Проведение форсайт сессии по физической культуре. Думать о будущем с помощью “foresight”

Что такое форсайт? Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенногоЧто такое форсайт?
Форсайт (foresight) – это
технология (сессия)
долгосрочного прогнозирования,
способ построения
согласованного, взвешенного и
ответственного образа будущего.

Форсайт – это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами. Авторы и участники не просто

В чем основа методики работы Форсайта?
Форсайт – это совместная работа
участников на карте времени. Это
работа не с текстами, а с образами и
схемами.
Авторы и участники не просто оценивают
вероятности и риски, а проектируют
свою деятельность. Результатом
форсайта становится «Карта будущего».

Базовые принципы форсайта:

Будущее зависит от прилагаемых усилий, его
можно создать
Будущее не проистекает из прошлого, оно зависит
от решения участников форсайта
В целом будущее нельзя предсказать достоверно,
можно подготовиться или подготовить будущее
таким, каким мы его хотим видеть.

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего»,
описывающей основные события, которые будут влиять на
отрасль\территорию\организацию в описываемом будущем
Коммуникация – согласование основными заинтересованными
сторонами\экспертами своих позиций относительно
факторов, влияющих на развитие будущего. Создание
дородных карт будущего.
Образование – формирование единого «поля представлений»
участников форсайтов.
Диагностика – определение качества представлений
участников о будущем.

Основные единицы форсайта

Тренд
Тренд – базовая единица форсайта. Это
внешние устойчивые тенденции, важное,
заметное направление в развитии чего-либо.
Примеры трендов:
Доля социального проектирования в
образовании увеличилась.
Происходит отток активности детей в
социальные сети.
Образовательные комплексы укрупняются.

Технологии

Совокупность методов, процессов и
материалов, используемых в какой-либо
отрасли деятельности, а также научное
описание способов технического производства.
Пример технологии:
Электронное портфолио активиста
Социальное проектирование

Формат

Способ построения и подачи, форма
проведения какого-либо события, мероприятия
Пример формата:
Семинар по социальному проектированию
Тренинг по развитию ораторского искусства

События

То, что имеет место, происходит, наступает точке
пространства-времени; значительное происшествие,
явление или иная деятельность как факт общественной
или личной жизни.
Пример события:
Фестиваль социального проектирования
Конкурс «Вожатый и его команда»

Закон

Нормативный правовой акт, который принимается
представительным (законодательным) органом
государственной власти.
Пример закона:
Дополнения к ФЗ «Об образовании» об ученическом
самоуправлении
Распоряжение Правительства Москвы

Угроза

Возможная опасность
Пример угрозы:
Отток активности полностью в виртуальное
пространство
Отсутствие финансирования социального
проектирования

Поля на карточках

На всех карточках есть:
1) Название
2) Описание
3) Вероятность
4) Автор
5) Тренд, к которому относится (кроме карточек самих
трендов)

Дополнительные поля

Для тренда:
1) Годы существования тренда: с______по______
2) Тип тренда (устойчивый, неопределенный, угасающий)
Для Технологии, Формата, События, угрозы, Закона:
1) Год появления
Для Технологии и Формата
1) Год начала широкого употребления в обществе или индустрии

Работа с картой времени

Первый такт
На карту прикрепляются тренды.
На карте тренды обозначаются линиями в зависимости от типа
Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается
изменением типа линии
Второй такт
Прикрепляются карточки технологий, форматов событий, угроз и
нормативных актов.
Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии
отправляются в поле «черные лебеди». Эта процедура повторяется для
всех карточек.

Третий такт
Участники находят и обозначают связи между
элементами
Четвертый такт
Оценка, критика и дополнение карт

Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Скачать:


Предварительный просмотр:

куликова мария николаевна

город благовещенск маоу гимназия №25

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Памятка «Технология форсайт-сессии. Заполнение карты будущего»

Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Тренд – слово заимствованное в английском языке в ХХ веке в значении курс, направление, тенденция.

Тренд – направление развития в какой-либо области в системе образования, либо определенное явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области.

Тренд – направление развития, основная проблема.

Пример формулировки тренда: «увеличение, рост, ускорение, уменьшение, замедление, несовпадение и т.д.» - «количества…, скорости…, требований, интереса к … и т.д.» - « в школе, родителей, общественности, в социуме»

Пример: тематика форсайт – сессии «Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы»

Предложенные тренды:

Увеличение детей с ОВЗ

Расширение в рамках информационного поля в рамках педагогики и психологии

Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ

Увеличение разнообразия форм включения родителей в образовательный процесс

Риски и возможности

Риски (угрозы) – последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на того или иного субъекта.

Возможности – последствия развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять на того или иного субъекта, создать для него новую возможность.

Пример: риски/ угрозы тренда «Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ»:

Дефицит живого общения (риск/угроза)

Дистанционные формы общения (возможности)

Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. В отличие от форматов технологии не исчезают без усилия человека, в широком смысле – применение научного знания для решения практических задач.

Например – «технология портфолио», технология развивающего обучения

Формат – это способ построения и подачи, формат проведения чего-либо.

Например – Родительские собрания, клуб родителей, имеющих детей с ОВЗ

Нормативно-методические материалы : документы, необходимые для реализации тренда

Например- ФЗ «Об образовании», ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, локальные акты, положения и т.п.

Событие – явление, событие, влияющие на развитие тренда

Например – внедрение программ нового поколения, принятие нового ФГОС

Список литературы

1. А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т., т.4.

2. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976

3. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.

4. Джуринский А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. «История педагогики». Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982, «Просвещение».

6. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1 с.62

7. Латышина Д.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М: Гардарики, 2003.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.


Руководитель ЦИЧП ИСИ РБ, сертифицированный форсайт-модератор, к.т.н. Денис Попов со студентами Башкирского государственного университета и провел рапид-форсайт по теме «Молодежь в цифровой экономике 2030». Приводим вводную часть, где он рассказывает о Форсайт-методике и рапид-форсайте.

«Метод форсайта известен более пятидесяти лет и используется чтобы строить стратегии развития как стран, так и отдельных отраслей экономики.

В России чуть менее десяти лет практикуется метод rapid-foresight, который мы сегодня и будем практиковать (со студентами БашГУ). Эта методика позволяет получить общее представление круга экспертов что нас ожидает в будущем в пределах компетенции собравшихся экспертов.

Собственно, рапид-форсайт – это инструментарий, который позволяет работать с группой и вывести группу экспертов на выработку новых идей о перспективах отрасли, компании, страны или региона.

В целом по стране есть несколько сотен специалистов, которые владеют этим методом и ряд сессий Стратегии-2030 были проведены с использованием этого метода.

Если перевести буквально, то «Foresight» значит «Взгляд из будущего». Мы говорим что надо делать сейчас через образ будущего, который мы определенным образом строим. Строится этот образ группой экспертов – такой фокус-группой – с помощью специальной технологии форсайтной групповой работы.

В результате получается картина, где можно понять нынешнее состояние через тренды настоящего, можно увидеть угрозы и возможности – это раз. Через тренды мы формируем образ будущего и уже с точки будущего, «оглядываясь» назад экспертное сообщество рассматривает проекты. Цель – достичь Образа желаемого будущего.

Наша первая задача – описать, где мы находимся сейчас. Задача сложная. «Настоящее» у каждого свое и нам предстоит составить коллективное представление о том, где мы находимся здесь и сейчас.

Как это сделать?

Если начнем спрашивать по классической методике «Как вы относитесь к …?» «Как оцениваете …?» «Назовите пять положительных и пять отрицательных …» — то мы можем представить, что получим в итоге – каждый будет называть какие-то проблемы (а они действительно есть!), недостатки (и без них никуда). В ответах члены фокус-группы будут отражать свое нынешнее недовольство, да и о позитиве будут говорить в ярких эмоциональных тонах.

Насколько это полезно? Это полезно для того, чтобы люди выговорились. Но с конструктивной точки зрения– даже вредно, поскольку отнимает время и энергию, но не очень приближает нас к построению образа будущего. Если ты знаешь, что плохо – это не значит, что ты знаешь что надо делать.

Поэтому метод простого опроса или привычного мозгового штурма «Как вы видите настоящее?» в данном случае не работает.

С помощью простого опроса настоящее не описать еще вот почему: каждый видит мир по-своему и вкладывает свой смысл в предложения. Как, например, криминалистов в нашей Школе МВД учат, что каждый свидетель обязательно видит свое на месте происшествия.

Поэтому если мы каждый будем размышлять и оценивать – ни к чему конкретному это не приведет. Мы будем спорить, доказывать – это получится обычный научный семинар, как мы привыкли: все высказали свои мнения и разошлись по лабораториям. И поэтому применяются методы форсайта, которые базируются на трех базовых принципах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Чтобы достичь конструктива мы применяем понятие тренда. Это очень важное понятие – краеугольный камень форсайт-методики. Правильное определение трендов позволит более точно спрогнозировать их развитие.

Что такое «тренд»?

У нас есть некое настоящее – оно является продолжением того, что было в прошлом и имеет развитие в настоящем с прицелом в будущее. Мы можем описать что происходит с нами сейчас не просто сделав «фотографию» сегодняшнего дня, а через те изменения, которые мы наблюдаем в сравнении с тем, что было раньше. Это некая «дельта».

Приведу некую упрощенную формулу уже готового тренда. Формула тренда начинается со слов «УМЕНЬШЕНИЕ/УВЕЛИЧЕНИЕ» — это первое слово, без которого никак нельзя. Итак, «уменьшение/увеличение» какого-то ФЕНОМЕНА, ЯВЛЕНИЯ. В определенной локации – ТЕРРИТОРИИ, ОТРАСЛИ.

Например, РАСТЕТ (первое слово) ПРЕСТУПНОСТЬ (второе) В РАЮ (локация – третье слово). Может уменьшаться, может быть “потребление каких-то препаратов” в “сфере дошкольного образования в Уфе”.

Для рапид-форсайта важно придерживаться четко этой формулы: было меньше, стало больше и, скорее всего, завтра это еще увеличится. Все это вносится в КАРТУ БУДУЩЕГО

Тренды – это именно не только наблюдения как “снимок настоящего”, но наблюдения за изменениями, которые происходят сейчас. Это ключевой момент, который необходимо запомнить.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов — как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Чем хороши тренды? Тем, что доля субъективного здесь ничтожно мала. Вы говорите об увеличении или об уменьшении и группа либо принимает это как тренд, либо не принимает. В первом случае мы это фиксируем, а во втором случае – просто забываем.

Заметьте – никакой субъективной оценки здесь нет.

Говорить тренды “все обо всем” – не стоит. Например, “глобализация”, “урбанизация” и прочее. То есть имеется, конечно, набор глобальных общемировых трендов, но нас интересует локальное, которое касается темы нашего форсайта.

Ловушка в определении трендов заключается в “хотелках” и мы порой желаемое выдаем за фактическое. Для этого и есть групповая работа.

Как работают тренды?

Хорошо. Мы выявили тренды. И что это нам даст?

Представьте, что возле корпуса БашГУ поставили каток, а вы сами находитесь внизу, возле речки. Каток начинает медленно, но верно спускаться вниз. А вы стоите внизу и он катится на вас. Тренд – это и есть тот самый каток, который объективно имеет место быть и он на вас катится. И как вы к нему относитесь – роли, по-большому счету, не играет. Ему все равно. У вас есть несколько вариантов.

Можно поступить как делает большинство людей – закрыть глаза и сказать “Я его не вижу – и ладно. Пока он где-то там далеко, авось пронесет”. 98 процентов населения обычно так себя и ведет, когда есть какие-то объективные тренды: “Ну ладно, что мы можем сделать?” или возмущаются. Но есть люди, которые активно начинают что-то делать. Что можно предпринять? В сторону отойти? А вы точно знаете куда надо отходить? Может он как раз туда и катится? Этот каток – объективные процессы, которыми мы управлять не можем. Можно отбежать в сторону, забраться в речку – авось не докатится, можно препятствие поставить. Можно еще один каток запустить – новый тренд.

“Быть в тренде” – это значит либо оказаться под этим катком, либо зацепиться за него и использовать его движение.

Те, кто может управлять трендами – трендсеттеры, термин, который используется в маркетинге. Таких людей очень мало и чаще всего это организованная группа, которая профессионально умеет это делать.

Задачи создавать тренды в рапид-форсайте не ставится. Сейчас мы их можем обозначить, чтобы использовать.

Основой рапид-форсайт метода является выделение следующих элементов карты будущего:
1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Реальная форсайт-сессия – это когда людей на пять дней вырывают из контекста, закрывают в ограниченном пространстве – флот либо кемп, так, чтобы они не могли уехать оттуда, чтобы связь была плохая. Из-за связи обычно используется формат флота. И на пятый день и возникают проекты, которые способны изменить тренды.

Если выделенные нами тренды будут развиваться, то в какой-то момент времени это приведет к формированию будущего – “продолженного настоящего”, которое будет не очень для вас приятным, не очень удобным и не будет нравиться. Об этом сужу по опыту. Почему-то всегда так получается.

Не обязательно продолженное настоящее будет таким. Тренды разнонаправлены и один может мешать другому. А кроме того, обязательно будут люди, которые изменят направление этих трендов и создадут новые. Этот момент нужно понимать: будущее детерминированно из прошлого не выводится – это самый важный момент.

Мы будем рассматривать карты будущего. Они состоят из трех основных горизонтов: ближнего, среднего и дальнего.

Ближний горизонт – это ближайшее неизбежное будущее, которое вполне может быть описано данными трендами. Это есть в настоящем и сильно не изменится. Неизбежное настоящее, которое не изменится, если не будет каких-то форс-мажоров.

Математические методы анализа здесь нам могут помочь.

Например, студенты второго курса, скорее всего, ближайшие два-три года будут учиться в университете и, вероятно, у них в жизни изменится немного.

Но это «немного» задает развитие событий в будущем.

Они решили (раз мы говорим о трендах, надо говорить и коллективном решении и действии) они решили учиться проектному менеджменту или изучить иностранный язык. В ближнем горизонте это ничего не даст и их будут спрашивать «Ну и что это тебе дало?» Они потратили деньги и время, которое вполне могли потратить на развлечения и отдых от учебы.

Но через пять или десять лет они формируют проектную группу, которая в новых условиях становится более конкурентоспособной. И здесь мы переходим к среднему горизонту – то, что можно предположить, и, собственно ради чего производились действия в «ближнем» горизонте.

Мы можем представить только примерно что будет через десять лет. Например, не знаем, каким будет курс доллара.

А как они будут развиваться через двадцать-тридцать лет – это уже дальний горизонт, который виден плохо, но вполне понятен в виде некоего образа будущего.

Тот образ будущего – продолженное настоящее – что мы с вами сделаем на рапид-форсайте вряд ли вам понравится. Потому что «живем как живем» — это позиция того самого закрывшего глаза перед катящимся на него катком. Это какой-то фильм ужасов.

У нас в голове обычно присутствует некий образ ЖЕЛАЕМОГО будущего. Возможно, что он не сформулирован – это как раз и предстоит определить в ходе рапид-форсайта – и, где-то пересекается с образом продолженного будущего, который строится на продолжении ныне действующих трендов.

Образ желаемого будущего – это продолжение проектов, которые мы реализуем в жизни. Либо это использование или даже изменение действующих трендов.

Поэтому создав образ желаемого будущего мы можем проложить в нынешних трендах тот путь, который приведет нас к желаемому. Видится вполне определенно и ради этого мы готовы какие-то усилия прикладывать.

Образ желаемого будущего – это тоже плод коллективного разума. То есть в одиночку действовать с трендами очень сложно – нужна группа единомышленников, которые также понимают будущее как и вы сами.

В рапид-форсайте:
— определяются тренды
— перспективы развития трендов в ближнем, среднем и дальнем горизонтах
— выстраивается карта угроз и возможностей
— создается образ продолженного настоящего
— создается образ желаемого будущего
— исходя из ОЖБ «отматывая» временную ленту назад строятся проекты, которые необходимо реализовать уже в ближайшей перспективе, а начать надо уже сейчас.

Ресурсный подход: Есть сто рублей и надо их потратить. А подход форсайта – В будущем у вас есть миллиард рублей и что нужно сделать сейчас, чтобы их обрести? Мы наши действия в ближайшем горизонте определяем через видение своего ОЖБ.

Что нужно, чтобы образ желаемого будущего был более реальным? Обычно форсайты проводятся теми, кто имеет реальные возможности здесь и сейчас влиять на ситуацию. Если берем студентов, то они определяют в пределах своих возможностей. Это стейкхолдеры.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее — тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Группа лиц, имеющих реальный ресурс и сформировавшие образ желаемого будущего (своего), построив проекты с учетом действующих трендов – они и достигают желаемого.

Трендсеттер (читается «трэндсэ́ттэр»; англ. Trendsetter, Early Adopter; от англ. Trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

Выделяют два основных способа работы с будущим:

  • Долгосрочное планирование – постановка целей на основе линейных количественных оценок из прошлого через настоящее. Во многом такой способ появился благодаря длинным периодам технологических укладов , когда нечастое появление новых инноваций позволяло строить планы надолго.
  • Сценарный подход основан на вариативности будущего. Анализируются возможные модификации будущего и управляющие выбирают наиболее подходящий, устраняя преграды, готовятся к возможным рискам.

Сперва люди пытались понять текущие тренды, факторы их развития, оценить свои возможности и на основании этого рассчитать долгосрочную цель. Но со временем динамика изменений увеличивалась и такой подход начал давать серьезные сбои. В качестве альтернативы начали применяться методы, основанные на сценарном мышлении . Об одном из таким мы сегодня и поговорим (или познакомьтесь с более современным подходом .

Форсайт

Под форсайтом (видением будущего) понимается методология коллективной работы по исследованию будущего с целью его построения путем выявления экспертного знания.

В основу подхода положены следующие постулаты:

  • Будущее может быть разным;
  • Его невозможно предсказать достоверно;
  • Оно зависит от наших действий и предстоящее можно создавать;
  • Прогнозы относительно будущего позволяют делать его таким, как желаем;
  • За будущее происходит борьба разных образов и стоящих за ними людей.

В основу методологии положен опрос экспертов для определения возможных сценариев будущего и выбор наиболее предпочтительного. Совместная работа позволяет создать единую позицию и выстроить социальные связи. Такой способ прогнозирования:

  • является систематически повторяющимся хорошо организованным процессом;
  • рассчитан на долгосрочную перспективу;
  • включает в работу заинтересованных лиц;
  • нацелен на реальные действия.

Выделяют три этапы работы с будущем:

  1. Стратегическое мышление – исследование будущего;
  2. Принятие стратегических решений;
  3. Воплощение в жизнь принятых решений.

Сегодня мейнстримовское представление о форсайте во многом сформировано книгой “Думая о будущем. Руководство по Стратегическому Форсайту” П.Бишопа. В работе описывается пять этапов:

  1. Выделение объекта прогнозов – заказчиком задаются границы интересов исследования;
  2. Определение важных условий – качественные и количественные показатели желаемого будущего;
  3. Сканирование – процесс определения участников, методов исследования;
  4. Альтернативы будущего – выяснение текущих тенденций относительно объекта прогнозов, зон неопределенности, сценариев будущего;
  5. Планирование и исполнение – создание дорожных карт с учетом меняющихся обстоятельств.

Строительство будущего может происходить за счет:

  • Материальных ресурсов;
  • Власти;
  • Связей;
  • Формирования повестки дня.

Rapid Foresight

Существуют разные модификации форсайта и дальнейшее описание работы по этому методу будет сделано на примере Rapid Foresight (скоростной форсайт) с которым мне приходилось работать. От классической методологии отличается тем, что:

  • не требует “тяжелых” бюджетов;
  • занимает немного времени;
  • эксперты работают совместно со схемами и образами, а не текстами;
  • основные результаты получаются во время работы по прогнозированию и сразу после нее.

Работа по методу скоростного форсайта представляет собой сессию, в которой принимают участие эксперты. У такой сессии существует заказчик на формирование будущего. В момент обращения, заказчик находится на одном из этапов процесса трансформации будущего. Соответственно работа по методу форсайт производится для конкретного этапа.

Результатами скоростного форсайта могут быть:

  • Достоверный прогноз будущего;
  • Согласование позиций и объединение людей;
  • Знания в изменяемой области и в применении форсайта;
  • Диагностика квалификации участников и их навыков коллективной деятельности;
  • Создание дорожных карт и проектов реализации;
  • Решение конкретных задач с учетом картины будущего;
  • Создание материалов для дальнейшей работы управленческой команды.

Карта времени

Ключевой идеей метода является карта времени, представляющая собой плоскость, где справа налево отмеряются промежутки времени, а снизу вверх тренды.

Для отметок на карте времени используются карточки, которые заполняют участники. На них описываются тренды, относящиеся к одному из типов:

  • технология,
  • формат,
  • событие,
  • нормативный акт,
  • угроза.

На карточках указывается год тренда, в соответствии с которым она размещается на одной из временных зон. Линия времени имеет горизонт на десятилетия и состоит из четырех этапов:

  • Ближайшее время. Сегодняшние тренды с большой вероятностью дают плоды для короткого временного промежутка.
  • Средний горизонт. Размещаются карточки с информацией о явлениях, трендах, угрозах, которые важны для настоящего, но пока существуют только предпосылки для их прорыва в средней временной перспективе.
  • Дальний рубеж. Представленные здесь карточки описывают объекты, которые будут формироваться в результате развития существующих трендов, качественные скачки имеющихся уже технологий, скрещивания разных направлений.
  • Невероятный (черные лебеди). В этот раздел попадают карточки, предложенные одним из экспертов, но не получившие согласия остальных. Т.е. речь идет о события, которые по мнению большинства участников никогда не произойдут.

Работу в группах задает последовательность размещения карточек:

  • Обсуждение предмета работы, уточнение его границ и т.д.
  • Размещение на карту карточек основных трендов, оказывающих увеличивающее или уменьшающее влияние на предметную область (например, увеличение количества выброса углекислого газа в атмосферу больших городов).
  • Помещение на карту технологий в предметной области (например, беспилотные автомобили).
  • Помещение форматов на линии трендов (например, клуб автомобилистов).
  • Помещение нормативных актов (любые законы, регламентирующие деятельность в предметной области).
  • Помещение на карту угроз и возможностей – субъективная оценка явлений, размещенных на сайте, с точки зрения субъектов. Типовыми субъектами являются территория, компания, отрасль, сообщество. Появление новых субъектов отмечается на отдельном флип-чарте.
  • Помещение на карту событий – точечные значимые события, способные изменить тренды.

Структура

Для эффективной организации форсайт-сессии предлагается структура в виде описания ролей. Один и тот же человек, может исполнять несколько ролей.

  • Держатель коммуникаций с заказчиком – отвечает за отношения с заказчиком от постановки задачи до презентации результатов.
  • Ведущий – организует проектировку форсайт-сессии и ее провидение.
  • Модераторы – организует коммуникации в процессе сессии. В случае, если группа не одна, в каждой из них присутствует свой модератор. Для упрощения работы в одной группе может быть два модератора.
  • Сборщик – ведет фиксацию событий во время сессии, отслеживает динамику работы группы, моменты зацикливания.
  • Аналитик – готовит шаблоны отчетов, отвечает за формирование общего отчета.
  • Администратор – следит за строками и обеспечением участников всем необходимым.
  • Эксперты – специалисты в областях, связанных с поставленной задачей, принимающие участники в сессии.

Оптимальное количество участников от 5 до 15, но не более 25. Участники могут разбиваться на подгруппы. Каждая подгруппа имеет модератора, организующего заполнение участниками карты времени.

Выводы

Мне приходилось принимать участие, как в описанном выше формате, так и видоизмененном. Например, к описанной выше методологии относилась форсайт-сессия по определению будущего консалтинга и разработке типовых стратегий выживания на консалтинговом рынке. Ключевые выводы, которые я сделал в работе над ошибками после мероприятия:

  • необходимо очерчивать конкретные границы для предмета обсуждения;
  • требуется серьезная подготовка (не один день) экспертов перед мероприятием относительно конкретного предмета;
  • работа модератора должна заключаться не столько в управлением сессией, сколько в формировании условий для коммуникаций и выработке единого языка общения.

Когда я работал по этому методу в бизнес-структурах, то в среде экспертов в основном участие принимали руководители компании, которые непосредственно управляют. Поэтому полученные результаты сразу же становятся частью дальнейшей работы, а не ложатся в красивом переплете на полку за спиной первого руководителя. Проблемой становится зашоренность участников (не все компании готовы приглашать экспертов со стороны). Этот вопрос удается решить, если менеджмент компании решает задачу не для своей компании, а как-будто выступая экспертами для компании-конкурента.

На сегодняшний день форсайт-метод является востребованным инструментом управления изменениями. Но его фундаментальные основы накладывают определенные ограничения, связывая экспертов ментальными рамками (фреймами). Как было указано выше, в основе форсайта лежит сценарный подход нелинейных систем . Идея в том, чтобы проанализировать прошлое и продолжить возможные альтернативные тренды развития. Но возможности познания прошлого столь же малы, как и прогнозирования будущего – можно сказать, сколько экспертов, столько и вариантов прошлого. К тому же, будущее зависит от тех усилий, которые предпринимают агенты перемен. Поэтому я нахожу более продуктивной технологию áкторство . Она позволяет не прогнозировать, а создавать желаемое будущее, организовав деятельность заинтересованных сторон.

Ссылки

Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга» ">

Степан Овчинников,
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга»

Стратегическую сессию я заказал с целью сформировать у команды единое понимание горизонта, видение целей и приоритетов, сгенерировать пул идей для конкретных шагов в 2018 году.

Общее понимание движения компании у меня было, но – только у меня и только общее. Требовалось погружение людей и проработка деталей, расстановка приоритетов.

Ведущего сессии выбирал по отзывам знакомых компаний, по сайтам. Разговаривал с каждым «потенциальным» организатором.

Дмитрий понравился хорошим пониманием ИТ-специфики, высоким интеллектом, практическим опытом, «иным» кругозором. Важно чтобы консультант был «примерно в теме», но «читал другие книги».

Работа началась с предварительной подготовки: серия скайп-сессий и «нулевой день». Отлично зашла идея со «стратегическими проектами» и сформировала суть годового плана.

Как я и предполагал, сессия — это серьезный стресс для команды, это не развлечение, это работа. Она дала и краткосрочный, и отложенный эффекты.

Лично я получил много новых идей, прямо не связанных со стратегией. Получил ряд советов и контактов. Задумался о реформах на следующие несколько лет.

Команда получила опыт осмысления работы компании в целом, диалога, формирования проектов. Мы сгенерировали 8 идей проектов, отобрали 4 приоритетных проекта, а работать начали над 6-ю. Это отлично.

Важно, что без команды Дмитрия стратегия была бы иной – до многих вещей я бы сам не дошел. Уже рекомендовал Дмитрия — дважды в FB и минимум дважды в личных беседах.

Светлана Берегулина
Директор по маркетингу в 1С-Битрикс

«1С-Битрикс» дважды приглашали компанию «Системный подход» для организации и проведения сессий по разработке стратегии продуктов.

Процесс креатива получился более структурированным, на выходе мы получили не только новые идеи для развития продуктов, но оценку их жизнеспособности, смогли правильно расставить приоритеты.

Большая часть предложенных на стратегической сессии возможностей реализована в течение двух лет. За это время наши продукты и сервисы стали на рынке еще популярнее, в том числе, это следствие правильной продуктовой стратегии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: