Презентация на тему религиозный фундаментализм. Современные религии

Религиозный фундаментализм
Религиозный фундаментализм - религиозные
направления, свойственные любой религии,
призывающие к возрождению традиционных
ценностей и ориентирующиеся на
консервативные социальные цели.
Как правило, фундаментализм возникает в
периоды социальной и политической
нестабильности.
Основными чертами фундаментализма являются
буквальные восприятие религиозного учения и
текстов священных книг, отвержение всякой
возможности альтернативного истолкования
Священного Писания, провозглашение
неизменности догматики, требование строгого
исполнения всех религиозных предписаний.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ
Проблема
религиозных
конфликтов
в
современном мире является достаточно
актуальной, поскольку данные конфликты
затрагивают многие страны, решение
конфликтов, основанных на религиозных
противоречиях, является сложным и
долговременным процессом.
Конфликт религиозный - столкновение
религиозных индивидов и групп по
поводу различных позиций в вопросах
вероучения, религиозной деятельности
и правил построения религиозной
организации.
Конфликт может выливаться в форму
разногласий и споров, конкуренции и
борьбы, конфронтации и религиозной
вражды, которая связана с фанатизмом и
во многих случаях выливалась в
религиозные войны.

Признаки религиозных войн:
⦿ ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
⦿ применение священных знамен и сигналов;
⦿ непосредственное привлечение духовных образов богов
в войне;
⦿ принадлежность противоборствующих группировок к
разным религиям;
⦿ полное вовлечение в военные действия всех слоев
населения противоборствующих
⦿ государств, национально-этнических групп;
⦿ во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят
религиозные духовные
⦿ лидеры;
⦿ в такой войне участвуют исключительно приверженцы
только этой религии или только этого направления
данной религии с исключительно религиозными целями защититься от экспансии другой религии (другого ее
направления) или, наоборот, навязать в насильственной
форме свою религию (свое направление в данной
религии) представителям других конфессий и лицам, не
исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Самые значительные
религиозные конфликты ХХ века:
⦿Исламский фундаментализм;
⦿Религиозное противостояние в
Ирландии;
⦿Исламская революция в Иране;
⦿Конфликт между индуистами и
исламистами;
⦿Противостояние сербов и хорватов;
⦿Теология освобождения.

Типы религиозных войн
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются
конфликты и несогласованность интересов между
различными конфессиями или направлениями внутри одной
религии. То есть основным признаком религиозной войны
должны являться поставленные и впоследствии
реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных
конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или
внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким
образом, так называемые религиозные войны, в настоящее
время отсутствуют, а политическая составляющая
современных войн постоянно усиливается, выливаясь
зачастую в открытый терроризм.

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном
глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся
в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных
предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и
сознавать себя обществом».
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о
том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что
разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к
родственникам и друзьям пятью способами: великодушием,
учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к
себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от
других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит
своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны
относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на
небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа
своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает
другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними”.

Заключение
Таким образом, религиозный фундаментализм играет
важную роль в современных региональных
конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только
для мирного населения, но и для целостности
государств, такие конфликты отличаются сложным
узлом противоречий, которые накапливались на
протяжении длительного времени и с
наступлением критической точки выливаются не
просто в мирные протесты, а в религиозную
дискриминацию, погромы, гражданские войны,
терроризм. В последние годы религиозный фактор
региональных конфликтов приобретает
политический оттенок, а религиозные причины
столкновений переходят на второй план, уступая
место политике. Имиджу религии вредит также
терроризм, который прикрывается религией, а на
самом деле преследует политический цели.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ – тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19–20 вв.) на секуляризацию , т.е. эмансипацию, науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция – модернизм . Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций – «The Fundamentals. A Testimony to the Truth» («Основы. Свидетельства Истины», 1910–12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного Писания в каждой детали, рождение Христа от Девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий – иудаизма , христианства и ислама , но имеющий также параллели в индуизме , сикхизме, буддизме , конфуцианстве . Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х гг. и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америки, с типологически схожими католическими движениями (напр., Opus Dei, Communione et Liberazione), с «исламским фундаментализмом» аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др. Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в Священном Писании (Тора, христианская Библия , Коран ) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд , святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает «веру помимо интерпретации», что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который с его точки зрения неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной ориентации, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории с т.зр. религиозного фундаментализма заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и «концом мира», под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является в отличие от консерватизма в обычном понимании современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Презентацию на тему "Религиозные конфликты" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом. Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.

Слайд 3

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком. Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”. Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”. Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”. Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”. Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”. Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”. Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”. Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”. Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”. Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Слайд 4

А.А. Корабельников:

религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

Слайд 5

Признаки религиозных войн:

ритуальные религиозные отправления военнослужащих; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне; принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям; полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп; во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры; в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Слайд 6

Типы религиозных войн

1. Автономистские войны; 2. Национально-иредентисткие войны; 3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты; 4. Религиозно-абсолютисткие конфликты; 5. Миаленаристские конфликты. Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели. В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

Слайд 7

Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:

Исламский фундаментализм; Религиозное противостояние в Ирландии; Исламская революция в Иране; Конфликт между индуистами и исламистами; Противостояние сербов и хорватов; Теология освобождения.

Слайд 8

Заключение

Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.

Слайд 9

Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий. Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства. В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Традиционные религии

    Современные нетрадиционные культы

    Внеконфессиональные, неканонические религиозные движения.

    Распространялись в течение XX века

    Синкретичность учения

    Имеют специфические формы организации

    1. Неоориенталистские объединения

    . Связаны с восточными религиями («Ориент»

    – восток)

    . Принимают идеи, близкие к другим мировым религиям (Христанство, Ислам)

    . Широкое использование медитативных практик, восточные культовые практики

    . Акцент на личном опыте человека

    . «Общество сознания Кришны», «Дзен- буддистский Центр», «Тантрический буддизм»

    Типы современных нетрадиционных культов

    2. Неохристианские объединения

    Слияние христианских идей с элементами восточных религий

    Идеи конца света и мессианства

    Противостоят потребительским ценностям (являются специфическим способом потребления)

    Автократический способ организации

    «Церковь объединения», «Церковь Последнего завета», «Белое братство»

    Типы современных нетрадиционных культов

    3. Сайентологические направления

    Представления о связи Земли с высшими космическими силами

    Идеи слияния космических сил с божеством

    Толкование экологических и психологических проблем современных людей

    Мистическая трактовка физических и биологических явлений.

    «Дианетика» (Р. Хаббард)

    Типы современных нетрадиционных культов

    4. «Новая Магия»

    Интерес к неевропейским культам и европейским историческим религиям

    Противостояние ценностям европейской цивилизации

    Интерес к экстазам, практикам неевропейской медицины.

    Учение Карлоса Кастанеды

    Типы современных нетрадиционных культов

    5. Сатанизм

    Религиозные движения протеста

    Долгая европейская традиция Сатанизма

    Идеи

    индивидуализма

    (романтизм)

    Современные идеи обаятельного зла

    Голливудские образы

    Организационные принципы организации религиозных движений

    Современные религиозные движения имеют особенности организации.










    1 из 9

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом.Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”.Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”.Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”.Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    А.А. Корабельников: религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Признаки религиозных войн: ритуальные религиозные отправления военнослужащих;применение священных знамен и сигналов;непосредственное привлечение духовных образов богов в войне;принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям;полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующихгосударств, национально-этнических групп;во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовныелидеры;в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Типы религиозных войн 1. Автономистские войны;2. Национально-иредентисткие войны;3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;5. Миаленаристские конфликты.Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Заключение Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства. В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: