Самая современная атомная подводная лодка США класса «USS Virginia. Подводные лодки Американские подводные лодки второй

Из серии средних подводных лодок типа «О» к началу войны в строю осталось 8 единиц («R-1» – «R-7», «R-9»), построенных на верфях «Puget Sound N Yd» и «Fore River» и принятых в строй в 1918 г. Субмарины использовались в учебных целях. Лодка «О-9» погибла в 1941 г, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 521 т., подводное – 629 т.; длина – 52,5 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,2 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 660/550 л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 88 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 25 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Из серии средних подводных лодок типа «R» к началу войны в строю осталось 19 единиц («О-2» – «О-4», «О-6» – «R-20»), построенных на верфях «Union Iron Wks» и «Fore River» и принятых в строй в 1918-1919 гг. 3 лодки в 1941-1942 гг. были переданы Великобритании, 1 – погибла в 1943 г, остальные списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 569 т., подводное – 680 т.; длина – 56,8 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,9 тыс. л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 75 т. соляра; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 29 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Из группы «Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 7 подводных лодок («S-11» — «S-17»), построенных на верфях «Portsmouth N Yd», «Lake» и веденных в строй в 1920-1923 гг. Лодки были списаны в 1944-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70,4 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/1,2 тыс. л.с. скорость – 15 узл. запас топлива – 148 т. соляра; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Из группы «Holland Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 24 подводных лодки («S-1», «S-18», «S-20» — «S-41»), построенных на верфях «Fore River», «Bethlehem», «Union Iron Wks» и веденных в строй в 1920-1924 гг. В годы войны 6 лодок погибло, 6 — было передано Великобритании в 1941-1942 гг., остальные – списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,5 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Группа подводных лодок «Second Holland Group» серии «S» состояла из 6 единиц («S-42» — «S-47») построенных на верфи «Bethlehem» и веденных в строй в 1924-1925 гг. В годы войны 1 лодка погибла, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 68,7 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,2 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Из группы «Second Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалась подводная лодка «S-48», построенная на верфи «Lake» и веденная в строй в 1922 гг. Лодка была списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 73,2 м, ширина – 6,6 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,8/1,5 тыс. л.с. скорость – 14,5 узл. запас топлива – 177 т. соляра; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводные лодки «Barracuda», «Bass» и «Bonita» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1924-1926 гг. Все лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,1 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 99,1 м, ширина – 8,4 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6,2/2,4 тыс. л.с. скорость – 18,7 узл.; запас топлива – 364 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 85 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводный минный заградитель «Agronaut» был построен на верфи «Portsmouth N Yd» и принят в строй в 1928 г. В 1940 г. на субмарине были заменены дизели, а с 1942 г. лодка была преобразована в транспорт. Погибла лодка в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,9 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 109,7 м, ширина – 10,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 95 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/2,2 тыс. л.с. скорость – 13,7 узл. запас топлива – 696 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 7,6-мм пулемета; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед; 60 мин.

Подводные лодки «Narwhai» и «Nautilus» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1930 г. В 1940 г. на субмаринах были заменены дизели. Обе лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 3 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 108,2 м, ширина – 10,1 м; осадка – 5,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/1,6 тыс. л.с. скорость – 17,4 узл. запас топлива – 732 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 89 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6-10 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 — 16 торпед.

Подводная лодка была построена на верфи «Portsmouth N Yd» и принята в строй в 1932 г. Лодка прошла перевооружение в 1934 г. Списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное – 2,2 тыс. т.; длина – 97,3 м, ширина – 8,5 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 3,5/1,8 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 412 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 63 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводные лодки «Cachalot» и «Cuttlefich» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Electric Boat» и приняты в строй в 1933-1934 гг. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное –1,7 тыс. т.; длина – 80,8 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1,6 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 333 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 51 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 3х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед.

Подводные лодки «Porpoise» и «Pike» типа «Р» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1935 г. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 88,1 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3/2,1 тыс. л.с. скорость – 19 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппарата; 18 торпед.

Подводные лодки «Shark» и «Tarpon» типа «Р» были построены на верфи «Electric Boat» и приняты в строй в 1936 г. Лодка «Shark» погибла в 1942 г., а «Tarpon» — отправлена на слом в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное – 2 тыс. т.; длина – 88,4 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,1 тыс. л.с. скорость – 19,5 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Серия подводных лодок типа «Р» состояла из 6 единиц («Perch», «Pickerel», «Permit», «Plunger», «Pollack», «Pompano»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1936-1937 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1947 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –2 тыс. т.; длина – 89,2 м, ширина – 7,7 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,4 тыс. л.с. скорость – 19,3 узл. запас топлива – 373 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводные лодки «Salmon», «Seal», «Skipjack», «Snapper», «Stingray», «Sturgeon» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1937-1938 гг. Лодки были списаны в 1945-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 91,4 м, ширина – 8 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 21 узл. запас топлива – 384 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводные лодки «Sargo», «Saury», «Spearfish», «Sculpin», «Sailfish», «Swordfish», «Seadragon», «Sealion», «Searaven», «Seawolf» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1939 г. Во время войны 4 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1948 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 428 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Серия подводных лодок типа «Tambor» состояла из 12 единиц («Tambor», «Tautog», «Thresher», «Triton», «Trout», «Tuna», «Gar», «Grampus», «Grayback», «Grayling», «Grenadier», «Gudgeon»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1940-1941 гг. Во время войны 7 лодок погибло, остальные были списаны в 1948-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 385 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 1х1 – 40мм или 1х1 — 20-мм или 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 40 мин.

Подводные лодки «Mackerel» и «Marlin» были построены на верфи «Electric Boat», «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1941 г. Обе лодки были списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 73 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,4 /1,5 тыс. л.с. скорость – 16 узл.: запас топлива – 116 т. соляра; дальность плавания –7 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение:1х1 – 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Серия подводных лодок типа «Gato» состояла из 73 единиц («SS-212» — «SS-284»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Во время войны 20 лодок погибло, 5 – преобразовано в музеи, остальные списаны в 1946 – 1971 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 95 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 90 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; запас топлива – 378 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 80 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды.

Серия подводных лодок типа «Balao» состояла из 112 единиц («SS-285» — «SS-302», «SS-304» — «SS-345», «SS-361» — «SS-377», «SS-381» — «SS-415»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Cramp», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1942-1944 гг. Во время войны 23 лодки погибло, 41 – передана или продана 9 странам-союзницам по окончанию войны, 7 – преобразовано в музеи, остальные списано в 1960 – 1973 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 472 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 — 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм или 40-мм зенитных автомата; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Из серии подводных лодок типа «Tench» в период войны на верфи «Portsmouth N Yd» было окончено строительство 19 единиц («SS-417» – «SS-424», «SS-475» – «SS-486») и принято в строй в 1944-1945 гг. Лодки были списаны, проданы или переданы странам-союзникам в 1963-1973 г. Лодка «SS-423» преобразован в музей. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 — 135 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 378 — 472 т. соляра; дальность плавания – 11-12 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1-2х1 — 127-мм орудия; 1х1 – 20-мм и 40-мм зенитный автомат; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 -28 торпеды или 40 мин.

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании . В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

Когда говорят о потенциале наших вооружённых сил, надо исходить из того, как он соотносится с потенциалом вероятного противника. Иначе разговор теряет смысл.
А особую роль здесь играет военно-морской флот и атомные подводные лодки.

Не так давно американский президент Дональд Трамп заявил, что подводный флот США может уничтожить Россию. Действительно ли субмарины под звездно-полосатым флагом настолько грозное оружие или глава Белого дома блефует?

Равных нет

На данный момент военно-морской флот США – лидер как по количеству, так и по боевым возможностям подводных лодок и располагает 74 субмаринами 4-х классов. Три класса многоцелевых подлодок – «Вирджиния», «Сивулф» и «Лос-Анжелес» – отвечают за обнаружение и уничтожение вражеских судов, а также поддержку операций морского десанта. Подлодки класса «Огайо» относятся к оружию стратегического сдерживания и предназначены для нанесения ракетных ударов по важнейшим военно-промышленным объектам противника.

Главной ударной силой подводного флота США являются 15 лодок класса «Вирджиния» – более продвинутая и экономичная альтернатива «Сивулф». Они выполняют те же оперативные задачи что и лодки класса «Лос-Анжелес», однако имеют дополнительные преимущества, к примеру, способность эффективно работать в прибрежных водах, что используется для сбора разведданных и проведения спецопераций. Важно отметить, что все американские подлодки имеют атомные двигатели, что заметно повышает их автономность (у российского ВМФ почти половина субмарин – дизель-электрические).

Сегодня американские субмарины способны самостоятельно производить пресную воду и кислород, а запасов еды им обычно хватает на 90-100 дней плавания. Комментируя спуск на воду подлодки «Гавайи» (класса «Вирджиния»), министр ВМС США Дональд Винтер отметил, что «дальность плавания, маневренность и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Вне конкуренции

Примерно треть американских подводных лодок постоянно находится в море: либо ведут патрулирование, либо проводят учение. В случае необходимости все они могут приступить к выполнению боевой задачи в любой части мирового океана, что безусловно является преимуществом на фоне конкурентов. Западные военные аналитики считают, что в отличие от американских подлодок большая часть из находящихся на плаву российских субмарин будет дислоцироваться ближе к родным берегам.

Американские подлодки обладают более высоким ядерным потенциалом, чем российские: 24 межконтинентальные ракеты «Трайдент» установленные на «Огайо» против 16 МБР «Булава» на «Бореях». Кроме того, дальность полета «Трайдент» на пару тысяч километров дальше, чем у «Булавы», при этом мощность американской ракеты примерно в 1,7 раз выше российской. Впрочем, как заметил заместитель директора Центра международной безопасности при Атлантическом совете Магнус Норденман, в последнее время подводный флот США и НАТО не фокусировался на противолодочных операциях, что заметно ухудшило навыки в этой области. Но если преимущество американских субмарин перед российскими не столь критично, то китайский подводный флот конкурировать с американским пока еще не может. Эксперты уверены, если американское командование задействует подводные суда, к примеру, в спорной акватории Южно-китайского моря, то перевес США здесь будет более чем очевиден.

Главный научный сотрудник японского Института международных отношений Тетсуо Котани отмечает, что американская подводная лодка с управляемыми ракетами может ускользнуть от китайских гидролокаторов и спокойно приблизиться к берегам Поднебесной. Достаточно будет одного 170-метрового «Мичигана», несущего 154 крылатые ракеты, чтобы уничтожить взлетно-посадочные полосы ближайших китайских аэродромов. Идеальное оружие Оборонная промышленность США находится в процессе постоянного перевооружения своего подводного флота.

В частности, Пентагон разрабатывает новые технологии по отслеживанию и поражению подлодок противника с использованием беспилотных подводных аппаратов. Инженеры планируют оснастить их наиболее сложными и чувствительными сенсорными системами, у которых нет аналогов. Министерство обороны США намерено вложить свыше 8 млрд. долларов в модернизацию субмарин, в первую очередь, в IV и V серии подводных лодок класса «Вирджиния», каждую из которых предполагают вооружить 40 «Томагавками», а также оснастить современной электроникой. Разрабатываемые подлодки будут обеспечены атомным двигателем с ядерным реактором, срок службы которого рассчитан на 30 лет. Новый почти бесшумный двигатель (уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием) позволит двигаться лодке даже по относительному мелководью. Модернизированные «Вирджинии», согласно концепции Пентагона, должны стать идеальными «шпионами» и «убийцами».

Пять лучших подводных лодок, построенных в XX веке, выбрали эксперты американского военно-аналитического (NI). Для составления своего рейтинга издание задавало специалистам следующие вопросы: была ли та или иная субмарина для своего времени наилучшей по критерию «эффективность-стоимость» и насколько инновационной была конструкция.

Немецкие хищники в Атлантике

На первое место NI ставит германские субмарины типа U-31 времен Первой мировой войны. Строительство этих лодок велось на судоверфи «Германия» в Киле (всего 11 штук). Субмарины заложены в 1912-1913 годах, спущены на воду в 1914 году.

Лодки этого типа активно участвовали в боевых действиях. За время службы из 11 построенных лодок восемь были потеряны. При этом сами субмарины типа U-31 повредили или отправили на дно 856 судов общим тоннажем более 2 млн тонн. Эти лодки изменили представление о значении подводного флота и стали грозным оружием, способным парализовать судоходство одним известием о том, что они вышли в очередной поход.

Среди этой серии подводных лодок наиболее известны три субмарины — U-35 под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера, самого результативного подводника всех времен, U-39 Вальтера Форстмана и U-38 Макса Валентинера.

Безусловный лидер — подводная лодка U-35, уничтожившая 224 торговых судна общим водоизмещением более полумиллиона тонн.

Однако подлодки типа U-31 были скорее эволюционным, а не революционным этапом подводного судостроения. Они кардинально не отличались от своих предшественников и преемников. Тем не менее лодки U-31 поставили Великобританию на грань выхода из Первой мировой войны. Только вступление в конфликт Соединенных Штатов в сочетании с развитием инновационной тактики конвоев для флота Соединенного Королевства создало трудности в германской подводной войне. Три выживших лодки типа U-31 были захвачены союзниками после окончания Первой мировой войны.

Живучие американцы в Тихом океане

На второе место среди выдающихся субмарин эксперты ставят американские подводные лодки типа Balao. Эти субмарины были построены в 1942-1947 годах. Всего верфи США передали для ВМФ страны 122 такие подлодки. Они воевали в годы Второй мировой войны на Тихом океане против японской империи.

В то время японская промышленность очень сильно зависела от доступа к природным ресурсам Юго-Восточной Азии. Прекратить доставку этих материальных средств на японские острова означало фактически выиграть войну на Тихом океане. И хотя военный подводный флот США был относительно невелик, управлялся без ясного понимания большого будущего субмарин на этом театре военных действий, имел на вооружении плохие торпеды, в конечном счете подлодки, построенные уже во время войны, уничтожили практически весь японский торговый флот.

Война на Тихом океане требовала от субмарин большой дальности действия и, соответственно, лучших условий для обитания экипажа, чем в относительно небольшой по размеру Северной Атлантике. Как и их предшественники класса Gato, субмарины Balao были менее маневренными, чем германские подлодки VII серии, но они компенсировали этот недостаток прочностью корпуса и в целом очень высоким качеством конструкции. Но главное, по сравнению с германской подводной лодкой VII серии субмарины типа Balao имели больший радиус действия, артиллерию более крупного калибра, большее количество торпедных аппаратов и более высокую скорость надводного и подводного хода. С другой стороны, лодки Balao действовали в гораздо более выгодных условиях, чем германские субмарины. Противолодочная оборона японцев была слабее.

Самая большая победа Balao на Тихом океане — потопление подводной лодкой Archerfish японского авианосца «Синано» водоизмещением 58 тыс. тонн.

Только 11 из 122 лодок Balao были потеряны в ходе войны на Тихом океане, две — уже в результате аварий и катастроф в послевоенное время. После Второй мировой войны подводные лодки этого класса были переданы нескольким дружественным Соединенным Штатам флотам и продолжали служить еще в течение многих десятилетий. Одна из них, бывшая американская Tusk, до сих пор частично используется Тайванем под именем Hai Pao.

Передовые подлодки Третьего рейха

На третье место американские специалисты поставили германские подводные лодки серии XXI. Это была субмарина с революционной для своего времени конструкцией, оказавшая значительное влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В период с 1943 по 1945 год на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AGWeser в Бремене и F. Schichau в Данциге были спущены на воду 134 субмарины этого типа. Из них верфи сдали флоту 119, и еще 15 остались недостроенными.

Некоторые новшества этого проекта стали революционными.

Субмарины XXI первыми в мире получили электромеханическую систему заряжания торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие корпуса, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

Шпангоуты этих лодок впервые были вынесены наружу прочного корпуса, что позволило увеличить пространство внутри лодки и упростить проведение всевозможных коммуникаций и размещение оборудования. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Океанская подводная лодка XXI серии была первой подводной лодкой, способной развивать более высокую подводную скорость, чем надводную. На ней отказались от палубного орудия в обмен на скорость и скрытность. Лодки XXI серии развивали под водой скорость до 17,5 узла — почти вдвое больше, чем обычные субмарины. Планировалось, что они будут действовать почти исключительно в погруженном состоянии.

Лодка данного типа могла идти полным ходом под водой четыре часа подряд, преодолевая 65-70 миль (вместо 12 миль за 1,5 часа подводного хода на восьми узлах лодок серии IX). Этого вполне хватало для того, чтобы произвести атаку вражеского конвоя и надежно оторваться от преследования кораблей противолодочной обороны.

Союзники по антигитлеровской коалиции захватили уцелевшие германские лодки XXI серии, используя их как в качестве образцов для своих собственных проектов, так и в целях разработки более совершенных технологий и методов противолодочной борьбы.

Немецкая субмарина XXI серии стала основой для советской подводной лодки проекта 613.

Она же стала основой для большой флотилии китайских подводных лодок.

Атомные аргументы Вашингтона

На четвертое место среди выдающихся субмарин всех времен и народов эксперты поставили американские подводные лодки типа « ». Это первый в истории проект атомных субмарин, оснащенных баллистическими ракетами. Пять подводных лодок этого типа были переданы в боевой состав ВМС США с 1959 по 1961 год.

При создании лодок «Джордж Вашингтон» за основу взяли проект атомной торпедной лодки «Скипджек». Такой подход переоборудования субмарины из одного класса в другой, имевший место и в советском подводном флоте, позволил сократить сроки постройки и сэкономил финансовые средства. В корпус субмарины за рубкой был вставлен 40-метровый ракетный отсек, в котором были размещены 16 пусковых ракетных шахт.

Сегодня считается как само собой разумеющееся, что наиболее распространенная форма современного ядерного сдерживания — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, способными гипотетически уничтожить десяток городов любого из континентов. Эти ПЛАРБ составляют самую защищенную часть ядерной триады сдерживания, поскольку найти и уничтожить подводную лодку до того, как она запустит свои баллистические ракеты, очень трудно.

До 1967 года субмарины «Джордж Вашингтон» и однотипные с ней американские подводные лодки были единственными в своем классе. «Их неуклюжие советские коллеги несли только по три ракеты и вынуждены были всплывать, чтобы произвести ракетный пуск», — пишет The National Interest.

Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещенными позади рубки, оказалась чрезвычайно удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.

На основе этой схемы в СССР были построен проект 667А, который по аналогии с «прототипом» называли в советском флоте «Иван Вашингтон».

Головная субмарина проекта 667А вступила в строй в 1967 году. Первая британская субмарина аналогичного класса Resolution была передана флоту в 1968 году, а французская Redoutable — в 1971 году. Китай в конечном итоге последовал примеру остальных ядерных держав, хотя первые подлинно современные подводные ракетоносцы только недавно введены в боевой состав китайского флота. Первый подводный ракетоносец Индии Arihant, по плану, будет передан флоту в следующем году.

Голливудские лодки для специальных операций

На пятом месте эксперты поместили многоцелевую атомную подлодку ВМС США «Лос-Анджелес». Эти подводные атомоходы строились самой массовой серией. Всего американскому флоту были переданы 62 субмарины этого типа. Первая из своей серии вступила в строй 13 ноября 1976 года, последняя (USS «Cheyennе») — 13 сентября 1996 года. Корабли строились компаниями Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division.

Сейчас в строю 41 подлодка типа «Лос-Анджелес». Они до сих пор составляют основу подводного флота США. Лодка «Лос-Анджелес» увековечена в романах «Охота за « » и одноименном фильме с Шоном Конерри.

Среди перечня задач этих многоцелевых подлодок — борьба с субмаринами и надводными кораблями противника, нанесение ударов, минирование, поисково-спасательные операции, разведка и специальные операции, в том числе переброска спецподразделений.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе с двух лодок класса «Лос-Анджелес» впервые в истории был произведен залп крылатых ракет морского базирования по береговым объектам противника. Подводная лодка, запустив ракеты «Томагавк», продемонстрировала совершенно новые средства войны в распоряжении США.

Последние лодки класса «Лос-Анджелес», как ожидается, будут сняты с вооружения в 2020-х годах, хотя дата может быть отсрочена. К тому времени новые субмарины будут значительно превосходить по своим возможностям лодки типа «Лос-Анджелес». Тем не менее эти атомоходы составляли основу подводных сил самого мощного военно-морского флота в течение почти пяти десятилетий.

Утешительные призы для СССР

Помимо пяти призовых мест американские эксперты решили учредить и поощрительные премии. В число номинантов попали три советские подводные лодки, две американские, две британские, одна японская и одна германская.

Прежде всего внимание заслужила советская атомная подлодка проекта 941 «Акула» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Это самые большие в мире подлодки.

Не обошли вниманием американские специалисты и советские подводные атомоходы проектов 705, 705К «Лира» — небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом. Эти подводные суда не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.

Вспомнили и современные российские дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка», одна из которых в прошлом году отметилась залпом ракетами «Калибр» из Средиземного моря, а также ее предшественников — лодки советского проекта 877 «Палтус».

Среди утешительных номинаций и американские ракетоносцы типа «Огайо» — серия из 18 американских стратегических подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащенными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

В конце списка японские подводные лодки типа I-201, также известные как «Сен Така», — серия быстроходных японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированные в 1943-1944 годах, они стали одними из самых быстроходных подводных лодок своего времени. Всего в серии планировалось построить 23 лодки, первая из которых была заложена в марте 1944 года, однако строительство большинства из них было отменено. Начата была постройка лишь восьми кораблей этого типа, из которых три были завершены до окончания войны. Из-за позднего появления ни одна из этих подводных лодок не участвовала в боевых действиях.

Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны типа VII стали самым крупносерийным типом подлодок в истории. Из заказанных 1050 субмарин в строй вошли 703 лодки семи модификаций.

В конце 1930-х в мире ощущалось приближение войны. И в этот раз Америка, безусловно, не могла остаться в стороне. Потому рассмотрим все типы американских подводных лодок, которыми обладали США накануне и в годы войны.


Подводная лодка R-6 (SS-83).


Типы R и «Barracuda» (тип R – 17 шт.; тип Barracuda – 3 шт.: Barracuda, Bass, Bonita)

Два наиболее старых и неудачных типа американских подлодок, они находились в боевом строю до середины 1942 года. Их использовали для патрулирования у Восточного побережья и охраны Панамского канала, а после переклассифицировали в учебные единицы.



Спуск на воду ПЛ S-5. Portsmouth Navy Yard 10.11.1919.


Тип S (тип S – 36 шт.)

Лодки типа S были самыми старыми из американских подводных лодок, принявших непосредственное участие во Второй мировой войне. Они были призваны в «первую линию» не от хорошей жизни, а потому, что не хватало боевых лодок, чтобы закрыть все районы, куда направлялись лодки на патрулирование. В принципе, это были второстепенные направления – Алеутские и Соломоновы острова.

Конструктивно тип S представлял собой развитие типа R периода Первой мировой, чуть увеличенного аналога (900т, 5000 миль дальности) германской подлодки типа VIIA. Лодки разрабатывались для Атлантики с соответствующим радиусом действия.





Американская лодка типа «S» (S-20) в Панамском канале. Фото 1920-х годов.



ПЛ S-1 с бортовым гидросамолетом.


В 1920-е годы морские теоретики многих стран мира размышляли о целесообразности размещения на подводных лодках легких разведывательных аэропланов. Не миновала эта волна и американских подводников. В 1923г. подводная лодка S-1 (SS-105, 1918г. постройки) была оборудована цилиндрическим палубным ангаром. На лодке базировался специальный сборной биплан Martin MS-1. Испытания не выявили каких-либо преимуществ подлодки с гидросамолетом, дальнейшие эксперименты в этом направлении прекратили.


«Argonaut» (Argonaut – 1шт.)

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее – враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным оборудованием U-117. На вновь проектируемой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Argonaut», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.


Подводная лодка «Argonaut».


Для лодки разработали специальный образец мины Mk-10 mod.II, на палубе разместили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164т, лодка оставалась самой крупной в американском флоте до появления атомных субмарин. Вооружение – 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед (для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, – «Tench» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин).



«Argonaut» представляла собой развитие типа «Baracuda» и строилась специально для действий в Тихом океане. Она задумывалась как океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль при генеральном сражении должен был идти впереди линейных сил и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость. Вообще SS-166 получилась самой тихоходной среди всех американских подводных лодок предвоенного периода – 14/8 узлов (вместо 21 планируемого). Чтобы закончить о подводном минзаге, можно отметить, что он выполнил неудачный боевой поход и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её использовали в транспортных операциях. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: V-4, А-1, SM-1, APS-1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года.

Погибла лодка в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Akizuki», «Hamakaze» и «Yukikaze» из состава охранения конвоя, когда попробовала атаковать транспорты. Вероятно, медвежью услугу оказали малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10.01.1943.



ПЛ «Argonaut», окрашенная в светло-серые цвета мирного времени (Standard Navy Gray). В районе мостика едва различима довоенная надпись V4.


Тип «Narwhal» (тип Narwhal – 2 шт.: Narwhal, Nautilus)

Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине SS-167 «Narwhal», вошедшей в строй 15.05.1930. Она лишилась минных труб, зато было добавлено 2 ТА, торпедный запас увеличился до 24 ед., скорость возросла на 3 узла. Всего у американцев было 9 подводных крейсеров, и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Две лодки типа «Narwhal» представляли собой лишь незначительно усовершенствованные модели по сравнению с 4 предшествующими лодками типа V. Как и остальные V-лодки, они были большими, медленными и трудноуправляемыми, хотя имели и несколько улучшенные эксплуатационные качества (17 узлов) при немного возросшем водоизмещении (2915т). Как и у предшествующих лодок, их дизели никогда не достигали объявленной мощности, и корпуса измучили экипажи постоянными протеканиями.





ПЛ «Nautilus» (V-6) с нетрадиционным силуетом – приподнятой палубой в средней части корабля. При своем водоизмещении около 3000т лодка была наибольшей субмариной США вплоть до появления одноименной ядерной лодки в 1954 году.


В годы войны «Narwhal» и «Nauyilus» использовались для самых разных задач. Лодки прошли довооружение, на них добавили по 4 торпедных аппарата. Два дополнительных аппарата разместили в носу, а два – в районе миделя (они были ориентированы назад для стрельбы в корму).

«Narwhal» выполнил 5 боевых патрулирований, потопив 6 вражеских судов. SS-168 «Nautilus» за 5 патрулирований потопил 5 судов. После этого «Nautilus» совместно с S-166 «Argonaut» перевозил морскую пехоту на Макин, а вместе с «Narwhal» высаживал десантную партию на Атту. После этого обе лодки использовались исключительно в специальных транспортных операциях по перевозке грузов филиппинским партизанам. В начале 1945г. обе лодки были выведены в резерв. Всего за годы войны «Narwhal» совершил 15 боевых походов, «Nautilus» – 14.


«Dolphin» (Dolphin – 1 шт.)

Признав очевидную неудачу в проектировании последних 6 подводных лодок, ВМФ США предприняли попытку координально пересмотреть свои установки на проектирование. Первоначально SS-159 «Dolphin» проектировался как очередная лодка типа V (V7), но по мере ухода от «родительского» проекта индекс лодки сменили на D1. При водоизмещении 1560т он был почти вдвое меньше «Narwhal», но нес то же вооружение при примерно таких же скоростных показателях. Меньший по размеру «Dolphin» был гораздо более маневренным и легко управлялся.

Идея проекта в целом была продуктивной, но, к сожалению, на уровне технологий 1930-х годов в США построить лодку средних размеров, не пожертвовав чем-либо существенным в проекте, было невозможно. При создании «Dolphin» конструкторы прежде всего почти вдвое уменьшили радиус действия (9000 миль), пришлось немного ослабить корпус, что уменьшило возможную глубину погружения.




В конце 1930-х годов ПЛ «Dolphin» была окрашена в черный цвет. В годы войны лодка выполнила 3 боевых патрулирования, а после использовалась как учебная. В конце второго боевого похода к берегам Японии на лодке обнаружили серьезную утечку соляра. Во время возвращения ее командир «Маш» Мортон разработал план, как при встрече с противником спасти команду, а потом взорвать лодку вместе с японцами. План этот назвали «deathtrap» (смертельная ловушка), но, к счастью, до его реализации дело не дошло.


Будучи примерно тех же размеров, что и основные лодки военных лет «Gato», «Dolphin» в боевых действиях себя никак не проявил, и после трех безрезультатных походов был переведен в учебные лодки.



ПЛ CI «Cachalot» (SS-170) в немодернизированном виде (как она была спущена на воду).


Тип «Cachalot» (тип Cachalot – 2шт.: Cachalot, Cuttlefish) Лодки SS-170 «Cachalot» (V8, CI) и SS-171 «Cuttlefish» (V9, C2) стали дальнейшей попыткой выпуска малых легких подводных лодок для использования в Тихом океане. При 1170 тонн водоизмещения они оказались меньше, чем лодки класса «Dolphin», и отличались от предшественника во многих параметрах. Конструктивные особенности лодок сделали их более скоростными, правда, за счет радиуса действия. И в конечном итоге по боевым параметрам новые лодки оказались почти эквивалентными предшествующему классу «Dolphin». Очевидно, что их дальность в 12000 миль не позволяла лодке выйти из Перл-Харбора, провести патрулирование у берегов Японии и вернуться назад.

Отличительной особенностью типа С стало широкое использование сварки, особенно в конструкциях прочного корпуса и топливных емкостей. Утечки, особенно из топливных танков, были существенно выше, чем у лодок предыдущих типов. (Например, за 30 дней учебных походов в 1941г. в общей сложности «Narwhal» потеряла 20 тысяч галлонов топлива из-за утечек). Причем, что было еще хуже потерь, за лодкой тянулся заметный след нефтяной пленки, позволявший легко обнаруживать субмарину противолодочной авиации. Хотя, в общем, применение сварки на типе С можно считать вполне целесообразным: она позволила существенно снизить вес при увеличении прочности. А проблему с герметизацией со временем удалось решить.


Учебная ПЛ SS-171 «Cuttlefish». Фото 15.11.1943.





Учебная ПЛ SS-170 «Cachalot». Фото 31.05.1944. При модернизации в бортах добавлены отверстия, чтобы увеличить скорость погружения.


Вторым важным нововведением стала установка на лодках TDC (Torpedo Data Computer). Это был механический аналоговый контроллер, автоматически устанавливающий угол цели, опережение и глубину погружения торпед по данным, переданным с мостика на гироскопы торпед. В этих двух нововведениях американский флот на несколько лет опередил все остальные флоты мира.

Лодки типа С оказались малыми для реального использования в Тихом океане. Совершив три почти безрезультатных боевых похода (один поврежденный танкер) подлодки С были переведены в учебные.


Тип Р (тип Р – 10 шт.: Perch, Permit, Pickerel, Pike, Plunger, Pollack, Pompano, Porpoise, Shark, Tarpon) С началом проектирования в 1933г. лодок типа Р американский подводный флот начал развитие новой линии подводных лодок, которая совершенствуясь от серии к серии (если не брать в расчет двух небольших лодок М) привела сначала к военной серии «Gato» и завершилась в 1951г. лодками типа «Tang». По сравнению с типом С прирост водоизмещения составил 140т, что в итоге привело к водоизмещению 1310т. Они были на 8м длиннее, что составило 92м длины. Скорость возросла до 19 узлов при радиусе 10000 миль.

Подводные лодки этого типа использовались в течение всей войны. С Перл-Харбора и до начала 1944г. их посылали на боевые операции. Четыре из десяти лодок Р были потеряны в ходе боев. Все пережившие войну лодки совершили примерно по 8 боевых походов каждая, и только SS-178 «Permit» выходила на боевое патрулирование 14 раз.



ПЛ SS-172 «Porpoise». Фото 20.07.1944.




Лодка «Stingray» представляет типичную модификацию лодок «Salmon»/«Sargo» 1942 года. Внешние отличия: вырезана площадка на рубке, добавлен SD или S J радар, две дополнительные торпедные трубы на носу.


Тип «Salmon»/«Sargo» (тип Salmon – 4 шт.: Salmon, Seal, Snapper, Stingray; тип Sargo -10 шт.: Sargo, Saury, Sculp in, Seadragon, Sealion, Searaven, Seawolf, Spearfish, Squalus/Sailfish, Sturgeon)

После вполне успешного типа Р американский флот принял решение о коррекции кораблестроительной программы в условиях кризиса. Дополнительно к 6 лодкам типа «Salmon» сразу же были дозаказаны 10 лодок типа «Sargo». Тип «Salmon» представлял собой улучшенный вариант лодок типа Р. Новые лодки были длиннее (94м) и больше (1450т). При этом конструкторам удалось увеличить их скорость хода на 1 узел как на поверхности, так и под водой (20/9 узлов). Удвоенная емкость батарей вдвое увеличила подводную дальность до 85 миль. Для увеличения наступательной мощи лодки «Salmon» оснащались парой дополнительных торпедных аппаратов (на родительском типе Р в последующем тоже установили два торпедных аппарата вне прочного корпуса). Запас торпед составлял 24 торпеды. При модернизации на SS-186 «Stingray» установили 2 внешних торпедных аппарата, доведя общее число аппаратов до 10 – число, которое Локвуд и его сторонники считали минимально необходимым для современной ПЛ.

Вполне удачный во многих отношениях тип «Salmon», однако, страдал одной роковой конструкторской недоработкой. Вентиляционный люк, через который осуществлялась подача воздуха к работающим дизелям, закрывался недостаточно надежно. Инциденты с этой автоматикой случались на SS-185 «Snapper» и SS-187 «Sturgeon», но должным образом сработала индикация на центральном посту. А вот «Squalus» затонул (история его описана выше), погибло 23 человека. Этот дефект был, в принципе, легко устраним, но репутация подлодок типа «Salmon» была подорвана. Несмотря на свою непопулярность в среде моряков, лодки этого типа активно использовались в годы войны. Как и лодки типа Р, большинство из них совершило не более 8 боевых походов. Исключение представляет лодка «Stingray», выполнившая 16 боевых походов – лидер среди субмарин США.


ПЛ «Sculpin», которая уже упоминалась в истории о гибели лодки «Squalus». Снимок 1.05.1943., до гибели лодки еще 6,5 месяцев.





ПЛ SS-182 «Salmon». Фото 1938г.


Тип «Tambor» (тип Tambor – 12 шт.: Gar, Grampus, Grayback, Grayling, Grenadier, Gudgeon, Tambor, Toutog, Thresher, Triton, Trout, Tuna)

Лодки типа T стали следующим логическим шагом в эволюции американских субмарин. 12 лодок типа «Tambor» имели увеличенную ударную силу (10 торпедных аппаратов), хотя и сохранили особенности конструкции лодок типа «Salmon». Таким образом, они представляли собой давно ожидаемые флотом лодки. Субмарины были достаточно дальнодействующими, чтобы достичь берегов Японии, и достаточно сильными, чтобы нанести на таком удалении противнику весомый урон. Оборудованные TDC, эти лодки могли успешно взаимодействовать с надводными силами. Но… Принимая на вооружение эти лодки, руководство подводными силами вынуждено было согласиться и на производство двух явно неудачных, не укладывающихся в стратегическую концепцию применения, малых подводных лодок М. В декабре 1941- го об этой уступке немало пожалели, поскольку лодок с большим радиусом действия явно не хватало.





ПЛ «Gar» выходит из Перл-Харбора 31.05.1944. в свое 12 боевое патрулирование. Лодка вооружена 5"/25са1 орудием.



ПЛ SS-201 «Triton» сфотографирована на выходе из Датч- Харбора в мае 1942 года.


«Tambor» стали последними подводными лодками, принятыми на вооружение до начала войны. С началом боевых действий они представляли основную ударную силу, пока с конца 1942г. их не стали теснить новые субмарины типа «Gato». Тем не менее лодки Т продолжали служить в первой линии до конца 1944г., после чего были переведены в учебные центры и на второстепенные направления. Из 12 лодок типа Т погибло 7. Лодка SS-199 «Toutog» лидирует по числу потопленных кораблей и судов.


Тип М (тип М – 2 шт.: Mackerel, Martin) В известной книге Д.Инрайта говорится: «Обучение в море проводилось на борту американских подлодок – «Mackerel» (SS-204) или «Marlin» (SS-205). Это были новые малые подводные лодки ВМС США с самым современным оборудованием. Их радиус действия не позволял использовать лодки в боевых походах в Тихом океане, но зато они вполне подходили для обучения и тренировок. Учения проводились в проливе Лонг-Айленд. Эсминцы, базирующиеся в Ньюпорте, служили «целями».


Типы «Gato», «Balao» и «Tanch» (тип Gato – 54 шт.: Albacore, Amberjack, Angler, Barb, Bashaw, Blackfish, Bluefish, Bluegill, Bonefish, Bream, Cavalla, Cero, Cobia, Cock, Cod, Corvina, Croaker, Dace, Dorado, Drum, Finback, Flasher, Flier, Flounder, Flying Fish, Gabilan, Gato, Greenling, Grouper, Growler, Grunion, Guardfish, Gunnel, Gurnard, Haddo, Haddock, Hake, Halibut, Harder, Herring, Hoe, Jack, Kingfish, Lapon, Mingo, Muskallunge, Paddle, Pargo, Peto, Pogy, Pompon, Puffer, Rasher, Raton, Ray, Redfin, Robalo, Rock, Runner, Sawfish, Scamp, Scorpion, Shad, Silversides, Snook, Steelhead, Sunfish, Tinosa, Trigger, Tullibee, Tunny, Wahoo, Whale

тип Balao – 120 шт.: Archerfish, Aspro, Atule, Balao, Bang, Barbero, Batfish, Baya, Becuna, Bergall, Besugo, Billfish, Blackfin, Blenny, Blower, Blueback, Boardfish, Bowfin, Brill, Bugara, Bumper, Burrfisli, Caberon, Cabrilla, Caiman, Capelin, Capitaine, Carbonero, Carp, Catfish, Charr, Chivo, Chopper, Chub, Clamagore, Cobbler, Cochino, Corporal, Crevalle, Cubera, Cusk, Dentuda, Devilfish, Diodon, Dogfish, Dragonet, Entemedor, Greenfislt, Guavina, Guitarro, Hackleback, Halfbeak, Hammerhead, Hardhead, Hawkbill, Icefish, Jallao, Kraken, Lamprey, Lancetfish, Ling, Lionfish, Lizardfish, Loggerfish, Macabi, Manta, Mapiro, Menhaden, Mero, Moray, Pampanito, Parche, Perch, Picuda, Pintado, Pipefish, Piper, Piranha, Plaice, Pomfret, Queenfish, Quillback, Redfish, Roncador, Rouquil, Rozorback, Sabolo, Sablefish, Sandlance, Scabbardfish, Seacat, Seadevil, Seadog, Seafox, Seahorse, Sealion, Sea Owl, Sea Peacher, Sea Robin, Segundo, Sennet, Skate, Spadefisli, Cutlass, Diablo, Irex, Medregal, Odax, Pomodon, Quillback, requin, Runner, Sea Leopard, Sirago, Spinax, Tench, Thornback, Tirante, Того, Torsk, Trutta)



ПЛ SS-212 «Gato», давшая название целому типу. Фото 29.11.1944.







ПЛ «Barb» 20 июня 1942 года. Лодки, построенные Electric Boat Co., отличались формой и расположением отверстий в легком корпусе.



ПЛ «Scabbardfish» – типичная лодка типа «Gato» поздних серий выпуска. Выход в первый боевой поход 30.05.1944.



Лодка SS-249 «Flasher», лидер no потопленному тоннажу в американском подводном флоте. Фото 4.11.1943.




Первой лодкой типа «Gato» стала подлодка SS-228 «Drum», принятая в состав ВМФ 1.11.1941, но в момент нападения на Перл-Хар- бор только «Gato» считалась боеготовой. Она стала первой из 73 подводных лодок этого типа, заказанных в 1940г. и ставших основными лодками США в разразившейся войне. После нападения на Перл-Харбор было заказано еще 132 лодки близкого типа «Balao».

«Gato» стала увеличенной версией предпоследней серии «Tambor». Эти лодки были на 350т больше (1825т) и на 1,2м длиннее (92м). Большая часть избыточного веса приходилась на усовершенствованные дизели и аккумуляторные батареи. Остальные изменения коснулись вопросов обитаемости (например, были увеличены танки для пресной воды).

Тип «Balao» был очень близок к «Gato» и иногда не рассматривался как отдельный тип. Основных отличий было два: во-первых, ряд корпусных элементов сделали более технологичными для серийного производства, во-вторых, силовые элементы корпуса перепроектировали под более значительное давление, что позволяло лодке погружаться на 100 футов глубже, итого – 400 футов. Эти лодки были очень популярны и не раз доказывали свою высокую живучесть.

«Gato» вынесли на себе всю тяжесть войны с 1942г. и до ее конца. Из 73 принятых в состав ВМФ лодок одна (SS-248 «Dorado») потоплена в Карибском море американским самолетом по пути к Панамскому каналу и 18 были потеряны в Тихом океане в результате противодействия противника. Наиболее известными лодками, имена которых прославились в годы войны, были ПЛ типа «Gato» – SS-249 «Flasher» (лодка, лидирующая по потопленному тоннажу), SS-220 «Barb», SS-215 «Growler», SS-236 «Silversides», SS-237 «Trigger», SS-238 «Wahoo» и многие другие, которым не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в группу лидеров.



На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.


Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.


Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.


Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны


Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.


Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: