Жесты что они означают. Жесты человека и их значения

Тело рассказывает о вас и других. Осанка, жесты и позы всегда что-то означают, потому что с помощью этих сигналов организм пытается дать выход чувствам, которые вы стремитесь подавить. Исследования показали, что каждый раз, когда человек пытается скрыть свои эмоции, его кровяное давление повышается.

Как мы узнали из предыдущей главы, каждый жест и движение передают точную информацию о том, как вы себя чувствуете, хотите вы этого или нет. Язык тела может усилить или ослабить значение словесного сообщения, поскольку тело человека выдает его подлинные чувства.

Однажды бывший президент Никсон невольно выдал свои чувства, продемонстрировав другим, что испытывает неловкость, когда ему задают трудные вопросы. Он всем телом отворачивался от тех, кто задавал такие вопросы, то есть старался дистанцироваться, и в результате утратил доверие к себе. Наблюдая за Никсоном, люди догадались, что ему есть что скрывать.

Несколько лет назад я лечила Мариссу, пятнадцатилетнюю девушку, которая произвела на меня очень хорошее впечатление. Общаясь с ней во время занятий, я восхищалась не только ее умом, но и прекрасной осанкой и неторопливыми движениями рук, которые ясно свидетельствовали о том, что она обладает развитым чувством собственного достоинства.

Однако все изменилось, как только на занятие вместе с Мариссой явилась ее мать. Девушку как будто подменили. С ее манерой поведения произошли разительные метаморфозы. Она сидела, не поднимая головы, и избегала встречаться со мной или с матерью взглядами. Руки она смиренно держала сложенными на коленях.

Я очень посочувствовала Мариссе, сразу поняв, что происходит. Она явно находилась под воздействием своей грозной матери, в присутствии которой ей больше всего на свете хотелось стать как можно менее заметной. Она явно боялась матери и, уступая ее давлению, на время жертвовала своим чувством собственного достоинства.

Когда я сообщила им о своих наблюдениях, Марисса призналась, что в присутствии матери всегда ощущает неловкость. Ей никогда не удавалось оправдать ее ожидания, не говоря уже о том, чтобы заслужить похвалу. Как только она это осознала, отношения между матерью и дочерью наладились и они научились наконец обращаться друг с другом уважительно.

Наклоны

Когда человек вам нравится, вы обычно к нему наклоняетесь. Это признак того, что вас интересует и он сам, и то, что он хочет сказать. Если интерес чрезвычайно велик, то вы всем телом подаетесь вперед, в то время как ноги остаются на месте. Если человек сидит, наклонившись на бок, это означает, что он демонстрирует вам свое дружеское расположение. Если человек неприятен, наскучил или вы чувствуете себя с ним неловко, то вы обычно откидываетесь назад.

Однажды я обедала с подругой, которой понравился мужчина из нашей компании. Когда он извинился и вышел из-за стола, она принялась изливать мне свои чувства и в завершение спросила, есть ли у нее, по моему мнению, хоть какие-нибудь шансы. Я не захотела ее разочаровывать, поэтому рассказала, каким образом она может это выяснить. Я посоветовала ей посмотреть, как близко от нее он сядет и будет ли к ней наклоняться.

Мужчина вскоре вернулся, и моя подруга быстро получила ответ на интересовавший ее вопрос. Ее шансы были близки к нулю. Он сел и откинулся на спинку стула. Когда она потянулась к нему, чтобы коснуться его руки, он с явным неудовольствием отпрянул. Он мало обращал на нее внимания, а когда говорил с ней, то держался натянуто и очень официально. Его поведение говорило само за себя. У него были серьезные отношения с другой женщиной - моя подруга его не интересовала, и он дал ей это понять с помощью языка своего тела.

Нарушение границы

Так же как и у животных, у людей существуют свои правила, касающиеся их жизненного пространства и собственной территории. Когда один зверь захватывает жизненное пространство другого, тот пугается и может на него напасть. То же происходит и с людьми. В каждой культурной среде есть правила, диктующие, насколько близко один человек может сидеть или стоять от другого. Выходцы из Латинской Америки и с Ближнего Востока стоят друг к другу ближе, чем жители стран Запада, которые не привыкли к тому, чтобы их стесняли. Но если европеец или американец посещает другую страну, то познакомиться с местными порядками, а также придерживаться их будет для него совсем не лишним.

Люди, которые нарушают границы чужой территории, какой бы национальности они ни были, либо обожают рисоваться и проявлять силу, либо совершенно не понимают, что делают. Когда кто-нибудь подходит к вам очень близко и начинает разговаривать, это может вам не понравиться и вы не захотите общаться. Вы начнете пятиться и отступать до тех пор, пока просто не извинитесь и не сбежите. Возможно, вы заметите за собой, что в знак протеста неосознанно скрестили руки, попытались отвернуться или втянули голову в плечи. Вы начали переступать с ноги на ногу, ерзать или пытаться изменить свою позу. Возможно, в вашем голосе появятся также резкие нотки, и вы попросите этого человека отступить на шаг.

В ходе некоторых исследований экспериментаторы специально подходили к людям так близко, чтобы они ощущали дискомфорт. Стремясь показать, что их побеспокоили, эти люди обычно резко отходили в сторону.

Иногда человек специально становится к вам слишком близко, чтобы заставить вас почувствовать себя неуверенно. Вторжение на чужую территорию пугает тех, кому она принадлежит, и они отступают, пытаясь выяснить ваши намерения. Если вы встанете слишком близко, большинство людей это обидит, и, что бы они ни сказали, им ни за что не избавиться от тех отрицательных эмоций, которые вы вызвали.

Если вы подойдете к человеку слишком близко, это заставит его забеспокоиться: все ли у него в порядке в плане личной гигиены, свежее ли у него дыхание, и хорошо ли от него пахнет. Или же человеку может не понравиться, как пахнет от вас. Однако ваша реакция на вторжение в ваше пространство может и не быть отрицательной, если вы рады, что видите человека так близко.

Важно отметить, что человек, чувствующий свою силу и уверенный в себе, обычно занимает больше места, потому что не стесняется свободно вытянуть ноги или удобно расположить руки. Ну а менее уверенный в себе человек, как правило, поджимает ноги и прижимает руки к телу, стараясь принять при этом позу эмбриона.

Если человек стоит слишком далеко

Люди, стоящие слишком далеко, кажутся заносчивыми, высокомерными или считающими себя выше других. Они буквально опасаются слишком с вами сблизиться. Возможно, они сидят или стоят так далеко, потому что вы им не нравитесь. Их раздражает ваш разговор, запах или внешний вид. Часто люди, стремящиеся физически дистанцироваться от других, в душе испытывают страх.

Копирование движений

Если вы хотите убедиться, что кажетесь кому-то привлекательным, проверьте, не повторяет ли человек ваших движений. Если один из вас копирует элементы языка тела другого (вы одновременно кладете ногу на ногу, подпираете голову рукой, сжимаете руки и т. п.), есть вероятность того, что один из вас или вы оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому, это свидетельствует о том, что он хочет на него походить.

Раскачивание с пятки на носок

Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко и они хотят успокоиться.

Такое поведение не редкость и у детей, особенно страдающих аутизмом: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие.

Если подобным образом ведут себя взрослые, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается.

Ерзание

Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают вам о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше.

Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди и возятся со своим галстуком, пытаясь ослабить узел.

Поэтому когда вы увидите, что кто-то ерзает, знайте: он посылает вам сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится.

Наклон головы

Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.

Вы замечали, что маленькие дети, которые еще не научились говорить, нередко держат голову набок, когда к ним обращаются. Это показывает, что они внимательно слушают.

Резкое движение головой

Услышав то, что им пришлось не по вкусу, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.

Кивание

Людям, постоянно кивающим, когда вы говорите, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: «Я ведь соглашаюсь со всем, что вы говорите, ну а вы должны меня за это любить». Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут.

Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять.

Низко опущенная голова

Если вы не участвуете в религиозной церемонии или не родились в стране, где принято склонять голову в знак уважения, то низко опущенная во время разговора голова свидетельствует о том, что человек не уверен в себе, страдает от низкой самооценки, несчастлив или переживает депрессию.

Покойная принцесса Диана имела обыкновение разговаривать с низко опущенной головой. Первоначально это могло быть признаком уступчивости, но поскольку Диана не изменила этой манере и позже, то мне кажется, что это явилось отражением ее тяжелого душевного состояния и доказательством того, что в своей роли принцессы Диана чувствовала себя не слишком уверенно.

Резко вскинутая голова

Резко вскинутая голова сигнализирует о нависшей угрозе так же, как и выдвинутый вперед подбородок. Это признак агрессивности и враждебности, указывающий на то, что для решения стоящей перед ним проблемы человек готов пойти на крайности.

Когда человек трясет головой или откидывает ее назад, эти движения обычно выражают презрение или высокомерие.

Почесывание головы

Если только человека не мучают вши или какое-нибудь кожное заболевание, почесывание головы означает, что он смущается или в чем-то не уверен.

Однажды я работала со своим музыкальным продюсером над песней, которую написала, и вдруг заметила, что он принялся яростно скрести в затылке. Я спросила, не сомневается ли он в концовке песни. Продюсер ответил утвердительно и добавил, что хочет, чтобы у песни был другой, более драматичный конец. Обратив внимание на то, что он почесывает голову, я догадалась, что продюсеру очень не нравится то, что мы делаем. Он решил, что мы должны изменить концовку песни, но боялся обидеть меня.

Или еще один пример. Допустим, вы задали кому-то вопрос, а человек начинает чесать затылок. Он сообщает вам, что не понял ваш вопрос или не знает, как на него ответить. Будет полезно повторить свой вопрос в иной форме, чтобы человек точно понял, чего вы от него добиваетесь. Изменив формулировку вопроса, вы также дадите собеседнику дополнительное время на подготовку ответа.

Пожимание плечами

Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как «не знаю», «не уверен» или «что-то мне не верится».

Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду. Такое быстрое передергивание плечами является бессознательной попыткой показаться хладнокровным, спокойным и собранным.

Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он Демонстрирует свою беззащитность.

Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению.

Классная энциклопедия для мальчиков [Отличные советы, как быть лучшим во всем!] Вечерина Елена Юрьевна

Что такое жесты и какие они бывают

Жесты – это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.

Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику. В зависимости от функции, жесты делятся на группы.

Жесты-иллюстраторы

Это выразительные жесты, которые сопровождают повествовательную речь. Они помогают более полно передать описываемое событие, явление.

К ним относятся жесты сообщения:

1) указатели (жесты указательным пальцем);

2) пиктографы (жесты, которые помогают представить размер или форму описываемых предметов);

3) кинетографы (непроизвольные движения телом);

4) жесты-отмашки рукой, головой;

5) идеографы (движения рук, изображающие соединение различных предметов).

Жесты-регуляторы

Такие жесты отражают отношение собеседника к чему-либо. Сюда относятся:

2) улыбка;

4) осознанные движения руки.

Особое внимание жестам придается при общении с противоположным полом (флирте), в деловом общении. Используя при общении правильные жесты, можно добиться больших успехов и в том, и в другом.

Жесты-эмблемы

Эти жесты заменяют в разговоре слова или фразы. К примеру, если сжать ладони крест-накрест с обхватом, как при рукопожатии, на уровне груди, то это будет означать приветствие людей, находящихся на расстоянии. Если этот же жест сделать над головой, то он будет означать прощание. И не нужно никаких слов, все поймут это сообщение.

Жесты-адапторы

Эти жесты отражают индивидуальные привычки человека. Их производят руками. К ним относятся:

1) касание собеседника;

2) почесывание или подергивание определенных частей тела;

3) перебирание в руках мелких предметов (авторучка, пуговица на одежде и др.).

Жесты-аффекторы

Эти жесты посредством тела выражают определенные эмоции.

В повседневной жизни наибольшее значение имеют жесты, которые отражают степень доверия к собеседнику, эмоциональный настрой общающихся. Они в наибольшей степени помогают понять другого человек. Сюда относятся и жесты, выражающие скрытую или явную агрессию.

Жесты открытости

Помогают оценить расположенность к вам собеседника:

1) открытые ладони и внутренняя поверхность запястий;

2) свободные, не перекрещенные руки и ноги.

Оборонительные жесты

Они означают, что человек чего-то опасается, не расположен к вам. Возможно, он просто неуверенно себя чувствует (новое знакомство, незнакомая обстановка и др.). В такой ситуации сложно вести доверительную беседу и необходимо сначала попробовать расположить собеседника к себе. Оборонительный жест может появиться и в том случае, если собеседник с вами в чем-то не согласен, но не может открыто этого высказать. К таким жестам относятся:

1) сжатые в кулаки кисти;

2) перекрещивание рук на груди.

Жесты скрытности

Они говорят о том, что собеседнику с вами неловко и он желает завершить общение. К жестам скрытности относятся:

1) отведение взгляда в сторону;

2) прикрытие рта рукой.

Жесты превосходства

Они подтверждают тот факт, что собеседник вас недооценивает. Иными словами, подсознательно он ощущает себя в более высоком положении. К таким жестам относятся:

1) расположение своей ладони поверх ладони другого человека при рукопожатии;

2) держание рук в карманах во время разговора.

Жесты властности

Бывает, что собеседник пытается проявить свою власть и подавить вас. При этом реальных оснований для этого у него может и не быть. Чтобы распознать такие намерения, обратите внимание на следующие жесты:

1) руки сцеплены за спиной;

2) приподнятый подбородок.

Самоконтролирующие жесты

Они проявляются, если собеседник неуверен в себе, нервничает и хочет это скрыть:

1) сжатые за спиной руки;

2) сжимание подлокотников кресла.

Частые жесты и эмоции

Жесты отражают эмоциональное состояние говорящего. Один и тот же жест в разных условиях может означать разные эмоции. Для точной трактовки жеста имеет значение то, кем и в какой ситуации он выполняется, как именно выполняется, но в большинстве случаев смысл распространенных жестов ясен:

1) руки раскрыты, ладони направлены вверх – доброжелательность и искренность;

2) руки за спиной или в кармане – напряженное состояние, ощущение вины;

3) скрещивание рук на груди, одна нога лежит на колене другой – состояние напряженности, желание что-либо скрыть;

4) сжатые кулаки, сжимание предметов – защитное состояние, скрытая агрессия;

5) расслабленные кисти рук – спокойное состояние;

Объясняя для себя значение жеста конкретного человека, учитывайте его контекст. Это означает, что большое значение имеет ситуация, в которой жест сделан, и другие данные (поза, голос). Иногда один и тот же жест можно расшифровать по-разному.

6) наклон головы во время слушания – заинтересованность;

7) человек сидит, голова опирается на руку с вытянутым указательным пальцем, локтем стоящую на столе, – критическое обдумывание, анализирование;

8) прищуривание глаз и периодическое почесывание подбородка с захватом ладонью – состояние обдумывания решения;

9) потирание переносицы – напряженность;

10) медленное снятие и протирание очков – желание выиграть время для обдумывания чего-либо, подготовка к сопротивлению;

11) расхаживание по комнате – обдумывание серьезной проблемы, сложного вопроса;

12) во время высказывания собеседник прикрывает рот ладонью – ложь;

13) человек слушает и одновременно прикрывает рот ладонью – недоверие к собеседнику и его словам;

14) собеседник все время отводит взгляд – желание что-либо скрыть;

16) прикосновение во время речи к векам или носу – человек говорит неправду;

17) во время рукопожатия прикладывание своей руки поверх руки другого человека – состояние уверенности, превосходства;

18) ноги говорящего разворачиваются в сторону выхода – желание завершить разговор и уйти;

19) руки находятся в карманах, а большие пальцы снаружи – состояние уверенности и превосходства.

Из книги Современный сонник. Самые точные толкования от А до Я автора Семенова Анастасия Николаевна

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Что такое аллюры и какие они бывают? Аллюрами называют виды движения лошади. Различают следующие естественные аллюры лошади: шаг, рысь, иноходь, галоп и прыжок. При шаге (медленный аллюр) лошадь последовательно поднимает и ставит на землю одну за другой все четыре ноги;

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Что такое фобии и какие они бывают? Фобиями называют навязчивые страхи, болезненные и тягостно непреодолимые. Сущность фобии состоит в патологической боязни чего-либо. Перечень предметов, явлений, ситуаций, вызывающих фобии, огромен. Подверженные фобиям люди способны

Из книги Феномен иппликатора Кузнецова [Энциклопедия игольчатого массажа] автора Ильинцев И. В.

Какие бывают голуби? Голуби встречаются во всех зонах с тропическим и умеренным климатом. Существует более 300 разновидностей этой птицы, но лишь несколько из них водятся в Великобритании. Один из наиболее интересных видов - это почтарь, или почтовый голубь. Если

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какие бывают иппликаторы? Иппликатор – это устройство с большим количеством игл (от нескольких десятков до нескольких тысяч), воздействующих на тело человека. Иппликаторы могут отличаться друг от друга по материалу, размеру, форме, остроте игл и наличию дополнительных

Из книги Обитатели водоемов автора Ласуков Роман Юрьевич

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Готовимся к пенсии: осваиваем Интернет автора Ахметзянова Валентина Александровна

Какие бывают водоемы Озеро Озером называется покоящаяся или медленно текущая значительная масса воды в естественной впадине суши, не имеющая непосредственного контакта с морем. Стратификация озер.Стратификация – это образование слоев воды с разной плотностью и

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Какие бывают вазы? Вазы - сосуды из обожженной глины - играли огромную роль в жизни древних греков. Первые такие сосуды были изготовлены еще в IX веке до н. э. Уже тогда они использовались для самых разных целей: и как бытовая посуда, и как украшение дома, и в различных Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Какие бывают металлы? В древние века считалось, что металлов на Земле всего семь. Тогда к ним относили только золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. М. В. Ломоносов считал, что металлами можно назвать только шесть веществ. К числу металлов он не относил ртуть,

Из книги автора

Какие бывают ископаемые? Ископаемыми называется все, что люди добывают из земли. Существует такое понятие, как полезные ископаемые. Ими может стать любая горная порода, но только при одном условии – если она нужна и полезна людям. Почти все такие полезные людям горные

Из книги автора

Какие бывают листья? Лист является своеобразной визитной карточкой любого растения. Он отличается по форме и по цвету. Практически каждая разновидность растения имеет свою форму листа, поэтому по нему легко установить, с какого растения он сорван.У широколистных

Из книги автора

Какие бывают утюги? Первый электрический утюг появился в 1882 году. Его изобретателем был американский инженер Генри Сили. Он первым догадался вмонтировать в подошву утюга электрическую спираль. Но утюг Сили был неудобен. У него не было никаких регулировочных

Значение жестов

Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д.) - на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх - жест, с вязанный с искренностью и открытостью, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук обозначает открытость натуры, расстегивание пиджака люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты оборонительные. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки . Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта позиция "подождем-посмотрим". Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают позиция "это замечательно!". Наклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест "хорошо, давайте подумаем" используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п. - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки . Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /"Я смотрю на вас, но не слушаю"/.

Жесты ухаживания, "прихорашивания" . У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /"в вашем присутствии я чувствую себя уютно"/, у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности . Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения /другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности . Руки на бедрах - первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки . Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости . Пальцы соединены наподобие купола храма /жест "купол"/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности . Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Язык тела, выражаемый в походке.

Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически : взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.

Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность.

Тяжеловесная «гордая» походка , в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.

Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность – часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.

Осанка

Хорошая непринужденная осанка – в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя)

Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений : чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).

Плохая, вялая осанка : снаружи и внутри «повесить нос»

Сутулая спина : смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.

Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) – если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.

Язык тела - Плечевой пояс и верхняя часть тела

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, - это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).

Плечи спадающие вперед – чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед-наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Отжимание плеч назад – чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) – часто плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо , например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле – стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Язык тела (значение жестов, мимики, походки и т.д. входят в обязательную программу
курса практической психологии нашего центра

На очередном тренинге «Работа с аудиторией», после упражнения по постановке жестов, меня спросили, есть ли список, какие жесты что обозначают. Я подумал и сказал, что напишу по этому поводу статью. Правда, что конкретно какой жест обозначает, я писать не стал. Во-первых, это просто невозможно, так как смысл жеста, вернее даже невербального сообщения, будет зависеть от кучи вещей – контекста, слов, мимики, голоса, позы т.д. и т.п. Во-вторых, чуть меняется напряжение мышц, скорость движения, направление – и значение самого жеста становится другим. Так что здесь я буду писать скорее о принципах и правилах «конструирования» смысла жеста.

Как понять смысл жеста

Так как жесты являются языком общения – мы их вполне понимаем. Только интуитивно. Так что самый простой способ понять значение жеста – это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок – руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность, и прочую чушь, - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка – наблюдать за другими людьми и стараться понять, что это жест обозначает для вас.

Зачем нужны жесты во время выступления

Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать. Словами. Без этих ваших штук.

Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Ну а так как жесты одно из основных «выразительных средств», то про них разговор в первую очередь.

Итак, что дают жесты во время выступления.

Первое – они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным , задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.

Второе – жесты позволяют лучше понять содержимое . Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.

Третье – при помощи жестов можно «адресовать» информацию , сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.

Четвёртое – жесты помогают структурировать информацию . Разложить по полочкам.

Последние два пункта относятся к маркированию, эту часть статьи я допишу попозже.

Немного теории

Жесты – слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.

Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.


Оксана Фёдорова: - Это вот так меня достало.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические . Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: - Эта машина выглядит отлично.


Плакаты с кинестетическим и визуальным жестом.

Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.

Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа. А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.

Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.


Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.


Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, - но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации. Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.

Я важен.

Вы важны.

Это (информация) важно.

Так как мы указываем, жесты получаются визуальные .


Я, ты, информация.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.


Анжелина Джоли: - Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.


Мила Йовович: - Я волнуюсь.

Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.

Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.


Семён Фарада: - Надо подумать.


Леонид Парфёнов: - Ну и вопрос!

Жесты для понимания

Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.

Я думаю, - и показать на место, которым думаете.

Он был вот такого роста, - и показать рукой, какого он был роста.

Когда вы слышите, - и жест на ухо.

Никита Михалков: - Я думаю…

Уго Чавес: - Я наблюдаю за тобой…

Михаил Задорнов: - Вот такого вот роста…

Размышление – покачивание расслабленной ладонью в области виска.

Александр Филиппенко: - Думая об этом…

Последовательность – вращательные движения кистями.


Ксения Собчак: - Я делала несколько важных дел…

Оценка

Как я и обещал, я буду описывать основные принципы. В этой группе находятся оценочные жесты. А у оценки будет несколько основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:

  • Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоционального возбуждения (уровнем адреналина).
  • Знак. Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
  • Уверенность - сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.

Уровень важности

Визуально – чем важнее, тем выше и шире. Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений.

Визуальные варианты.

Кинестетические.

Визуально-кинестетические.

Психология человека: жесты — достаточно древний язык общения между людьми

Жесты - движения рук, используемые для передачи информации, невербальной коммуникации и выражения своего отношения к сказанному. Значение жестов неразрывно связано с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то. Язык жестов - один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить свое отношение к сказанному.

Виды жестов

1. Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

2. Эмоциональные жесты

Наше вещание очень часто бывает эмоциональным. Волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

3. Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказы: «Откройте то окно», «Эту книгу не бери, возьми вот эту», если они произносятся без жестов? Ответ будет один: «Нельзя!». В таких случаях требуется указательный жест. С помощью этого жеста говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там), подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указывать.

4. Изобразительные жесты

Давайте проведем эксперимент. Спросите того, кто находится рядом с вами или близко от вас: «Что представляею из себя винтовая лестница и рябь на воде?». В ответ услышите: «Это лестница (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь это … (волнообразное движение рукой по горизонтали)».
Изобразительные жесты применяются в случаях:
если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

5. Символические жесты

Безусловно, вы бывали в театре, на концерте, смотрели выступления актеров на телевидении. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с аудиторией. Наиболее употребляемый жест — поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует чистосердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другой пример. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встает, поворачивается лицом к залу, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками, третий кланяется, четвертый приветливо машет рукой.
Каждый жест, который человек использует при невербальном общении , имеет свою интерпретацию.

6. Открытые жесты

В этой группе жестов можно выделить следующие:
— Раскрытие рук ладонями вверх — жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину;
— Пиджак, который расстегивают, — так делают люди открытые и дружественные к вам. Например, отмечено, что когда деловые переговоры успешны, наблюдается такая жестовая группа: сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

7. Жесты защиты

К этой группе относим жесты , которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации :
— Руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

8. Жесты оценки

Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности:
— Жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления;
— Жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные — ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»);
— Наклонена голова указывает на заинтересованность, внимание. Поэтому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите;
— Почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа «хорошо, давайте подумаем»);
— Манипулирование очками (протирает стекло, берет в рот дужку очков и проч.) Имеет место в случаях, когда собеседнику нужно время для обдумывания перед тем, как сделать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос («пауза для размышления»);
— Хождение сигнализирует о процессе решении сложной проблемы. С тем, кто ходит, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке;
— Пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытием глаз) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений.

9. Жесты подозрение и скрытности

— Жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу;
— Взгляд в сторону означает недоверие;
— Ноги (или все тело), направлены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие;
— Потягивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения.

Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

10. Жесты доминантности – подчиненности

— Когда кто крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить физическое превосходство;
— Если же протягивают руку для приветствия ладонью вверх, то демонстрируют готовность принять подчиненную роль;
— Когда человек стоит рядом с сидящим, нависая над ней, это заставляет чувствовать себя незащищенным и рассматривается как преимущество;
— Рука партнера при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец находится снаружи — это выражает его уверенность в превосходстве над вами. Если же встречаются два человека, привыкших принимать такое положение, то они обычно воздерживаются от этого жеста в знак уважения друг к другу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: