Жизнь как ценность и драгоценный дар. Жизнь как бесценный дар

2. Жизнь как ценность

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина. Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость. Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас. Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Кроме того, между человеком и его жизнью может разыграться настоящая трагедия. Жизнь для него может стать невыносимой. И тогда от может реализовать свое право на жизнь: прекратить ее. В частности, право на достойную жизнь и на достойную смерть обсуждается в связи с проблемой эвтаназии.

Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение реализма гуманистического понимания человека. Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью, телесностью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я.

Жизнь как ценность...

"Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность."

Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

"Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье – абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.

Что же такое жизнь и что такое ценность?

Жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь – это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи.

До того как философы обратились к феномену жизни и попытались «выяснить, что можно назвать живым», в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни. «Где, часто спрашивал я себя, таится жизни начало?» - размышлял герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». «Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», - Т. Манн «Волшебная гора».

Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности.

«Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни, которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев). И все - таки человек живет, до конца борется с неизбежностью. Порой немыслимыми усилиями борется за свою жизнь, начинает ценить то, что раньше не замечал. Примеров тому множество.

Но жизнь не всегда являлась универсальной ценностью. В древнеиндийской культуре, где господствовала идея воскрешения души, люди стремились завершить очередное кармичекое существование и вернуться на землю в новом телесном облике, бросаясь под колесницы или в воды священного Ганга. В системе ценностей древней Японии честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали харакири.

В Новом Завете сказано, что сам человек и его земные интересы не представляют никакой ценности. Человек, по Библии, «раб Божий». Библия ориентирует человека на религиозную деятельность, которая направлена на осуществление религиозного смысла жизни – добиться бессмертия. Смысл жизни не в самой жизни, а вне ее, жизнь в реальном мире становится только этапом к жизни «вечной».

Но философы считают, что бессмертие – не универсальное благо.

«Мне как – то приснилось, что я никогда не умру,

И помнится мне, я во сне проклинал эту милость,

Как бедная птичка, что плачет в сосновом бору,

Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась».

/ В. Лифшиц /

Д.И. Дубровский: «Мы должны иметь мужество не строить себе иллюзий о возможности жизни после смерти в некотором потустороннем мире. Жизнь каждого из нас «дар случайный» - единственна, уникальна, неповторима, невозобновима. И это придает ей особую ценность, которая отличается от ценности ее при условии возможности потусторонней жизни, какого – либо способа продления жизни после смерти. При прочих разных условиях невозобновимое более ценно, чем возобновимое. Существенно различной становится в каждом случае и проблема смысла жизни».

Смысл жизни человека – это философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Это понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.

«Жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем ее смысл? В чем ее цель? – спрашивал В. В. Версаев. – Ответ только один: в самой жизни.
Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, - и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни – и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл?
Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться, любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем».

Итак,смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, а ценность его жизни – в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Я люблю жизнь и считаю ее самой высшей ценностью, которая дана человеку.

18.01.2014, 18:11 [#125754]

Вопрос: Если происходит постоянное обесценивание человеческой жизни, до чего мы дойдем?

Ответ: Ценность человеческой жизни заключается не в количестве людей на Земле, а в нашем отношении к каждому человеку. К сожалению, мы не чувствуем никакого ущерба от ухода человека из жизни. Даже свою собственную жизнь мы ценим намного меньше, чем стоило бы, потому что не видим в ней смысла.

Раньше уважалась жизнь. Уважалась смерть. Люди оплакивались. Ведь все это оценивается только человеком.

Сейчас, когда у нас есть возможности дать каждому долгую, относительно здоровую и обеспеченную жизнь, хорошо воспитать, поставить его на ноги, сделать из него наполненного, знающего жизнь человека, у нас пропало желание жить. Если бы мы откровенно поговорили со многими людьми на Земле, то они бы сказали: "Мы живем поневоле. Конечно, страшновато думать о том, чтобы лечь спать и не проснуться. Но если бы нам предложили такой безболезненный конец, мы бы согласились на это".

Множество людей в мире думают о никчемности своего существования, им не хочется переживать и чувствовать то, что сейчас ощущается ими как жизнь. Это говорит о переоценке .

Сегодня людей, страдающих от и принимающих антидепрессанты, переводят на легкие наркотики, которые постепенно легализуются, чтобы человек поддерживал себя в хорошем состоянии духа. Находясь "под кайфом", он не станет падать на руки общества, за ним не надо будет ухаживать и каким-то образом цивилизованно убивать. А наркотиками ты его убиваешь очень красиво.

Для элиты это самый лучший, самый дешевый, самый простой выход. Они уже победили промышленных гигантов по производству табака и сигарет, и решение о легализации наркотиков уже принято на следующем уровне.

Реплика: Но это же не исправление.

Ответ: У властей нет никаких инструментов и средств, чтобы исправлять человека, и во имя чего?! У них нет этой цели, нет ви́дения картины будущего. Они придут к необходимости исправления только тогда, когда, несмотря ни на что, у них не останется другого выхода.

Еще выходом для них может быть война, которая очистит Землю, оставив на ней один миллиард жителей и нормальную экологию. Для них это было бы, конечно, идеально, и они, несомненно, пошли бы на это, потому что самое главное им – властвовать в нормальном, благоустроенном мире. А сидеть наверху и управлять этим безумием нет смысла.

Но проблема в том, что сегодня в мире при раскрывающейся глобальной нельзя ничего предугадать, и каждый день обнаруживается, что у них остается все меньше и меньше власти.

Они не могут осознать, что в действительности нами управляет , которая представляет собой абсолютную отдачу и любовь, и проявляет свою противоположность, чтобы притянуть нас к себе, оттолкнуть от нашей нынешней эгоистической природы. Этого у них нет, потому они не понимают причины нынешнего .

Сильные мира сего считают современный кризис кризисом перепроизводства, и не понимают, что он вызван нисхождением на наш мир Высшей силы, ее приближением к нам. А она – абсолютное добро и любовь, и поэтому проявляется в наших эгоистических желаниях как противоположная нам сила. В итоге это должно вызвать в них осознание необходимости измениться. Но это осознание они могут получить от Высшей силы только через нас, а нас они пока не слышат.

Высшая сила, постепенно нисходящая в наш мир, заставляет нас видеть, что есть одно управление, одна цель, один путь, одно целенаправленное движение в природе. Но во многих еще не возникает вопрос: "Где эта целенаправленность? К чему она ведет? Каким образом?". Однако сегодня уже ухватывается, что это – одна сила, одна идея, это задано свыше, – всё это понятно, только не понятен еще сам процесс и осознание его цели.

Я думаю, что это дело ближайшего будущего. Нам надо очень постараться поскорее все объяснить массам. Это важнее, чем показать, что мы можем что-то исправить. Поэтому сейчас мы в основном занимаемся этим. Главное - !

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 19.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

    20.01.2014 в 18:40

    [ 12:56:36] Махмут Сабитов (Казань).
    Для чего дана нам жизнь? С какой целью мы пришли в этот мир? В чем смысл нашей жизни?
    В последние годы эти вопросы все больше волнуют нас, ведь наша земная жизнь конечна, и мы, естественно, хотим максимально использовать отпущенные нам годы.
    Человеку с детства внушают различные ценности в жизни, к которым он невольно устремляется, кто-то хочет стать богатым, кто-то знаменитым, а кто-то просто живет сегодняшним днем, особо не вдаваясь в смысл своего существования.
    Ведь нигде мы не находим прямых указаний, по которым мы должны спланировать свою жизнь, чтобы достичь определенной для каждого человека цели в жизни. Если бы это было так, то каждый мог бы заранее все предусмотреть и с максимальной для себя пользой использовать свою жизнь.
    На неживом, растительном и животном уровнях все предопределено, они выполняют заложенную природой программу, у них нет свободы воли. Эта свобода выбора дана только человеку, и он сам лично должен принять решение: как правильно использовать свою жизнь.
    На этот самый главный животрепещущий вопрос, который волнует в той или иной степени каждого человека, есть ответ в науке Каббала. Неслучайно именно в наше время каббала становится наукой жизни, инструкцией, по которой мы можем правильно спланировать свою жизнь и достичь цели творения.
    Владимир Алентьев (Салават).
    Сейчас для нас важно научиться правильно распространять МИВО, т.е. самим учиться и объединяться.
    Руслан Хамитов (Уфа).
    Для меня по-прежнему самое сложное - научиться видеть и чувствовать тот путь, через который я могу провести человека (тем более аудиторию) из его нынешнего состояния к ощущению потребности выстраивать интегральные взаимосвязи со своим окружением.
    Вадим Портнов (Казань).
    У молодежи сейчас нет смысла жизни, думаю даже, она страдает больше, чем взрослое поколение, поэтому наша роль - этот смысл им и всем остальным дать через методику объединения.

01.06.2018 | сайт

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс. 89:12).

Наше время принадлежит Богу. Каждое мгновение нашей жизни принадлежит Ему, и нашей самой торжественной обязанностью является употребление этого дара для прославления Его имени. Ни об одном таланте, данном нам Богом, мы не должны будем дать Ему такого строгого отчета, как об употреблении дарованного нам времени.

Время бесценно. Христос считал каждый момент жизни драгоценным, так же должны относиться ко времени и мы. Жизнь слишком коротка, чтобы быть растраченной на пустяки. У нас есть совсем немного времени испытания, в течение которого нам предстоит подготовиться к вечности. У нас нет времени, чтобы тратить его попусту или посвящать его эгоистическим удовольствиям, нет времени, чтобы потворствовать греху. Именно теперь мы формируем наш характер для будущей вечной жизни. Только теперь можем мы подготовиться к будущему рассмотрению наших дел.

Человеческая семья, едва начав жить, стала сразу умирать… Человек, хорошо понимающий ценность времени как определенного ему для труда, приготовит себя к небесной обители, к жизни бессмертной. Такой человек оправдает свое рождение.

Дарованное нам время должно быть использовано с пользой. Но время, растраченное впустую, возместить невозможно. Мы не можем вернуть назад ни одного прожитого мгновения. Единственный путь, которым мы можем хоть как-то возместить убыток, - использовать оставшееся у нас время как можно лучше, став соработниками с Богом в осуществлении Его великого плана искупления…

Каждый прожитый нами миг отзывается какими-то последствиями в вечности. Мы должны пребывать в постоянной готовности откликнуться на призыв к служению. Кто знает, будет ли нам снова предоставлена возможность сказать слово жизни нуждающейся душе, возможность, которой мы располагаем сейчас, в данный момент. Бог может в любое время сказать человеку, которому мы не успели помочь: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20), и он окажется не готовым вследствие того лишь, что мы пренебрегли своей обязанностью. Какой отчет дадим мы в великий день суда? (Наглядные уроки Христа , с. 342, 343).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: