Подготовка макета: черный цвет. Кому подходит черный цвет волос? 100 черный цвет cmyk

На экране компьютера существует только один способ получения чистого черного цвета. Если точка монитора не светится - она черная. При офсетной печати черный цвет можно получить разными способами. Необходимо решить какой способ лучше для получения желаемого результата.

Самый простой способ - это чистый черный цвет состоящий на 100% из черной краски. Этот цвет идеален для областей менее 25 кв.мм., таких как логотипы или текст. Однако на больших площадях он может выглядеть сероватым и неравномерным. Это происходит от того, что в печатной машине ролики должны раскатать краску по большой поверхности, что сложно сделать равномерно.

Качество чистого черного цвета можно попытаться улучшить непосредственно при печати. Для этого можно использовать специальную офсетную краску, дающую «глубокий» черный цвет, либо просто отпечатать работу в два прогона, наложив два слоя черной краски и тем самым усилив цвет.

Недостатки этих мер очевидны. Во-первых, так как черный цвет присутствует не только в плашках но и в других элементах макета, его усиление может привести к цветовым искажениям или потере четкости на мелких элементах. Во-вторых, дополнительные работы, выполненные типографией, отразятся на цене печати, естественно, в сторону её увеличения.

При подготовке макета для полноцветной печати вы имеете возможность увеличить качество черного цвета путем добавления дополнительных составляющих к чистому черному. Существует много разных комбинаций, которые можно использовать:

Приведенные в таблице изображения черного, конечно, дают слабое представление о реальном результате.

На площадях свыше 25 кв.мм. мы рекомендуем использовать насыщенный черный, который состоит из 100% черного и 40% голубого. Такая комбинация дает ровный насыщенный отпечаток, так как второй цвет выравнивает и дополняет чистый черный цвет. Но никогда не используйте насыщенный цвет для текста, потому что даже небольшое отклонение в совмещении цветов будет заметно.

Теоретически можно использовать все четыре составляющие CMYK «на все 100». То есть выставить цвет C100-M100-Y100-B100. Однако, напечатать такое сочетание практически невозможно, так как краска при печати ляжет слишком толстым слоем, который не сможет высохнуть. Отпечаток будет мазаться и перетискиваться с листа на лист. Подробнее об этом читайте в статье о насыщенности цвета.

Оптимальный насыщенный черный цвет — это все же C40-M0-Y0-B100. Выглядит красиво и печатается без проблем. Пытаясь улучшить качество черного и завысив процент дополнительных красок можно получить обратный результат. А черный текст, покрашенный в 4-е цвета, практически невозможно напечатать, он все равно будет выглядеть размытым и неаккуратным.

Если вы уже ознакомились с основами подготовки к печати, если CMYK, блиды или «шрифт в кривых», у вас не вызывает удивления, то пора нам перейти к реализации насыщенного черного в палитре CMYK. Речь идет о Progressive Black - черном цвете, в который, кроме черной краски примешивают немного синий, пурпурной и желтой. В этой статья я расскажу вам зачем это делают, в каких случаях это можно делать, а в каких не нужно никогда. И какие опасности вас могут поджидать, если вы все же воспользовались насыщенным черным.

Насыщенный черный - для чего?

Не секрет, что триада красок CMY по 100% не дает чистый черный. На практике получается не то чтобы черный, а скорее темно коричневый. Существует и другая проблема - наложение 3х каналов цвета один в один на маленьких элементах. Погрешность производства делает невозможным подобный способ печати для журналов и прочей полиграфии, где рулит текст. Крупный текст, конечно можно напечатать в три слоя краски, а вот текст, размером менее 6pt вызывает массу проблем.

Не лишним будет упомянуть и дороговизну использования трех красок, когда нужна всего одна - черная. Ну а следом за дороговизной тянется ещё ворох проблем, таких как излишняя степень промокаемости газетной бумаги от трех слоев краски. Визитки потерпят, но с газетами все совсем не просто. Короче говоря - отдельной черной краске было сказано жить.

Черный цвет в CMYK

Не смотря на все преимущества, отдельный черный цвет имеет одну значительную проблему. Он слишком серый и недостаточно насыщенный. Это отлично подходит для некрупного текста но не годится для решения творческих задач. Поэтому дизайнеры полиграфии используют так называемый насыщенный черный или Progressive Black.

Настроить такой цвет очень просто. Достаточно выставить K100 и добавить по 50% Cyan, 50% Yellow и 50% Magenta. Во многих профилях, а особенно сильно это касается производства газет, стоят строгие ограничения на суммарный % краски. Ведь насыщенный черный C100 M100 Y100 K100 в сумме получает 400% А печатать столько на одно и тоже место газетной бумаги просто нельзя. Получатся кляксы.

Ошибки с насыщенным черным

Управлять цветом векторной графики дело пары кликов. Поэтому печатники обожают векторную графику, которая поддается отличному контролю и управлению. Сложнее обстоит с растровой графикой. Ведь каждый пиксель имеет определенное выражение в цветах CMYK. Хотя ошибки можно допустить и при насыщенном черном в векторе.

Примерно год назад в баркоды нашей продукции прокрался насыщенный черный цвет. Обычно, я генерирую бар код в Corel Draw. Затем сохраняю PDF и экспортирую в Иллюстратор или InDesign. В какой-то момент, из за некорректных настроек при сохранении PDF Корел стал сохранять насыщенный черный вместо K100. Цвет генерировался из черного RGB. А черный R0G0B0 переводе на CMYK выглядит как С95M83Y82K90. Этот цвет и начал прокрадываться на все макеты нашей продукции.

Чаще всего проблем не возникало, так как офсетная печать достаточно хорошо складывает каналы краски в один. Я не сталкивался с особыми проблемами при использовании Progressive Black даже со шрифтами небольшого размера на визитках. Самое худшее - текст становился слишком жирным. Проблемы, однако, вылезли при распечатке макета в цифровой печати. Вот тогда каналы и поехали.

Поэтому если вы хотите экспериментировать с насыщенным черным в угоду красоте на неподходящих для этого элементах, учтите - все огрехи под вашу ответственность. У требований типографий чаще всего очень жестко прописаны - весь черный текст строго K100 и никак иначе.

Progressive Black и растровая графика

Наличие насыщенного черного в растровой графике - обычное дело. В другом виде черный канал и не может присутствовать в Фотографии переведенный в CMYK из RGB. Черные участки фотографии так или иначе смешаны с пурпурным, синим, желтым каналами, за счет чего и получается все многообразие красок.

Расскажу о небольшом инциденте, который побудил меня написать эту статью. Последние обложки из типографии пришли с небольшим браком. Синей краски ощутимо «не долили». Через это Синий 40% выглядел как 15% а то и меньше. Заметна была и нехватка желтой краски. Но ситуацию спасла тематика. Печатная обложка была для мультфильма. Простые цвета, рисованные герои, преимущественно белого цвета.

Однако меня сразу насторожил «осевший» в результате печати логотип мультфильма. Вместо насыщенных черных контуров получились светло-коричневые.

Логотип мультфильма между тем был растрированным. Я получил его вместе с материалами для дизайн, и в таком же виде перенес на обложки ничего не меняя. После небольшого расследования оказалось что черным там и не пахло. Цвет состоял из С77M63Y60K69 Визуально все смотрелось как насыщенный черный, таким бы оно и было, если бы не брак с голубой краской. Не удивительно что контуры вместо черных распечатались светло-коричневыми.

Наличие 100% черной краски спасло бы положение, но их там не было. Всего 69, поэтому черный получался только при наличии полных 4х каналов. Я поправил эту ошибку на всякий случай, выделив черные контуры графики, и создав маску с заливочным слоем, на основе выделения. Цвет заливки выбрал С50M50Y50K100

Напоследок я хочу дать несколько советов при использовании насыщенного черного в полиграфии.

  1. никогда не используйте Progressive Black для черного текста. Пользуйтесь Overprint-ом.
  2. допустимо применение смешанного цвета для текста, только если нам нужен темно синий, коричневый, темно зеленый или любой другой смешанный сложный цвет
  3. в этом случае применяйте смешанные краски для текста не менее 7pt
  4. если вам просто жизненно важно напечатать красный текст менее 7pt сведите количество каналов до 2.

Надеюсь эта статья не оказалась бесполезной и многое для вас прояснила.


Насыщенно черный, насыщенный черный цвет, насыщенная черная краска, насыщенный черный cmyk, как сделать черный цвет насыщенным.

Продолжим проверку макета.

Проверять опять же будем с помощью Акробата Про.
Что основное нужно проверить перед печатью:

  • Составной черный;
  • Прозрачностей;
  • Шрифтов не переведенных в кривые и/или не встроенных полностью.

Составной черный

Это черный цвет состоящий из всех четырех красок CMYK. Плохо когда текст в издании назначен составным черным, это создает проблемы при печати (совмещение красок не идеально и результат с таким «красочным» текстом будет не лучшим) и во множестве случаев это нельзя поправить на этапе пре-пресса в готовом макете PDF в типографии.

К этому приводит несколько причин:

  • Вы указали в программе верстки черный цвет текста цветом RGB. Тогда при конвертировании в CMYK он будет составным.
  • Вы указали в программе верстки чистый черный CMYK, но после конвертирования в PDF все равно получили составной черный. Это происходит при несовпадении профилей (документа, связи, вывода) и происходит межпрофильное преобразование. Наведите порядок в рабочем процессе.
  • Связь (картинка к примеру) в программе верстки в пространстве RGB, с неправильным профилем или неправильно конвертирована в CMYK.

Есть еще один случай в большинстве случаев он приводит к составному черному. Это если назначен вместо черного цвета регистрационный цвет. Это технический цвет необходимый например для меток приводки, он назначается всем цветам входящим в макет (CMYK и плюс еще Пантоны). Такой случай можно определить если посмотреть процентное соотношение красок в составном черном цвете, оно будет всегда 400% + 100% на каждом Пантоне если они есть в макете)

Как это проверить в акробате.

Тут эффективен в большинстве случаев только ручной метод. Жмем на этот значок, если он у вас есть на панели.

Или в этот пункт меню.

Оба этих пути приведут вас к окну Output Preview, которое нам и нужно.

Здесь нам нужна область с сепарациями

Все элементы которые должны быть чисто черными должны исчезнуть (так как должны быть определены одним цветом). То что осталось темно-серым имеет какие-то из описанных выше проблем.
Кстати, на картинке выше распространенная проблема, бардак в профилях, вот такая ерунда и вылезла при конвертировании прозрачного объекта. При слиянии черный цвет оказавшийся под картинкой с прозрачной областью разделился на четыре цвета.

Когда можно и даже нужно использовать составной черный

Использование составного черного сводится к назначению «глубокого черного» на больших плашках цвета. Если назначить крупную черную область или очень крупный текст чистым черным цветом то на печати он будет выглядеть бледно и если он назначен оверпринтом то будет еще и заметно просвечивать. Поэтому если плашка занимает более-менее значимую область ее специально окрашивают во все четыре цвета.

Используется к примеру:

  • C 70% M 50% Y 50% K 100%, C 100% M 80% Y 80% K 100% смотря какое нужно суммарное покрытие. С 60% M 40% Y 40% К 100%, часто вполне хватает.

Черный цвет играет основную роль в печати CMYK. CMYK является аббревиатурой цветов красок для печати. Первые три буквы названы по первой букве цвета: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный) и Yellow (желтый), а для последней буквы аббревиатуры, обозначающей черный цвет (Black), используется последняя буква слова. Делается это, во-первых, во избежание путаницы с синим цветом (Blue), а во-вторых, по той причине, что черный также называют ключевым цветом (Key color), поскольку именно черный наиболее важен в печати CMYK. Большинство типографий печатает черный цвет первым (K-C-M-Y). Многие специалисты утверждают, что если при печати качество черного цвета удовлетворительное, то и печать всего материала будет качественной, но если с черным цветом возникли проблемы, то исправить ситуацию будет практически невозможно.

Кроме того, черный цвет является наиболее сложным для печати, поэтому навыки работы с ним так важны.

Черный цвет: RGB и CMYK

Как вы, наверное, знаете, монитор вашего компьютера, а также веб-страницы используют другой цветовой режим - RGB. Эта аббревиатура составлена по первым буквам цветов видимого спектра: Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). В этой цветовой модели черный цвет имеет значение «темный» или «без света», поскольку он представлен нулевым значением для всех трех цветов: R:0; G:0; B:0. Само собой разумеется, что черный цвет отображается на мониторе как наиболее темный.

Однако черный цвет в CMYK представляет совершенно другую концепцию: цвета создаются посредством смешения типографских красок. Эта цветовая модель является субтрактивной. Субтрактивная схема формирования цвета подразумевает наложение цветов, при котором конечный цвет становится темнее и стремится к черному. В силу того обстоятельства, что сформировать чистый черный цвет, используя только голубой, пурпурный и желтый, практически невозможно, в CMYK черный добавляется к другим трем цветам. RGB, напротив, является аддитивной цветовой моделью, где цвета получаются путем добавления, а конечный цвет стремится к белому.

К примеру, для создания красного цвета в CMYK необходимо использовать смесь желтого и пурпурного. При добавлении черной краски красный станет темнее.

Однако существует одна проблема: в печати CMYK используются прозрачные краски, что обусловливает наложение их при печати. Это значит, что 100% черный цвет в CMYK не запечатывает область непрозрачным черным слоем. То же самое получается в результате создания градиента от любого цвета к черному: черный выглядит серым и «разбавленным». Существуют и другие схожие ситуации, когда необходимо расположить изображение в оттенках серого поверх фона. Далее мы обсудим возможные решения этих проблем.

Чистый черный и насыщенный черный

При заполнении черным цветом CMYK фона или другой обширной области станет заметно, что черный цвет не настолько темный, как ожидалось. В CMYK используются значения от 0% до 100% (и повысить значение для каждого цвета выше этой отметки просто невозможно), однако в результате черный все равно будет больше напоминать темно-серый. Самое распространенное решение этой проблемы состоит в добавлении другого цвета (например, 40% голубого: C:40; M:0; Y:0; K:100). При замене голубого цвета на пурпурный в результате получится теплый черный. Оптимальным решением является добавление по 40% голубого, пурпурного и желтого (C:40; M:40; Y:40; K:100). Этот метод дает в результате хороший нейтральный черный цвет. Такой цвет называется насыщенным черным , то есть смесью черного с другими цветами, в то время как для получения чистого черного используется только черный (C:0;M:0; Y:0; K:100).

Работа с градиентами

При применении к другому цвету фонтанной заливки, состоящей из чистого черного , в результате может получиться нехороший «полинялый» цвет, больше похожий на светло-серый.

В этом случае вместо чистого черного следует воспользоваться насыщенным черным . Вы заметите огромную разницу (как на мониторе, так и в отпечатанных материалах). К примеру, для получения градиента от 100% черного к 100% голубому наилучший результат будет достигнут при использовании формулы «100% черного +100% голубого к 100% голубому».

Суммарное покрытие красок

Некоторые предпочитают устанавливать максимально высокие значения содержания красок (C:100; M:100; Y:100; K:100), поскольку в этом случае на мониторе результат близок к черному цвету RGB. Такой подход, однако, может повлечь за собой определенные проблемы при печати, особенно при нанесении краски на обширную поверхность. Поскольку после нанесения каждая краска должна просохнуть, максимально высокие значения содержания красок приведут к увеличению времени, затрачиваемого на печать, а также станут причиной нежелательных дефектов.

Рекомендуется полностью отказаться от установки максимальных значений при подготовке проекта для печати. В большинстве цветовых профилей предусмотрен лимит суммы наносимой краски (общего объема всех четырех цветов). Если максимально высокое значение содержания красок равняется 400% (по 100% для каждого цвета), то в цветовых профилях предусмотрено ограничение суммарного покрытия (от 300% до 340%). Например, некоторые цветовые профили конвертируют 100% всех красок в 75% голубого + 75% пурпурного + 75% желтого + 95% черного для получения 320% суммарного покрытия.

Черный цвет: Pantone и CMYK

Не все проекты одинаковы. При печати материалов, цветовая гамма которых состоит, к примеру, только из черного и красного, практичнее всего будет использовать две краски вместо четырех. Для печати таких проектов наиболее распространенными являются цвета Pantone. Разнообразные цветовые палитры Pantone разделяются по типу бумаги (мелованная, офсетная и пр.), а также по типу печати (шелкография, печать на одежде и пр.).

Подавляющее большинство красок Pantone непрозрачны, в то время как чернила CMYK обладают лессирующими свойствами. В определенных случаях использование полупрозрачных красок может сослужить хорошую службу. Для получения качественного результата при одноцветной печати с использованием, допустим, только черного, достаточно воспользоваться только черным цветом Pantone. К сожалению, при добавлении цвета Pantone в печатный проект CMYK возникнет необходимость в использовании всех пяти красок, что повлечет за собой дополнительные издержки. В некоторых ситуациях использование дополнительной краски является единственным способом достижения желаемого результата. Примером тому могут послужить проекты, для печати которых требуются краски металлических оттенков (золотого, серебряного и т. п.) или флуоресцентные цвета.

Кроме того, полупрозрачные краски используются для создания полутонов. Для печати серого можно воспользоваться оттенком черного в CMYK, где содержание черного будет составлять 10% или 20%. Напечатанное изображение будет состоять из точек, которые и создадут эффект серого цвета. В тех же случаях, когда необходимо использование сплошного цвета, можно прибегнуть к краске Pantone (например, PANTONE Cool Gray 1 C), которая даст в результате сплошной слой серого цвета. На отпечатанных материалах разница очевидна, особенно при рассмотрении через увеличительное стекло.

Смешение цветов

В определенных случаях при работе с изображениями в оттенках серого, где используется только черный, возникает необходимость в добавлении другого цвета. Здесь проще всего будет расположить такое изображение поверх цветного фона, активировать инструмент Прозрачность и на панели свойств выбрать опцию Однородная прозрачность в режиме Умножить . Области белого цвета будут удалены. В результате получится прозрачное изображение черного цвета, которое можно затем использовать в качестве наложения для любого фона. Иными словами, на печать будет выведено наложение черного цвета поверх цветного фона.

Наложение черного

Мы часто слышим термин «Наложение черного», однако не все имеют представление о том, что это такое и почему это понятие имеет такое огромное значение в допечатной подготовке. Представьте себе, что вы собираетесь напечатать текст черного цвета на зеленом фоне. Если не воспользоваться наложением черного, то в результате в точках разделения останутся белые незапечатанные области фона, поскольку ни одна полиграфическая печатная машина не может совместить составляющие цвета с абсолютной точностью. Несовмещение происходит по разным причинам, в том числе из-за растяжения бумаги и небольшого различия в скорости печати. В результате оттиск может выглядит так, как будто по краю букв появилась тонкая белая окантовка. Этого достаточно, чтобы не только испортить внешний вид печатной продукции, но и сделать текст нечитабельным. Избежать подобной ситуации можно, применив наложение черного при выводе на печать. Это особенно важно при печати тонких линий и мелкого текста. Поскольку в этом случае черный смешивается с цветом фона, контрастность текста повышается и он становится более читабельным.

Итак, прием наложения исключительно важен при печати тонких линий и мелкого шрифта. Однако при использовании наложения в проектах, где обширные объекты печатаются поверх неоднородного фона, могут возникнуть проблемы. Помните: чернила CMYK не обладают перекрывающими свойствами, поэтому фон, состоящий из разных цветов, будет в результате просвечивать через наложение черного. Тот же принцип действует и при наложении других цветов поверх заливок или объектов с контрастными контурами. Не забывайте активировать опцию Моделировать наложение в меню Вид .

Речь пойдёт о рецептуре CMYK, заданной вручную, и о настройках генерации чёрного, установленных при изготовлении профилей цветоделения. Если макет позволяет, плашку можно получить не только в результате цветоделения, но и нарисовать четырьмя красками в заданных процентах.

Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.

Отчего порой нарисовать лучше, чем поделить? Я собрал типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного» и поставил их небольшой шкалкой в обычные офсетные тиражи в разных типографиях. Померил, что получилось (кстати, тоже разными приборами), а данные усреднил. Всё отличие этой шкалки от реальных плашек в том, что обычно они большие, полосные, а образцы на шкалке маленькие. Но там, где результаты в печати критично зависят от размера, я остановлюсь на этом отдельно.

Далее я импортировал данные замеров в табличку Exсel и для наглядности построил график, где одна кривая — величина полученной светлоты L (Lightness) у 11-ти сравниваемых образцов, вторая — их TIL (Total Ink Limit или предельное суммарное количество красок CMYK), третья — отклонение от нейтрали цветовых координат ab (без учёта светлоты L). За нейтраль была принята тиражная бумага. Она нормально отбелена и, как правило, имеет b-координату -4. Если полагаете, что нейтраль должна быть абсолютной, файлик Excel лежит по адресу http://rudtp.pp.ru/pdf/superblack.xls : пересчитайте отклонение от той нейтрали, которую считаете нужной. Четвёртая кривая на графике зеркально повторяет Lightness: это динамический диапазон или контраст, если кому-то удобнее оперировать им, а не светлотой.

Разбор полётов

Начнём с аутсайдеров… На последнем, пятом месте — образец 11 со светлотой L = 15. Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура как 0-0-0-100 не рекомендуется.

На четвёртом месте разные образцы 8 и 10 со светлотой L = 13. Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев) с рецептурой CMYK 50-0-0-100 (№ 10), вышла очень светлой. Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска. № 8 — цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP, рецептура 75-68-67-90 с TIL = 300. Как мы увидим дальше, в поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России.

Третье место делят образцы 6, 7 и 9 со светлотой L = 11. Все три получены в результате релативного цветоделения, а не составлением рецептуры вручную. 6-й образец 78-68-58-95 с TIL = 299 — заслуженно популярный профиль ISOcoated_v2_300_eci (fogra39). 7-й и 9-й — профили ISOcoated_v2_eci (fogra39, 88-78-64-93, TIL=323) и PSO_LWC_Improved_eci (fogra45, 76-66-57-96, TIL=295). Самый высокий в тесте TIL = 323 не вывел чёрную плашку № 7 в лидеры даже на маленьком образце. Тем более плохо будет смотреться плашка с завышенным TIL на большом раскате с немного заниженной подачей краски. Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот. Поэтому обращу особое внимание, что при построении всех трёх популярных профилей, по которыми были поделены образцы, программой-профилировщиком было осуществлено мягкое форсирование анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях (UCA — Under Color Addition или добавление цветных красок под чёрную). Алгоритм UCA служит для увеличения локальных контрастов при высоких TIL > 300. Анти-UCA — обратный процесс, вычитание из-под чёрного, работает на любых TIL и служит той же цели — увеличению локальных контрастов в тенях. Анти-UCA жёлтого в балансе — не строго регламентированное действо. Не все программы-профилировщики его делают (например, № 8: в профиле U.S. Web Coated SWOP v2 от Adobe анти-UCA жёлтого нет, как и в других профайлах от Adobe), однако в обоих профилях ISOcoated_v2 и в профиле PSO_LWC_Improved сделано именно так: жёлтый из-под чёрного вычитается.

Форсировать анти-UCA жёлтой краски в профиле в большинстве случаев можно смелее. Об этом чуть ниже: такой приём снижает и TIL, и светлоту чёрного, а контраст (динамический диапазон) оттиска растёт при той же бумаге и красках. А инверсия жёлтого не разрушает локальных контрастов в тенях, но усиливает: прозрачность осветляющего жёлтого усиливается при его уменьшении и светлота тёмных красок под ним снижается. А тоновая разделка от нейтрали к оттенку «воронье крыло» визуально дополняет яркостную. Поведение локальных контрастов в тенях в зависимости от разных UCA, TIL и BIL (Black Ink Limit, ограничение чёрной краски) — отдельная большая тема, которую я подробно раскрою в следующей статье по результатам новой тестовой печати в разных типографиях.

На второе место со светлотой L = 11 я поставлю плашки 2, 3 и 4. Почему не близкие им по яркости 1 и 5? Рецептура типичной плашки 3 с одинаковыми процентами красок CMY 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. Смотрится не ахти… Часто встречаемая плашка 60-50-50-100 уже лучше по светлоте, но тоже не нейтральная, тёплая. Общеизвестно, что хорошие типографии стараются удерживать баланс в нейтрали и для печати красками европейской триады характерно балансовое соотношение процентов красок CMY как 1:0,8:0,8. Это соотношение типично для всей нейтрали от светов до теней. Например, смесь CMY 50:40:40 должна в хорошей сбалансированной печати быть одинаковой по цветовому тону с полутоном чёрной краски. Но 1:0,8:0,8 — это для CMY совсем без чёрного.

Когда мы печатаем нашу триаду поверх чёрного, а не поверх чистой бумаги (чёрный в триадном офсете всегда печатается первым), в действие активно вступает красковосприятие (trapping) — эффективность наложения одной краски поверх другой. И эта эффективность далеко не стопроцентная. Поверх 100% чёрного соотношение в нейтральном балансе CMY устанавливается приблизительно как 1:0,7:0,7. Поведение голубой краски меняется: то она ложилась просто на сухую бумагу, а теперь — на сырую чёрную краску. Голубой краски переходит на оттиск меньше, и её количество в процентах надо поднимать. Для пурпурной и жёлтой красок красковосприятие почти не меняется, поскольку и в балансовом наложении без чёрного они печатались не по бумаге, а по полутонам голубой краски. Иными словами, поверх чёрного нейтралью будет не CMY 50-40-40, а CMY приблизительно 57-40-40. И плашка 4 (60-40-30-100) с рекордно низким для нашего теста TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого.

Я знаю много специалистов-цветокорректоров, которые предпочитают делиться дополнительно модифицированными профилями с сильно форсированной анти-UCA жёлтой краски: холодный рисующий чёрный по тёплому полутону резко поднимает визуальный контраст изображения. За исключением тех нечастых случаев, когда сильная анти-UCA жёлтой краски нарушает целостность изображения (например, синеватые тени на тёмно-коричневом предмете будут «чужими»), приём «тёплые света — холодные тени» работает отлично. И, как мы выяснили, не только визуально и на контрасте оттенков, но и на контрасте яркостей: измеренная светлота L действительно снижается при форсировании анти-UCA жёлтой краски.

Первое место со светлотой L = 10,6 делят рисованные плашки 1 и 5 с TIL = 240. Последняя (70-40-30-100) выглядит по оттенку, как и плашка 4 — «воронье крыло». Но по тоновому отклонению (красная кривая на графике) заметно, что оттенок приближен к оттенку тиражной бумаги: строго колориметрически выходит, что 5-й отклоняется от бумаги меньше всех. По абсолюту он не нейтрален, но баланс полутонов в печати мы тоже держим не по абсолюту: на жёлтой бумаге абсолютный баланс полутонов будет визуально синить, на синей — желтить. Небольшое увеличение TIL (240) всего на 10 единиц относительно плашки 4 только за счёт голубой краски обоснованно дало уменьшение светлоты.

Плашка 1 (60-40-40-100) также справедливо попала в лидеры. Она одна из самых низких по светлоте, имеет абсолютный нейтральный баланс (смотрится нейтрально и на синей, и на жёлтой бумаге), обладает низким TIL = 240, что весьма существенно для технологичности больших раскатов в офсете. Как видно из графика, отнюдь не высокий TIL, а лишь продуманная рецептура позволила плашке 60-40-40-100 вырваться на первое место по светлоте при высокой степени ахроматичности на разных по оттенку бумагах.

У образцов, вышедших на первое место, только один недостаток — они не могут быть получены в результате привычного цветоделения. Очень тёмные и просто тёмные насыщенные цвета неизбежно будут вырождаться при цветоделении профилем с TIL = 240 и ниже; цветовой охват подобных профилей, если их построить и применить, будет «зарезан» в тенях. Необходимый и достаточный TIL для полноценного цветового охвата теоретически должен быть 300, хотя можно и на пару десятков меньше: на практике не встречаются высокохроматичные 200% бинары, залитые 100% чёрной краски, типа 100-0-100-100.

Четыре правила суперчёрного

Попробую сформулировать некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.

1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.

2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.

3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, по нашему тесту вышло, что плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. Также проверено на тестовом оттиске, что кривая уровней светлоты плашек суперчёрного в нашем графике меняется в случае слабого наката чёрной краски при печати с большим отклонением от стандарта (ΔL = 5 и более). При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного. Образцы с высоким TIL и низким BIL догоняют и даже опережают победителей нашего теста. Разумеется, лишь в относительном сравнении: в абсолютном L таких образцов не дотягивает несколько единиц до значений на рис. 1.

4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95-98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95-98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95-98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.

Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.

Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95-98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2-5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.

По графику видно, что рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.

Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.

Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.

О контекстном цветоделении

Модифицированные профили цветоделения требуют небольшого комментария: не всегда можно «нарисовать» чёрную плашку напрямую процентами красок, бывает необходимо её поделить вместе с полутоновым изображением. Хорошие профили цветоделения, доступные для свободного скачивания на сайте European Color Initiative (

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: