 2: Ну, а он?
Теркин:
Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Солдат
- Всё всех веселишь, Василий? Что за хлопец молодец.
Тёркин:
- Хоть передохнуть пред боем,
А кто знает, вдруг конец?
Солдат
- А не спеть ли песню нам? Подыграй-ка, удалец.

Слайд 30
Звук: Песня «Смуглянка» (дуэт с девушкой)

Слайд 31
Звук: приглушенный
Чтец (под грустную мелодию):
Я хочу, чтобы помнили, что я тоже дышал,
Чтобы помнили, как я по полю бежал,
Как я маму любил, как любил я отца,
И как все уничтожила эта война.
Я хочу, чтобы помнили: я забыть не смогу,
Как, прижав автомат в полусонном бреду,
Чей-то сын, передернув холодный затвор,
Улыбнулся и выстрелил в сердце в упор.
Мы хотим, чтобы помнили. Мы не сможем забыть,
Как бежали в атаку все, кто будет убит,
Всем нам ровно по 20, павшим первом бою,
Но мы вас защитили и Отчизну свою.

Слайд32
Звук: Песня «О той весне»
Слайд 33
Чтец. Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!
Чтец. Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
ВСЕ: С Днем Победы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: