Профессия: разработчик мобильных приложений. Основные этапы разработки мобильных приложений Наиболее распространенные мобильные приложения для клиентов

В 2008 году в руках Максима Волошина оказался первый iPhone. Новый продукт Apple так понравился, что вместе с коллегами Максим решил заняться разработкой приложений для Apple App Store. За первые три месяца мобильный IQ Test принёс разработчикам 4 тысячи долларов. Дальше было несколько игр. Но когда на рынок приложений вышли крупные игровые компании, продажи у стартапа упали. Тогда Redmadrobot решил создавать мобильные приложения на заказ. Сегодня среди клиентов компании - издательские дома, сотовые операторы и банки. В этом году выручка должна составить 90 миллионов рублей.

Redmadrobot

сфера деятельности: разработка мобильных приложений

Дата создания: ноябрь 2008 г.

Деньги на старт: 50 тысяч рублей


Идея бизнеса

Максим Волошин

основатель компании Redmadrobot

Когда мне было 18 лет, по вечерам я учился на инженера в МИРЭА, а днём работал курьером в дизайн-студии. Я был инициативным, поэтому скоро стал помощником менеджера, потом менеджером, к 25 годам - директором по проектам. Мы разрабатывали фирменный стиль, логотипы, брендбуки и прочее.

В студии я познакомился со специалистом по веб-интерфейсам Александром Алёхиным и менеджером проектов Николаем Сатункиным, с ними мы позже запустили Redmadrobot.

В 2008 вышел первый iPhone, мы тут же заказали из Америки три штуки. Через пару месяцев заработал App Store. Он был почти пустой, и мы подумали, почему бы нам не сделать пару приложений для iPhone.

Успех и разочарование

Самое простое, что можно было придумать, - это мобильный IQ Test. Здесь ничего не нужно было изобретать: готовый алгоритм, лёгкий интерфейс. Мы нашли программиста, купили ему белый MacBook за 30 тысяч рублей (без MacBook невозможно написать код под iOS) и заплатили 20 тысяч рублей за разработку. Это и был наш стартовый капитал.

Зарегистрировать аккаунт в App Store оказалось легко, оформить документы на получение денег от скачиваний - сложнее. Организационно-юридические вопросы заняли три месяца. Мы продавали приложение за 1,99 доллара, из них Apple получал 30 %, минус налог, остальное - нам. За три месяца приложение скачало около 3 тысяч человек.

До сих пор помню тот момент, когда получил длинное SMS на английском. Я ехал за рулём по городу и не сразу разобрал, в чём там дело. Оказалось, мне на счёт пришли 4 тысячи долларов от установок нашего приложения.

В тот момент нам стало ясно, что на приложениях можно зарабатывать. Мы выпустили несколько аркадных и квестовых игр и придумали Redmadrobot. Слово «робот» нам очень нравилось, «Red» - любимый цвет, «Mad» - отказ от стереотипов. От продажи наших приложений начали капать деньги, и мы ушли из студии. Но через пару месяцев в App Store ринулись крупные игровые компании, которые вкладывали в разработку своих продуктов по 500 тысяч долларов. Стало понятно, что бизнес на игровых приложениях мы не построим.




Проблемы роста

К 2011-му медиахолдинги, банки и сотовые операторы разом решили, что им нужно мобильное приложение. Каждый торопился обойти конкурентов. Одни что-то делали своими силами, другие обращались в конторы, которые обещали сделать быстро и дёшево. И так и этак получалось плохо. Тогда они стали искать аутсорс-компании, у которых есть штат сотрудников и хоть какое-то портфолио, и часто находили Redmadrobot.

На нас обрушился десяток заказов. Сначала мы обрадовались, но быстро поняли, что не справляемся. Нашего опыта и команды не хватало. Большие клиенты предполагали совершенно другой уровень разработки, которому мы не очень-то соответствовали (в тот момент ему никто на рынке не соответствовал). Например, только для правильного тестирования приложений нужно было увеличить команду на треть, чего мы с ходу не могли себе позволить.

Дедлайны летели, приложения «падали», заказчики негодовали. Ситуация была критической. Нам срочно были нужны программисты, дизайнеры, инженеры-тестировщики, бизнес-аналитики, менеджеры высокого уровня.

До этого часть работы мы отдавали на субподряд, с приходом больших компаний стало ясно, что это ошибка: субподрядчиков без сильной внутренней экспертизы невозможно контролировать ни по срокам, ни по качеству. Мы отказались от такой схемы и оперативно наняли мощный костяк команды - топ-менеджеров с опытом работы в крупных IT-компаниях, которые нарастили штат и выстроили наши производственные процессы. И мы стали работать быстрее и качественнее, но возникла новая проблема - угроза кассового разрыва.

Большие компании-клиенты работают без предоплаты. По сути, мы должны были бесплатно кредитовать проекты для этих монстров рынка. Все деньги, которые мы зарабатывали на небольших заказах, тут же уходили на покрытие зарплатных дыр в больших проектах. Компания была на грани выживания. Но другого варианта не было: мы понимали, что, если не ввяжемся в большую игру, сами не прокачаемся.




Рынок и конкуренция

Выйти на рынок мобильных приложений сегодня просто. Инструменты по основам iOS- и Android-разработки бесплатны: онлайн-курсы, книги, форумы. По нашим оценкам, на рынке уже пара сотен небольших компаний, которые варятся в одном «супе» - выполняют небольшие разовые заказы на разработку корпоративных и промоприложений. Конкуренция среди этих компаний очень большая.

Отдельная история - это профессиональная промышленная разработка мобильных бизнес-приложений. Я имею в виду долгосрочные проекты с миллионами пользователей в разных регионах. Здесь нужны эксперты в области кодинга и юзабилити, а ещё инфраструктура, способная проводить сложную интеграцию со всеми системами компании-клиента, осуществлять техническую поддержку и развитие мобильного продукта.

На российском рынке есть три-четыре компании, которые могут взяться за такие проекты, в том числе Redmadrobot, и на этом рынке нет серьёзной конкуренции. Клиентов хватает на нас всех. Например, сейчас все 60 наших сотрудников плотно заняты, и, если завтра придёт новый клиент, нам надо будет изыскивать под него ресурсы. Среди клиентов - «Билайн», группа «Лайф», издательский дом «Коммерсант» и другие.

Конечно, те компании, которые сейчас варятся в общем «супе», понимают, что им нужно выйти на новый уровень. Но не думаю, что они разом прокачаются и начнут с нами конкурировать.

Планы

К концу этого года наша выручка составит 90–100 миллионов рублей. К концу следующего года планируем выйти на 150–170 миллионов рублей. Конечно, из нашей компании можно вырастить фабрику со штатом в тысячу человек. При этом велики риски потерять в качестве. Найти на рынке труда даже 50 профессионалов нужного нам уровня - сложная задача. Мы лучше будем вести 10–15 клиентов в год и делать для них действительно крутые продукты командой в 100–150 человек.

Наша глобальная цель - увеличить стоимость компании, сохранив существующий штат сотрудников. Это станет возможно, если мы будем получать прибыль не только с разработки мобильных приложений, но и c продажи собственных продуктов.

Так, мы уже запустили электронную библиотеку «Бизнес.Книги» для мобильных платформ - совместный с «Альпина Паблишер» проект окупился за восемь месяцев. Это читалка в открытом доступе и корпоративное решение. На заказ мы создаём брендированные приложения с нужным компаниям набором книг. У нас более 50 контрактов с ведущими фармкомпаниями, ретейлерами, банками, перевозчиками, телеком-операторами.

За счёт подобных проектов за следующие пять лет мы хотим получить капитал, который сможем вложить в том числе в образовательные и научные проекты.

ФОТОГРАФИИ: Антон Беркасов

Мобильные приложения в последнее десятилетие стали играть большую роль в жизни людей. Их функции зачастую кажутся незначительными, но, тем не менее, они помогают пользователям смартфонов и планшетов решать различные повседневные задачи. Создание даже простого мобильного приложения – кропотливый и упорный труд, отнимающий большое количество времени, сил и вовсе не гарантирующий высокую прибыль в будущем. Однако по-настоящему качественные и нужные приложения могут «выстрелить» в AppStore или GooglePlay и принести своим разработчикам немало денег. Предлагаем начинающим предпринимателям обратить свое внимание на типовой бизнес-план по разработке мобильных приложений с расчетами, который представлен в данном материале. Он, в первую очередь, поможет сориентироваться в финансовой стороне вопроса и понять, «стоит ли игра свеч».

Вложения на старте бизнеса по разработке мобильных приложений потребуется сделать в размере 350 тысяч рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы с нуля построить стабильный бизнес в данной высокотехнологичной сфере. Источником первоначальных инвестиций могут стать как личные накопления начинающего разработчика, так и кредитные средства, полученные в банке.

Краткое описание концепции

Бизнес по созданию приложений для мобильных платформ, пример организации которого представлен в этой статье, нужно зарегистрировать как ИП. Лучшая форма налогообложения для подобного бизнеса – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% (доход минус расход). Декларации в данной системе заполняются практически интуитивно, поэтому фирме не потребуется помощь профессионального бухгалтера. Обработку финансовых отчетов лучше всего делать, пользуясь услугами онлайн-бухгалтерии. Официальная регистрация бизнеса по разработке мобильных приложений не обойдется без выбора соответствующих кодов ОКВЭД:

Сколько нужно вложить в открытие

Затраты, которые неизбежны на начальном этапе становления бизнеса по разработке мобильных приложений, представлены в следующей таблице:

Неудивительно, что главными статьями расходов станут закупка компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения. Специфика данного бизнеса обязывает предпринимателя уделять особое внимание качеству техники и ПО. Ведь оборудование, на котором происходит разработка мобильных приложений, просто обязано работать стабильно и без сбоев, а информация должна быть хорошо защищена.

Производственный план

Офис компании-разработчика мобильных приложений представляет собой компактное помещение, площадь которого не превышает 40 квадратных метров. Каких-то особых требований к месторасположению офиса нет. Он может находиться как в современном бизнес-центре, так и в полуподвальном помещении в старой части города. Главное, чтобы к помещению офиса были подведены все необходимые коммуникации и стабильный высокоскоростной интернет.

Также предпринимателю следует позаботиться об обеспечении безопасности офиса, так как в нем будет находиться дорогостоящее оборудование и важные данные о разработке. Можно заключить договор с охранным агентством или просто установить прочные решетки на окна и добротную металлическую дверь.

Маркетинговый план

Что касается маркетинга и продвижения мобильных приложений для смартфона и планшета, то тут все предельно просто – рекламу можно заказать в AppStore и GooglePlay по весьма приемлемой стоимости. Также хороший эффект дает реклама на раскрученных YouTube-каналах.

Стоимость одного скачивания среднестатистического мобильного приложения составляет 1,5 доллара, или примерно 100 рублей. Хорошие приложения быстро завоевывают популярность у пользователей, и вполне можно надеяться, что за месяц их могут скачать 5 000 раз и даже более. Соответственно, при таких темпах месячная выручка компании-разработчика может составить до полумиллиона рублей, а годовой «грязный» доход – до 6 миллионов «деревянных».

Персонал

График работы компании по разработке мобильных приложений представляет собой стандартную «пятидневку», но с некоторыми особенностями. Как правило, на завершающих этапах разработки мобильных приложений работа идет нон-стоп – без выходных и практически без перерывов. Этот нюанс стоит учесть предпринимателю, чтобы соответствующе вознаграждать преданных сотрудников в денежном эквиваленте. Ниже представлен наиболее оптимальный вариант расписания работы:

  • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
  • Суббота – воскресенье: выходной.

Перечень сотрудников компании по разработке мобильных приложений приведен в нижеследующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Главный разработчик 1 40 000 40 000 480 000
2 Программист 2 60 000 60 000 720 000
3 Специалист техподдержки 1 25 000 25 000 300 000
4 Менеджер-маркетолог 1 30 000 30 000 360 000
ИТОГО 155 000 1 860 000

Расчеты доходов и расходов

Со списком ежемесячных расходов компании по разработке мобильных приложений вы можете ознакомиться в данной таблице:

Доходность компании по разработке приложений для мобильных платформ приведена в этой таблице:

Как показывают наши расчеты, сумма чистой годовой прибыли компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, после уплаты налогов, составит 2,8 миллиона рублей. Это при условии высокого качества приложений и срока разработки каждого из них не более трех месяцев. Соответственно, рентабельность данного бизнеса будет в районе 47% – отличный результат для молодой амбициозной компании.

Возможные риски

Бизнес по разработке мобильных приложений представляет собой очень рискованное занятие. Абсолютно все подводные камни данного начинания учесть невозможно, и довольно часто принцип «пан или пропал» сопровождает создание какого-либо приложения до конца его разработки. Ниже приведен перечень наиболее очевидных факторов риска, которые могут негативно сказаться на развитии этого бизнеса:

  • Утечка информации об особенностях проектов и, как следствие, возможное «заимствование» их концепции другими разработчиками.
  • Необходимость привлечения дополнительного финансирования при запуске дорогостоящих или длительных по времени разработки проектов.
  • Увеличение сроков разработки отдельных приложений, сопряженное с дополнительными расходами.
  • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их некомпетентность в узкоспециализированных аспектах работы над созданием мобильных приложений.

В заключение отметим, что разработчики, которые «горят» своим делом и создают действительно качественные программные продукты для мобильных платформ, никогда не остаются «в минусе». Мировая практика это прекрасно доказывает.


Перед вами - набор типичных этапов в создании мобильного приложения с нуля, которые студия Componentix практикует к своей деятельности.

Бизнес-анализ целевого рынка

На этом этапе заказчику стоит определиться, зачем он планирует использовать приложение, какова итоговая цель разработки мобильного инструмента коммуникации с аудиторией. Вот перечень ориентировочных вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем формулировать ТЗ и заказывать разработку приложения:

  • Каких целей вы планируете достичь посредством создания и релиза собственного мобильного приложения?
  • Планируются ли продажи / конверсия переходов в продажу товаров и услуг в рамках приложения?
  • Кто ваша целевая аудитория и за счет кого она может пополниться?
  • Насколько высока конкуренция в сфере, в которой вы планируете работать (в том числе - с приложением)?
  • Какими приложениями пользуется ваша аудитория и аудитория ваших конкурентов, пересекаются ли они между собой? Готовы ли они пользоваться вашим приложением вместо приложений-аналогов?
  • Каков бюджет на разработку и продвижение полученного приложения?
Выработка согласованного решения

Перед началом разработки необходимо получить от заказчика техническое задание (ТЗ) или предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу.

После получения заполненного брифа и / или ТЗ можно приступать к прототипированию и составлению пользовательских профилей для оценки возможностей итогового продукта.

На основе видения дизайнера, бизнес-оценки и согласования подробностей ТЗ можно запускать процесс разработки.

Прототипирование

Прототипы разрабатываются дизайнером и мгут быть как статическими, так и интерактивными. Для этого можно воспользоваться одним или несколькими инструментами для прототипирования, о которых мы рассказывали ранее .

Статические прототипы и интерактивные макеты должны составляться с учетом технической и программной базы, которую планируется использовать для создания приложения.

Написание кода и внедрение технологий

С готовым дизайном приложение переходит к разработчикам: им предстоит на основе языков программирования, фреймворков и различных технологий создать мобильное приложение в соответствии с ТЗ, брифом и утвержденным прототипом.

Тестирование

На различных этапах разработки приложения обязательным является внутреннее тестирование приложения как на симуляторах, так и на реальных устройствах. Цель тестирования - убедиться, что взаимодействие приложения с аппаратной и программной платформой смартфонов и планшетов будет именно таким, как предполагалось на этапе прототипирования.

Создание предрелизной версии

В результате серии тестов и доработок приложения должна быть получена рабочая версия приложения. Именно эту версию и предстоит добавить в магазин приложений: Apple App Store, Google Play, магазин приложений Windows Phone (в зависимости от того, для какой платформы ведется разработка) или любой аналогичный сервис для дистрибуции приложений.

Добавление приложения в магазин

Финальный этап работы студии - добавление приложения на ревью в один из указанных выше магазинов приложений (в случае Componentix речь идет об App Store или о Google Play).

Необязательный этап: дальнейшая техническая поддержка и маркетинговое продвижение приложения

Поскольку эти услуги предоставляются отдельно от основного пакета услуг, то и оплачиваются отдельно. Помимо маркетинга и техподдержки возможно также размещение приложения в App Store или Google Play от имени заказчика (услуга White Label), обеспечение серверной поддержки для приложения.

Если вы готовы заказать пакет основных и / или дополнительных услуг по разработке нативного приложения - пишите: мы обсудим с вами сроки, стоимость, поможем составить ТЗ и заполнить бриф . И уже спустя месяц-другой у вас появится собственное мобильное приложение для iPhone, iPad или Android-смартфонов и планшетов.

Илья Михайлов – о том, как работать в сверхконкурентной нише и почему команда важнее инвестиций

Илья Михайлов, совладелец и тимлид IT-компании «Утро » (Челябинск). Основная специализация компании – разработка мобильных приложений и программного обеспечения, внедрение комплексных IT-решений.

«Нужно быть готовым к огромному объему работы»

Еще со второго курса я достаточно плотно погрузился в IT-сферу. Писал программы и работал в компании, которая обслуживала крупных заказчиков в Челябинске. Постепенно накопился не только опыт, но и понимание, какие процессы или проекты могут значительно помочь тому или иному бизнесу, – говорит Илья. – Однако многие из этих идей и инициатив по разным причинам нельзя было воплотить в жизнь на прошлой работе. Захотелось больше свободы в принятии решений и реализации новых проектов.

Прошлым летом я случайно оказался на молодежном форуме в смене «Молодые предприниматели». Решил извлечь из этого мероприятия максимум полезного, поэтому посещал все мастер-классы, лекции и встречи, слушал всех кураторов. Культурную программу так и не застал: когда все возвращались с концертов спать, я еще «одолевал» и без того уставших преподавателей и экспертов, надо отдать должное их терпению. На мой взгляд, 70% ребят приезжали «побалдеть», а идеи для открытия бизнеса были так себе. Я подумал, что уж если люди приедут и откроют фирмы «по пошиву тапок», то я просто обязан начать свое дело в IT!

По приезде встретил товарища, который тоже только вернулся с другого мероприятия. Первое, что он предложил мне – открыть фирму. Значит, так тому и быть. Главное, нужно быть готовым к огромному объему работы, колоссальным эмоциональным вложениям, понимать, что придется идти на риски, ошибаться. Придется этим жить! Гладко ничего не бывает. К тому же в данной сфере достаточно высокая конкуренция. Но многие заказы мы получаем именно из-за «неформального» подхода к делу. Клиенты зачастую не понимают всей технологии, поэтому нет конкретного технического задания. Нередко приходится почти с нуля совместно придумывать мобильный сервис. Это, пожалуй, одна из главных причин, почему мне нравится этим заниматься.

«Работает сарафанное радио»

Вложений было немного. В основном, регистрация юридического лица, услуги юриста и организационные расходы на стартовые «маркетинговые вещи»: дизайн сайта, фирменный стиль, визитки и прочее. Все окупилось после первого заказа.

В рекламу мы тоже особо не вкладывались, так как земля слухами полнится. Хорошо помогает нетворкинг. В первую очередь рассказал, чем мы занимаемся, всем, кому мог. В соцсетях у меня много друзей из IТ-сферы. Они в свою очередь при первой возможности и упоминании о мобильном приложении ссылаются на меня. Пока этого хватает, с каждым новым проектом у нас появляются, как бы банально не звучало, довольные клиенты. Они рекомендуют своим коллегам, друзьям, партнерам и так далее. Работает сарафанное радио.

Первый коммерческий проект запомнился навсегда. Это было приложение для чемпионата мира по дзюдо. В один прекрасный день раздался звонок из оргкомитета – спросили, реально ли сделать приложение для ЧМ. Я посмотрел на календарь: до мероприятия оставалось недели три. У меня тогда не было ни дизайнера, ни толково собранной команды. Думаю, ко мне обратились потому, что задача была практически нереальная: десять дней и нет бюджета.

«Так мне ещё никогда не везло»

Но я согласился, для меня это был своеобразный «челлендж» (по-английски – вызов). Встретились на следующий день, обговорили основной функционал. Отбросил все прочие задачи, взял несколько выходных на основной работе и начал «пилить». Делал все сам: дизайн на основе фирменного стиля ЧМ, функционал придумывал по ходу разработки, серверную часть и базу данных, договорился с интеграцией билетов в приложение – все один. Для английской версии подключил переводчика. В итоге за десять дней были разработаны два дизайна и несколько раз изменена структура приложения. Спал мало, работал много. Отправил приложение на модерацию, стал ждать.

Не обошлось без проблем: уже после запуска нашли несколько ошибок в расписании мероприятий, которые могли ввести в заблуждение пользователей, а приложение уже активно скачивали в сторах. Пришлось быстро делать обновление и рассылать уведомления об изменениях в расписании. Но, в целом, за исключением некоторых моментов, все прошло гладко, приложение стало доступным для пользователей за три дня до ЧМ. Так мне ещё никогда не везло.


Тогда за полторы недели мы прошли цикл разработки, который сейчас с командой делаем за месяц. Я бы назвал это интенсивным погружением. Было тяжело: в эти дни я, кажется, не воспринимал окружающую реальность, был сконцентрирован только на приложении. После такого бешеного темпа еще неделю приходил в себя и нормальный режим.

«Важен личный контакт с командой»

Наша студия по формату больше напоминает не проверенную бизнес-модель, а стартап, где многое делается на энтузиазме и амбициях команды. И важен именно личный контакт с коллегами – быть на одной волне, чтобы делать крутые и громкие проекты.

Недостаточно быть просто хорошим менеджером, вложить 100 тысяч на регистрацию юридического лица, аренду кабинетика, нанять пару разработчиков и менеджера по продажам. Хотя, кто знает, может, и так можно, но это точно не про нашу идею и не про наш бизнес.

В команде сейчас десять человек. У нас отличный бухгалтер, мы его очень любим. Договоры сами тоже не делаем, для этого есть юрист. Конечно же, можно жадничать и пытаться делать все самому, но это того не стоит, я пробовал. Компания зарегистрирована в Челябинске. Территориально – Челябинск, Москва, Киев. Расстояние не преграда – коммуникации хорошо налажены. Офис, конечно, есть, но, если честно, считаю, что для работы нужен смартфон, ноутбук и наличие Интернета. Мой «офис» всегда со мной: приходится много ездить на встречи с клиентами, на профмероприятия, многие из которых в других городах. Мобильность для нашего бизнеса намного важнее, чем шаблонное сидение в офисе. Рабочего графика в классическом понимании тоже нет, потому что иногда работаем в формате 24/7.

«Главное – не допускать паники»

Самым сложным вначале было состояние неопределенности. Были моменты, когда заказ подходил к концу, а по следующему либо еще не договорились, либо его вообще нет. А платить нужно. Поначалу этот момент одновременно стимулировал и угнетал. Тяжело находиться в состоянии, когда не понимаешь, что будет через пару недель, но потом привыкаешь. Главное – не допускать паники, это деморализует. Спокойная уверенность, как говорится: «Делай, что должен, и будь, что будет». Поэтому просто собираюсь с мыслями, начинаю искать заказы и работаю. Результат не заставляет себя ждать.

Разумеется, не обошлось и без трудностей с клиентами. Очень непростой проект был с зарубежным заказчиком. Все предварительные договоренности достигнуты, соглашения о намерениях подписаны, работа шла полным ходом. В итоге, когда опубликовали первую часть, нам сказали: «Спасибо, дальше работать не будем». Я чувствовал, что что-то пошло не так. Заказчик оперировал очень общими терминами и фразами: «в проекте не виден системный подход», «есть проблемы с безопасностью» и так далее. Я тогда был очень зол, в первую очередь, на себя. Расстраивала и выбивала из колеи не столько упущенная возможность заработать солидную сумму, сколько непонимание, что именно в проекте мы сделали не так. Перечитали кучу литературы, изучили огромное количество методологий разработки, семимильными шагами проводили «работу над ошибками».

«Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами»

Сейчас уже понимаю: это был хороший пинок, который заставил продумать работу команды, отказаться от старых инструментов, поднять всех на новый уровень. Если раньше общение проходило в чатах, почте, скайпе, по телефону, то сейчас это централизованная программа, в которую поступают не только сообщения, но и все активности сотрудников. Дизайнер сделал макет, все увидели, задача тут же упала разработчикам. Разработчик выпустил билд, все об этом знают, тестировщики смотрят ошибки, скидывают задачи разработчикам. Произошла ошибка у пользователя, ему даже отзыв писать не надо, минуя всех, сразу создается баг-репорт. Операционная деятельность полностью автоматизирована, я только наблюдаю за процессом и включаюсь, если есть проблемы (их, правда, тоже хватает).

Вообще очень непросто работать с госучреждениями: множество согласований и бумажных процессов накладывает отпечаток на сроки и взаимодействия в проекте. Но это то, от чего ты не застрахован, работая и с коммерческими компаниями, – коллеги по цеху поймут. Бывает, разрабатываешь или реализуешь какой-то сложный функционал за несколько дней, а потом две-три недели ждешь просто согласования. Мы за свободное общение и доверие, идем навстречу и иногда беремся за разработку, когда наши юристы еще дорабатывают документы. Определенный риск есть. Но ведь и клиент доверяет нам свои данные – явки-пароли к сайтам и прочее.

Есть в этом бизнесе еще одна насущная проблема. Должна быть узкая специализация у каждого в команде, тогда работа над проектом – это четкий слаженный механизм. И только тогда гарантирован результат. У нас есть эксперты, которые уже по 15 лет в отрасли, есть «молодые» и амбициозные, но уже зарекомендовавшие себя спецы, которые не одну собаку съели на своем деле. Но на рынке всегда находятся энтузиасты, которые посмотрели уроки в Интернете и думают, что в одиночку способны сделать хороший продукт за очень маленькую стоимость. Они приходят к заказчикам и говорят об этом. Ребята, не может хорошее приложение стоить 30 000 рублей.

А вот в Интернете, в магазинах приложений, идет настоящий баттл за каждого пользователя. Выводя на рынок продукт, ты сразу же имеешь с десяток конкурентов. И даже если твое приложение уникально и выстреливает, тут же появляется куча подобных. Поэтому постоянно нужно отслеживать конкурентов, следить за их обновлениями, отзывами, рейтингами.

«Для успешного бизнес деньги – не главное»


Могу точно сказать, что для успешного бизнеса деньги – не главное, основные вложения – это люди. Очень сложно собрать команду, которая профессионально готова выполнять сложные задачи, имеет определенные видения в этой сфере и способна слаженно работать. Иногда, как и в любом бизнесе, случаются форс-мажоры, приходится экстренно поднимать всех. Классно, что у нас в этом плане со всеми достигнуто взаимопонимание.

Возможно, создается впечатление, что открыть IТ-студию достаточно просто и каждому под силу, однако это только на словах все просто. В реальности мы денно и нощно много работали. За внешней легкостью и простотой процесса много подводных камней. О некоторых уже рассказал. Важно понимать, что придется много вкладывать личного времени и жертвовать другими вещами, приоритетами. Идеальный расклад, когда сразу есть заказ и гарантии следующих. Потому что, нанимая людей, берешь ответственность: их нужно обеспечивать работой и зарплатой, даже если заказов нет. А это невыгодно в студии, поэтому, начиная бизнес, важно сразу наладить регулярный поток заказов.

В настоящее время планируем повышать качество разработки, дальше притираться друг к другу. Также в планах сделать несколько своих крупных проектов и сместить баланс в их сторону, а пока находимся в поисках толковой идеи, в которую мы все поверим.

Mobile-developer – IT-специалист, специализирующийся на создании программ для планшетов и смартфонов на iOS и Android. Так как мобильные приложения создаются путем программирования, mobile developer – это прежде всего программист, работающий в зависимости от платформы разработки с языками Java, Objective-C или Swift.

Какие перспективы у разработчика мобильных приложений?

Согласно исследованию портала Statista, в 2014 году в мире насчитывалось 1,57 млрд активных пользователей смартфонов, а на конец 2017 их количество достигло 2,32 млрд, увеличившись за этот период на 48%. Темпы прироста мобильных пользователей увеличиваются с каждым годом, одновременно увеличивается количество создаваемых приложений. Чтобы охватить растущую аудиторию, на рынке ощущается дефицит квалифицированных разработчиков.

Рынок разработки для мобильных устройств – золотая жила для многих сфер бизнеса. Тренды последних лет демонстрируют не только увеличение количества скачанных продуктов, но и рост продаж внутри приложений. Так, валовый доход компаний по разработке мобильных приложений ежегодно растет в среднем на 20%, и к 2020 году превысит 100 млрд долларов (данные App Annie).

Масштабность рынка мобильных продуктов гарантирует высококвалифицированным разработчикам занятость и топовые позиции в рейтингах заработной платы.

В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, качества и навыки, необходимых специалисту этой сферы IT, а также полезные советы для начинающих программистов.

Особенности профессии

Mobile developer специализируется на разработке программных продуктов для мобильных устройств.

Мобильные приложения бывают различных типов в зависимости от тематики и выполняемых функций. Есть развлекательные приложения (для изучения языков, чтения книг, путешествий, спорта), приложения для покупок (сегмент e-commerce) и отдельная категория – мобильные игры. Мобильные программы также классифицируются в зависимости от того, для какой платформы они предназначены (Android, iOS, Windows Phone или кроссплатформенные утилиты).

Профессия разработчика довольно новая, особенно на территории России и СНГ, поэтому пока не выработаны конкретные требования к этой категории специалистов. Согласно анализу вакансий многий IT-студий, от разработчика требуется разбираться как в программировании, причем и frontend и backend, так и в дизайне пользовательских интерфейсов и верстке.

Плюсы и минусы профессии

Среди плюсов профессии разработчика мобильных приложений выделим следующие:

  • Достойный уровень оплаты труда. На рынке наблюдается дефицит квалифицированных разработчиков, что сказывается на уровне заработной платы. Сегодня mobile-developer в Москве и Санкт-Петербурге зарабатывает на треть больше, чем, например, php-программист. Средняя зарплата разработчиков мобильных приложений в Москве составляет от 60 до 250 тыс. рублей, в среднем по России – от 40 до 150 тыс. рублей.
  • Интересная и увлекательная профессия. Технологии стремительно устаревают, поэтому чтобы оставаться на вершине мастерства, программисту необходимо совершенствоваться, быть в курсе новинок IT-индустрии, постоянно пополнять багаж знаний и умений. Постоянный поиск информации на форумах и специализированных площадках, анализ больших массивов информации держит мозг в тонусе.
  • Перспективы карьерного роста. Для хорошего Java-разработчика программы– не конечная цель. Он может успешно развиваться, осваивая технологии искусственного интеллекта и интернета вещей (internet-of-things).

К недостаткам профессии можно отнести, требовательность заказчиков и все те же большие объемы информации и постоянный поиск, который не дает расслабиться ни на минуту. Так, что если вы не любите читать, много читать и анализировать прочитанное, то вам вообще не стоит заниматься разработкой программ.

Необходимые навыки и личные качества

Для того чтобы разрабатывать серьезные продукты, необходимо:

  • Знание ООП (Java, Objective-C, Swift);
  • Знание Java Script, HTML, SCC;
  • Опыт работы с шаблонами проектирования (design patterns);
  • Знание SQL и сетевых протоколов.

Чтобы и дальше прогрессировать в сегменте мобильной разработки, придется углубиться в Computer Science, алгоритмы, структуры данных. Профессиональный разработчик также должен понимать философию пользовательского интерфейса и пользовательского опыта (UI/UX), чтобы не просто писать программы, а делать полезные и удобные в использовании продукты.

Личные качества

  • Настойчивость и упорство;
  • Любознательность;
  • Стрессоустойчивость;
  • Многозадачность;
  • Нацеленность на результат.

С чего начать знакомство с разработкой мобильных приложений?

Новичку советуем начать с основ объектно-ориентированного программирования (ООП). В сети выложено множество обучающих материалов и видео-туториалов по этой тематике. Исследование ООП лучше проводить на примере конкретного языка, Java или Objective-C. Мы рекомендуем Java, так как это не только язык android-программирования, но одна из основных платформ для создания программного обеспечения.

После того как вы ознакомитесь с основами программирования на Java, уделите время практике. Пробуйте программировать на новом языке, создавая программы разного уровня сложности. Как только вы почувствуете, что стали с Java на ты, переходите к следующему этапу – изучению особенностей разработки для мобильных платформ Android или iOS.

В сети можно найти множество курсов по основам созданию программ для iOS и Android. Рекомендуем следующие из них:

  • Курс мобильной разработки Стэнфордского университета;
  • Курс разработки для iOS на языке Swift Торонтского университета;
  • Курс по андроид-разработке Московского института физики и технологии (MIPT).

О том, что представляет собой процесс андроид-разработки, читайте в нашей статье:

Большой помощью для начинающих разработчиков могут стать сайты конструкторы приложений. Эти бесплатные и условно бесплатные сервисы помогут вам создать мобильное приложение , используя определенный набор шаблонов. Некоторые из таких платформ открывают пользователю исходный код и документацию программы, что позволяет изучать проекта изнутри и вносить необходимые изменения в код.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: