Научно популярное издание содержит сведения. Победитель рейтинга журнал National Geographic

Научно-популярным является издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки, культуры, техники и т.д. среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют научно-познавательную, воспитательно-образовательную, информационно-ознакомительную функции. Иллюстративный материал - важная составная часть отображения научного содержания.

Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.

В научно-популярных произведениях допустимо использование графиков. В отличие от табличной графическая форма представления результатов научных исследований более информативна, хотя конкретность числовых показателей, выражающих результаты измерений или расчетов, при расположении их в виде точек на графике заметно снижается. Всего должно быть в меру. За этим обязан следить редактор. Не нужно допускать, чтобы автор увлекался графиками. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.

Анализируя иллюстрации к научно-популярному сочинению, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора - напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.

Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки.

Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. Характер ее аппарата, как и других изданий, всегда связан с содержанием произведения. Однако есть свои общие принципы и некоторые особенности, касающиеся подготовки аппарата для научно-популярных изданий.

В аппарат научно-популярного издания могут входить: предисловие, подстрочные примечания, указатели терминов, список литературы…

В подстрочных примечаниях сообщаются последние научные данные, объясняется происхождение некоторых слов, приводятся адреса научных учреждений, упоминаемых в тексте.

К каждой работе дается список литературы по теме, которой она посвящена. Обычно здесь встречаются источники двух видов. Вначале приводится список популярной и занимательной литературы, которая расширит представления читателя о неживой природе, познакомит его с материалом, которого нет в книге. Далее идет список более специальной литературы для углубления знаний читателя. В каждом разделе приведены работы, доступные читателю одной категории. Поэтому они расположены в алфавитном порядке.

В научно-популярной книге справочный аппарат как бы выполняет двойную функцию: он объясняет и систематизирует содержание книги и вместе с тем намечает путь дальнейшего изучения предмета.



В научно-популярных монографиях, темой которых является биография ученого, могут быть указаны его основные работы. Не для того, чтобы отослать читателя к первоисточникам научного творчества ученого, а для того, чтобы показать его вклад в науку.

Готовя научно-популярное издание, редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление книги. Последнее имеет отношение и к взаимодействию редактора с художником-оформителем. Редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.

13. Работа редактора над научно-популярным изданием

Научно-популярное издание – издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Важнейшие функции научно-популярной книги: -) популяризация и пропаганда научных знаний; -) формирование научного мировоззрения читателя; -) эстетического воспитания (воспитание у читателя восприимчивости, понимания сути науки, НТП); -) содействия решению читателем практических задач; -) профессиональной ориентации читателя; -) адаптации его к определенным условиям и др.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

При формировании концепции издания редактору следует обращать особое внимание на специфику читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во многом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ограничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой - читателем-специалистом.

В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Можно выделить следующие виды .

Научно-популярная монография . Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей.

-) монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной, конкретной, относительно узкой области науки;

-) монография, которая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, она имеет ретроспективно-аналитический характер;

-) научно-биографическая монография: творческая биография ученого, формирование его мировоззрения, характеристика его вклада в науку;

-) научно-биографическая монография, посвященная научному путешествию. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Примером может стать путешествие Миклухо-Маклая.

Сборники научно-популярных произведений составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.

Можно также выделить такие виды, как научно-популярные журналы , энциклопедии , справочники .

С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.

Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.

Существует 2 способа изложения материала, которые используются в НП издании: 1) описательно-повествовательный: читатель – пассивное звено, его информирую, ему что-то описывают, иллюстрируют; позволяет снять информацию); 2) проблемно-аналитический: рассчитан на активное восприятие читателем сообщаемой информации, автор представляет известное в такой форме, как будто знание рождается на глазах у читателя, т.о. читатель-соавтор, сотворец.

Условием популяризации является доступность изложения. Однако она не должна попадать под рубрику упрощенчества, которая искажает представление о природе предмета. Оценивается с учетом того, не перегружено ли изложение трудно воспринимаемым материалом. У любого изложения должен быть порог сложности: читатель должен идти от простого к сложному постепенно.

Эффективный способ обеспечения доступности – метафорическое подкрепление восприятия, сравнение с известным примером. Мысль подобна облаку, которое проливается дождем слов. Метафора может прояснить, а может увести от сути явления. Она должна не затемнять, а прояснять смысл понятия.

Основные приемы популяризации: 1) приемы изложения, которые ориентированы на читателя определенного возраста или обращены к его профессиональным интересам, учитывают его образовательный уровень; 2) отсутствие сложных формулировок; 3) образное моделирование дефиниций не в ущерб точности информации; 4) соблюдение принципа от известного к неизвестному, от простого к сложному; 5) конкретность и лаконичность изложения (маленькими главами – прием дробления инф. на блоки, что делает инф. более читаемой); 6) пояснение единичного факта на фоне общей картины.

Конкретные приемы популяризации: 1. Наличие авторских отступлений: оценки существующих позиций по вопросу и их комментарии. 2. Изложение в форме беседы с читателем, читатель вовлекается в диалог, создание проблемы, втягивание читателя. 3. Иногда автор предлагает точку зрения чит-лю только для того, чтобы потом ее опровергнуть, (провокация). 4. Познавательный интерес читателя стимулирует исторический материал: гипотезы, время их выдвижения, легенды, мифы, предания. 5. Приветствуются интригующие заглавия: «В своем ли мы имени?» . 6. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю (призыв, предупреждение). 7. Широко распространены заглавия в виде вопросов с воскл. Знаком, они часто усиливают парадокс: «Эйнштейн был неправ?» . 8. Прецедентные тексты (цитаты, высказывания политиков и т.д.): Хранит меня мой талисман? . 9. Эпиграфы (выполняют функцию подзаголовка). 9. Вводные эпизоды – вводят основное изложение, иногда представляют собой переложение рассказа, легенды, иллюстрацию научного факта.

Экспрессия и индивидуальность . Каждый автор научного текста (если он личность креативная и эмоциональная) сочетает те средства экспрессии, которые связаны с логикой научного изложения, обеспечивают его связность и те средства выражения авторской позиции, которые несут в себе элемент его субъективного стиля.

Языковые и стилистические средства создания экспрессии: 1. Образные, эмоционально-оценочные единицы, слова и фразеологизмы. 2. Использование перефраз – замена слова словосочетанием (СПб – город на Неве ), образным словосочетанием. 3. Олицетворение (рождение вселенной ). 4. Сравнение (один из самых распространенных). 5. Риторические вопросы (Куда смотрят прогнозисты? ). 6. Присоединительные конструкции, кот-е придают т-ту эмоциональную выразительность (несамостоятельные синтаксически, используется ассоциативная цепь). А как обстоит дело с экспериментами, которые якобы подтверждают теорию относительности? Кем проводились эти эксперименты? Когда? Где? . 7. Проявление юмора, иронии, каламбур (теория эволюции претерпевает существенную эволюцию; имена бед – это уже беда ). 8. Широкое использование элементов разговорного стиля: свободный порядок слов, много окказионализмов (прилетельцы вместо пришельцы ), разговорная лексика (зациклиться ), разговорная фразеология (худо-бедно ).

Характер использования терминологии в НП стиле . Не приветствуется использование узкоспециальных терминов. Если вводятся, то должны быть пояснены. Способы введения терминов: 1. Объяснение этимологии (факсИмиле (от лат. Fac simile – делай подобное) ). 2. Приведение известных читателю примеров после определения термина (отсечение окончания может быть способом образования нового слова. Этот способ называется дефлексацией. Например, лиса – лис ). 3. Полное определение термина не приводятся, но называются самые характерные признаки понятия, важные для автора (бериллий – легчайший металл Земли ). 4. Расшифровка понятия в скобках одним двумя словами, как бы мимоходом (прояснение мотивированности слова (или народная этимология) – излюбленный прием в языке детей ). 5. Рассматривая понятие или явления автор не сразу называет его, а как бы заставляет читателя самого вспомнить этот термин, и лишь потом называет его. 6. Раскрывая содержание понятия, автор может приводить все общепринятые его обозначения (пирит, железный колчедан, серный колчедан ).

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал . По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.

научный издание редактор

Что такое научно-популярное издание?

Научно-популярное издание -это издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

«Научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту» (ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»).

В принципе предметом таких изданий можно считать все, что может касаться науки и научных исследований или непосредственно касается. Например: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др.

Предметом в научно-популярной периодической печати может также стать события, связанные с научной деятельностью или личности в науке.

Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою» Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М., 1938. С. 429..

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она отталкивается от потребностей и задач общества, интересов и спросов читателей. С этим связаны как целевое назначение так функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей.

Функциональные свойства достаточно разнообразны.

Главной функции научно-популярных изданий считается пропаганда и популяризация информации о науке. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый(или журналист) передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая при этом еще и просветительские задачи. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной литературы, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.

Также одной из ведущих целей является формирования научного мировоззрения читателя. Данная функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Также данная функции формирования научного мировоззрения реализуется непосредственно в приобщении человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве мотивации для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Также научно-популярное издание преследует цель развития научно-познавательного кругозора у читателей. Профессиональная ориентация читателя, адаптация его к определенным условиям - все это решает научно-популярное издание. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть свою целевую аудиторию и ее массовость(или наоборот узость).

Оценивая таким образом научно-популярное издание, следует признать его как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Его можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярное издание адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

Но не стоит забывать о том, что в современных условиях задачи научной популяризации усложнились и расширились в разы, так как потенциальный читатель сильно изменился. Вместе с ним меняет форма и само тело научно-популярного издания. В нем нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Оно нужно тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Проблема и развития науки интересует каждого,кто в принципе близок к науке или научной деятельности: от студента до врача, политолога, учителя.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярное издание является всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что оно не может быть одинаковым для каждого. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей.

Также важно учитывать и ориентироваться на читательскую аудиторию.

При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярного издания является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Аудиторию читателей дифференцируют по:

Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).

Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:

  • а) уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т.д.);
  • б) вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т.д.);
  • в) профессионального профиля.

Определение «возрастной» характеристики читательского адреса имеет первостепенное значение. Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. Именно на такую аудиторию ориентируется редактор, выпускающий научно-популярный журнал или газету.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярное издание - обучающее средство, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Научно-популярное издание

Научно-популярное издание (НПИ) -- издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.

Научно-популярный очерк -- описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия -- это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура -- рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.

Научно-популярное издание (НПИ) - издание, содержа­щее сведения о теоретических или экспериментальных ис­следованиях в области науки, культуры и техники, изложен­ные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Целевое назначение НПИ - распространение и пропа­ганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содер^ жат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выво­дов, знание которых необходимо обществу в целом.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на изда­ния, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специа­листов, работающих в смежных областях науки; 4) на практи­ческих работников, желающих использовать результаты науч­ных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популяр­ные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования на­учной проблемы.

Научно-популярный очерк - описание научно-популяр­ным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме на­уки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.


Гтава 8. Текстовое издание 181

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-попу­лярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалис­тов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия - это популярное изложение в систематизированном виде содержания лекси­ческих единиц определенной отрасли знания. Она обеспечи­вает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате

отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд осо­бенностей. Характер предисловия к изданию во многом за­висит от конкретного адресата. Научные термины использу­ются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читате­лей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориенти­рованных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения.

НПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и при­кладным наукам в качестве иллюстраций нередко приме­няется карикатура - рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.


Контрольные вопросы

1. Что такое научно-популярное издание?

2. Каково целевое назначение НПИ?

3. Какому читателю адресованы НПИ?

4. В чем существенные различия между научными и НПИ по характеру информации?

5. Каковы основные виды НПИ?

6. В чем состоит специфика конструктивных элемен­тов НПИ?


182 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

8.4. Производственное издание

Производственное издание (ПИ) предназначено для ис­пользования в сфере производства и других областях практи­ческой деятельности, содержит материалы прикладного харак­тера, рассчитанные на специалистов разной квалификации.

Целевое назначение ПИ - обеспечение информацией всех сфер практической деятельности, в т. ч. производства.

ПИ отличаются четким читательским адресом. Каждое из них рассчитано на определенную категорию специалис­тов. В основном читатели делятся по уровню их общей и профессиональной подготовки: а) специалисты с высшим образованием; б) специалисты среднего звена (технологи, медсестры и т. д.); в) специалисты массовых профессий (сле­сарь, токарь и т. д.). Кроме того, различают ПИ, рассчитанные на специалистов, и ПИ для любителей, т. е. неспециалистов.

ПИ содержат информацию, касающуюся всех сфер прак­тической деятельности, т. е. деятельности по созданию мате­риальных благ, преобразованию природы и общества. Они кумулируют сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной прак­тики. Тематика этого вида изданий ограничивается вопросами, которые имеют прикладное значение. Многие произведения рассматриваемого вида носят характер рекомендаций, указа­ний по выполнению технологических процессов, операций.

В зависимости от широты охвата материала ПИ могут подразделяться на издания:

1) по специальности или профессии в целом;

2) по отдельным направлениям или темам профессио­нальной деятельности.

По целевому назначению и характеру информации вы­деляют следующие виды ПИ: научно-производственное, про­изводственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое для любителей.

Научно-производственное издание (НПИ) содержит све­дения о результатах теоретических или экспериментальных исследований, а также конкретные рекомендации относитель­но их внедрения в практику.


{"пава 8. Текстовое издание

Разновидности НПИ - монография, сборник статей, док­ладов, материалов практических конференций.

Производственная (практическая) монография - изда­ние, содержащее полное и последовательное изложение темы, включающее научное обоснование материала. Ее отличает узкоотраслевая тематика и практическая направленность выводов и рекомендаций. По конструкции производствен­ные монографии аналогичны научным изданиям: сравни­тельно большой объем, наличие переплета, иллюстраций спе­циального характера: чертежей, схем, графиков, технических рисунков, фотографий.

К НПИ относятся также сборники статей, докладов, материалов практических (научно-практических) конферен­ций. Они содержат изложение практической задачи, проме­жуточные и конечные результаты научно-производственных исследований, рекомендации по их внедрению в практику.

Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производ­ства, а также из других областей производственной практи­ки. Оно предназначено для повышения квалификации, со­вершенствования профессионального труда. Эта задача вы­полняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достиже­ниях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рацио­нальных приемов труда. Издания такого содержания выпус­каются в большом количестве.

ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.

В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:

1) технология производства;

2) организация и экономика производства;

3) оборудование;

4) охрана труда и техника безопасности;

5) обмен передовым опытом.

К ППИ относят: паспорт, практическое пособие, прак­тическое руководство.

Паспорт - производственно-практическое издание, со-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: