Повышение разряда слесарь по ремонту технологических установок. Слесарь по ремонту технологических установок

Принципы налогообложения . Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения выделяются экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смтом в его работе « Исследование о природе и причинах богатства народов». В настоящее время они претерпели некоторые изменения. У разных авторов они называются по-разному. Приведем самые распространенные трактовки экономических принципов.

Первый принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый налогоплательщик должен уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам (стоимости имущества). Обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Данный принцип имеет две составляющие. Первая рассматривает налогообложение «по вертикали»:

Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов (имущества) налогоплательщика. С повышением дохода должны увеличиваться налоговые ставки. Вместе с тем, лицо, получающее больше благ от государства, должно платить налоги в больших размерах.

Вторая составляющая трактует справедливость как равенство налогов при равных доходах.

Второй принцип «соразмерности». Он предусматривает гармонизацию интересов государства и налогоплательщика. Налоги не должны быть непосильным бременем для налогоплательщика, а их сумма должна обеспечивать потребности государственных расходов.

Третий принцип «определенности». Это понятие включает наличие исчерпывающей информации о сроках платежа, суммах подлежащих уплате, способах платежа.

Четвертый принцип «удобства». Он предполагает, что налог должен взиматься в то время, тем способом, в тех платежных документах, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

Пятый принцип «экономичности». Расходы на сбор налогов не должны превышать собранных налоговых сумм. На самом деле, расходы должны быть минимальными. Причем, это должно относиться не только к налоговым органам. В современных системах налогообложения актуальным является рассмотрение и учет затрат на обслуживание налоговых платежей налогоплательщиками. Сложное налоговое законодательство, сложный налоговый и бухгалтерский учет, сложные налоговые исчисления, потребности в специальной вычислительной технике, - все это накладные расходы, которые являются непроизводительными расходами.

Налогообложение осуществляется исходя из следующих методов налогообложения: метод равного налогообложения, метод пропорционального налогообложения, метод прогрессивного налогообложения и метод регрессивного налогообложения. Метод равного налогообложения предусматривает одинаковую сумму налога с каждого налогоплательщика независимо от его доходов и имущественного положения.


Метод пропорционального налогообложения - предусматривает одинаковую налоговую ставку для всех налогоплательщиков. При этом, сумма налога увеличивается пропорционально полученному доходу, чем больше сумма дохода, стоимость имущества, тем,при равной ставке, больше сумма налога (НДФЛ – 13%).

Метод прогрессивного налогообложения - предполагает увеличение налоговой ставки при увеличении суммы дохода (стоимости имущества) и, как следствие, увеличение в установленной законодательством прогрессии суммы налога. Такая система используется для изъятия сверх доходов, снижения разрыва между самыми низкими и самыми высокими доходами.

Следующая группа принципов связана с налоговым правом и именуется «юридическими принципами». Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Рассмотрим группу «юридических принципов», которые лежат в основе налоговых систем развитых стран.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед законом. Недопускается налоговая дискриминация исходя из политических, религиозных, идеологических, этнических, национальных различий. При установлении налогов может учитываться только фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Принцип установления налогов законами . Закон – является высшим юридическим документом, утверждение которого связано с процедурой демократического управления в государстве. Установление налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные и законодательные органы власти при соблюдении всех демократических процедур предусмотренных Конституцией и Законодательством. Это является гарантией от произвола в налоговой сфере исполнительной власти.

Принцип отрицания обратной силы введения налоговых законов . Введение налоговых законов «задним числом», наносящих ущерб налогоплательщикам категорически запрщено. Введение задним числом налоговых законов улучшающих положение налогоплательщиков разрешено законодательством.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Данный принцип означает приоритет налогового законодательства в вопросах налогообложения над неналоговым. Такая ситуация возможна в случае противоречий в законодательных актах.

Принцип наличия установленных законодательством всех элементов налога. Этот принцип устанавливает порядок, когда отсутствие икакого-либо элемента в налоге, позволяет налогоплательщику на законном основании налог не уплачивать.

К категории «юридических принципов» можно отнести большую группу принципов, которые положены в основу налоговых систем многих стран и продекларированы в налоговом законодательстве Российской Федерации (см. НК РФ).

Организационные принципы - это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой.

Принцип единства налоговой системы выражается в запрете на установление налогов или сборов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимо введение налогов или сборов в регионах или муниципалитетах приводящих к пополнению бюджетов одних за счет других территорий.

Принцип равенства правовых статусов субъектов страны иногда трактуется как принцип «налогового федерализма». В основу этого принципа положено разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в области налоготворчества и бюджетных отношений. Налоговая система должна предоставлять определенную свободу в формировании бюджетов всех уровней.

Принцип подвижности (эластичности) предполагает возможности для оперативного изменения налоговой нагрузки и налоговых отношений, обусловленных изменениями экономической обстановки. Например, изменения котировок на фондовых биржах, уровня цен на энергоносители, политической обстановки в мире, - требуют корректировки в проведении налоговой политики. Эластичность налогообложения может использоваться также в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности выражается в стабильном и понятном налоговом законодательстве. Критерием минимальной стабильности налоговой системы служит налоговый период, в течение которого изменения недопустимы. Максимальным сроком может стать период до нового реформирования налоговой системы.

Принцип множественности налогов обоснован необходимостью перераспределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками. Во-вторых, наличие разнонаправленных налогов позволяет осуществить равномерное и справедливое налогообложение всех форм доходов и имущества.

Принцип исчерпывающего перечня налогов предусматривает ограничения в отношении действующего перечня налогов. Законодательством должно быть запрещено введение не предусмотренных в налоговых законах налогов. Этот принцип играет большую роль в реализации принципа стабильности налоговой системы.

Принцип гармонизации налоговых систем предполагает унификацию налоговых систем, в том числе, налогового законодательства и самих налогов в разных странах. Сходство налоговых систем в разных странах позволяет наиболее эффективно осуществлять внешнюю экономическую политику государства.

Принцип резидентства соблюдается во всех экономически развитых странах. Налоговыми резидентами в Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации. В налоговом лексиконе применяется этот термин также в отношении организаций. Однако в Российском налоговом законодательстве определение этого термина отсутствует

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Имеет право: на получение отсрочки или рассрочки налогового платежа; на списание, при определенных условиях, безнадежных долгов по налогам и сборам; на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога; на соблюдение налоговой тайны.

Принцип приоритета международного налогового права над государственным правом. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте общие налоговые теории.

2. Перечислите и охарактеризуйте частные налоговые теории.

3. Дайте характеристику развития налоговых теорий в 20 в.

4. Приведите примеры влияния налогов на рынок труда.

5. Обоснуйте влияние налогов на экономику.

6. Какова роль экологических налогов в охране окружающей среды?

7. Какова роль налогов в рациональном природопользовании?

8. Охарактеризуйте теорию предельных налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

9. Опишите влияние налогов на сглаживание социального неравенства. Кривая Лоренца

10. Назовите функции налогов.

11. Дайте характеристику фискальной, экономической, социальной, экологической, международной функциям налогов.

12. Дайте характеристику экономическим принципам налогообложения.

13. Дайте характеристику юридическим принципам налогообложения.

14. Дайте характеристику организационным принципам налогообложения.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?».

2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.

В Европе XVI–XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти утверждение всех государственных расходов и доходов.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…»

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775–1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т. к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д.

Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723–1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.

3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.

Период развития налогообложения в XIX в. отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства – укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот – переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал – в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны – развитостью экономической теории в части налогообложения.

Венцом финансовой науки начала XX в. явились налоговые реформы, проведенные после I Мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость , в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги – налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.

Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны с результатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению:

принцип получаемых выгод – различие в налогах определяется различием в получаемой полезности;

принцип платежеспособности – различие в налогах определяется различием в способности их выплачивать, этот подход был и остается ведущим, в силу технических и технологических сложностей применения первого.

Вне зависимости от подхода к налогообложению должен выполняться критерий справедливости . Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода.

Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.

4. История налогообложения в России до XIX в.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью» . Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей» , из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III , который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги . Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины .

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности .

В царствование царя Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата , в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог.

В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать».

5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.

Новая эра в управлении финансами страны и, в частности, организации податного дела началась после издания Александром I знаменитого Указа от 18 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств».

Начало XIX в. характеризуется также развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена Программа финансовых преобразований государства М. Сперанского . В 1818 г. в России появился первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» Николая Тургенева .

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать , которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 г. Вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.

Отмечается постепенное внедрение системы акцизов . В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – прессованные дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. Отдельные акцизы просуществовали недолго, по большинству остальных ставки постепенно увеличивались.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т. д. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов , которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

В 1875 г. в России был введен наиболее распространенный в системах государственного обложения поземельный налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853 г. Государственного Земского сбора. Он падал преимущественно на крестьянское население страны.

В 1885 г. в России по инициативе министра финансов Н. Х. Бунге вводится институт податных инспекторов как финансовых работников на местах.

В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог , игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имеет налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т. д.

6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон о подоходном налоге , который вступал в силу с 01.01.1917 г. Объектом обложения но новому закону являлся совокупный доход, включавший поступления от денежных капиталов и недвижимости, от вознаграждения за труд и по найму, профессиональных и личных промысловых занятий. Не облагались налогами вообще: жалованье лиц, находящихся на службе в действующей армии и флоте, военные пенсии и пособия.

Для сбора налогов учреждались губернские и областные участковые присутствия . Новое налоговое законодательство не отнимало предпринимательской инициативы у российских подданных. Но при этом правительство оставляло за собой право постоянного надзора за их деятельностью.

Новые налоговые законы, разработанные на закате XIX в., со временем могли бы стать поворотной вехой в экономической истории России. Но этими идеями воспользовалась уже другая власть.

6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.

После революции 1917 г. основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа . В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений: действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утратила свое значение.

В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан .

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота , своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.

Смена высшего руководства страны и проведение различных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения .

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.

В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.

Название электронного курса: Налоги и налогообложение

В курсе рассмотрены следующие темы: Сущность налогов и сборов. Налоговые отношения и их участники. Налоговые органы и их полномочия. Элементы налога. Классификация налогов. Сущность налоговой системы и налогообложения. Налоговая политика государства. Налоговое законодательство. Налоговая реформа .Система налоговых органов Российской Федерации. Оптимизация налогового администрирования в РФ.Налоговые инспекции и их полномочия. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговый инвестиционный кредит и порядок его предоставления. Повышение эффективности взыскания платежей. Понятие налоговой декларации. Сущность налогового контроля. Формы налогового контроля. Сущность налоговой проверки. Классификация налоговых проверок. Встречная налоговая проверка. Развитие налогового контроля на современном этапе. Федеральные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц. Понятие материальной выгоды и порядок ее расчета. Определение налоговой базы для расчета НДФЛ в особых случаях. Применение налоговых вычетов. Определение некоторых элементов налога на доходы физических лиц. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость. Значение счетов фактур для налогообложения НДС. Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет . Льготы по НДС. Сущность акцизов. Особенности налогообложения акцизами. Значение счетов фактур для налогообложения акцизами. Понятие налога на прибыль и его элементы. Определение расходов организации. Определение доходов предприятия и его финансового результата. Ресурсные налоги и сборы. Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рес. Пошлины. Государственная пошлина . Таможенная пошлина. Региональные и местные налоги. Налог на имущество организаций и его элементы. Транспортный налог. Налог на игорный бизнес. Налог на имущество физических лиц. Земельный налог. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Порядок определения доходов и расходов при применении УСН. Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Особенности исчисления ЕНВД и порядок его уплаты.

Общее время просмотра всего электронного курса (60 видео): 548 мин (9ч 18 мин)

1 Сущность налогов и сборов (13 мин)

Налог
- Сбор
- Отличия налога от сбора
- Установление налогов и сборов
- Фискальная функция
- Регулирующая функция
- Социальная функция

2 Налоговые отношения и их участники (9 мин)

Налоговые отношения
- Признаки налоговых отношений
- Виды налоговых отношений
- Участники налоговых отношений
- Налогоплательщики и плательщики сборов
- Права
- Обязанности
- Налоговые агенты

3 Налоговые органы и их полномочия (9 мин)

- Налоговые органы
- Права налоговых органов
- Обязанности налоговых органов
- Должностные лица
- Таможенные органы
- Финансовые органы
- Финансовые органы субъектам
- Ответственность

4 Элементы налога (11 мин)

Элементы налога
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Налоговый период
- Налоговая ставка
- Порядок исчисления налога
- Порядок уплаты налога
- Сроки уплаты налога
- Налоговые льготы
- Источник уплаты налога
- Налоговые вычеты

5 Классификация налогов (10 мин)

Классификация налогов по уровню
- По способу взимания
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- По субъекту уплачивающему долг
- По целевой направленности
- По процедуре установления
- По способу отражения в учёте
- Налоговое бремя
- Переложение налогов

6 Сущность налоговой системы и налогообложения (8 мин)

Налоговая система
- Структура налоговой системы
- Принципы налогообложения
- Принципы Адама Смита
- Принципы построения налоговой системы

7 Налоговая политика государства (8 мин)

Задачи налоговой политики
- Государственный бюджет
- Формы налоговой политики
- Политика максимальных налогов
- Политика экономического развития
- Политика разумных налогов
- Налоговое регулирование
- Недочёты налоговой политики
- Направления развития

8 Налоговое законодательство (8 мин)

Структура
- Правила
- Конституционные положения
- Вступление в силу
- Обратная сила
- Несоответствие Налоговому кодексу
- Таможенное законодательство

9 Налоговая реформа (8 мин)

Особенности
- Налоговая реформа
- Классификация реформ по содержанию

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: