Жск собственниками земли под домами. Как обосновать выделение земли для НКО оказывающее социальные услуги для строительства собственного здания? Право на землевладение


ВС РФ и ВАС РФ о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти, приведенными в совместном Постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Так, ст. 23 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе и на земельный участок под многоквартирным домом.

Земельные новости

Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющийся в материалах дела выпиской из ЕГРП. Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях Администрации Щелковского муниципального района Московской области к предпринимателю Беликовой С.П., ссылаясь на следующие законодательные акты.
Исходя из системного толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, частей 1, 2 статьи 16 Вводного закона, следует, что моментом возникновения права собственности на земельный участок для собственников помещений многоквартирного дома является дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть 01.03.2005 г., если на эту дату земельный участок был сформирован.

Арендная плата за землю под многоквартирным домом

Какая бы форма собственности на земельный участок ни была оформлена у застройщика, и договор аренды, и свидетельство о праве собственности на землю должны быть соответствующим образом оформлены и иметь регистрационный номер, полученный в Регистрационной палате РФ. Право собственности на земли под многоквартирным домом (МКД) Согласно законодательству РФ, земля под многоквартирным домом и прилегающий участок являются коллективной собственностью всех жильцов.


Это возможно при сформированном участке, который имеет свой кадастровый номер. Право собственности жильцов на земельный участок закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Передача земли в долевое владение жильцов проводится на бесплатной основе. Когда процесс строительства и ввода в эксплуатацию МКД завершен, владельцы квартир регистрируют свои права собственности на имущество.

Собственники офисов в жилых домах не должны платить за аренду земли

Материалами дела в судебном заседании было подтверждено, что постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был предоставлен земельный участок в аренду.

Внимание

Действие договора аренды было продлено постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116з сроком до 01 июня 2003 года. Жилищно – Строительному Кооперативу «Моно» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 530 кв.


м, предназначенный для строительства 9-этажного 152-квартирного жилого дома со встроенным гаражом-стоянкой. Главой Администрации Щелковского района был утвержден акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию вновь построенного жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой.Жилищно строительному кооперативу разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом общей площадью 11 491,9 кв. м, в том числе, жилой — 8 049 кв. м, нежилой — 3 442,9 кв. м Предприниматель Беликова С.П.

Земля под многоквартирным домом аренда или собственность

Необходимо отметить, что правило, закрепленное в указанной статье Закона о введении в действие ЖК РФ, предусматривает специальный порядок возникновения права собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Это отграничение вызвано в первую очередь спецификой такого земельного участка, который, равно как и иное общее имущество собственников многоквартирного дома, предназначен для обеспечения возможности собственникам пользоваться принадлежащими им помещениями.


До принятия Постановления КС РФ от 28.05.2010 № 12-П в судебной практике существовали разные подходы к толкованию ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ.
Земельные участки под многоквартирными домами сегодня требуют оформления. По опросам населения, только 3% таких земельных участков сегодня оформлены в собственность жителей такого многоквартирного дома и собственника нежилых помещений в таком доме.

Важно

Спорные ситуации между администрациями районов и собственниками помещений в многоквартирном доме возникают все чаще и чаще. Как поступить, как решается ситуация? Читайте материалы практики юристов компании.

Комитет управления муниципальным имуществом одного из городов Московской области обратился в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. о взыскании задолженности по оплате по договору аренды земельного участка N 030214, ссылаясь на то обстоятельство, что Беликова С.П.

Кто оплачивает аренду земли под многоквартирным домом

  • Недвижимость
  • Земельное право
  • Добрый день! Два года назад нами было приобретено на физическое лицо нежилое помещение в многоквартирном доме. Бывшим собственником с ДГИ были заключены договоры аренды земельных участков. Мы подали заявление о вступлении в эти договоры. Департамент городского имущества ответил, что на данных земельных участках расположен многоквартирный жилой дом и положениями п.13 ст.39.20 ЗК, п.1 ст.36 ЖК и ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ земельный участок на котором расположен МКД переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и иных форм оформления земельно-правовых отношений на земельные участки для эксплуатации жилых зданий не предусмотрено. Поэтому оформление дополнительных соглашений к договорам аренды с множественностью лиц в части смены сторон не представляется возможным.

При этом для возникновения права собственности на указанный земельный участок не требуется каких-либо решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (их участие необходимо лишь в процессе формирования). Более того, для возникновения права собственности на земельный участок собственникам помещений в многоквартирном доме не нужно совершать каких-либо дополнительных действий по осуществлению госрегистрации такого права на земельный участок.

В указанном случае право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу прямого указания закона в момент формирования и постановки данного участка на кадастровый учет.
А определить такие границы никто не спешит. Это или не нужно жильцам (ведь так они быстрее станут платить налог за участок, да и походить по инстанциям надо), или просто невозможно, так как нужно провести собрание жильцов и нужны деньги на старт землеустроительных работ; (или) если участок все же сформирован (согласованы его границы и план), то Росреестр отказывает в регистрации права собственников жилых и нежилых помещений на него на том основании, что нет решения местного органа власти о передачи участка в собственность владельцев дома <2. А местный орган власти в таком решении часто не заинтересован — либо не согласен с «нарезкой» границ, либо чиновники боятся брать на себя ответственность, так как процедуры передачи как таковой нет.
Поэтому местные власти считают, что право собственности так и не перешло и это по-прежнему их участок.

ВАЖНО! Если вы приобрели квартиру до 2005 года, то стоит проверить, входит ли территория под МКД в вашу собственность. Не волнуйтесь, если участок ещё не сформирован. Его владельцем пока является публично-правовое образование, то есть муниципальное образование или государство.

Никто, кроме жильцов дома, по закону не сможет его приватизировать. Поэтому жителей и так можно считать владельцами двора, однако до приватизации их полномочия несколько ограничены. А что сказать о новостройках, введённых в эксплуатацию после 2005 года? Земля под многоквартирным домом кому принадлежит в таком случае? В таких домах владельцы квартир автоматически являются собственниками, ведь без соблюдения вышеупомянутых условий строение не смогли бы сдать в эксплуатацию. Первоначально владельцем является застройщик, однако в момент продажи права переходят жильцам.
Июл 2010 08:37 Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П В конце мая Конституционный Суд РФ принял крайне важное решение, касающееся земельных прав миллионов граждан-квартировладельцев и тысяч организаций — собственников помещений в многоквартирных домах — офисов, магазинов, парикмахерских и прочих пристроек. Напомним, что участок согласно нормам Земельного и Жилищного кодексов РФ должен автоматически (и бесплатно!) переходить в собственность собственников помещений в многоквартирных домах, а значит, им надо платить земельный налог, но не арендную плату. Но в процессе земельной реформы выявились две проблемы: (или) под домами в старой городской застройке земельные участки как таковые не сформированы. То есть каждый дом имеет свои физические границы, но вот на планах границы участка с детскими площадками, автостоянками и т.д.

1. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативам, созданным в целях обеспечения жильем граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, в соответствии с регулирующими деятельность таких кооперативов федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Земельные участки единого института развития передаются кооперативам в безвозмездное пользование для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется

3. Граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, имеют право на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому передается земельный участок единого института развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и однократное вступление в члены такого кооператива, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи. В случае, если граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, являются членами жилищно-строительного кооператива, которому в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное пользование, не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом в члены этого кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3.1 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется на граждан, исключенных из списков лиц, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК, и (или) которые прекратили членство в кооперативе до 24.07.2013.

3.1. Граждане, исключенные из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) прекратившие членство в кооперативе до приобретения ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, сохраняют право на включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление в члены кооператива в случае, если такие граждане относятся к категориям граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и соответствуют основаниям включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в соответствии с настоящей статьей. Граждане, являющиеся членами кооператива, при исключении их из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива в соответствии с настоящей статьей, в случае возникновения оснований для исключения их из указанных списков после вступления в члены кооператива сохраняют право на приобретение ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Не допускаются включение граждан, которые реализовали свое право на приобретение права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление таких граждан в члены кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет категории граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу, государственную службу иных видов, устанавливаемых федеральными законами, и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных организациях, государственных академиях наук, государственных учреждениях, входящих в структуру Российской академии наук, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооперативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов. Категории граждан из числа лиц, для которых работа в учреждениях и организациях, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива (за исключением граждан, имеющих трех и более детей), и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, утверждаются федеральными государственными органами, органами управления государственных академий наук, научных организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, и федеральных государственных образовательных организаций, опубликовываются в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, органа управления государственной академии наук и размещаются на официальных сайтах этих органов и академий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников учреждений и организаций, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, утверждаются указанными в пунктах 1 - 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона и уполномоченными на обращение в единый институт развития с ходатайствами федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственных академий наук и размещаются на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные в настоящей части правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, могут содержать очередность включения граждан в такие списки. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого в соответствии с частью 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются указанными в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона организациями и размещаются на официальных сайтах указанных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Типовой устав жилищно-строительного кооператива, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, и соответствует условиям, установленным настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.

5.2. В случае подачи гражданином, имеющим трех и более детей, заявления о включении в список граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в орган местного самоуправления по месту жительства такого гражданина в целях включения в указанный список применяются утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.

6. Количество членов кооператива не должно превышать количество создаваемых на земельном участке единого института развития и предназначенных для проживания одной семьи жилых помещений, указанное в ходатайстве, направленном в единый институт развития в соответствии с частью 6.1 статьи 11

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Учредительные документы кооператива должны содержать следующие положения:

1) членами кооператива могут являться только граждане;

2) один пай соответствует праву на приобретение в собственность одного жилого помещения;

3) одному члену кооператива предоставлено право владения только одним паем;

4) запрет на передачу пая членом кооператива до даты регистрации права собственности такого члена кооператива на жилое помещение, за исключением случая наследования пая;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) запрет на добровольную ликвидацию кооператива до даты передачи жилых помещений в собственность всех его членов;

6) в случае прекращения членства в кооперативе в связи с выходом или исключением члена кооператива из кооператива, в результате которого появляется возможность вступления в него новых членов, право на вступление в кооператив возникает только у граждан, указанных в части 4 настоящей статьи;

7) в случае приобретения у члена кооператива пая самим кооперативом распоряжение таким паем возможно только путем его передачи гражданам, указанным в части 4 настоящей статьи;

8) строительство многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, как цель деятельности кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если кооператив создан в целях строительства объектов индивидуального жилищного строительства, учредительные документы кооператива наряду с положениями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, также могут содержать положение о том, что члены кооператива вправе осуществить самостоятельно строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

9. Учредительные документы кооператива должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, государственной академии наук и размещены на официальном сайте указанного органа или официальном сайте академии наук в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников учреждений, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации, определенных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещены на официальном сайте соответственно субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, должны быть размещены на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 1 , и 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть размещены на официальных сайтах таких организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативу при условии, что ранее такому кооперативу:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) не передавался или не предоставлялся земельный участок единого института развития для жилищного строительства в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков единого института развития ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не передавался или не предоставлялся земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, предусмотренных федеральным законом, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Земельные участки единого института развития, предназначенные для размещения многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры, передаются кооперативам в безвозмездное пользование на срок осуществления жилищного строительства. При этом земельные участки, предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального и транспортного обслуживания, необходимых для развития данной территории, подлежат безвозмездной передаче в собственность муниципального образования или в собственность субъекта Российской Федерации, в границах которых расположены такие земельные участки, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 16.3 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Направление предложения о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития в жилищной сфере кооперативу осуществляется в течение одного месяца с даты принятия единым институтом развития в жилищной сфере решения о передаче земельного участка в безвозмездное пользование кооперативу.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. В договоре безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, заключаемом с кооперативом, единым институтом развития может быть установлена максимальная доля общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений общего пользования, в общей площади многоквартирного дома, если этим договором предусмотрено строительство многоквартирного дома.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Кооператив не вправе передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком единого института развития третьему лицу.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Кооператив уведомляет единый институт развития о получении разрешения на строительство либо уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление о соответствии планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении предусмотренных договором безвозмездного пользования многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельных участков, переданных в безвозмездное пользование кооперативу, с приложением нотариально удостоверенной копии таких разрешения или уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Единый институт развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, переданные в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование кооперативам, вправе оказывать содействие в подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Договор безвозмездного пользования кооператива земельным участком единого института развития может быть досрочно расторгнут, и право кооператива безвозмездного пользования земельным участком единого института развития может быть досрочно прекращено судом по заявлению единого института развития в случае неиспользования земельного участка для целей строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. Единый институт развития вправе отказаться от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития в случаях:

1) если кооперативом в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития не исполнена предусмотренная частью 13.1 настоящей статьи обязанность;

2) использования земельного участка, переданного кооперативу в безвозмездное пользование, для строительства объектов, не предусмотренных договором безвозмездного пользования.

15.2. В указанных в части 15.1 настоящей статьи случаях договор безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития считается расторгнутым с момента получения кооперативом уведомления единого института развития об одностороннем отказе от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития.

16. Приобретение прав на земельные участки единого института развития, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется в порядке, установленном статьей 16.4 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. С даты уведомления единого института развития кооперативом о вводе в эксплуатацию или о получении уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее - уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках единого института развития, и представления кооперативом единому институту развития сведений о распределении образованных земельных участков единого института развития между членами кооператива единый институт развития осуществляет:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, занятых жилыми домами, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, в собственность граждан, являющихся членами кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры или занятых ими, в собственность кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципального образования на основании письменного запроса кооператива вправе передавать ему безвозмездно архитектурные проекты и проектную документацию объектов жилищного строительства (право их использования).

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Реорганизация кооператива, включая его реорганизацию в целях обеспечения содержания построенных на земельных участках единого института развития многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, ликвидация кооператива осуществляются в порядке, установленном регулирующими деятельность такого кооператива федеральными законами, с учетом особенностей, которые предусмотрены учредительными документами такого кооператива в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае, если в течение одного года со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона и содержащего поручение в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, земельный участок единого института развития не передан в безвозмездное пользование кооперативу в связи с тем, что соответствующий кооператив не создан или не удовлетворяет условиям, установленным настоящей статьей, либо в связи с тем, что с кооперативом не подписан договор безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, единый институт развития вправе распорядиться таким земельным участком иными способами, предусмотренными частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. В целях жилищного строительства и (или) строительства объектов инженерной инфраструктуры кооператив самостоятельно или с привлечением технического заказчика заключает с учетом положений, предусмотренных частями 27 , и настоящей статьи, договор на строительство жилья и (или) строительство объектов инженерной инфраструктуры (далее - договор строительного подряда) с лицом, которое соответствует установленным частью 26

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Кооператив с учетом положений, предусмотренных частью 27 настоящей статьи, заключает договор на осуществление функций технического заказчика с лицом, которое соответствует установленным частью 25 настоящей статьи требованиям.

23. В случае, если договор строительного подряда с генеральным подрядчиком или подрядчиком заключается техническим заказчиком, такой договор заключается с учетом положений части 21 настоящей статьи.

25. В случае заключения кооперативом договора на осуществление функций технического заказчика к лицу, с которым кооператив заключает такой договор, предъявляются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве технического заказчика при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве технического заказчика за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных частью 28 настоящей статьи, составляет не менее чем общая площадь многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), предусмотренная проектом такого договора;

(см. текст в предыдущей редакции)

26. При заключении кооперативом или техническим заказчиком договора строительного подряда к лицу, с которым заключается такой договор, устанавливаются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве лица, осуществляющего строительство, при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве генерального подрядчика, подрядчика по договору строительного подряда на строительство этих объектов за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2010, N 40
Вопрос: ЖСК занимает земельный участок под многоквартирным домом, который расположен в городском поселении. Правоустанавливающего документа на земельный участок под многоквартирным домом у ЖСК не имеется. Будет ли уплачиваться в этом случае земельный налог данной организацией?
Ответ: Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на основании ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в доме.
Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. п. 66 - 67 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 указали, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Закона N 189-ФЗ). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ). В силу ч. 2 и 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в доме не требуется. Судами разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земельный участок под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В этой связи собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются плательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 (далее - Постановление N 54) определено, что на основании п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи с чем плательщиком земельного налога признается правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Пунктом 4 Постановления N 54 определено, что налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другим документом) о праве этого лица на данный участок, выданным до введения Закона N 122-ФЗ органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания акта.
С учетом изложенного, если ЖСК, зарегистрированный в качестве юридического лица, не является правообладателем земельного участка, занятого многоквартирным домом (т.е. не имеет документ о соответствующем праве на землю), данная организация не может признаваться плательщиком земельного налога. Если кооператив является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается правообладателем в установленном ст. 392 НК РФ порядке пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Т.Добринова
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Подписано в печать
29.09.2010

Кооперативы по-новому: что такое ЖСК с господдержкой

«РБК-Недвижимость» разбирается в тонкостях нового закона о жилищно-строительных кооперативах (ЖСК). Поправки призваны упростить механизмы создания кооперативов с господдержкой и в разы увеличить количество граждан, которые смогут построить себе жилье

Фото: ТАСС/ Интерпресс/ Светлана Холявчук

С 1 сентября 2016 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Поправки призваны упростить механизмы создания и деятельности жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) с государственной поддержкой. Такие кооперативы являются добровольными объединениями граждан, создаваемыми для строительства жилья.

В настоящее время в России, по данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), пресс-служба которого предоставила «РБК-Недвижимости» информационные справки о новом законе, около 10 тыс. человек зарегистрировано в подобных кооперативах. Закон позволит существенно увеличить количество потенциальных пайщиков ЖСК, следует из материалов агентства.

Жилищно-строительные кооперативы, создаваемые в соответствии с законом № 161-ФЗ, существенным образом отличаются от тех, которые ранее организовывались некоторыми застройщиками, рассказали «РБК-Недвижимости» в АИЖК. По оценке экспертов агентства, строительство жилья обойдется пайщикам кооперативов в среднем на 30% дешевле рыночной стоимости за счет предоставления АИЖК бесплатных земельных участков, отсутствия маржи застройщика и снижения расходов подрядчика (на обслуживание кредитов, маркетинг и прочее). В ЖСК с господдержкой исключаются риски возникновения обманутых дольщиков, поскольку реестр пайщиков ведет сам кооператив под контролем компаний-работодателей членов кооператива, а также органов власти, пояснили в агентстве. ЖСК, созданные по новой схеме, самостоятельно контролируют расходование средств, выбор проектных организаций и подрядчиков. Также в законодательстве установлен запрет на добровольную ликвидацию кооператива до даты передачи жилых помещений в собственность всех его членов.

Жилищные кооперативы в СССР


Символические ключи от нового кооперативного дома. Свердловск, 1985 год (Фото: Валерий Бушухин / Фотохроника ТАСС)

Первые жилищные кооперативы появились Советском Союзе в 1921 году, после нэпа. К 1937-му такие объединения прекратили свое существование. Одним из первых примеров подобных кооперативов является знаменитый поселок «Сокол» в районе одноименной станции метро в Москве. Его строительство начали пайщики в 1923 году, достроили поселок к 1930-му.

Кооперативы вновь возродили в 1958 году постановлением Совмина. Тогда этого требовал острый дефицит жилья, который возник из-за резкого роста городского населения. На строительство привлекались средства пайщиков, но при этом государство давало ссуду в размере 70% стоимости жилья сроком на 20 лет. Однако большинству населения это все равно было не по карману. К тому же на вступление в советские кооперативы также была очередь, при этом пайщики теряли право на получение бесплатного жилья от государства. Поэтому доля ЖСК в общем объеме строительства жилья СССР не превышала 10%.

Что изменится в ЖСК с господдержкой

Одно из главных нововведений — упрощение процедуры передачи земельного участка кооперативу (отменено условие о передаче земельного участка после уплаты 20% паевых взносов), а также исключение риска появления обманутых дольщиков. Данные поправки, по оценке АИЖК, позволят строить доступное жилье на землях, переданных агентством в безвозмездное пользование кооперативам, что улучшит жилищные условия россиян соответствующих категорий.

Помимо изменений в № 161-ФЗ, подготовлены поправки в Жилищный кодекс РФ, которые дают возможность членам кооперативов с господдержкой привлекать кредитные средства на оплату паевого взноса под залога пая (по аналогии с ипотекой под залог договоров долевого участия — ДДУ).

Основные изменения в закон № 161-ФЗ, регулирующий деятельность ЖСК с господдержкой

в редакции, действующей до 01.09.2016 в редакции, действующей с 01.09.2016
Отсутствие права на приобретение жилого помещения или земельного участка за гражданами, вступившими в ЖСК и впоследствии переставшими относиться к соответствующим категориям Сохранение права на приобретение жилого помещения или земельного участка за гражданами, вступившими в ЖСК и впоследствии переставшими относиться к соответствующим категориям
Наличие условия о передаче земельного участка после внесения 20% паевых взносов Отмена условия о передаче земельного участка после внесения 20% паевых взносов
Соответствие строящегося жилья критериям отнесения к экономическому классу Отсутствие требования соответствия строящегося жилья критериям отнесения к экономическому классу
Направление ЖСК ходатайства о приеме в ЖСК новых членов и дальнейшее рассмотрение АИЖК Уведомительный характер направления в АИЖК информации о приеме в ЖСК новых членов

Также планируются новые поправки в постановления Правительства РФ, которые расширят круг участников в ЖСК с господдержкой:

  • включение молодых специалистов в возрасте до 35 лет (в том числе одиноко проживающих граждан) во все категории, при этом к категории молодого специалиста может относиться один из членов семьи;
  • исключение ограничения по наличию ребенка в молодой семье;
  • исключение ограничения в нуждаемости и наличии земельного участка;
  • снижение ограничения по стажу работы до одного года;
  • исключение ограничения для работников, являющихся административно-техническим и обслуживающим персоналом;
  • возможность вступления в ЖСК сотрудников предприятий и организаций с государственным участием (в которых доля государства 50% и более);
  • введение процедуры подтверждения и проверки платежеспособности потенциальных членов перед приемом в ЖСК.

Кто может стать пайщиком

Сегодня пайщиками ЖСК могут быть граждане, соответствующие определенным критериям: молодые ученые, научные и инженерно-технические работники госакадемий наук, государственных научных центров и научных организаций, военнослужащие, научно-педагогические работники высших учебных заведений, работники общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения и культуры, а также работники организаций оборонно-промышленного комплекса и федеральные государственные служащие.

При этом один член ЖСК вправе владеть одним паем, что соответствует праву на приобретение в собственность одного жилого помещения. По экспертным оценкам АИЖК, вышеуказанные изменения законодательства позволят увеличить в разы количество граждан, которые смогут построить себе жилье по цене существенно ниже рыночной.

Как организовать ЖСК

Решение об организации ЖСК принимается собранием учредителей, на котором также утверждается устав ЖСК, соответствующий установленной типовой форме. В уставе определяется порядок формирования имущества кооператива, приема в члены кооператива и исключение из кооператива, порядок проведения общих собраний кооператива, компетенция правления, председателя, ревизионной комиссии, порядок выплаты стоимости паев в случае выхода из состава кооператива.

Количество членов ЖСК должно составлять не менее пяти, но не более чем количество квартир в строящемся доме / индивидуальных жилых домов.

В рамках оказываемой поддержки АИЖК осуществляет передачу в безвозмездное пользование ЖСК земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, для строительства на таких участках многоквартирных домов, домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства и инженерной инфраструктуры.

Также ЖСК могут быть безвозмездно переданы архитектурные проекты и документация на объекты жилищного строительства. Такие документы может выдать Минстрой России, власти субъектов РФ и местные муниципалитеты на основании письменного запроса кооператива.

Следует отметить, что АИЖК в целях предоставления жилищно-строительным кооперативам вовлекает в оборот земельные участки из федеральной собственности, в том числе находящиеся в пользовании у государственных органов власти и учреждений. При этом возможности АИЖК по предоставлению земельных участков под строительство напрямую зависят от активного содействия правообладателей федеральных земельных участков в процессе их вовлечения.

Порядок действий при создании ЖСК:

  • обращение в АИЖК с информацией о намерении создания ЖСК и предоставлением первичных сведений (тип застройки, примерное количество членов кооператива, желаемое расположение места строительства и т. д.);
  • формирование списков граждан;
  • направление в АИЖК ходатайства о предоставлении земельного участка;
  • формирование земельного участка для целей дальнейшей передачи кооперативу;
  • создание и регистрация ЖСК;
  • предоставление в АИЖК заявления о передаче в безвозмездное пользование земельного участка;
  • принятие правлением АИЖК решения о передаче земельного участка кооперативу;
  • подписание договора безвозмездного пользования земельным участком;
  • строительство многоквартирных домов, домов блокированной застройки или объектов индивидуального жилищного строительства, а также инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков;

Федеральный фонд развития жилищного строительства (Фонд РЖС) полностью определился с механизмом передачи земельных участков жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа отдельных категорий граждан. Председатель Совета научной молодежи Сибирского отделения РАН Андрей Матвеев, который имеет непосредственное отношение к созданию пилотного ЖСК на земельном участке Фонда РЖС в Каинской Заимке, рассказал РИА Новости о порядке создания кооператива, выделения земли, строительстве жилья и других практических тонкостях.

Процесс создания таких ЖСК и передачи им земли регулируется федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении перечня категорий граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооперативов, и об утверждении типового устава ЖСК.

Отдельные категории граждан, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108, могут рассчитывать на безвозмездное предоставление земельных участков площадью до 10 соток для строительства малоэтажных индивидуальных жилых домов, а под возведение таунхаусов - на участках до 4 соток.

Рекомендуемая общая площадь малоэтажных индивидуальных жилых домов и таунхаусов составляет не более 150 квадратных метров. Рекомендуемые минимальные площади жилых помещений коттеджей и таунхаусов составляют не менее 14 квадратных метров общей жилой комнаты, спальни площадью не менее 10 квадратных метров и кухни минимум на 8 квадратных метров.

Также закон допускает строительство таким кооперативом многоэтажного многоквартирного жилого дома.


Право имеющие

Впрочем, в такой кооператив может вступить не каждый гражданин - ведь данный ЖСК должен на 100% состоять из лиц, удовлетворяющих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108, а в категорию избранных попадает далеко не каждый госслужащий или научный работник. Поэтому если земельный участок большой, а членов кооператива набралось маловато, то землю придется разделить на две части, выделив подходящий по размеру участок. Либо можно попробовать “добрать” потенциальных участников из других категорий, прописанных в постановлении, создав впоследствии совместный кооператив. Например, РАН может пригласить в кооператив работников вузов.

Согласно постановлению создать жилищно-строительный кооператив могут:


- работники ФГУПов, являющихся научными организациями, федеральных государственных учреждений, а также государственных научных центров;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту,


- молодые ученые (кандидаты наук в возрасте до 35 лет и доктора наук в возрасте до 40 лет), научные или инженерно-технические работники (за исключением административно-технического и обслуживающего персонала), для которых работа в государственных академиях наук, организациях, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им (за исключением организаций социальной сферы), является основным местом работы,


- научные или инженерно-технические работники (за исключением административно-технического и обслуживающего персонала),


- научно-педагогические работники федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;


- федеральные государственные гражданские служащие;


- работники федеральных государственных общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры;


- граждане до 35 лет из числа вышеуказанных лиц, являющиеся родителями в семье, имеющей от одного ребенка,


- граждане из числа вышеуказанных лиц, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей.

Кроме того, членами кооперативов могут стать работники учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления. Это работники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования, здравоохранения и культуры. Для указанных категорий граждан требования устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

- наличие определенного стажа работы (семь лет для инженерно-технических работников и пять лет для всех иных категорий, три года для федеральных государственных гражданских служащих),

Важно отметить, что это самые важные требования, а степень и возраст не важны. Наличие научной степени и определенного возраста учитывается только для вступления в кооператив молодых ученых (кандидатов наук в возрасте до 35 лет и докторов наук в возрасте до 40 лет). Причем для работников РАН стаж засчитывается либо научный, либо инженерно-технический, а вот наличие смешанного стажа, который имеется у многих молодых ученых не проходит.

- отсутствие земельного участка, предоставленного государством для индивидуального жилищного строительства после вступления в силу федерального закона от 21 июля 1997 года номер 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (за исключением молодых ученых),


- признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ
Однако последний критерий применяется только в случае подачи в Фонд РЖС ходатайства об отборе земельных участков из участков, находящихся в федеральной собственности или собственности фонда.

Дело в том, что закон предусматривает два вида ходатайств, которые могут быть направлены в Фонд РЖС организациями в целях передачи земельных участков кооперативам, создаваемым из работников этих организаций.

Первый вариант - когда организация ходатайствует о передаче кооперативу своего собственного земельного участка. Этот тип ходатайства не предусматривает признание членов создаваемого кооператива, нуждающимся в жилых помещениях.

Причем при подаче в фонд ходатайства о передаче земельного участка кооперативу в отношении земельного участка, предоставленного иному федеральному органу исполнительной власти, иным федеральным организациям либо составляющего казну РФ, критерий признания нуждаемости в жилых помещениях применяться также не будет.

Второй вариант ходатайства - об отборе Фондом РЖС земельного участка из земель, находящихся в федеральной собственности, или в собственности фонда в целях последующей передачи кооперативу в случае отсутствия у организации земельного участка, который может быть использован для жилищного строительства. В этом случае члены кооператива должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Порядок рассмотрения ходатайств предусматривает и возможность подачи совместного ходатайства несколькими федеральными государственными органами. Критерий признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях при создании такого совместного кооператива также применяться не будет.

Кроме того, до 31 декабря 2013 года включительно для вступления в члены кооперативов необходимо учитывать требования к виду деятельности организации, работники которой претендуют на вступление в члены ЖСК. До указанной даты в кооперативы смогут вступать работники следующих организаций:

- научных организаций, признанных научными организациями-лидерами;


- федеральных высших учебных организаций, которые осуществляют подготовку кадров по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России,


- иных организаций, осуществляющих реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и иные виды деятельности по перечню критических технологий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2011 г. № 899.

К сожалению, иные сотрудники РАН - административно-управленческий персонал (бухгалтерия, канцелярия, юристы, секретари, заместители директоров по общим вопросам и т.п.), работники социальной сферы (детские сады, больницы) - не могут стать членами кооперативов.

Порядок обращения

Кооператив можно начинать создавать и “сверху” и “снизу” - руководство организации может сказать обратиться к работникам - давайте делать организовывать ЖСК и начать собирать людей. Однако и сами работники могут (например, через профсоюз или советы научной молодежи) обратиться к руководству с данной инициативой. Если земля, находящаяся, например, в ведении РАН, есть, и в ближайшем будущем нет планов на ее использование, то никаких проблем с выходом на Фонд РЖС нет. Такая ситуация сложилась на практике в Красноярске и Томске.

Дальше все начинается со списков - делается рассылка с анкетой и определяется количество потенциальных участников и типов жилья. Правление возникает на поздней стадии, когда уже создан сам кооператив. Оно выбирается на общем собрании голосованием, но большую работу нужно проводить и до создания кооператива. Практически это означает, что создается некая инициативная рабочая группа из будущих потенциальных участников. Эта группа плотно работает и с Фондом, и с руководством. Она никак юридически не закреплена. Ее члены являются потенциальными членами будущего правления.

В итоге организации обращаются в Фонд с ходатайствами о передаче земельных участков в целях их последующей передачи кооперативам. В таких ходатайствах должны быть указаны - сведения о земельном участке, предполагаемый тип жилой застройки, сведения о потребности в жилых помещениях с числа граждан, претендующих на вступление в кооператив.

В случае отсутствия у федеральных организаций земельных участков, которые могут быть переданы кооперативу, в Фонд РЖС могут быть поданы ходатайства об отборе земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Ходатайство об отборе таких земельных участков должно содержать:

- сведения о земельных участках федеральной организации, работники которой претендуют на вступление в члены кооператива,


- сведения о планируемых вариантах местоположения земельного участка с указанием субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в границах которого должен быть расположен земельный участок, и ориентировочной площади земельного участка,


- предполагаемый тип жилой застройки,


- сведения о потребности в жилых помещениях с указанием количества граждан, включенных в списки претендующих на вступление в члены кооператива лиц.

В случае отсутствия земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Фонд РЖС вправе осуществлять отбор земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности Фонда.
Передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность Фонда РЖС, осуществляется в общем порядке, предусмотренном федеральным законом номер 161. Предложение Фонда РЖС об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях их безвозмездной передачи кооперативам утверждается попечительским советом Фонда РЖС. При этом такое предложение может содержать указание на необходимость образования земельных участков из земельных участков, предоставленных федеральным организациям или составляющих казну Российской Федерации, в целях передачи образованного земельного участка в безвозмездное срочное пользование кооперативу.


Порядок строительства

Законом допускается возможность осуществления жилищного строительства самим кооперативом и гражданином, являющимся членом кооператива, самостоятельно.

Учредительные документы кооператива должны соответствовать требованиям, предусмотренным федеральным законом номер 161, а также требованиям типового устава кооператива, утвержденного постановлением правительства РФ номер 558 от 6 июня 2012 года.

В случае если кооператив создан в целях строительства жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, учредительные документы кооператива могут содержать положение о том, что члены кооператива вправе самостоятельно осуществить строительство жилья.

Земельный участок Фонда РЖС на основании заявления кооператива первоначально передается в безвозмездное срочное пользование кооперативу. После принятия попечительским советом фонда решения о передаче кооперативу земельного участка для заключения договора безвозмездного срочного пользования кооператив должен представить в Фонд РЖС документы, подтверждающие оплату не менее 30% от суммы всех паевых взносов.

Сумма таких взносов определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, устанавливаемой Минрегионом России в соответствующем субъекте страны.

Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком Фонда РЖС заключается на срок:

Осуществления жилищного строительства кооперативом (если видом деятельности кооперативов выбрано обеспечение строительства самим кооперативом)

Утверждения документации по планировке территории и проведения государственного кадастрового учета земельных участков Фонда РЖС(в случае, если видом деятельности кооператива выбрано лишь строительство объектов инфраструктуры, а строительство объектов индивидуального жилищного строительства будет обеспечиваться членами кооператива самостоятельно).

В случае строительства кооперативом многоквартирного дома после уведомления Фонда РЖС кооперативом о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома фонд осуществляет отказ от права собственности на данный земельный участок.

В случае строительства кооперативом жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, безвозмездно передаются:


1) земельные участки Фонда РЖС, занятые объектами инженерной инфраструктуры, - в собственность кооператива,


2) земельные участки Фонда РЖС, занятые объектами индивидуального жилищного строительства, - в собственность членов кооператива.

В случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства, членами кооператива самостоятельно, безвозмездно передаются:

1) земельные участки Фонда РЖС, предназначенные для строительства объектов индивидуального жилищного строительства, - в собственность членов кооператива,


2) земельные участки Фонда РЖС, предназначенные для строительства объектов инфраструктуры, - в собственность кооператива.

Решение о передаче земельных участков Фонда РЖС в собственность кооператива или членов кооператива также принимаются попечительским советом фонда после утверждения документации по планировке территории и проведения государственного кадастрового учета образованных земельных участков фонда.

Следует учитывать, что если в течение одного года со дня принятия решения о передаче земельный участок не передан кооперативу в связи с тем, что кооператив не создан или не удовлетворяет условиям закона, то фонд вправе распорядиться таким земельным участком иными способами.

Помимо бесплатного предоставления земельных участков кооперативу Фонд РЖС может оказать содействие в подключении многоквартирных домов, жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом строительство объектов инфраструктуры в границах земельных участков, предоставленных кооперативам, будут обеспечивать кооперативы. Также фонд может безвозмездно предоставить права на использование ряда архитектурных проектов и проектной документации по объектам жилищного строительства.

Итоги и выводы

В итоге от граждан требуется не так уж много - при наличии подходящего участка необходимо принять на уровне руководства принципиальное решение о создании кооператива, потратить примерно месяц на анкетирование (сбор информации о потенциальных участниках), обратиться в Фонд с ходатайством. Фонд потратит на анализ ходатайства и изъятие земли еще примерно один-два месяца. Если нужно, то также изменит статус земли - переведет в территории “для жилищного строительства”, или присоединит к ближайшему населенному пункту.

Возможно, понадобится дополнительное межевание и проектирование, проведение общественных слушаний. Это все может быть сделано достаточно оперативно (если планируется строительство одного дома), или занять много времени, особенно если на территории есть проблемы - несогласные жители, объекты гражданской обороны и другие сюрпризы. В целом это все может занять от трех месяцев до года, а при социально напряженных ситуациях еще больше.

После решения Фонда по ходатайству еще месяц займет создание кооператива. Потом может уйти еще примерно три месяца, чтобы собрать 30% от стоимости жилья, рассчитанной по цене Минрегиона (это требование ФЗ №161 для заключения договора безвозмездного срочного пользования между кооперативом и Фондом), а затем можно получать землю и строится.

Еще могут возникнуть сложности с инфраструктурой. Если “внутри” участка ее будет делать кооператив, то “внешняя” - вопрос не простой. Необходимо привлекать возможности региона и федерального центра, монополий.

ЖСК может самостоятельно выбрать подрядчика, который будет осуществлять строительство и проектирование. Думаю, что тут следует исходить из соотношения цены и качества.

Важно отметить, что земля в Академгородках обычно дорогая, а предоставляемые участки находятся относительно недалеко от институтов. Однако экономия достигается не только за счет земли - Фонд бесплатно предоставляет ЖСК типовые проекты домов из своей базы (экономия от 100 до 200 тысяч рублей), помогает с подключением к «внешней» инфраструктуре.

Также в 2012 году молодым ученым Сибирского отделения РАН предоставляется субсидия от Фонда в размере 30% от стоимости пая, но не более стоимости 33 квадратных метров жилья, рассчитанных по Минрегиону (это в среднем по РФ около 30 тысяч квадратных рублей за «квадрат», что в итоге может составить почти 1 миллион рублей). С 2013 года эту субсидию будет предположительно выплачивать Минрегион. Кроме того, для участников подобных проектов разработан специальный кредитный продукт от Сбербанка, особенностью которого являются небольшие проценты по кредиту при условии, что кредит выдается под залог имеющегося жилья или под поручительство третьих лиц и наличии зарплатного проекта в Сбербанке.

Председатель Совета научной молодежи Сибирского отделения РАН Андрей Матвеев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: