Презентация воинская культура казачества как православного рыцарства. Воинская культура казачества

другие презентации на тему «Казаки – рыцари православия»

«Рыцарь в замке» - Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты. На самом верху башни была площадка, окруженная зубцами, которые, как правило, устанавливались на выступающем карнизе.

«Время рыцарей и замков» - В центре замка башня донжон. 1180 г. Гент, Бельгия. Mиниaтюpa 13 в. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Со временем наверху стен стали делать галереи, выступающие вперед. Древняя часть замка - круглая башня. Замок Вартбург в Германии. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново.

«Феодалы и рыцари» - Рыцарский кодекс чести. Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Война- профессия рыцаря. Замок феодала. Рыцарю должна была быть чужда хитрость. Основное занятие рыцаря война. Закрепление материала. Жили рыцари в замках, всегда готовых к отражению противника.

«Рыцари» - Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Пластинчатые латы. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. За менее существенные проступки следовало и менее суровое наказание. В общем, законы выживания действовали и тут даже в мирное время.

«Кубанские казаки» - Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Образование: Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс. Травм и повреждений не получил. Казачество в наше время. Вся семья проводит здесь значительную часть своего времени. Бунчужный Картина Юзефа Брандта. Русская печь.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.

Происхождение донского казачества. Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно с началом изучения казачьей истории в XVIII в. идея кавказского происхождения казаков, впервые высказанна Г.З. Байером - предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем во 2-й половине X в. Позже казаки принимали в свой состав беглых россиян, поляков и представителей других народов. Г.З. Байер говорил о казаках как о представителях древнего народа. Схожую версию выдвинул В.Н. Татищев. Он утверждал, что запорожские казаки впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись прямыми потомками кавказских черкесов (черкас). Позже военный инженер по образованию и историк по призванию генерал-лейтенант А.И. Ригельман, полностью согласившись с точкой зрения В.Н. Татищева, отмечал, что сами донские казаки считали своими предками черкесов и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей. 4.

Существует несколько версий возникновения
казачества. По неофициальной версии (которая
настаивает на том, что казачество является военным
сословием в составе России, с чем не согласно само
казачество, считая свои корни более древними и что
является причиной для споров уже много веков)
первоначальной родиной казачества считается линия
пограничных со степью русских городов-крепостей,
шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
черте Путивля и Переясвлава.

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
на защиту мирного населения от постояных набегов
вооружённых банд татарского происхождения. Этим
людям, постоянно сталкивающимися в степи с
татарскими воинами и было присвоено тюркское
название казаки, потом распространившуюся на
вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с
татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
(В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

Казачество обязано также своим
возникновением имеющейся во
время монголо-татарского ига
«живой дани», то есть людьми,
которых русские княжества
поставляли в орду для пополнения
монгольских войск. И само слово
казак имеет тюркское
происхождение, означающее
лёгкую конницу. Монголы лояльно
относились к сохранению
поданными своих религий, в том
числе и людьми, входившими в их
войсковые подразделения.

После развала единого монгольского
государства оставшиеся и осевшие на его
территории казаки сохранили войсковую
организацию, но при этом оказались в полной
независимости и от осколков былой империи,
и от появившегося на Руси Московского
царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
но не были корнем возникновения войск. Сами
казаки всегда считали себя отдельным народом
и не признавали себя беглыми мужиками

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
находились в составе сторожевой и станичной
служб, что охраняли пограничные территории от
разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи общины («войска́»)
стали образовываться и на
территории Московского
царства XVI и XVII вв. из состава
сторожевой и станичной служб,
что охраняли пограничные
территории от разорительных
набегов крымских татар и
ногаев. Однако старейшим из
всех казачьих формирований по
официальной версии считается
Запорожская Сечь, основанная
во второй половине XVI века на
территории нынешней Украины.

Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
принадлежащую тогда Турции, и основала
Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
но была переселена на Кубань, в результате чего
возникло Кубанское казачье войско.

Казачьи войска принимали активное участие в
освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
Якутск.

В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
Анадыря) и открыл пролив между Азией и
Америкой.
В 1697-1699 сибирский казак Владимир
Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
Камчатку.

Казачество на протяжении веков являлось
универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в седле. Во все времена
они считались великолепными наездниками, не
знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как
лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
Семилетнюю войны, во время Итальянского и
Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в
наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
легендарным атаманом М. И. Платовым
иррегулярное воинство стало одним из главных
виновников гибели наполеоновской армии в
России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.
П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
одна русско-турецкая война 18-19 веков

«Для того казак родится, чтоб царю на службе
пригодиться» - гласит старинная казачья
поговорка. Его служба по закону 1875
продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
запасе. На службу каждый являлся со своим
обмундированием, снаряжением, холодным
оружием и верховой лошадью. За подготовку и
несение воинской службы отвечала казачья
община

. Главным собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную кровью их
предков землю на правах коллективной
(общинной) собственности. Полученную землю
войско, оставив часть на войсковой запас, делило
между станицами

. В 19 веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и
предпочтения, например, интенсивное развитие
рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
Дону и т. д.

Казаки нередко выступали
против центральной власти
(примечательна их роль в
русской Смуте, в восстаниях
Разина и Пугачева, возникших
по причине постоянного
урезания государством прав и
свобод казачества, нарушении
устоев и традиций), однако с
ХХI в. до Октябрьской
революции они в основном
выполняли роль защитников
Российской государственности
и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были
расформированы, так как они по большей части
приняли сторону белого движения. В годы
гражданской войны казачье население подверглось
массовым репрессиям.

Во время Второй мировой войны в составе Красной
Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус,
казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
казацкие сотни и отряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
остановил наступление крупных сил Вермахта,
продвигающихся от Ростова на Краснодар.
Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
18 орудий и 25 минометов.

С 1943 года происходило объединение
казачьих кавалерийских дивизий и
танковых частей, в связи с чем
образовывались конномеханизированные группы. Лошади
использовались в большей степени
для организации быстрого
перемещение, в бою казаки были
задействованы в качестве пехоты. Из
кубанских и терских казаков так же
было сформированы пластунские
дивизии. Из числа казачества, 262
кавалериста получили звание Героя
Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
кавдивизий получили гвардейские
звания

С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

В 1996-1998гг. в государственный реестр были
внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
казачьих общества, в том числе: Волжское,
Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
Кубанское войсковые казачьи общества, а также
казачье общество «Всевеликое войско Донское».

3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

Согласно концепции,
«казаки активно
содействуют решению
вопросов местного
значения, исходя из
интересов населения и
учитывая исторические
и местные традиции».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: