Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно. Как сделать и провести качественный тренинг Как провести интересный тренинг

Тренинги сегодня являются довольно популярным методом обучения. С помощью успешного тренинга можно значительно повысить качество работы сотрудников компании, а также дать им возможность закрепить полученные в ходе обучения навыки. Существуют определенные критерии создания по-настоящему эффективных тренингов.

Критерии успешного тренинга

1. Актуальность темы. Тема тренинга должна у слушателей. В противном случае ваш тренинг не будет иметь желаемого успеха. Люди заинтересованы в том, чтобы получить полные ответы на интересующие их вопросы. Одними из самых востребованных тем на рынке тренинговых услуг являются личностный рост, развитие бизнеса, развитие управленческих умений и лидерских качеств.

2. Программа. Необходимо заранее продумать программу тренинга. Если вы уже проводили тренинги раньше, вы можете организовать новые занятия на основе старой программы. Но если вы начинающий , вам придется создать принципиально новую программу. Для этого обозначьте цели и задачи своего тренинга, и на основе этого выстраивайте теоретическую и практическую часть занятий. Программа тренинга должна полностью соответствовать его теме.

3. Новизна и оригинальность информации. Слушатели должны узнать из вашего тренинга как можно больше новой и полезной информации. Рынок тренинговых услуг сегодня очень широк, поэтому для тренера важно создать уникальный и полезный материал. В противном случае тренинг не будет востребованным у аудитории.

4. Личный опыт тренера. Тренинг обязательно должен основываться на вашем личном опыте. Чего вы достигли и как вы добились желаемых результатов в выбранной вами сфере деятельности? Слушателям всегда будет интересно узнать больше из опыта другого человека.

5. Интересная подача материала. Тренинг должен быть не только предельно информативным, но и интересным. Это во многом будет зависеть от личностных качеств тренера. В первую очередь создатель тренингов должен уметь хорошо выступать на публике и организовывать дискуссии между участниками. Лучше чтобы тренер лично показывал аудитории, как выполнять то или иное упражнение. В тренере всегда приветствуется артистизм, харизма, непринужденность, юмор и остроумие.

Где проводить тренинг

Лучше всего проводить тренинги в просторных помещениях, где можно легко установить необходимую вам аппаратуру (видеомагнитофон, музыкальные проигрыватели и т.д.). Сидения для слушателей должны быть комфортными. Это очень важно, так как в неудобных и тесных тренинг-залах слушатели не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на занятиях.

Решить проблему с помещением для тренинга можно двумя способами: арендовать подходящий зал или договориться с заказчиком о предоставлении вам специального кабинета на время тренинга.

Вышеназванные критерии и требования помогут вам создать по-настоящему качественный тренинг. Не жалейте также времени для поиска новых идей и свежей актуальной информации по теме. Тогда слушатели с удовольствием будут посещать организуемые вами занятия.

Конечно, бывают ситуации, когда тренер берет свою старую программу и совершенствует ее под новые требования. А что делать, если нужно организовать занятия с нуля? Конечно же, в первую очередь определить цели и задачи тренинга, а так же методы ведения тренинга . Тема должна быть актуальной и востребованной, а программа четко структурирована. Все составляющие тренинга - теория, должны быть предельно понятны слушателям. И, конечно же, абсолютное большинство времени следует уделить практическим занятиям. Это вообще основной принцип тренингов . Продумайте не только то, как провести тренинг, но и чем ваш тренинг будет отличаться от других. Ведь у слушателей сейчас огромный выбор. Что нового и полезного они узнают на ваших занятиях?

Как провести психологический тренинг ? Очень важно составить портрет своих учеников. Кто эти люди, что им интересно, какого эффекта они ждут от тренинга? Проработав программу тренинга, попытайтесь поставить себя на место слушателя. Задайте себе мысленно возможные вопросы и попытайтесь дать ответ. Если этот тренинг рассчитан на широкую аудиторию и не требует какого-то определенного уровня предварительных знаний, то нужно ориентироваться на самую «сложную» часть аудитории. Не все люди одинаково быстро схватывают информацию, не все готовы сразу же признать свои ошибки. Ваши методы, упражнения и игры должны быть понятны всем. Если тренинг рассчитан на аудиторию с определенным уровнем знаний или пройти его можно только после предварительного обучения, то об этом обязательно нужно предупредить клиентов заранее. Людям должно быть комфортно и приятно с вами работать. Программа тренинга должна четко соответствовать заявленной теме, а упражнения — информационным блокам.

После того, как составлена программа тренинга, и вы хорошо представляете техники и методики своих занятий, надо определить, где и в каких условиях будет проходить тренинг. Это немаловажная часть подготовительной работы. Например, если в тренинг-зале будет слишком душно, тесно или, наоборот, слишком много места, люди будут отвлекаться и не смогут сконцентрироваться на работе. Важно определить, где лучше проводить тренинг — на территории заказчика или в арендованном зале. Это всегда решается индивидуально. И, безусловно, надо предусмотреть все техническое оснащение для занятий: видеомагнитофон и экран, музыкальный проигрыватель, наглядные пособия. Если тренинг заказан компанией для своих сотрудников, то нужно заранее обговорить условия отчетности. Дело в том, что многие руководители небезосновательно хотят понаблюдать, как проходит тренинг своих сотрудников. Или хотя бы посмотреть видеозапись. Но если люди будут знать, что за ними наблюдает руководство, то не смогут полностью раскрыться. Этот вопрос важно проговорить с заказчиком. Вопрос можно решить, предоставляя руководству подробный отчет о проведенном тренинге и с помощью мониторинга посттренинговой работы сотрудников. Ведь главное, не чему учились люди, а как они могут применить полученные знания на практике.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, д октором психологических наук, профессором Н.И.Козловым.

    Глубокое упражнение , которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться .

    Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Убеди другого!

    Глубокое упражнение для тренингов продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар. Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!


    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде . Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!

В последнее время коллеги и знакомые все чаще интересуются моим подходом к созданию тренингов. В итоге я решил рассказать об этом процессе. Одновременно покажу пример создания однодневного тренинга по Scrum для команды и дам готовую структуру, которую сможет использовать каждый из вас.

Скажу сразу, что я не претендую на звание мега «тренера тренеров». Я начал проводить тренинги еще в 2007 году. Но с тех пор я многому научился, в том числе и сам прошел «тренинг для тренеров». Как показывает практика, если что-то долго делать, опыт и знания все-таки появятся 🙂

Работая с коллегами-консультантами, приходилось не раз обучать начинающих тренеров. Я уверен: даже если мои ученики не ведут тренинги регулярно, то полученные навыки не раз им пригодились.

Несмотря на то, что я часто предлагаю готовые программы (описание которых есть на сайте), в ходе работы с клиентами мне приходилось создавать тренинги под конкретные нужды, и этот путь мы с вами пройдем в этой серии статей .

Этап 1. Хочу создать тренинг. С чего начать?
Я убежден: тренинг – продукт. А для продуктов я рекомендую создавать «Видение Продукта », которое помогает ответить на простые вопросы и держать в фокусе конечный результат.

Первый вопрос: «Для кого этот тренинг? »

Для команды, которая только думает о внедрении Agile-методов? Для команды, которая их уже практикует, но хочет переосмыслить, что и как они делают? Для группы менеджеров компании, которые хотят побольше узнать, как работать по Scrum-методологии? Для отдела DevOps, который внедряет Kanban? А может для HR-отдела, который хочет узнать новые слова или, наоборот, внедрить некие легковесные процессы, чтобы лучше делать свое дело? 🙂

Второй вопрос: «Зачем ИМ этот тренинг? »
Частично он выходит из ответа на первый вопрос, добавляя фокус и цели тренинга. Тренинг может быть направлен на ознакомление с широким кругом принципов и методов или на практические навыки в одной узкой области. Особенно хорошо, если участники соберутся уже на следующий день, чтобы использовать полученные знания и навыки.

Вопрос третий: «Какие у нас ограничения? »
Первое и самое распространенное ограничение – время. Если у меня есть один день, тогда можно рассчитывать на раскрытие 3-4-х тем, с учетом теории и практических упражнений. Два и больше дней, а это, можно сказать, уже роскошь, дают возможность глубоко погрузиться в разные темы, которые вместе создают целостное понимание отдельных частей общей картины. Но иногда время строго лимитировано и есть только полдня (примерно 4 часа) или мастер-класс на два часа. В таком случае нужно выбрать более узкий фокус и отказаться от многих интересных тем, которые вы не успеете рассмотреть.

Другое, не такое критическое ограничение – материалы. Флипчарт, стикеры и распечатки вы можете найти в любом офисе. Отлично, если есть возможность заранее собрать дополнительные материалы для упражнений – монеты, карточки для упражнений и прочие домашние заготовки. Поэтому, несмотря на мою безграничную любовь к Lego, я предпочитаю не использовать его для тренинга: нужно таскать с собой огромную коробку. А так я готов провести тренинг почти в любое время и в любом месте с минимальной подготовкой.

Конечно, на фоне всего этого у вас должна проскочить мысль о месте для тренинга. Где вы его проведете? Какое помещение вам доступно? Есть ли там столы для работы в группах и другие материалы? Об этом поговорим позже, когда приступим к упражнениям.

Дополнительные вопросы: «Какие критические атрибуты?» и «На что может быть похож этот тренинг?».

Частично они уже понятны из всех предыдущих ответов. Но стоит обратить внимание на один важный аспект: количество участников. Я сторонник концепции «Training from the back of the room» (тренинг из дальнего конца комнаты). Другими словами, я считаю, что в тренинге должно быть больше интерактива между участниками и меньше «монопольных» рассказов тренера. Лучше всего тренинг проходит в относительно небольших группах от 8 до 16 человек. При максимуме в 20 человек еще можно рассчитывать на внимание тренера к каждой группе участников. Если же у вас больше участников, то нужно будет думать о помощниках или об упражнениях, которые не требуют особого внимания тренера.

В зависимости от количества людей на тренинге, вам придется продумать, какие использовать методы, чтобы вовлечь всех и сбалансировать динамику тренинга, чтобы никто не сидел в сторонке.

Еще Сократ сказал, что вовлечение в обучение способствует запоминанию. Это знают все, кто так или иначе знаком с проблемой обучения практическим навыкам (а гибкие методы работы – тоже навык).

Хорошая новость: в арсенале тренера множество способов интерактива. Например: обдумывание вопроса самостоятельно, обсуждение в парах или группах до 5 человек, участие в упражнении (serious play), разбор кейсов или просто общее интерактивное обсуждение с тренером и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях, когда будем наполнять наш тренинг.

Итак, давайте посмотрим, что у вас может получиться и создадим тренинг вместе, как я и обещал в самом начале.

Создаем тренинг для участников, которые пока еще мало знакомы с Agile-принципами разработки и в частности Scrum-методом. Это может быть отдельная команда или сборная группа в компании. Цель тренинга – раскрытие основных тем, таких как понимание идеи Agile, знание практик работы по Scrum-методологии, методы командной оценки и планирования итераций и проектов. Также обязательно получение практических навыков, чтобы начать их применять сразу после тренинга. По времени мы можем рассчитывать на однодневный тренинг при оптимальном количестве в 15 человек.

Так и назовем его – «Однодневный Scrum-тренинг»

Далее мы поговорим о том, как создать структуру тренинга, чтобы упаковать туда все необходимые темы. Обсудим, как сбалансировать расписание и подобрать интерактивные упражнения, которые объединяют теорию и практику.

Как создавать тренинги - практическое руководство на личном примере

Большинство подписчиков проекта «Маркетинг с азов» были на моих тренингах и вебинарах. Многие хвалят нашу организацию учебного процесса — спасибо! При этом на консультации часто приходят те, кто пока только планирует выходить в онлайн с обучающими продуктами. Те, для кого проведения интерактивного тренинга или вебинара - пока тёмный лес. И по электронной почте часто задают вопросы на «вебинарную» тему:)

Я решила сделать ликбез для начинающих. Расскажу о форматах, в которых чаще всего проводится онлайн-обучение, упомяну о необходимой и достаточной технической базе, о способах обратной связи и ещё кое о чём.

Итак, из чего состоит обучающий продукт и как его упаковать?

Формат

Тренинг и интенсив

Интенсив - это 4-6 вебинарных часов в день. Его имеет смысл проводить, когда домашних заданий (далее - ДЗ) либо нет, либо задание общее на всю программу.

Например, я делаю интенсив по продающим текстам. Можно провести его в формате тренинга и после каждого вебинара писать маленький кусочек текста. Но можно провести целиком, а ДЗ будет единое - написать один текст.

Если после каждого вебинара предполагается отдельное и объёмное ДЗ, то лучше его делить на разные дни с перерывом на выполнение этого задания, и это тренинг . Это особенно важно, если выполненные ДЗ нужны для дальнейшей работы в рамках этого же курса.

Например, если у меня на тренинге по маркетингу участник не успеет сделать ДЗ по позиционированию, ему трудно будет построить линейку продуктов. А если он не построит линейку и не определится с ценами, ему никак не выйти будет на планирование маркетинга. Он увидит, что отстаёт, потеряет мотивацию и не получит результата.

Вот, например, формат одного из наши курсов

Оптимум - 2-3 вебинара в неделю: в зависимости от объёма ДЗ.

Промежуточный формат (обычно его тоже называют интенсивом) - ежедневные вебинары с домашними заданиями. На таком курсе людям нужно отложить все другие дела, прочие рабочие и нерабочие задачи , чтобы успевать. Поэтому такой курс имеет смысл делать только коротким. Например, наш курс проходит в таком формате.

Ещё один новый формат я придумала этим летом и реализовала его на курсе «Продвижение личности в соцсетях» - это одновременно интенсив и длинный курс. Я провела интенсив за выходные для тех, кто предпочитает штурмовую работу. А потом мы порезали материалы интенсива на маленькие уроки и публиковали их ежедневно в течение месяца, а участники делали задание пошагово. Сейчас, пожалуй, я считаю этот формат самым результативным и думаю повторить его с другими моими курсами.

Тренинг-практикум, воркшоп

В этом формате я и работаю на курсах по маркетингу и копирайтингу. Это когда участники не просто делают упражнения, но выполняют некую практическую работу для своего проекта.

Мини-тренинг (мини-курс)

Это программы либо с малым количеством вебинаров (но, в отличие от интенсива, не каждый день), либо с достаточно короткими уроками (и тогда их имеет смысл делать в записи).

Например, в проекте «Мама-райтер» мы сделали мини-курс по саморедактуре текстов .

Короткие форматы

Это разовый вебинар или мастер-класс на 1,5-3 часа.

На нёмобычно дают информацию и помогают освоить определённый навык , иногда этот формат предполагает наблюдение за работой профессионала. Например, на мастер-классе по веб-аналитике можно показать настройку метрики в прямом эфире.

В этом году мы освоили формат вебинара-воркшопа с практической работой студентов не между вебинарами, а во время. Я рассказывала, участники слушали, а затем я делала паузу на выполнение задания в электронной рабочей тетради. Так мы провели мастер-класс по контенту . Я очень довольна результатами, за один день участники сделали основу контент-стратегии . Но моей ошибкой стала попытка дать на вебинаре слишком много информации. Участники устали, поэтому в следующий раз я буду стараться давать меньше - и материалов, и заданий.

Мастер-группа

Так часто называют обычные тренинги . На мой взгляд, мастер-группа - это формат, при котором участники и ведущий/ведущие выполняют определённые шаги вместе . При этом формате может вовсе не быть вебинаров, только задания и примеры выполнения от ведущего. Скажем, я могла бы сделать мастер-группу по запуску тренинга, по итогам которой новый тренинг был бы готов не только у каждого участника, но и у меня.

Ещё одна особенность формата мастер-групп - сильная поддерживающая среда в течение длительного времени. Например, сейчас в моём проекте существует мастер-группа для выпускников курсов по маркетингу. Вместе с коучем они работают над своими проектами в течение 10 недель.

При выборе формата тренинга мы отталкиваемся от того, сколько и какой информации нам нужно дать, что требуется от участников и какой результат они должны получить на выходе.

Тайминг

Обычно слушать вебинар дольше двух часов тяжело. Оптимум - 1-1,5 часа . Иногда делают мастер-классы на 3 часа, тогда желательно предусмотреть перерыв в середине хотя бы на 15 минут. Я сама провожу отдельные мастер-классы продолжительностью 2,5-3 часа с двумя перерывами.

Если нужно провести за один день 4-6 тренинговых часов, то лучше делать два больших перерыва : 30 минут перерыв на кофе + час на обед.

Я ещё пробовала давать дополнительные материалы в записи: кто успел - посмотрел сразу в тот же день, но можно и безболезненно отложить на потом.

Обратная связь

При проведении вебинара тренеру важно не только проверить задание, но и вовремя отреагировать на текущие вопросы участников.

Голосом по скайпу

Это способ связи чаще применяется для дорогих пакетов. Работа голосом воспринимается дороже, чем письменная, хотя времени может занимать меньше. Мы обычно на тренингах анонсируем письменную поддержку, хотя по факту многие кураторы созваниваются со своими студентами по скайпу. Это их собственное решение - им так удобнее.

Скайп также поможет, если ДЗ не надо проверять ежедневно, а достаточно созвона и разговора раз в неделю. Это может быть, например, в растянутых по времени тренингах (2-3-6 месяцев). Как, например, на нашем курсе

Скайп-чат

Создаётся беседа для всех участников тренинга, где они могут что-то обсуждать, тренер комментирует.

Я так никогда не работаю - на мой взгляд, это ужасно ест время. Но, говорят, для психологической поддержки участников и создания командного духа - хорошо. Я же создала группу выпускников тренингов по маркетингу в Фейсбуке и добавляю туда участников уже в процессе тренинга - так они сразу оказываются в дружественной среде, а такого распыления внимания, как на чат, нет.

Письменно по почте

Годный формат для ежедневной обратной связи, для проверки письменных ДЗ и пр. Минус: если большой поток, то письма в почте теряются, можно пропустить. И оповещения, которые постоянно приходят, сильно отвлекают. По почте мы проводили первые тренинги, но уже давно отказались от этого формата.

Письменно на форуме

Такой вариант связи при проведении тренинга применяем мы. Он выглядит не очень красиво, ведь форумы изначально предназначены не для обучения, а для общения. Но нам и участникам удобно.

Мы делаем разделы для каждого тренинга, даём разные уровни доступа (куратор видит всех, участник - только свой и общий разделы). Делаем общий раздел, где выкладываем записи вебинаров + дополнительные материалы. И для каждого участника создаём свой персональный раздел , где он может сам делать подразделы, общаться с куратором и выкладывать ДЗ в формате гугл-документов с доступом на редактирование, чтобы писать мог и куратор тоже. Удобно: всё собрано в одном месте.

Письменно на специальных сервисах

Есть специальные площадки для проведения тренингов, например, Getcourse и подобные. Это платные решения с удобной инфраструктурой, дающей участникам и тренерам много возможностей.

Из бесплатных ресурсов я бы выделила Google Classroom - это бесплатная и достаточно удобная, как все гугловские сервисы, площадка. Плюс: можно прикреплять документы с гугл-диска и таким образом работать в единой экосистеме google.

Поддержка в соцсетях

Раньше я думала, что это подходящий вариант для проведения недорогих тренингов с не очень глубокой проверкой, когда функция тренера/куратора скорее в том, чтобы похвалить. Но этим летом провела курс по продвижению личности в соцсетях, на котором один из пакетов подразумевал обратную связь именно в группе. Мы создали рабочие тетради в гугл-документах, участники выполняли задание там, а в комментариях к постам оставляли ссылки на тетради. Оказалось, что в таком формате вполне можно обеспечивать качественную проверку, особенно если задания даются небольшие.

Сложность: если группа большая, трудно следить за комментариями, есть риск потерять чей-то ответ.

Разбор на вебинаре

Этот способ можно использовать, когда мало участников или есть типичные ошибки, например, есть 5 участников, и разбор каждого ДЗ не более 5 минут. Или если ты можешь разобрать три работы, и все остальные 100 участников всё про себя поймут. В остальных случаях нужна индивидуальная обратная связь.

Формат обратной связи и дедлайны обязательно сразу оговаривать, иначе обязательно окажется так, что кто-то что-то не так понял и, возможно, ожидал, что ты будешь каждый день по скайпу с каждым разговаривать лично.:)

У меня была история, когда я как-то на вебинаре упомянула, что надо уложиться в дедлайн, а если не получается, то возможна работа после тренинга за отдельные деньги. Одна участница после тренинга спросила об этом. Тренинг был по копирайтингу, и я ей озвучила форматы: индивидуальная программа или аудит текстов. Она осталась недовольна, потому что она думала , что должна будет заплатить 1000 рублей за дополнительную неделю. Почему именно тысячу? Неизвестно.

А ещё одна моя студентка почему-то решила, что на тренинге я проверяю не только ДЗ, но и вообще все тексты , написанные в любое время. И прислала мне своё портфолио из 70 (!!!) текстов. В итоге всё решилось мирно, но прецедент был. Повторюсь, все оргмоменты фиксируйте и оговаривайте заранее!

Пакеты участия

Мы обычно выделяем 3-4 пакета.

Можно сделать два. Иногда бывает пять, но в этом случае участникам труднее разобраться. Больше пяти - никогда. Для недорогих тренингов типа введения в тему можно и один.

Вот так выглядят пакеты участников на тренинге «Мама-райтер»

Давайте рассмотрим описание стандартных пакетов для проведения тренинга.

Зритель - участие без обратной связи

Мы как-то попробовали и «Зрителя» делить на два. В том числе был один вариант просто онлайн-участия в вебинарах, мы его делали по принципу «плачу, сколько хочу». В нашем случае всё проходило в рамках благотворительности, но обычно это плохая идея, поскольку занижает ценность тренинга и увеличивает риск копирования и распространения вашей информации. Такой риск в любом случае есть, но хотя бы не за 100 рублей.

Обычно «Зритель» у нас - это пакет с онлайн-доступом к форуму, дополнительным материалам. Можно на форуме задавать вопросы и общаться.

Средний пакет - один или два

Если он один, то это тот же «Зритель» + обратная связь.

Если два, то можно добавлять дополнительные опции.

Скажем, на «Маркетинге для фрилансеров» у нас есть пакет с обратной связью куратора, а ещё пакет с доступом в закрытую группу выпускников (не полноценная обратная связь, но возможность просить совета у «бывалых» и устраивать мозговые штурмы).

Дорогой пакет - VIP

Если все пакеты для тренинга включают личную поддержку тренера, то в дорогой пакет можно добавить:

  • Дополнительную консультацию или несколько.
  • Дополнительное время на обратную связь.
  • Лишний месяц ответов на эпизодические вопросы.
  • Коучинг и так далее.

Если ДЗ проверяют кураторы или идёт неглубокая проверка в стандартных пакетах, то в ВИП-пакет можно включить личную поддержку тренера либо более глубокую обратную связь.

ВИП-пакет должен существенно отличаться по цене от предыдущих, особенно от минимального.

Если сам тренинг состоит из этапов, то продвинутый этап можно никак не делить, он сам по себе ВИП.

Запуск тренинга

Длительность и стоимость запуска зависят от наличия или отсутствия подогретой аудитории.

Можно собрать тренинг сразу, просто разместив информацию на своей странице в соцсети. Это сработает, если нужна небольшая тестовая группа или если у вас огромная лояльная аудитория, которая с радостью купит всё, что вы делаете.

Есть и продажа в несколько шагов: анонсирование бесплатного мероприятия, на котором можно продавать тренинг или приглашать в ранний список.

Время на запуск нужно рассчитывать, исходя из запланированных процедур.

Если делаем открытый вебинар, на котором продаём тренинг, то вебинар нужно запланировать за 5-10 дней до тренинга, и ещё 1-2 недели оставляем на рекламу вебинара (а если это реклама через соцсети, то нужно добавить неделю на тестирование).

Если у нас цепочка: вебинар + ранний список + тренинг, то на ранний список добавим ещё около 3-4 недель.

Ранний список

Так выглядит приглашение зарегистрироваться в ранний список через подписную форму на сайте

Он нужен, если:

  • надо «подогреть» аудиторию (идёт продажа в несколько шагов: рекламируем бесплатный продукт, приглашаем в ранний список, потом нагреваем аудиторию и продаём платный продукт);
  • надо немного подучить аудиторию. Ко мне на тренинги по маркетингу приходят люди по-разному подкованные, и я даю азы в раннем списке, чтобы на тренинге не тратить на это время;
  • надо рассказать о тренинге подробнее. На лендинге трудно уместить всю информацию с нужными подробностями, да и воспринимать её всю сразу будет трудно, а в раннем списке можно выдать её небольшими порциями.

Кстати. Прямо сейчас или после статьи можете забрать в свою копилку полезностей мой вебинар о ранних списках.

Технические средства проведения вебинара

Вебзал

Если вы думаете, как провести вебинар, и вас волнует прежде всего цена, то есть бюджетный вариант - GoogleHangouts . Он бесплатный. Но там неудобно устроен чат: сильно отстаёт. Хорошо, если у вас просто лекция. И не очень хорошо, если интерактив, то есть надо общаться с участниками в режиме реального времени: они пишут, вы отвечаете.

Площадка для интеграции записей и обратной связи

Даже если записи закачиваются, например, на Яндекс.Диск, всё равно нужно единое пространство, где они все будут собраны. Иначе кто-нибудь что-нибудь потеряет у себя в почте, придётся постоянно напоминать и искать.

Это может быть гугл-документ. Минус - трудно общаться, можно только хранить ссылки.

Программа для записи вебинаров

Да, все площадки сами делают запись. Но, как показывает практика проведения вебинаров, иногда они пишут плохо. Например, без звука или вообще падают. Поэтому мы всегда делаем дублирующую запись, используем Camtasia Studio.

Дублирующий интернет

Желательно, чтобы он был. Сейчас, когда есть возможность раздавать себе интернет с телефона, ситуаций, когда тренер остался без интернета, практически не бывает.

Модератор

Обязательно при проведении тренинга нужен помощник, который будет следить за тем, чтобы всем приходили напоминалки о вебинарах, записи, чтобы решались технические вопросы и тому подобное. Без помощника тренер тонет в текучке и у него не остаётся ресурсов на основную работу.

Инструкция для слушателей

Очень важный пункт! Обязательно включите его в свою напоминалку о том, как провести тренинг.

Всем надо рассказать, что и как делать на тренинге. Мы даём инструкцию со скринами по доступу на форум, инструкцию по использованию вебзала и ещё инструкцию по гугл-документам. Это нужно для того, чтобы самые технически непродвинутые разобрались. Иначе есть вероятность, что они потратят энергию в начале тренинга на освоении форума и испортят себе боевой настрой.

Это минимальная информация, которая вам поможет подготовиться к запуску и проведению тренинга. Конечно, есть ещё много других нюансов, от которых зависит успех проведения вебинара. О чём-то мы уже рассказывали, о чём-то ещё расскажем. А если у вас уже сейчас есть вопросы, пишите в комментариях.

«Делать то же самое, что вчера, или даже на 5% лучше, чем вчера - уже не формула успеха. Для выживания и эффективной конкуренции в новой реальности необходимы существенные изменения».
/Джон Коттер/

Традиции тренинга

Для чего проводят тренинги? Чтобы создать ситуации, наиболее приближенные к реальности. Спортивный тренер во время тренировки максимально приближает условия отработки навыков к реальности соревнований. Если бы футболисты тренировались на мягком и безопасном покрытии, а потом выходили на жесткое игровое поле во время матча - они были бы неуспешны.

Что мы делаем на бизнес-тренингах, бездумно культивируя традиции их проведения? Мы максимально отрываем сотрудников от реальности бизнеса.

Ведение тренинга мы начинаем с введения правил. Представьте себе сотрудника компании на его рабочем месте в офисе (магазине, складе, кабинете и т.п.). Он приходит после тренинга и начинает жить по тренинговым правилам - «говорим по одному», «Я-высказывание», «уважаем мнение каждого» и т.п. При этом окружающие его сотрудники продолжают жить по привычным им правилам и нормам поведения. Самое малое, как отреагируют на его новое поведение коллеги - спросят, не заболел ли он?

Когда мы описываем эту ситуацию тренерам, они начинают смеяться - до них доходит несуразность того, что на самом деле они делают с помощью правил.

Когда мы их спрашиваем, зачем они в обязательном порядке начинают свои тренинги с принятия правил поведения, то получаем похожие ответы: «Без них мы не сможем управлять поведением сотрудников». Вдумайтесь - тренер, в компетенции которого входят управление групповыми процессами и обучение навыкам успешных коммуникаций сотрудников, боится, что без правил он с группой не справится.

Какого эффекта мы на самом деле достигаем, бездумно и по некоему общепринятому стандарту вводя правила в наши тренинги?

Сотрудники перестают соотносить ситуацию тренинга с реальной деятельностью. И, как следствие, навыки, которые мы пытаемся у них формировать на тренинге, они также не переносят в свою работу. Многие сотрудники на тренингах говорят, что происходящее во время обучения не может быть применено в их работе.

Получается, что тренеры, создавая на тренинге иной мир, формируют навыки для этого иного мира, а не для реальной жизни.

Например. Психологи колоний периодически проводят тренинги для заключенных. Но их тренинги максимально приближены к реальности существования участников в жестких условиях заключения. По этому поводу они говорят так: «После наших тренингов заключенный должен вернуться на нары и там выжить. Мы понимаем, что изменить негласные правила колонистов мы не можем. Мы можем создать у заключенного дополнительные ресурсы к выживанию. На наших тренингах нет общепринятых тренинговых правил».

Роль тренера

«Быть съеденными заживо или измениться! Вечный поиск устойчивого конкурентного преимущества ведет нас как это ни парадоксально не в область цифр, а в область морали».
/Джим Клеммер/

Привычная для тренера максимальная активность на тренинге вызывает противоположный эффект у участников. Чем больше вовлечен в процесс тренинга тренер, тем менее в него вовлечены участники. Участники тренинга оказываются полностью зависимыми от действий тренера. Они ждут, что он им расскажет, что они должны сделать, на какие вопросы ответить. Они могут позволить себе вести себя пассивно в ожидании, как тренер будет их активизировать. Они могут вести себя агрессивно, ожидая, как тренер будет их успокаивать. За все события тренинга отвечает тренер.

На одном из тренингов для тренеров участники должны была разработать упражнение «Работа над возражениями во время продаж». Цель задания - максимальное вовлечение сотрудников в работу. Сотрудников на тренинге играли сами тренеры. После небольшой подготовки группа выделила тренера, который продемонстрировал набор приемов, вовлекающих, по их мнению, участников в тренинг.

Тренер вошел в аудиторию и попросил пересесть всех присутствующих на 4 стула. Семь участников тренинга тесно сели на 4 стула. Затем тренер забрал у участников раздаточные материалы. После этого тренер сообщил, что тренинг начнется только через 2 часа и ушел за дверь. Через несколько минут тренер пришел и спросил у участников: «Комфортно ли мое поведение? Расскажите о своих ощущениях? Было приятно или неприятно?»

Группа с интересом и юмором стала рассказывать о своих ощущениях, совсем не связанных с возражениями и сопротивлением. Тренер начал «притягивать ситуацию «за уши». Далее цитирую диалог тренера с группой.

Тренер: «Но вам ведь неудобно сидеть?»

Радостная группа: «Удобно! Нам очень хорошо прижиматься друг к другу!».

Еще более озадаченный тренер: «Но вы ведь расстроились, когда я забрал у вас все материалы».

Группа: «Да что вы, нам они не очень-то и нужны».

Тренер: «Но вам ведь не понравилось, что я ушел на 2 часа».

Группа с интонацией издевки: «Понравилось! Мы вам просто не поверили!»

Далее тренеру ничего не оставалось, как сказать: «Ну тогда представьте, как если бы вам это все не понравилось. Это и было бы сопротивление мне и возражение с вашей стороны на мои действия. Вот что такое возражение - мы с вами сейчас и разберем».

На вопрос: «Что не так сделал тренер?», участники ответили: «Он неправильно подобрал ситуации для нас, чтобы мы начали возражать».

Тренеры настолько были включены в привычные роли руководителей, ответственных за поведение группы, что даже при ярком примере полной ответственности тренера за происходящее, увидели проблему не в поведении тренера, а в содержании задания.

В приведенном примере сам тренер придумывал ситуации, на которые слушатели должны были начать возражать.

Если ответственность во время тренинга за обучение распределяется между участниками и тренером, то ситуации возражений должны были придумывать сами сотрудники. Например, можно было бы организовать начало такого тренинга так: «Разделитесь на две подгруппы и придумайте задания для участников другой группы, на которые они начнут вам возражать». Другая группа получает точно такое же задание. Затем обе группы по очереди демонстрируют то, что они придумали. После того, как они проигрывают придуманные ситуации, тренер просит в каждой подгруппе выявить, что вызывало возражения, а также, что делали участники, чтобы справиться с вызванными возражениями и добиться своего.

В этом варианте проведения тренинга у тренера роль больше модератора процесса. Он должен во время останавливать работу подгрупп, акцентировать внимание участников на выявленных вариантах поведения.

Тренер вместе с участниками обобщает выявленные варианты поведения и дает им возможность проверить, как они работают в практике их реальных продаж. В этом варианте участники выступают соавторами созданной методики, и сопротивления по ее использованию в деятельности у них не возникает.

Цели тренинга

«Тренинги зачастую проводятся задним числом, без учета стратегии организации и без планирования позитивных изменений по их окончанию».
/Джим Клеммер/

Как вести тренинг? Что на самом деле необходимо сформировать у сотрудников, чтобы они стали более результативными после обучения? Всего три вещи:

  • Умение анализировать собственное поведение, так как без самоанализа невозможно его изменение.
  • Ответственность за работу, которая поручена сотруднику в компании.
  • Стремление к достижениям, т.е. желание постоянного совершенствования и развития.

Независимо от темы тренинга успех его создается только тогда, когда сотрудники получают доступ к этим трем составляющим.

Каких целей достигают тренеры, проводя традиционные тренинги? Возьмем для примера самый распространенный тренинг - тренинг обучения продажам. Данный тренинг любой продавец компании проходит ни один раз, а если он переходит из компании в компанию, то многократно, приобретая опыт не столько продаж, сколько знаний о методах проведения данных тренингов. Любой опытный продавец наизусть расскажет об этапах продаж, но на деле не выполнит и половину из того, что знает.

Проверки по чек-листам (листы для оценки продавца, в которых перечисляются этапы продажи и навыки, которые при этом должен проявить продавец), контролирующие выполнение якобы обязательных этапов продаж, выявляют самые плохие показатели у самых успешных и опытных продавцов. С чем это связано? Успешные продавцы понимают искусственность созданных методов и начинают продавать, исходя из своего опыта коммуникаций с разными категориями покупателей. Встает вопрос - зачем на тренингах продаж многократно напоминать успешным продавцам о том, что на самом деле они не делают? Какова цель подобных тренингов продаж?

Известно, что опытных продавцов мы продолжаем учить для того, чтобы они продавали больше. За счет чего они могут начать продавать больше? За счет все тех же трех составляющих, которые мы привели выше: анализ, ответственность, стремление к достижениям. Формируются ли эти составляющие во время тренингов продаж? Удивительно, но во время тренинга формируются прямо противоположные качества. По сути, проводя тренинг мы, в большинстве своем, ухудшаем работу продавца. Что и когда должен анализировать продавец, когда тренер не дает ему рта открыть во время тренинга. Он постоянно направляет, напоминает, указывает, говорит, какое упражнение надо сделать, делает выводы, дает готовые материалы. О какой ответственности можно говорить, когда вся ответственность за результаты обучения лежит на тренере, продавцу его надо только оценить. Кто стремится к достижениям на тренингах продаж, как не тренер, набирая новые упражнения для разнообразия времяпрепровождения продавцов.

Не секрет, что подобные тренинги продавцы воспринимают как обязаловку, отрыв от работы. Они требуют дополнительной мотивации в виде выходных за свое обучение на тренинге.

Когда приходят проверяющие продавцы делают вид, что соблюдают необходимые ритуалы продаж. Когда проверка уходит, они начинают продавать, исходя из здравого смысла. Продавцы одного салона рассказали, что когда к ним приходили сотрудники учебного центра, они тут же начинали делать характерный приглашающий жест рукой и говорить необходимую фразу «Добро пожаловать». Когда проверяющие уходили - они облегченно вздыхали и просто здоровались с покупателями, как нормальные люди.

Оценка тренингов

«…из всех решений, принимаемых менеджером, ни одно не является таким важным, как решение о людях, потому что именно люди определяют производительность организации».
/Питер Друкер/

Еще один момент обучения, тесно связный с тем, что тренер привык считать себя ответственным за все происходящее во время обучения, - это послетренинговая оценка тренинга его участниками. Что оценивают участники? Тренера, его материалы, как он организовал обучение, насколько им было интересно, полезно, увлекательно и т.д. Вдумайтесь в то, что мы делаем. Вместо того, чтобы оценить работу на тренинге сотрудников, сотрудники оценивают работу тренера.

Представьте урок в школе, после которого каждый ученик в своем дневника оценивает работу учителя - насколько ему понравилось, что понравилось, что понял или не понял и т.п. Представляете, какая радость будет для двоечников, разгильдяев и т.п. Они будут требовать больше веселья, картинок и внимания к себе со стороны учителя. Каждый невыполненный урок будет рассматриваться с точки зрения того, что учитель был недостаточно эмоционален, не замотивировал и не дал нужных материалов.

Как можно говорить о мотивации сотрудников к обучению и ответственности за применение полученных навыков на рабочем месте, если на самом тренинге они находятся в качестве зрителей, которые оценивают развлекательное мероприятие?

А тренер в это время в качестве зависимого от мнения слушателей во всю старается быть для них хорошим.

Что формирует у участников тренинга традиция послетренинговой оценки? Только одно - отсутствие ответственности за собственное обучение и развитие. Вся ответственность перекладывается на тренера, центр обучения и т.п.

Более того, эта традиция формирует у руководителей подобное отношение. Многие руководители говорят: «За обучение отвечает учебный центр, пусть он и думает, как замотивировать моих сотрудников учиться и пусть он и отвечает за повышение их результативности». Не правда ли, удобная позиция снятия с себя ответственности.

Представьте себе ситуацию в компании, когда руководитель продающего подразделения говорит руководителю отдела закупок: «Наше дело продавать, а что мы продаем - это уже ваше дело, и нас совсем не интересуют параметры товаров, которые вы закупаете». Чушь, скажете вы. В этом случае компания не работает, как единое целое. Но почему мы отделяем обучение от бизнес-процессов компании? Почему это отделение воспринимается как само собой разумеющееся?

Результаты обучения

«Мессий, обещающих светлое будущее, много. Мастеров, строящих будущее, не хватает»
Владимир Михеев

В нашем стремлении зарегламентировать все, мы начинаем это делать с тем, что регламенту не поддается - с человеческими отношениями, ситуациями обучения и т.п. В это втягивается и руководство компании, стремясь через формальные цифровые показатели выявить результативность обучения. При этом руководство всегда недовольно критериями оценки результативности обучения, так как не вовлечено в процесс этого обучения. Руководство остается в стороне от одного из самых важных бизнес-процессов компании. Оно отдает этот процесс в руки начинающих тренеров, экономя на зарплате.

Начинающие тренеры учатся обучать, делая ошибки и тем самым снижая результативность. Почему мы тщательно отбираем финансиста, но считаем, что обучать может каждый? Почему мы считаем, что ошибка бухгалтера пагубна для бизнеса, а ошибка в обучении ни на что не влияет? Потому что ошибка бухгалтера сразу видна и ее можно исправить. А ошибка в обучении видна не сразу, но имеет пролонгированный эффект на очень длительное время. Но об этом руководство не задумывается.

Например, зарубежный тренер, проводящий тренер в российской компании, во время своего тренинга сделал акцент на фразе «Подбирать сотрудников надо долго и тщательно, увольнять надо быстро». После этого директор компании стал избавляться, не задумываясь, от руководителей отделов продаж, опытных продавцов при первой их оплошности. В результате компания-конкурент получила подготовленный персонал, а директору пришлось длительное время готовить начинающих руководителей продаж, плохо знающих продукт. Продажи упали, мотивация оставшихся снизилась.

Известно, что в ситуации финансового кризиса первыми сокращают отделы обучения. И правильно делают. В том виде, в котором существует и работает сейчас большинство отделов обучения, они для компаний не нужны.

Но потребность в обучении и развитии сотрудников у этих компаний остается. Сокращение учебных центров не означает ликвидацию обучения и развития персонала. Это означает переход на новый уровень построения системы обучения.

Как правильно вести тренинги? Обучение и развитие сотрудников должно стать составляющей частью работы руководителей. Руководители должны стать специалистами не только в своей профессиональной области, но и в области наставничества, коучинга, тьютерства, командного управления. Ответственность за обучение и развитие сотрудников в компании должно быть равномерно распределено между центром обучения, руководителями и самими сотрудниками. Только в этом случае мы получим системное малозатратное внутрикорпоративное обучение, нацеленное на повышение эффективности компании. Только в этом случае система наставничества начнет реально работать в компании без дополнительной материальной мотивации. Только в этом случае можно будет говорить о создании самообучающейся компании, которая окажется более конкурентоспособной в сжимающемся рынке кризисного бизнеса.

«Каждая радикальная идея вызывает три стадии ответной реакции: 1. Это невозможно, и не отнимайте у меня время! 2. Может быть, и так, но, право, не стоит за это браться… 3. Я же всегда говорил, что это отличная мысль!»
(Закон Кларка о радикальных идеях).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: