Спокойствие ума в беспокойном мире. Развивая спокойствие ума

Существует два разных, но схожих по своей природе, понятия – Покой и успокоение. Покой есть состояние являющееся основой всего существования, а успокоение есть временное затишье некоторых явлений природы, в том числе и ума.

Многие духовноищущие после выполнения некоторых духовных практик начинают ощущать внутреннее успокоение и считают, что достигли нужного состояния – Великого Покоя Ума. Посчитав, что всё уже достигнуто, стараться дальше незачем, они впадают в состояние, так называемой, лености ума. Это состояние, когда в уме начинает бурно расцветать состояние лени. Процессы, направленные на решение повседневных задач, притормаживаются. Желания решать эти задачи уменьшаются, поскольку в уме появилось мнение о неважности и ненужности всего происходящего. Ум начинает постепенно затуманиваться, заболачиваться и отупевать. В результате, затянутые и не решающиеся своевременно задачи, накапливаются в уме, создавая тягостное состояние переходящее постепенно в тяжелые душевные страдания. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно научиться чётко ощущать разницу между реальным Покоем Ума и состоянием временного успокоения.

Покой Ума переживается как абсолютная ясность, лёгкость и бесконечное блаженство. При этом внешняя деятельность нисколько не снижается, а порой даже увеличивается. Все действия происходят естественно и непринуждённо, без вмешательства в них умственной деятельности и в полном отсутствии желаний.

Временное успокоение переживается как некоторое затишье умственной деятельности. В результате, которого, происходит торможение проявления и воплощения в жизнь, присутствующих в сознании желаний. Желания не воплощаются и не растворяются (как при реализации), а приобретают затуманенный вид и становятся малозаметными для восприятия. Если такое состояние затягивается, то в сознании начинает возникать состояние нежелания что-либо делать, идущее от желания не нарушать данного состояния успокоения. Это и есть леность ума.

Если вдруг вы ощутили, что в уме произошло некоторое успокоение, не радуйтесь этому, но и не огорчайтесь. Это нормальное явление аналогичное привалу во время длительного путешествия. Пусть ум отдыхает, а вы наслаждайтесь его покоем, продолжая делать все необходимые дела. Главное в это время не забывать, что духовное путешествие ещё не окончено. Этот покой является лишь временным, своего рода демо-версией реального Покоя Ума, к которому ещё предстоит прийти. И хотя прийти к Покою Ума нельзя, поскольку ОН всегда присутствует в уме как изначальное состояние, но стараться ощутить его всё-таки нужно. Именно старание, которое есть проявление стремления, является необходимым условием для достижения желаемого результата. Поэтому, запасайтесь терпением и старайтесь, старайтесь, старайтесь. Настоящие старания никогда не проходят даром, они всегда увенчиваются дарами, в данном случае Божественными.

Я сильно обеспокоился по поводу снижения своих способностей. Мой ум считает, что профессиональная деятельность под угрозой. Ум связывает это с низкой своей активностью, и успокоением, которое наступило в результате некоторых духовных практик. В действительности стало намного тяжелее решать новые задачи, усваивать информацию и даже память ухудшилась. Что делать?

Успокоение, о котором ты пишешь – есть проявление непонимания. Это вовсе не тот Покой Ума, к которому нужно стремиться. Покой Ума это не внешнее успокоение, это не снижение деятельности. Во мне, например, деятельность, а точнее, активность, нисколько не снизилась, а возможно, даже увеличилась. Она увеличилась оттого, что снялась сдержанность и пропали размышления по поводу того, нужно ли что-то делать или нет, хорошо это будет выглядеть в чьих-то глазах или нет, правильным это будет или нет. Во мне возникают импульсы к действиям и действия совершаются. Я не ощущаю, что что-либо делаю, поскольку ощущаю в себе лишь наблюдение происходящего и одновременно пространство для всего происходящего. При этом, независимо от совершаемых действий, есть ощущение Бесконечного Покоя, разлитого повсюду и наполняющего все производимые действия. Я – ЕСТЬ этот Покой, наполняющий вселенную и окутывающий её.

Пока твоё успокоение умственное. Иначе говоря, ты пытаешься быть спокойным, нарабатываешь успокоение. Это как с расслаблением. Когда человек чувствует в себе напряжённость, он начинает учиться расслабляться, и постоянно пытается расслабиться, нарабатывая, таким образом, привычку к расслаблению. В итоге, кроме привычки напрягаться, у него нарабатывается ещё и привычка расслабляться. Но ведь ничего, в сущности, не меняется. Расслабленность его искусственная. Не нужно нарабатывать расслабленность, нужно быть естественным. А это значит: когда нужно напрячься (т.е. приложить усилие) – надо напрячься, но напрячься настолько, насколько это нужно, а когда необходимость в приложении усилий спадает, то и напряжение тоже спадает. На его месте вновь оказывается естественная расслабленность, т.е. не напряжённость.

Не заботься специально об успокоении ума. Он сам успокоится, когда в нём перестанут возникать беспокойства. Все твои попытки как-то успокоить ум – являются лишь созданием в нём дополнительного беспокойства. Одним из таких беспокойств, стало беспокойство по поводу снижения своих способностей.

Постарайся вообще не думать об уме, пусть он занят своими делами. Ум – это прекрасный инструмент, предназначенный для воплощения накопившихся в сознании желаний и направленный на выживание тебя, как человека, воплощающего эти желания в жизнь. Просто наблюдай происходящее, наблюдай беспристрастно, без вовлечённости в происходящее, независимо от того, что наблюдается, действия тела или действия ума. Ум сам начнёт успокаиваться, когда ты перестанешь им интересоваться. Осознавай присутствующее в тебе наблюдение и больше ничего. Ощущай только наблюдение (которое есть ви́дение), и ни о чём не беспокойся. Выполняй все дела, которые считаешь нужными, и так, как считаешь нужно.

Вопрос не в снижении активности, а в понимании. Понимание возникает самопроизвольно. Оно не зависит от активности или не активности. В его основе лежит опыт прямого ви́дения и осознания. Прямого – значит, не отражённого и не искажённого явлениями, происходящими в уме, не затуманенного образами ума. Поэтому оставь ум в покое и просто наблюдай, он успокоится сам. Как только ты по-настоящему оставишь его в покое, так он сам по-настоящему успокоится.

К сожалению, не всегда удаётся оставаться в наблюдении или состоянии «Я-ЕСТЬ». Иногда вовлечение может произойти как «впрыгивание в поезд на ходу». Обычно такое случается, когда происходят очень сильные изменения состояний.

Не нужно пытаться оставаться в наблюдении или состоянии «Я-ЕСТЬ». В нём вообще не нужно пытаться находиться! Твоя ЕСТЬНОСТЬ не является состоянием! Это вне состояний! Это ТО, что наблюдает все возникающие в тебе состояния. Для этого ничего не нужно делать, просто ощущать и замечать, что всё, что с тобой происходит – наблюдается. Если ты будешь ощущать постоянно присутствующее в тебе наблюдение, всё рано или поздно встанет на свои места и кроме Понимания или Осознания ничего не останется.

Я заметил, что чем глубже покой, тем изменения меньше. При выполнении обычной деятельности фон присутствия себя постепенно растворяется, а состояния начинают меняться очень быстро и с большей силой. Приходится быть очень внимательным и сдержанным. Это становится больше работой ума, нежели пребыванием в «Я-Есть», в этом видимо скрывается какая-то неправильность. Сама ситуация требует ПОСТОЯННОГО обращения к «Я-Есть». Пока это не получается.

Не нужно обращаться к «Я-ЕСТЬ». ТЫ из него никогда никуда не уходил и не уходишь. ТЫ всегда ЕСТЬ! И поскольку ТЫ ВСЕДА ЕСТЬ, то нет нужды помнить об этом и раз за разом возвращаться к этой мысли. ТЫ ЕСТЬ независимо от мыслей и воспоминаний. И даже неважно происходят вовлечения твоего внимания в воспринимаемые тобой явления или нет, независимо от этого – ТЫ ЕСТЬ ВСЕГДА. Не беспокойся по поводу своей вовлечённости. Она будет происходить до тех пор, пока это необходимо в твоём случае.

Иногда выполняемые тобой действия требуют очень плотного, сконцентрированного на чём-то конкретном, внимания. И от этого происходит вовлечённость. Но это не важно, кого это волнует? Всё что должно быть сделано – должно быть сделано, и сделано так, как должно быть сделано. Если происходит в каких-то случаях вовлечённость, то, значит, так и должно было произойти в этом конкретном случае. Ты этого изменить не можешь! И если ты будешь беспокоиться по этому поводу, то будешь только всё больше и больше создавать беспокойство в уме и всё глубже и глубже погружаться в иллюзию и страдания.

Не о чем беспокоиться, это лишь то, что наблюдается ТОБОЙ. Иногда ты наблюдаешь, что произошло вовлечение, при этом ТЫ это наблюдаешь! Иногда наблюдение происходит невовлечённо. Это всего лишь то, что ТЫ наблюдаешь! Не более. Какая тебе разница, что наблюдать?

Наблюдай всё, что возникает в твоём восприятии, не привязываясь к наблюдаемому. Только чистое наблюдение без оценок, привязанностей и предвзятостей. Для этого ничего не надо делать, поскольку это происходит постоянно, нужно лишь осознать это как существующий факт. Но осознание происходит самопроизвольно, его нельзя сделать специально, можно только стремиться к этому. Остаётся только одно – быть тем, КТО (или ЧТО) ТЫ ЕСТЬ. Просто БЫТЬ, не пытаясь давать этому БЫТИЮ каких-либо оценок или окрасок.

УРОК 1. ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИТАЦИЯ?

Люди пытаются извлечь из медитации самую разнообразную пользу. Одним нужен покой, другим - самоконтроль, кому-то - сила, а кому-то - безмолвие. Но чаще всего есть желание обрести покой или покой ума. На первый взгляд, между покоем и покоем ума не существует большого различия, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что люди желают разного. Покой - это просто ощущение, а покой ума - это уже образ жизни.

В то или иное время мы наслаждались мгновениями покоя, однако они мимолетны. В действительности испытать пролсто покой не трудно. Он легко достежим с помощью практики медитации, потому что медитация предназначена именно для этого. Но стремление достигнуть покоя ума подразумевает желание испытывать покой постоянно. В Вашей повседневной жизни Вам необходимо до такой степени контролировать себя, чтобы Вы могли переживать то, чего Вы хотите, когда Вы этого хотите.
Чтобы постоянно испытывать покой ума, Вам нужно нечто большее, чем просто техника медитации. Не можете же Вы, в конце концов, в пылу полемики продавцом из-за сдачи, сесть и потратить пять минут на то, чтобы разобраться в тайных глубинах своего "я" и восстановить то, что временно потеряно - внутренний покой! Вам нужно быть способным в своей практической жизни использовать ощущение покоя, полученное от пребывания в медитации, как раз в то время, когда не так-то просто оставаться спокойным. Если Вы не можете применить свою медитацию с пользой для своей практической жизни, то действительно ли она полезна Вам?
Таким образом, в этом курсе медитации я сделала ударение на два аспекта. Во-первых, на обучение простому и эффективному методу медитации, который называется Раджа-йога, на обсуждение и экспериментирование с идеями о том, как углубить полученный опыт. Во-вторых,на исследование причин стрессов и напряжения в жизни, чтобы разобравшись в этом, Вы могли начать искоренять эти причины с помощью силы, обретенной в медитации, а так же я сделала акцент на обсуждение того, как Вы можете свои спокойные чувства обратить в спокойные действия, чтобы покой стал покоем ума.
Что такое медитация? Медитация - это процесс обретения полного понимания себя: кто Вы есть "изнутри", и как Вы реагируете на то, что происходит "снаружи". Прежде всего медитация - это в буквальном смысле "наслаждение собой". В медитации Вы открываете совершенно другое "я", очень отличающееся от той, возможно подавленной и беспокойной личности, котороя является лишь Вашей поверхностной природой. Вы осознаете, что Ваша истинная природа, настоящее "я" - в действительности очень положительное. Вы начинаете открывать океан покоя прямо здесь, на самом пороге себя.
Один мудрый, еще советский, мультфильм рассказывает о бабушке, потерявшей свои очки. В отчаянии она везде искала их, и в тот момент, когда уже потеряла всякую надежду, пришел внук и сообщил ей, что они у нее на носу! Покой подобен этим очкам. Если Вы будете искать его во вне или в других людях, Вы обречены на разочарование. Но узнав где и как искать покой внутри себя, Вы обнаружите, что он находится там всегда!
Слово "медитация" применяется для описания различных способов использования ума: от созерцания и концентрации до молитв и распевания мантр. Слово "медитация", возможно, произошло от того же корня, что и латинское слово "медири" - излечивать. Медитация определенно может рассматриваться как процесс исцеления - и имоционального, и ментального, и, в определенной степени, физического. Самое простое определение медитации - правильное использование ума или положительное мышление, что означает не отрицание Ваших мыслей, а их правильную направленность.
В большинстве форм медитации применяются две основные методики: упражнения для сосредоточения, в которых в качестве объекта для концентрации часто используют свечу, картинку или цветок, и повторение мантры. Мантра - это священная фраза, слово или звук, который многократно повторяется громко, или тихо, или только мысленно. "Мантра" - это "ман" - ум и "тра" - освободить, то есть буквально то, что освобождает ум. Медитация Раджа-йоги вклюцает в себя и концентрацию, но без использования каких-либо физических предметов. Вместо этого объектом Вашей концентрации является Ваше внутреннее "я". А вместо повторения одного слова или фразы, как в мантре, мы, в Раджа-йоге, допускаем течение мыслей, используя таким образом ум естественно. Это положительное течение мыслей основано на точном понимание себя и поэтому действует как ключ, открывающий сокровищницу покоя внутри Вас.

ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Выберите спокойное место, чтобы у слуха и зрения не было лишних поводов отвлекаться. Если хотите, можете включить тихую нежную музыку, помогающую создать атмосферу отдыха и легкости. Сядьте в удобной позе, распрямив спину. Вы можете сесть на подушку на полу, скрестив ноги, или, если это неудобно - в кресло. Смотрите на маритор и медленно и тихо читайте следующие слова. Посторайтесь пережить и увидеть мысленным взором все, о чем говорится, чтобы Вы действительно почувствовали то, что эти слова выражают.

МЫСЛИ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

Вне этой комнаты ничего не существует... Я чувствую себя совершенно изолированным от внешнего мира и свободным для того, чтобы изучать самого себя... Я направляю все свое внимание внутрь себя, концентрирую всю энергию своих мыслей в центре лба... Я отделяюсь от своего физического тела и физического окружения... Я начинаю осозновать тишину внутри себя и во вне... Ощущение естественного покоя овладевает мной... Волны покоя ласково омывают меня, устраняя любое беспокойство и напряжение моего ума... Я концентрируюсь на этом ощущении глубокого покоя... Есть только покой... Я - сам покой... Покой - мое истинное состояние бытия... Мой ум становится очем тихим и ясным... Я чувствую себя легким и удовлетворенным, ...вернувшись к своему естественному состоянию - осознанию покоя... Некоторое время я сижу, наслаждаясь этим ощущением тишины и спокойствия...
В будущем практикуйте медитацию, повторяя эти или близкие мысли по десять минут. Лучшее время для такой медитации - утро, когда Вы умылись и приняли душ, до начала своих дневных дел, и вечер, когда Вы закончили все дела. В течении дня, совершая любые действия, продолжайте напоминать себе, что покой - это Ваша истинная природа. По мере того, как Вы будете практиковать медитацию, эти спокойные положительные мысли будут все чаще и чаще появляться в Вашем уме, и покой ума начнет постепенно становиться все более естественным.


«Дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой».(Лао Цзы)
« Никогда не спешите, и вы прибудете вовремя » . (Ш. Талейран)

Очередная статья из рубрики «на Каждый день» — тема спокойствия в жизни человека . Как сохранять спокойствие, почему спокойствие так полезно для жизни и для здоровья. Мы специально поместили эту статью в рубрику «на каждый день», так как считаем, что для каждого человека будет полезным вовремя успокоиться, привести свои мысли в порядок и просто расслабиться. Вынося какое-либо поспешное или эмоциональное решение мы порой разочаровываемся, жалеем о содеянном спустя время, чувствуя себя при этом виноватыми. Что бы таких ситуаций не происходило, необходимо взять данный навык себе на вооружение. Да и в целом на здоровье и успех в жизни, — спокойствие окажет самое благоприятное воздействие. В ясном и спокойном состоянии, человек способен более трезво оценить ситуацию, ощущать себя и мир. Попробуем разобраться с тем что такое спокойствие и примерим это чувство на себя.

Твои мысли подобны кругам на воде. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться — ответ станет очевидным. (Мультфильм Кунг Фу Панда)

И так, какие преимущества даёт спокойствие:

Спокойствие придаёт силы – для преодоления внешних препятствий и внутренних противоречий.
Спокойствие даёт освобождение – он страхов, комплексов и неуверенности в себе.
Спокойствие показывает путь – для самосовершенствования.
Спокойствие даёт благорасположение – со стороны окружающих людей.
Спокойствие даёт уверенность – в собственных силах.
Спокойствие даёт ясность – мыслей и поступков.


Спокойствие – состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

Проявления спокойствия в повседневной жизни; бытовых ситуациях, дискуссиях, в семьях, экстремальных ситуациях:

Бытовые ситуации. Умение погасить начинающуюся ссору между приятелями или близкими людьми – это умение спокойного человека.
Дискуссии. Умение спокойно, не горячась и не теряясь, отстаивать свою позицию – умение спокойного человека.
Научные эксперименты. Только спокойная уверенность в собственной правоте помогает ученым идти к намеченной цели через серии неудач.
Экстремальные ситуации. Ясность ума и рациональность действий – те преимущества спокойного человека, которые повышают его шансы на спасение даже в самых сложных ситуациях.
Дипломатия. Необходимое качество для дипломата – спокойствие; оно помогает сдерживать эмоции и совершать только рациональные действия.
Семейное воспитание. Родители, воспитывающие детей в спокойной обстановке, без эксцессов и громких ссор – воспитывают в детях спокойствие.

Нельзя не согласиться:

Спокойствие – это умение сохранять ясность ума и трезвость рассудка при любых внешних обстоятельствах.
Спокойствие – это готовность всегда действовать рационально, опираясь на логические выводы, а не на эмоциональный всплеск.
Спокойствие – это самообладание и сила характера человека, которые помогают выжить при форс-мажоре и добиться успеха в обыденных обстоятельствах.
Спокойствие – это выражение искреннего доверия к жизни и окружающему миру.
Спокойствие – это доброжелательное отношение к миру и дружелюбное – к людям.

Если тебе кажется что время идет слишком быстро, замедли дыхание….



Как достичь спокойствия, как успокоиться прямо сейчас, как обрести спокойствие на практике

1. Сядьте на стул и полностью расслабьтесь . Начиная с пальцев ног и постепенно поднимаясь вверх, к голове, расслабьте каждую частицу своего тела. Подтверждайте релаксацию словами: «Пальцы моих ног расслаблены… пальцы на руках расслаблены… мышцы лица расслаблены…» и т.д.
2. Представьте свой разум в виде поверхности озера в грозу, когда вздымаются волны и клокочет вода . Но вот волны утихли, и поверхность озера стала спокойной и гладкой.
3. Уделите две-три минуты воспоминанию о самых прекрасных и спокойных сценах, которые вы когда-либо созерцали : например, горный склон на закате солнца или глубокая равнина, наполненная тишиной раннего утра, или полуденный лес, или отражение лунного света на водной ряби. Оживите в памяти эти картины.
4. Повторите медленно слова спокойствия, спокойно, мелодично ряд слов, выражающих мир и покой, например : спокойствие (произносите его не спеша, вполголоса); безмятежность; тишина. Вспомните еще какие-нибудь слова подобного типа и повторите их .
5. Составьте мысленный список тех случаев в вашей жизни, когда вы сознавали, что находитесь под защитой Бога, и вспомните, как Он, когда вы были взволнованы и напуганы, привел все в норму и успокоил вас . Затем прочтите вслух эту строку из старого гимна: «Так долго сила Твоя охраняла меня, что, знаю, она ТИХО и дальше направит меня».
6. Повторите следующую строфу, имеющую удивительную силу для релаксации и успокоения разума : «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он » (Книга Пророка Исайи 26:3). Повторите ее несколько раз в течение дня, как только у вас появится свободная минута. Повторяйте это, если есть возможность, вслух с тем, чтобы к концу дня вы успели произнести ее многократно. Воспринимайте эти слова как действенные, жизненно важные, которые проникают в ваш разум, а он посылает их оттуда в каждую область вашего мышления, как целительный бальзам. Это самое эффективное лекарство для устранения напряжения из вашего разума .

7. Позвольте дыханию привести вас в спокойное состояние. Осознанное дыхание, которое само по себе является мощной медитацией, постепенно подведет тебя к контакту с телом. Следуй вниманием за дыханием, за тем, как воздух входит и выходит из твоего тела. Вдохни и почувствуй, как при каждом вдохе и выдохе живот сначала слегка поднимается, а потом опускается. Если тебе достаточно легко дается визуализация, то просто закрой глаза и представь себя охваченным светом или погруженным в светящуюся субстанцию - в море сознания. Теперь вдохни этот свет. Чувствуй, как светящаяся субстанция наполняет твое тело и тоже делает его светящимся. Потом постепенно перенеси фокус в большей степени на чувство. Вот ты и находишься в теле. Только не привязывайся ни к какому визуальному образу.

Когда вы будете разрабатывать методы, предложенные в этой главе, тенденция к прежней манере поведения - рвать и метать - постепенно изменится. Прямо пропорционально вашему прогрессу будет нарастать сила и способность справиться с любой ответственностью в вашей жизни, что прежде подавлялось этой несчастной привычкой.

Учимся спокойствию — Как сохранять спокойствие в ответственный момент, и в трудных ситуациях, здравое рассуждение о спокойствии и эмоциях человека (местами, особенно в начале и в конце, ну и в середине местами):

Какие еще методы и способы обретения спокойствия существуют в жизни, куда идти за спокойствием, что поможет обрести спокойствие, где найти спокойствие:

Вера дает человеку спокойствие . Человек верующий всегда уверен в том, что все в жизни – и плохое, и хорошее – имеет смысл. Поэтому вера даёт человеку спокойствие. — «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Евангелие от Матфея 11:28)
Психологические тренинги . Тренинги внутреннего спокойствия могут помочь человеку сбросить оковы неуверенности в себе и избавиться от страхов; следовательно – воспитать в себе спокойствие.
Самосовершенствование . Основа спокойствия – уверенность в себе; изживая комплексы и зажатость, культивируя самоуважение – человек приближается к состоянию спокойствия.
Образование . Для спокойствия необходимо понимание – чтобы понимать природу вещей и их взаимосвязь человеку необходимо образование



Избранные цитаты и афоризмы о спокойствии:

Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело. (Михаил Булгаков)
Величайшим спокойствием сердца обладает тот, кто не заботится ни о похвалах, ни о хуле. (Фома Кемпийский)
Самая высокая степень человеческой мудрости – это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам. (Даниэль Дефо)
Душевное спокойствие – лучшее облегчение в беде. (Плавт)
Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. (Михаил Лермонтов)
Всё обычно идёт хорошо, пока мы спокойны. Это – закон природы. (Макс Фрай)

Что я полезного вынесу для себя и для жизни из данной статьи:
Если в жизни будут возникать какие либо сложности, я сначала успокоюсь, а потом приму верное решение….
Запомню цитаты о спокойствии, которые мне будут помогать в трудную минуту, в минуту не спокойствия….
Буду применять способы входа в спокойное состояние на практике….

Мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо!

На этом все Дорогие Друзья, оставайтесь с нами — ваш любимый — сайт

Как сохранять спокойствие, польза спокойствия для здоровья или как перестать рвать и метать.

Многие люди безо всякой надобности усложняют себе жизнь, растрачивая попусту свою силу и энергию, поддаваясь бесконтрольному состоянию, которое выражается словами «рвать и метать».

А с вами случается такое, что вы «рвете и мечете»? Если да, то я нарисую вам картину этого состояния. Слово «рвать» означает кипение, взрыв, выпускание пара, раздражение, смятение, бурление. Слово «метать» имеет подобные значения. Когда я его слышу, мне вспоминается больной ребенок ночью, который капризничает и то кричит, то жалобно хнычет. Едва стихнув, он начинает снова. Это раздражающее, надоедливое, разрушительное деяние. Метать - это детский термин, но он описывает эмоциональную реакцию многих взрослых людей.

Библия советует нам: «… не в ярости Твоей…» (Псалом 37:2). Это полезный совет для людей нашего времени. Нам нужно перестать рвать и метать и обрести спокойствие, если мы хотим сохранить силы для активной жизни. А как этого добиться?

Первый этап - умерьте свой шаг или, по крайней мере, темп ваших шагов. Мы не осознаем, насколько возрос темп нашей жизни или скорость, которую мы себе задаем. Многие люди этим темпом разрушают свое физическое тело, но что еще печальнее, они разрывают в клочки также свои разум и душу. Человек может жить спокойной физической жизнью и в то же время поддерживать высокий эмоциональный темп. С этой точки зрения даже инвалид может жить в слишком высоком темпе. Этот термин определяет характер наших мыслей. Когда разум лихорадочно перескакивает с одной позиции на другую, он крайне возбуждается, и в результате вырабатывается состояние, близкое к вспышке раздражения. Темп современной жизни необходимо снизить, если мы не хотим потом страдать от вызванного им истощающего перевозбуждения и чрезмерного волнения. Такое перевозбуждение вырабатывает отравляющие вещества в теле человека и приводит к заболеваниям эмоционального характера. Отсюда возникают усталость и чувство разочарования, поэтому мы рвем и мечем, когда заходит речь обо всем, начиная с наших личных проблем и кончая событиями государственного или мирового масштаба. Но если влияние этого эмоционального беспокойства производит такое действие на нашу физиологию, то что уж говорить о действии, на ту глубокую внутреннюю сущность человека, которая называется душой?

Невозможно обрести спокойствие души, когда так лихорадочно нарастает темп жизни. Бог не может идти так быстро . Он не будет прилагать усилия, чтобы не отставать от вас. Он как будто говорит: «Иди вперед, если ты должен подстраиваться к этому глупому темпу, а когда истощишь свои силы, Я предложу тебе Свое исцеление. Но Я могу сделать твою жизнь очень наполненной, если ты сейчас замедлишь шаги и начнешь жить, двигаться и пребывать во Мне». Бог двигается невозмутимо, медленно и в совершенной гармонии. Единственным разумным темпом для жизни является Божественный темп . Бог способствует тому, чтобы все было сделано и сделано, правильно. Он делает все без спешки. Он не рвет и не мечет. Он пребывает в спокойствии, и поэтому действия его эффективны. Это же спокойствие предлагается и нам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Евангелие от Иоанна 14:27).


В известном смысле это поколение достойно жалости, особенно в больших городах, так как оно находится под воздействием постоянного нервного напряжения, искусственного возбуждения и шума. Но эта болезнь проникает также и в отдаленные сельские районы, поскольку воздушные волны передают это напряжение даже туда.

Меня рассмешила одна пожилая дама, которая при обсуждении этой проблемы сказала: «Жизнь такая будничная». Эта реплика очень удачно отражает давление, ответственность и напряжение, которые приносит нам повседневная жизнь. Постоянные настойчивые требования, возлагаемые на нас жизнью, провоцируют эту напряженность.

Кто-то может возразить: разве это поколение не привыкло к напряжению настолько, что многие чувствуют себя несчастными из-за непонятного для них дискомфорта, вызываемого отсутствием привычного напряжения? Глубокое спокойствие лесов и долин, столь хорошо известное нашим праотцам - непривычное состояние для современных людей. Темп их жизни таков, что во многих случаях они оказываются неспособными найти источники тишины и покоя, которые предлагает им материальный мир.

Однажды в летний полдень мы с женой отправились на длительную прогулку в лес. Мы остановились у прекрасного горного домика у озера Мохонк, расположенного в одном из чудеснейших природных парков Америки, - 7500 акров девственных гористых склонов, между которыми находится озеро, лежащее посреди леса подобно жемчужине. Слово мохонк обозначает «озеро в небе». Много веков тому назад некий великан приподнял эту часть земли, отчего и образовались отвесные утесы. Из темного леса вы выходите на величественный мыс, и ваши глаза отдыхают на обширных полянах, раскинувшихся между холмами, усеянными камнями и древними, как солнце. Эти леса, горы и долины и являются тем местом, куда следовало бы уходить от суматохи этого мира.

В этот полдень, во время прогулки, мы наблюдали, как летние ливни сменялись ярким солнечным светом. Мы промокли насквозь и начали взволнованно обсуждать это, поскольку необходимо было где-то отжать нашу одежду. А потом мы сошлись на том, что ничего страшного не случится с человеком, если его немного промочит чистая дождевая вода, что дождь так приятно холодит и освежает лицо и что можно посидеть на солнышке и обсохнуть. Мы шли под деревьями и разговаривали, а потом замолчали.

Мы слушали, слушали тишину. Откровенно говоря, в лесах никогда не бывает тихо. Там постоянно разворачивается невероятная по масштабам, но невидимая деятельность, однако природа не производит резких шумов, несмотря на гигантский объем своих трудов. Природные звуки всегда спокойны и гармоничны .

В этот прекрасный полдень природа возложила на нас свою длань исцеляющего спокойствия, и мы почувствовали, как напряжение уходит из нашего тела.
Как раз в тот момент, когда мы были во власти этих чар, до нас донеслись отдаленные звуки музыки. Это была быстрая нервная вариация джаза. Вскоре мимо нас прошли три молодых человека - две женщины и мужчина. Последний нес портативный радиоприемник. Это были городские жители, выехавшие для прогулки в лес и по привычке потащившие с собой свой городской шум. Они были не только молоды, но и приветливы, потому что остановились,

и мы очень мило с ними побеседовали. Мне хотелось попросить их выключить радио и предложить послушать музыку леса, но я понимал, что не имел права поучать их. В конце концов они пошли своей дорогой.

Мы поговорили о том, что они много теряют от этого шума, что могут пройти через это спокойствие и не услышать древней как мир гармонии и мелодий, подобных которым человек никогда не сможет создать: песню ветра в ветвях деревьев, сладчайшие трели птиц, изливающих в пении свое сердце, и необъяснимое музыкальное сопровождение всех сфер в целом.

Все это еще можно найти в деревенской местности, в наших лесах и бескрайних равнинах, в наших долинах, в величии наших гор, в шуме пенистых волн по прибрежному песку. Нам следовало бы воспользоваться их исцеляющей силой. Вспомните слова Иисуса: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Евангелие от Марка 6:31). Даже сейчас, когда я пишу эти слова и даю вам этот добрый совет, я вспоминаю случаи, когда необходимо было напомнить себе и применить на практике ту же истину, которая учит, что мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо.

Однажды осенним днем я и миссис Пил предприняли поездку в Массачусетс, чтобы повидать нашего сына Джона, который учился тогда в Дирфильдской академии. Мы сообщили ему, что приедем ровно в 11 часов утра, так как гордились своей доброй старомодной привычкой быть пунктуальными. Поэтому, заметив, что немного опаздываем, мы понеслись сломя голову через осенний ландшафт. Но тут жена сказала: «Норман, ты видишь тот сверкающий горный склон?» «Какой горный склон?» - спросил я. «Он только что был с другой стороны, - пояснила она. - Взгляни на это чудесное дерево». «Какое еще дерево?» - Я уже был за милю от него. «Это один из самых великолепных дней, какие я когда-либо видела, - сказала жена. - Можно ли представить такие изумительные краски, как те, что расцвечивают горные склоны в Новой Англии в октябре? В сущности, - добавила она, - это делает меня счастливой изнутри».

Это замечание произвело на меня такое впечатление, что я остановил машину и повернул назад, к озеру, находившемуся за четверть мили и окруженному крутыми холмами, одетыми в осенний наряд. Мы, усевшись на траву, смотрели на эту красоту и размышляли. Бог с помощью Своего гения и непревзойденного искусства разукрасил эту сцену разнообразными красками, которые мог создать только Он один . В неподвижной воде озера красовалась картина достойная Его величия, - горный склон незабываемой красоты отражался в этом пруду, как в зеркале. Какое-то время мы сидели, не говоря ни слова, пока, наконец, моя жена не прервала молчания единственным уместным в такой ситуации утверждением: «Он водит меня к водам тихим » (Псалом 22:2). Мы прибыли в Дирфильд в 11 часов утра, но не чувствовали никакой усталости. Наоборот, мы даже как будто основательно освежились.

Чтобы помочь уменьшить это повседневное напряжение, которое, как кажется, повсеместно является доминирующим состоянием у нашего народа, можно начать со снижения вашего собственного темпа. Для этого вам необходимо замедлить движения, успокоиться. Не раздражаться. Не тревожиться. Попробуйте сохранять спокойствие. Следуйте этому указанию: «… и мир Божий, который превыше всякого ума…» (Послание к Филиппийцам 4:7). Затем отметьте, как ощущение спокойной силы бьет внутри вас ключом. Один мой друг, которого заставили отправиться на отдых из-за приобретенного им «давления», написал мне следующее: «Во время этого вынужденного отдыха я многому научился. Теперь я понял то, чего не понимал раньше: в тишине мы осознаем Его присутствие. Жизнь может стать чрезвычайно взбаламученной. Но, как говорит Лао Цзы, дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой ».

Один врач дал довольно эксцентричный совет своему пациенту, слишком обремененному заботами бизнесмену, из категории активных приобретателей. Он возбужденно рассказывал врачу, какой невероятный объем работы он вынужден проворачивать, и что делать это он должен немедленно, быстро, а не то…

«Да еще на вечер я приношу домой работу в портфеле», - возбужденно сказал он. «А почему вы приносите каждый вечер работу домой?» - спокойно спросил врач. «Я обязан ее сделать», - раздраженно бросил бизнесмен. «А не мог ли бы кто-нибудь другой сделать ее или помочь вам справиться с ней?» - спросил врач. «Нет, - выпалил пациент. - Только я один могу ее сделать. Она должна быть сделана правильно, и только я один могу сделать ее как надо. Она должна быть сделана быстро. Все зависит от меня». «Если я выпишу вам предписание, вы последуете ему?» - спросил врач.

Хотите верьте, хотите нет, но вот каково было предписание врача: пациент должен был в течение каждого рабочего дня выкраивать два часа для длительной прогулки. Затем раз в неделю он должен был полдня проводить на кладбище.

Удивленный бизнесмен спросил: «Почему я должен проводить полдня на кладбище?» «Потому что я хочу, чтобы вы побродили и посмотрели на надгробные камни на могилах людей, которые обрели там вечный покой. Я хочу, чтобы вы поразмышляли над тем, что многие из них находятся там потому, что рассуждали точно так же, как вы, словно весь мир держится на их плечах. Подумайте над тем серьезным фактом, что когда вы попадете туда на постоянное жительство, мир останется таким, как и прежде, и другие столь же важные особы, как и вы, будут делать ту же работу, которую вы делаете сейчас. Я советую вам сесть на одну из надгробных плит и повторить следующий стих: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи » (Псалом 89:5).

Пациент понял эту идею. Он умерил свой темп. Он научился передавать полномочия другим, достаточно авторитетным лицам. Он пришел к правильному пониманию собственной значимости. Перестал рвать и метать. Обрел спокойствие. И следует добавить, что он стал лучше справляться с работой. Он разработал более совершенную структуру организации, и признает, что сейчас его бизнес находится в лучшем состоянии, чем прежде.

Один известный промышленник очень страдал от перегрузок. По сути, его разум был настроен на состояние постоянно натянутых нервов. Вот как он описывал свое пробуждение: каждое утро он выпрыгивал из постели и тут же заводился на полные обороты. Он находился в такой спешке и возбуждении, что «делал себе завтрак из яиц всмятку только потому, что они быстрее проскакивают». Этот лихорадочный темп утомлял и изнурял его до изнеможения уже к середине дня. Каждый вечер он валился в постель совершенно разбитым.

Случилось так, что его дом оказался расположенным в небольшой рощице. Однажды ранним утром, будучи не в состоянии спать, он встал и сел у окна. А затем стал с интересом наблюдать за только что пробудившейся птичкой. Он заметил, что птица спит, спрятав голову под крыло, плотно прикрывшись перьями. Проснувшись, она высунула из-под перьев клюв, огляделась вокруг еще затуманенными от сна глазками, вытянула во всю длину одну лапку, одновременно растянув вдоль нее и крыло, раскрыв его в виде веера. Затем она втянула лапку и сложила крыло и повторила ту же процедуру с другой лапкой и крылом, после чего опять спрятала голову в перья, чтобы еще немножко сладко вздремнуть, и опять высунула голову. На сей раз птичка напряженно посмотрела вокруг, поворачивая голову назад, еще два раза потянулась, потом издала трель - трогательную, восхитительную песнь восхваления нового дня, - после чего слетела с ветки вниз, сделала глоток холодной воды и отправилась на поиски пищи.

Мой нервозный приятель сказал себе: «Если птицам подходит такой метод пробуждения, медленный и легкий, то почему бы он не сгодился и для меня?»

И он действительно проделал то же представление, включая и пение, и заметил, что песня оказала особенно благотворное действие, поскольку она служила своего рода разгрузочным средством.Э

«Я не умею петь, - ухмыльнулся он вспоминая, - но я практиковался: сидел спокойно в кресле и пел. В основном я пел гимны и веселые песенки. Вы только представьте - я и пою! Но я делал это. Моя жена решила, что я сошел с ума. Единственное, чем моя программа отличалась от птичьей, так это тем, что я еще и молился, ну а потом, как и птичка, я начинал чувствовать, что мне не мешало бы подкрепиться, а вернее было бы сказать, съесть основательный завтрак - яичницу с ветчиной. И этому я уделял положенное время. Потом с умиротворенным разумом я отправлялся на работу. Все это действительно способствовало эффективному началу дня, без всякого напряжения, и помогало отработать день в спокойном и раскрепощенном состоянии».

Бывший член университетской команды-чемпиона по гребле рассказывал мне, что тренер их команды, человек очень проницательный, часто напоминал им: «Чтобы выиграть в этом или любом другом соревновании, гребите неторопливо ». Он указывал на то, что поспешная гребля, как правило, сбивает взмах весла, а если такое случается, то команде потом очень трудно восстановить необходимый для победы ритм. А тем временем другие команды обходят незадачливую группу. Поистине это мудрый совет - «чтобы плыть быстро, гребите неторопливо» .

Для того чтобы грести неторопливо или работать неторопливо и поддерживать постоянный темп, который приводит к победе, жертва высоких темпов поступит разумно, если скоординирует свои действия со спокойствием Бога в собственном разуме, душе и, не мешало бы добавить, также в нервах и мышцах.

Вы задумывались когда-нибудь о важности присутствия Божественного спокойствия в ваших мышцах и суставах? Возможно, ваши суставы не болели бы так сильно, если бы в них присутствовало Божественное спокойствие. Ваши мышцы будут работать взаимосвязано, если их действием будет управлять Божественная созидательная сила. Каждый день говорите своим мышцам, суставам и нервам: «… не в ярости Твоей…» (Псалом 37:2). Расслабьтесь на кушетке или на кровати, подумайте о каждой жизненно важной мышце, начиная с головы и кончая пальцами ног, и скажите каждой из них: «Божественное спокойствие нисходит на тебя». Затем научитесь чувствовать, как спокойствие проходит по всему вашему телу. В надлежащее время ваши мышцы и суставы придут в полный порядок.

Не торопитесь, потому что то, чего вы действительно хотите, будет там в свое время, если вы будете работать в данном направлении без напряжения и суеты. Но если, продолжая следовать Божественному руководству и Его плавному и неторопливому темпу, вы не получите желаемого результата, значит, надо полагать, его и не должно быть. Если вы упустили его, то, возможно, это к лучшему. Поэтому старайтесь выработать нормальный, естественный, Богом определенный темп. Вырабатывайте и сохраняйте умственное спокойствие. Научитесь искусству избавляться от всякого нервного возбуждения. Для этого время от времени прекращайте свою деятельность и утверждайте: «Сейчас я выпускаю вон нервное возбуждение - оно вытекает из меня. Я спокоен». Не рвите. Не мечите. Вырабатывайте спокойствие.

Для того чтобы обрести это продуктивное для жизни состояние, я рекомендую выработать спокойный образ мышления. Ежедневно мы выполняем ряд необходимых процедур, связанных с заботой о нашем теле: принимаем душ или ванну, чистим зубы, делаем утреннюю гимнастику. Подобным же образом нам следует уделять какое-то время и определенные усилия на то, чтобы держать в здоровом состоянии и наш разум. Вот один из способов достижения этого: сесть в спокойном месте и пропустить через свой разум ряд успокаивающих мыслей. Например, какое-нибудь воспоминание об увиденной когда-то величественной горе или долине, над которой поднимается туман, о сверкающей на солнце речке, где плещется форель, или серебристом отражении лунного света на поверхности воды.

Хотя бы раз в сутки, предпочтительно в наиболее деловой период дня, намеренно прекратите на десять-пятнадцать минут всякие дела и отрабатывайте состояние безмятежности.

Бывают моменты, когда необходимо решительно сдержать наш безудержный темп, и я должен подчеркнуть, что единственный способ остановиться - это взять и остановиться.

Как-то я отправился в один из городов читать лекцию, о которой было заранее договорено, и у поезда был встречен представителями какого-то комитета. Меня тут же стремительно потащили в книжный магазин, где я вынужден был дать автографы. Затем так же стремительно меня потащили на устроенный в мою честь легкий завтрак, после того как я с большой скоростью проглотил этот завтрак, меня подхватили и доставили на собрание. После собрания на той же скорости меня привезли обратно в отель, где я переоделся, после чего был поспешно препровожден на какой-то прием, где меня встретили несколько сотен человек и где я выпил три стакана пунша. Затем меня опять быстро привезли в отель и предупредили, что в моем распоряжении двадцать минут на то, чтобы переодеться к обеду. Когда я переодевался, зазвонил телефон и кто-то сказал: «Поторопитесь, пожалуйста, мы должны мчаться на обед». Я взволнованно ответил: «Уже мчусь».

Стремительно выбежав из комнаты, я был так взвинчен, что едва смог попасть ключом в замочную скважину. Поспешно ощупав себя, чтобы убедиться, что полностью одет, я бросился к лифту. И тут остановился. У меня перехватило дыхание. Я спросил себя: «Для чего все это? Какой смысл в этой беспрерывной гонке? Ведь это смешно!»

И тогда я провозгласил свою независимость и сказал: «Мне все равно, попаду я на обед или нет. Мне все равно, выступлю я с речью или нет. Я не обязан идти на этот обед и не обязан выступать с речью». После этого я осознанно не спеша возвратился в свой номер и не спеша же отпер дверь. Затем позвонил сопровождающему, который ждал внизу, и сказал: «Если вы хотите есть, отправляйтесь вперед. Если вы хотите занять для меня место, то через какое-то время я спущусь вниз, но больше я не намерен никуда мчаться ».

Вот так я сидел, отдыхал и молился в течение пятнадцати минут. Я никогда не забуду того чувства покоя и удовлетворения от способности владеть собой, которое я испытывал, когда вышел из комнаты. Я как будто героически преодолел что-то, взял под контроль свои эмоции, а когда прибыл на обед, приглашенные только что покончили с первым блюдом. Я пропустил только суп, что, по общему заключению, не было такой уж большой потерей.

Этот случай дал возможность убедиться в удивительном действии исцеляющего Божественного присутствия. Я приобрел эти ценности очень простым путем - остановился, спокойно почитал Библию, искренне помолился и в течение нескольких минут заполнял свой разум успокаивающими мыслями.
Врачи вообще считают, что большинство физических недомоганий можно было бы избежать или преодолеть, постоянно практикуя философскую установку - не надо рвать и метать.

Один из известных жителей Нью-Йорка как-то рассказал мне, что его врач посоветовал ему приехать в нашу клинику при церкви. «Потому что, - сказал он, - вам необходимо выработать философский образ жизни. Ваши энергетические ресурсы выдохлись».

«Мой доктор говорит, что я закручиваю себя до предела. Он говорит, что я слишком напряжен, слишком натянут, что слишком рву и мечу. Он заявляет, что единственным подходящим для меня лечением является выработка того, что он называет философским образом жизни».
Мой посетитель встал и начал возбужденно ходить взад-вперед по комнате, а потом спросил: «Но как, черт возьми, я могу это выработать? Легко сказать, да трудно сделать».

Потом этот взволнованный джентльмен продолжил свой рассказ. Его врач дал ему определенные рекомендации для выработки этого спокойного философского образа жизни. Рекомендации оказались действительно мудрыми. «Но потом, - объяснял пациент,- доктор предложил, чтобы я повидался с вашими людьми, здесь, в церкви, поскольку он считает, что если я научусь использовать религиозную веру на практике, то это даст моему разуму умиротворенность и снизит кровяное давление, после чего я буду лучше себя чувствовать физически. И хотя я признаю, что предписание моего доктора имеет смысл, - жалобно заключил он, - но как пятидесятилетний человек, такой взвинченный по натуре, как я, может внезапно изменить привычки, которые приобретал в течение всей жизни, и выработать этот так называемый философский образ жизни?»
Действительно, это казалось нелегкой проблемой, поскольку этот человек представлял собой сплошной комок взвинченных до предела нервов. Он метался по комнате, бил кулаком по столу, говорил громким взволнованным голосом и производил впечатление крайне встревоженного, сбитого с толку человека. Очевидно, его дела находились в очень плохом состоянии, но параллельно с этим раскрывалось и его внутреннее состояние. Полученная таким образом картина давала нам шанс помочь ему благодаря тому, что мы смогли лучше понять его сущность.

Слушая его слова и наблюдая его позицию, я заново понял, почему Иисус Христос неизменно сохранял свое удивительное влияние на людей. Потому что у Него был ответ на такие проблемы, как эта, и я проверил этот факт, внезапно изменив тему нашего разговора. Без каких-либо вступительных слов я начал цитировать некоторые места из Библии, например: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28). И опять: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Евангелие от Иоанна 14:27). И еще: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Книга Пророка Исайи 26:3).

Я процитировал эти слова тихо, не спеша, вдумчиво. Едва я умолк, как тотчас заметил, что возбужденность моего посетителя улеглась. На него снизошло спокойствие, и мы оба какое-то время сидели в тишине. Казалось, что мы сидели так несколько минут, а может быть, меньше, но вот он глубоко вздохнул и сказал: «Забавно, но я чувствую себя намного лучше. Разве это не странно? Я думаю, что это сделали те слова». «Нет, не только слова, - ответил я, - хотя они, безусловно, оказали существенное влияние на ваш разум, но и что-то непостижимое, совершившееся после этого. Минуту назад Он прикоснулся к вам - Целитель - Своим исцеляющим прикосновением. Он присутствовал в этой комнате».

Мой посетитель не проявил никакого удивления при этом заявлении, а с готовностью и порывисто согласился - и на его лице была написана убежденность. «Верно, Он определенно был здесь. Я почувствовал Его. Я понимаю, что вы имели в виду. Теперь я знаю - Иисус Христос поможет мне выработать философский образ жизни».

Этот человек нашел то, что открывает для себя все большее число людей в настоящее время: простая вера и использование принципов и методов христианства дают мир и покой, а следовательно, и новую силу телу, разуму и духу. Это совершенное противоядие для тех, кто рвет и мечет. Оно помогает человеку обрести спокойствие и таким образом открыть новые ресурсы силы.

Конечно же, необходимо было научить этого человека новому образу мышления и поведения. Это было сделано частично с помощью соответствующей литературы, написанной экспертами в области духовной культуры. Например, мы давали ему уроки навыка посещения церкви. Мы показали ему, что можно воспринимать церковную службу, как своего рода терапию. Мы проинструктировали его относительно научного использования молитвы и релаксации. И в конце концов в результате этой практики он стал здоровым человеком. Всякий, кто хочет следовать данной программе и искренне использовать изо дня в день эти принципы, я уверен, сможет выработать внутреннее спокойствие и силу. Многие из этих методов представлены в данной книге.

Контроль над эмоциями в ежедневной практике исцеляющих методов является фактором первостепенной важности. Контроля над эмоциями нельзя достичь по мановению волшебной палочки или каким-то легким путем. Вы не можете выработать это просто чтением книги, хотя это часто и помогает. Единственным гарантированным методом является регулярная, упорная, научно обоснованная работа в этом направлении и выработка созидательной веры.

Я советую вам начинать с такой основательной и простой процедуры, как регулярная практика пребывания в физическом покое. Не шагайте из угла в угол. Не заламывайте рук. Не колотите кулаками по столу, не кричите, не ссорьтесь. Не позволяйте себе работать до изнеможения. При нервном возбуждении физические движения человека становятся судорожными. Поэтому начинайте с самого простого, прекратив всякое физическое движение. Какое-то время постойте неподвижно или сядьте, или лягте. И, само собой разумеется, разговаривайте только на самых низких тонах.

При выработке контроля над своим состоянием необходимо думать о тишине, поскольку тело очень чувствительно и отвечает на тот образ мыслей, который довлеет над разумом. Действительно, разум можно успокоить, успокоив в первую очередь тело. Другими словами, физическое состояние может вызвать желаемую ментальную позицию.

Как-то в своей речи я коснулся следующего случая, который произошел на собрании какого-то комитета, где я тогда присутствовал. На одного господина, слышавшего, как я рассказывал эту историю, она произвела сильное впечатление, и он принял эту истину близко к сердцу. Он попробовал использовать предложенные методы, а потом сообщил, что они оказались очень эффективными при выработке контроля над его привычкой рвать и метать.

Как-то я присутствовал на собрании, где разгоревшаяся дискуссия под конец стала довольно ожесточенной. Страсти разгорались, и некоторые из участников находились почти на грани срыва. Последовали резкие реплики. И вдруг один человек поднялся, не спеша снял с себя пиджак, расстегнул ворот рубашки и улегся на кушетку. Все были в изумлении, а кто-то даже спросил, не заболел ли он.

«Нет, - сказал он, - я чувствую себя прекрасно, но начинаю выходить из себя, а по опыту знаю, что трудно выйти из себя лежа».

Мы все засмеялись, и напряжение спало. Затем наш эксцентричный приятель пустился в дальнейшие объяснения и рассказал, как он научился проделывать с собой «один маленький трюк». У него был неуравновешенный характер, и когда он чувствовал, что выходит из себя и начинает сжимать кулаки и повышать голос, он тут же не спеша разводил пальцы, не позволяя им снова сжаться в кулак. То же самое он проделывал и со своим голосом: при повышении напряжения или нарастании гнева он умышленно подавлял звук своего голоса и переходил на шепот. «Ведь спорить шепотом совершенно невозможно», - со смехом сказал он.

Этот принцип может оказаться эффективным при контроле эмоционального возбуждения, раздражении и напряженности, - в чем многие убедились в ходе подобных экспериментов. Следовательно, первоначальный этап в достижении спокойного состояния заключается в отработке ваших физических реакций. Вы будете удивлены тем, насколько быстро это охладит накал ваших эмоций, а когда этот накал спадет, у вас уже не будет никакого желания рвать и метать. Вы даже не представляете себе, сколько сэкономите энергии и сил. И насколько меньше станете утомляться. Кроме того, это весьма подходящая процедура для выработки флегматичности, равнодушия и даже безразличия. Не бойтесь попробовать выработать инертность. Имея такие навыки, люди меньше подвергаются эмоциональным срывам. Высокоорганизованным личностям будет полезно подобное умение переключать свою реакцию. Но вполне естественно, что человек такого типа не захочет утратить такие качества, как чуткость и отзывчивость. Однако, выработав некоторую степень флегматичности, гармоничная личность приобретает лишь более сбалансированную эмоциональную позицию.

Далее приводится метод, состоящий из шести последовательных шагов, который лично я нахожу необычайно полезным для тех, кто хочет избавиться от привычки рвать и метать. Я рекомендовал этот метод очень многим людям, которые нашли его чрезвычайно полезным.

Мантра Вселенского спокойствия

Исходная точка в Интегральной йоге состоит в умении через Спокойствие прийти к Безмолвию разума. Первое, чему следует научиться, - это устанавливать Спокойствие ума. Когда мы сидим с закрытыми глазами и анализируем состояние ума, вначале мы оказываемся прямо-таки затопленными потоком самых разнообразных мыслей. Они возникают, появляются отовсюду вновь и вновь. Существует несколько способов их утихомирить. Первый метод успокоения ума заключается в концентрации на то стремление, цель, девиз, который есть у каждого из нас над умом или глубоко внутри. Это стремление становится главным (доминантой), а все остальные мысли постепенно приобретают все меньшую силу и отбрасываются. Второй способ состоит в использовании некоторого образа, например, безбрежного Океана, гладкой поверхности озера, на которой мы лежим или по которой плывем, становясь постепенно сами этой спокойной беспредельностью. Третий способ заключается в том, что после созерцания в течение примерно одной минуты свободного хаотичного потока мыслей начать постепенно от них "уходить", оставляя их в стороне. Однако не должно быть "увертывания" от всепродолжающих возникать мыслей (как в фехтовании или боксе). Лучше все мысли без исключения вытеснить мощной, упругой волной Безмолвия, сила которой очень велика. Безмолвие обладает защитными свойствами, барьерной функцией. Оно в состоянии вытеснить любые построения интеллекта, отбросив их куда-то в сторону, обратно вовне. Четвертый способ - это ощутить и мысленно увидеть "внутренним взором", как в вас входят из окружающего пространства мысли, и отгонять их, как отгоняют от себя назойливых мух, например, движением ресниц при полузакрытых глазах.
Каждый может найти свой метод, путь, позволяющий вкладывать минимум напряжения в поиски и установление Безмолвия. В любом случае никогда нельзя подавлять мысли прямым образом: сфера интеллекта то и дело будет устраивать вам восстания, напоминая неподвластную, разбушевавшуюся стихию. Не следует также закостеневать в духовном уединении, т.к. привычка к одиночеству сама по себе является ослабляющим фактором для жизни в миру. Лучшее средство не допускать этого - практиковать успокоение ума там, где это кажется труднее всего - в метро, в транспорте, на улице, в перерывах между работой. В целом ряде случаев эффект контраста будет очень силен, и внезапно наступившее Безмолвие внутри вас будет лучшим доказательством его существования.
Для того, чтобы лучше закрепить достигнутые уровни покоя, рекомендуется повторять время от времени мысленно формулы самовнушения.
Количественные изменения неизбежно перейдут в Качественные: степень достигнутого спокойствия ума будет все более высокой, и все это будет ощущаться вами. Рано или поздно вы сможете "видеть входящие в вас мысли, что будет свидетельствовать о достижении определенного уровня. Основой для дальнейших успехов будет служить самоанализ, однако, во всех случаях останавливаться, считая что вы достигли успехов, не следует.

ЭФФЕКТ: Этот вид медитативной практики незаменим для людей умственного труда, предоставляя им прекрасный отдых для восстановления интеллектуальной силы. Шри Ауробиндо отмечал, что получают развитие такие способности, о существовании которых человек раньше и не подозревал, например, математические, стихотворные, лингвистические и т. д. Производительность труда увеличивается во много раз. Расшатанная психика восстанавливается, психическое равновесие становится все более устойчивым.

Примечания:

1. Существует переходный период, когда новый уровень сознания еще не достигнут, а старый кажется нам уже примитивным. Разрывы такого рода проявляются главным образом как ощущения пустоты. Зачастую мы становимся при этом чрезмерно чувствительными: шум вокруг, болтовня или суета людей становятся для нас нестерпимыми. Не следует заострять на этом большого внимания, это пройдет, и наилучшим средством здесь будет чтение высокохудожественной литературы и религиозно-философских трактатов.

2. Уныние, подавленность духа - огромный тормоз для любого упражнения в медитации, особенно - для медитации Безмолвия. Мы зачастую любим делать из себя мучеников, страдальцев, хотя на самом деле - это внушения сил низшей природы, так как ваше истинное "Я" в любом случае незагрязненно, чисто и светло, в чем вы можете тотчас же убедиться, когда сосредоточитесь на высших уровнях души.

3. Не следует также и торопиться, успокоение ума не должно становиться навязчивой идеей. Для успеха очень важно хорошее настроение, поддержание бодрого и веселого духа.

4. Видения в виде световых вспышек, появление вдруг картин неясного происхождения при медитации с закрытыми глазами не должны пугать и не следует прекращать занятия. Медитировать можно и с открытыми глазами, если внешние условия лишены суеты. В любом случае вхождение сознания в иные внутренние или внешние более тонкие миры почти всегда сопровождается рядом побочных эффектов: голосами из "ниоткуда", вспышками, лучами света и проч. Перерывы в занятиях следует делать регулярно, но такие эффекты ни в коей мере не должны быть стимулами к перерывам.

Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума. Цицерон

Спокойствие - не что иное, как надлежащий порядок в мыслях. Марк Аврелий

Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Просто смотри и слушай. Больше ничего не нужно. Экхарт Толле

Если вы сможете дышать медленно, ваш ум успокоится и вновь обретет жизненные силы. Свами Сатьянанда Сарасвати

Поиск спокойствия - один из способов молитвы, которая рождает свет и тепло. Забудьте ненадолго о себе, знайте, что мудрость и сострадание лежат в той теплоте. Когда вы идете по этой планете, старайтесь заметить истинный вид небес и земли; это возможно, если вы не позволите себе быть парализованными страхом и решите, что все ваши жесты и позы будут соотноситься с тем, что вы думаете. Морихэй Уэсиба

Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, где мы находимся, что мы имеем или какое положение в обществе занимаем, а исключительно от нашего умонастроения. Дейл Карнеги

Никто не может побеспокоить другого – только мы сами лишаем себя спокойствия. Ирвин Ялом.

Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. Мэри Шелли

Величайшим спокойствием сердца обладает тот, кто не заботится ни о похвалах, ни о хуле. Фома Кемпийский

Если кто обидел тебя, отомсти мужественно. Оставайся спокоен - и это будет началом твоего мщения, затем прости - это будет концом его. Виктор Гюго

Если трудности и преграды встают на твоём пути, недостаточно оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперёд, преодолевая одно препятствие за другим. Действуй, как говорит пословица: “Чем больше воды, тем выше корабль.” Ямамото Цунэтомо.

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого. Ф. К. Этингер

От спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния. Франц Кафка.

Спокойствием можно достичь большего, чем излишним волнением и нервозностью. Артур Хейли.

Только в спокойных водах вещи отражаются неискаженными. Только спокойное сознание пригодно для восприятия мира. Ганс Марголиус

Сильней всего на свете лучи спокойных глаз. Ахматова А. А.

Ничто не дает столько преимуществ перед другими, как способность оставаться спокойным и хладнокровным в любой ситуации. Томас Джефферсон

Спокойствие - важная составляющая успеха, без него невозможно продуктивно думать, действовать и общаться с людьми. Спокойствие души позволяет разуму владеть над чувствами. Анна Дуварова

В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе. Иммануил Кант

Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе. Белинский В.Г.

Надо спокойно разбираться в себе, не торопиться с выводами, жить, как подобает, а не гоняться, как собака за собственным хвостом. Франц Кафка.

А в душе моей тишь и спокойствие,
словно озеро зазеркальное...
Свою жизнь проживу с удовольствием,
ведь она у меня - уникальная!!! Анжелика Кугейко

Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими. Михаил Мамчич

Тот, кто владеет собой, владеет миром. Галифакс Джордж Сэвил

Живи, сохраняя покой. Придёт весна, и цветы распустятся сами. Китайская пословица

Если не получается спокойно реагировать на все, хотя бы реагируйте спокойно на собственную реакцию.

Никогда ни о чем не жалей! Все что было должно было быть и ничего изменить невозможно. Эмоции вырываясь наружу, оставляют спокойствие и удовлетворение, очищая нас.

Может быть, и в нас, и на земле, и на небе страшно только одно - то, что не высказано вслух. Мы обретем спокойствие не раньше, чем раз и навсегда выскажем все; тогда, наконец, наступит тишина, и мы перестанем бояться молчать. Луи-Фердинанд Селин.

Неподвижность цветов нравится мне лишь потому, что она наступила после того, как их только что колебал ветерок. Ясность неба нас поражает единственно потому, что мы не раз видели его в грозовых тучах. А луна никогда не бывает так величественна, как среди тесняихся вокруг нее облаков. Разве отдых может быть по-настоящему сладок без усталости? Непрерывная неподвижность - это уже не отдых. Это - небытие, это - смерть. Жорж Санд.

Заботьтесь, не беспокоясь. Вадим Зеланд.

Что бы не было - успокойся.
Успокоишься - посмеешься.
Посмеялся, и снова дыши.
Будь в тиши.
Наслаждайся одним мгновением.
Откровением или забвением.
Все равно.
Об одном.
Вдох.
Выдох.
Спокойствие.
Ом.

Rating 4.44 (16 Votes)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: