Контрольная работа: Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. Методы сказкотерапии и имидж-терапии в современной психологии Тренинги на тему имидж терапия человека

тренинги для женщин, театр трансформаций, арт-терапия, имидж-терапия, сказкотерапия для женщин, как стать любимой и счастливой, пробуждение женственности, женская идентичность, как полюбить себя, исполнение желаний, как стать уверенной в себе, исцеление внутреннего ребенка, отношения мать и дочь, решение конфликтных ситуаций, преодоление страха и одиночества

МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ, ИМИДЖ-ТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Волшебные сказки говорят о каких-либо необычных созидательных способностях. Волшебство связано с созиданием. Волшебник - СОЗИДАТЕЛЬ . Есть люди, которые в любой трудной жизненной ситуации удивительным образом разрешают все трудности. Они не поддаются панике и суете, верят в созидательную силу природы человека. Рядом с ними легко и светло, у них все получается. Это и есть ВОЛШЕБСТВО .

Каковы источники этого волшебного состояния души? Это внутренняя гармония и любовь, истинно женское состояние. К этому состоянию души мы все стремимся. Женщина, умеющая создавать такое внутреннее мироощущение и сохранять его, учит этому своих любимых мужчин и детей, притягивая этим своих близких. Такая женщина становится ВОЛШЕБНИЦЕЙ .

Как много дел, забот, проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто пережил его однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией.

Проявление созидательной творческой преобразующей силы человека - преобразование окружающего пространства, способность влиять на события. Одним из инструментов влияния на реальность является метафора. Она подразумевает движение.

Сочиняя сказки о своем прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Такие сказки очень часто сбываются. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, но и программирует себя. Поэтому важно, чтобы сказка имела хороший конец. Именно хороший конец помогает авторам описать развернутую программу действий по достижению успеха. Умение видеть окончательный результат связан с аспектом волшебства.

Важно записывать свою авторскую сказку. Тогда происходит более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания сказки становится явным то, что раньше было скрыто, на что не обращали внимания, о чем не задумывались. Все эти подводные камни влияют на результат происходящего. Можно пофантазировать о возможных средствах решения проблемы, нам доступно все, ведь мы же в сказке. Так и складываются истории, которые со временем сбываются, потому что мысль начинает как магнит притягивать возможности, плести кружево событий. Мысль материальна. Заменяя символами и образами свои конкретные желания и цели, вы оставляете Вселенной свободу выбирать, как вам подарить желаемое.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой, матерью, дочерью, подругой, начальницей и подчиненной… Но бываети так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что становимся его рабом, не имеющим право выбора. Негибкое состояние лишает человека спонтанности, естественности, жизненности.

И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданном амплуа. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ - смысл сказочной имидж-терапии. Только реальное переодевание, а не воображаемое изменение образа способно помочь найти альтернативные ипостаси самого себя.

Коснувшись красоты сказочного мира, в человеке ликует Внутренний Ребенок, исцеляет раны прошлого, питает себя заботой и любовью.

Для многих людей глубинные позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, материализует скрытые личностные тенденции и способности. Часто для нового самоощущения старый костюм не годится - процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души, внешность.

С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу, новые возможности. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, так же мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Например, вечно заботливая, гиперответственная, безотказная женщина может превратиться на время в Королеву и обогатить себя ощущением особого женского достоинства, самоуважения, с правом требовать, контролировать, говорить «нет» окружающим без чувства вины.

Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тщательно скрывается, ибо это и есть самое трепетное и ранимое.

Находясь в образе сказочного персонажа можно с одной стороны отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны проиграть и усилить необходимые ему модели поведения. Например, отыгрывая сложное внутренне состояние, не проецируя дискомфорт на окружающих, можно превратиться в Бабу Ягу, Пиратку, Кикимору, не боясь быть обвиненной. Если вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить доброе, Вечное - можно преобразиться в Волшебницу, Фею.

C казкотерапия - особый стиль передачи жизненно важной информации, имеющий тайный шифр. Язык живой, неформальный, не директивный, образный.

Сказка - посредник, помогающий нам говорить на тонкие темы, созвучные нашей душе.

Жизненно важная информация поступает в наше подсознание и складывается там, потом начинает активно участвовать в нашей жизни. Через жизненные уроки человек постепенно преодолевает собственный эгоизм, и в его отношениях становится больше любви и заботы. Мы учимся через сказку проходить урок выбора, урок прощения, урок жертвенности или жизнестойкости, урок принятия собственной сути и предназначения, урок постижения Высших Ценностей.

Событийный поток, мелкие и крупные ситуации, происходят с нами в повседневности, все это слагаемые сюжета нашей жизни. Если приглядеться, можно увидеть мотивы известных с детства сказочных историй. Нравится нам это или нет, мы в своей жизни реально проживаем многие сказочные сюжеты. Каждый в своей неповторимой комбинации.

Тайна психологии пола скрыты в сказках, мифах, легендах. Надо только уметь расшифровывать женские и мужские архетипические сюжеты. Тогда откроются закономерности отношений, жизненных ситуаций и перипетий.

Существует некий набор испытаний, которые женщине необходимо пройти, чтобы прочувствовать и принять разнообразные грани архетипа Женственности (Девочка - Девушка - Женщина - Старуха), чтобы прожить много оттенков Любви.

Каждый сказочный сюжет имеет свои ловушки, подсказки, необходимые ресурсы, основные задачи, пути более эффективного прохождения.

Существуют основные сюжеты, которые чаще всего встречаются в жизни женщины, переплетаясь в ее судьбе причудливым способом:

1. «Мачеха и падчерица » (отношения с матерью, со свекровью). Отделение от матери, посвящение, первая женская инициация. Благословение на счастливую личную жизнь. Осознание собственной автономности, уникальности, природной силы.

2. «Спасительница ». Прохождение этапов женского развития, необходимых жизненных испытаний перед встречей со своим Избранником. Появление соперницы. Раскрытие любви в своем сердце.

3. «Красавица и хищник ». Встреча с мужчиной - хищником. Мужчина Хищник - тот, кто не любит женщину, лишь демонстрирует влюбленность. Для него важно подчинить себе женщину, заставить ее служить своим прихотям и порокам. Инициация, испытание на жизнестойкость при встрече со злом. Борьба и победа. Освобождение от иллюзий. Ложная любовь и подлинная любовь.

4. «Женское коварство ». Главная героиня оказывается в центре женской интриги, в результате которой она теряет свое женское счастье. В жизни многих женщин встречаются матери, свекрови, сестры, близкие подруги, активно «желающие ей добра». Они делают все возможное, чтобы посеять семена раздора между женщиной и ее возлюбленным.

5. «Ожидание пробуждения и спасения ». Героиня попадает в ситуацию, с которой не может справиться самостоятельно, ей требуется помощь прекрасного юноши. Она требуют спасения. Пассивное ожидание принца. Выбор достойнейшего благодаря своей пассивности.

6. «Разборчивая невеста ». Героиня проявляет изобретательность и активность, устраивая потенциальным женихам всевозможные испытания.

7. «Отшельница ». Это женщина Жрица. Она недоступна и величественна, мудра и сильна. Она хранительница многих Тайн, готова помочь тем героям, действия которых не будут иметь разрушительных последствий в долгосрочной перспективе.

Женские сказки - удивительные послания нашей душе, бережно зашифрованные и украшенные яркими образами. Через сказки в нас проникает многогранная Женская Тайна. А исследуя свой жизненный сюжет, мы обнаруживаем хитросплетение архетипических женских сюжетов. Мы увидим, что проблемы - испытания предсказуемы, о ловушках нас неоднократно предупреждали, а ресурсов более чем достаточно. (c) LILA Психологический центр-студия | | Москва ЮВАО+ЦАО |

Внешнее отражает внутреннее.

Имидж

Первое, на что мы обращаем внимание при встрече с человеком, и что формирует самое стойкое впечатление о нем - это его внешние проявления, или имидж.

Современный словарь иностранных слов определяет имидж так: Image (англ.) - имидж, отражение (в зеркале), подобие, копия, образ, изображение (внешности предмета)< лат. Imago, род.п. imagines - изображение, портрет; образ, подобие; отражение; мысленный образ, того же корня, что imitari - подражать; изображать и aemulus - подражающий, воспроизводящий».

То есть имидж - это, прежде всего, образ, отражение, подобие. И вовсе не случайно это явление занимает в жизни современного человека достаточно заметное место. Все с чем мы сталкиваемся в реальной действительности, все, что нас окружает в нашей повседневной жизни, что мы воспринимаем нашими пятью органами чувств, откладывается в нашем сознании в виде образов. Эти образы автоматически встраиваются в нашу систему мировосприятия, обеспечивая возможность нашего взаимодействия с окружающим миром.

Другими словами, все, что существует реально, включая нас самих, имеет символический эквивалент в нашем сознании, моделирующем окружающий мир для информационного обеспечения процесса принятия решений о способах взаимодействия с ним. По мнению имиджмейкера Алины Глуховой: «Имидж - это единство: внутреннего и внешнего, сознательного и стихийного, духовного и телесного. Это средство самопознания, символическое выражение «Я».

Таким образом, имидж человека: стиль одежды, который он выбирает, фасон и силуэт, фактура и качество тканей, обувь, аксессуары и даже цветовая гамма, рассказывает нам о человеке и его способах взаимодействия с миром. О том, как он на самом деле относится к себе: своей жизни и своему здоровью, к миру в целом. Мы можем узнать по имиджу человека о том, что творится в его Душе, о его настроении и внутреннем состоянии. Причем независимо от того, какую роль человек пытается играть.

В качестве примера возьмем знаменитое «маленькое черное платье» Коко Шанель, считающееся символом чувственной элегантности и истинной женственности. Знаменитая Габриель Бонер Шанель была, возможно, одной из самых важных фигур в истории моды XX столетия. Ее влияние на высокую моду было настолько сильным, что ее единственную из мира моды журнал «Times» внес в список ста самых влиятельных людей ХХ века. Но давайте посмотрим на «творение» великого модельера внимательнее. Издревле, практически во всех индоевропейских культурах использования черного цвета в одежде избегали. Черный всегда был цветом похорон, символом смерти и вдовства, и трактовался как плохой, злой, порченый, приносящий несчастье. Современная наука о психологии цвета считает, что черный - угнетает, символизирует смерть, траур, депрессию. Единственные, кто на протяжении столетий применяют его в своей одежде - священники и монахи, которые, согласно христианской доктрине, «умирают» для мира.

Итак, что же создала «великая» Шанель? Фасон платья для коктейля, по идее, демонстрирует мужчине, что перед ним не просто женщина, но потенциальная возлюбленная. Стиль такого платья призван вдохновлять мужчину на установление близких отношений, но при этом, платье имеет черный цвет, символизирующий смерть и траур. Перед нами яркий пример, так называемой социальной шизофрении, благодаря которому, вместо возлюбленной мы получаем образ «Черной вдовы». Стоит ли удивляться женщинам, дефилирующим в подобных нарядах, и демонстрирующим свои «смертельные наклонности», что все их попытки наладить серьезные отношения с мужчинами либо не удаются, либо оканчиваются трагично. Принимая во внимание судьбу модельера - все логично. Как известно, у Шанель так и не сложилась личная жизнь. Несмотря на множество романов, она не вышла замуж и не стала матерью.

Так как же происходит выбор того или иного образа, который мы предъявляем миру? На чем он основывается? Ответ - в древней мудрости, которая гласит - «Внешнее отражает внутреннее». Имидж мужчин и женщин, провоцирующий мир на определенное к ним отношение, строится не на моде (она лишь симптом конкретного времени), но на их собственном внутреннем мире, бессознательных желаниях и доминирующем архетипе, закодированном в имени.

Имя - это универсальный код для самопознания. В нем зашифровано знание о принципах создания успешного или неуспешного образа своего носителя. Имя человека формирует его судьбу и внутреннее содержание, диктует все его внешние имиджевые проявления и дает ключи к пониманию того, как сделать жизнь человека более здоровой и счастливой.

Более того, в именах сокрыты образы мужской и женской природы.

Имя и гендер

В мужских именах заключена изначальная природная сила мужественности, направленная вовне, в социум. Она дает возможность совершать изменения в окружающем мире, действовать активно, конструктивно, созидательно, но иногда - при неправильном ее использовании - и разрушительно. У силы мужественности есть некоторый частотный диапазон. Сегодня, благодаря древним сказочным сюжетам, которые собрали и обобщили в Санкт-Петербургском Институте Сказкотерапии, нам известны такие силовые векторы или архетипы мужественности как Воин, Монарх, Купец, Крестьянин, Философ, Монах, Раб и Шут.

В женских именах заключена изначальная природная сила женственности. Ритм этой силы можно воспринять только чувствами. Архетип женственности несет в себе принцип изменчивости и особую вибрацию - вибрацию любви. Эта сила, или энергия направляется внутрь, и оказывает влияние на мысли и чувства, качество отношений, мироощущение. Также энергия женственности направляется и на внешние объекты. Это предметы, люди, растения, животные, и различные сферы деятельности. Благодаря такому влиянию вокруг внешних объектов формируется особая среда умиротворенности и любви. У силы женственности есть три вектора, или три ипостаси, через которые она себя проявляет: архетип Матери, архетип Возлюбленной, архетип Хранительницы. В каждом имени они реализуются по своему. Мать-Ольга и Мать-Татьяна, Возлюбленная-Ольга и Возлюбленная-Татьяна, Хранительница-Ольга и Хранительница-Татьяна - будут проявлять особенности этих архетипов по-разному, исходя из своих имен.

Имя является хранителем природных судьбоносных архетипов человека, его образа, который он демонстрирует миру.

С определенной долей условности можно сказать, что природная сила имени, его архетипика, организует психическую структуру человека, формирует его пол, внешность, манеру одеваться и т.п. Наши исследования показали: если в имени человека доминируют архетипы противоположного пола, то они, как правило, негативно влияют на его судьбу. Доминирование женских архетипов в имени мужчины гасит его мужскую природу, перенастраивая носителя имени на свой лад. То же относится и к именам женщин: присутствие и доминирование мужских архетипов блокирует их изначальную природу, превращая женщин в мужеподобные существа. Это связано с тем, что природная сила извлекается только из архетипа своего пола. Мужские архетипы - носители мужской силы, женские архетипы - женской.

Имидж-терапия

Итак, выбор имиджа, основывается на доминирующих архетипах, которые представлены в имени. Известно, что внешнее и внутреннее в человеке - неразделимо, и если он решил изменить что-то в себе, во взглядах на жизнь, то это обязательно отразится и на его внешности. Верно и обратное. Желание измениться говорит о каком-то внутреннем кризисе, разрушении старого уклада жизни, не обязательно кардинальном, но, так или иначе, направленном на развитие личности.

Значит ли это, что нет особого различия, с чего начинать новый этап в своей жизни - с обновления гардероба или психологических тренингов и самоанализа?

На первый взгляд да, но все зависит от того, чего мы ждем от своих действий и насколько серьезны причины, побудившие нас к изменениям.

Если женщина, у которой не складывается личная жизнь, решила радикально сменить содержимое своего платяного шкафа, и надеется после этого сразу же встретить мужчину своей мечты, то результат ее, скорее всего, серьезно разочарует. Многим знакома ситуация, когда купленная юбка через пару дней уже не нравится, и, кажется, не подходит ни к одной вещи в гардеробе, а ее цвет кажется кричащим до неприличия. В результате складывается впечатление, что проблема неразрешима.

А объясняется все просто: изменения были предприняты исходя из старого состояния, без осознания того, что именно мешает жить, и требует коррекции.

Действительно, если внешнее есть отражение внутреннего, то вполне справедливо предположить, что, внося определенные изменения во внешнее, мы можем скорректировать и внутренний мир, то есть добиться терапевтического эффекта. Но для начала необходимо увидеть, что конкретно мы хотим изменить в себе, и что собираемся получить в результате. Сделать это возможно, с помощью изучения имиджа через призму имени человека. Этим и занимается именная имидж-терапия.

Мы уже говорили, что имидж транслирует истинные природные желания человека, которые содержатся в имени. Таким образом, понять и повлиять на них возможно, только если человек слышит и знает себя, если он раскрыл свои именные судьбоносные коды. Например, мужчина с именем Х желает достичь успеха в бизнесе, проявить архетип воина, завоевать пальму первенства в борьбе с конкурентами. Но, анализ его имени выявляет следующее: архетипы Воина и Купца, так необходимые деловому человеку, вообще не представлены, есть архетип Крестьянина, Раба и женские архетипы. Сквозь эти коды имени и преломляются желания мужчины, которые просто недостижимы при таком раскладе. И как бы он ни старался выглядеть и действовать как настоящий бизнесмен, дела его не пойдут в гору, пока не будет создан новый успешный имидж, исходя из ресурса, сокрытого в кодах его имени.

Здесь важно понимать, что именная имидж-терапия не изменяет человека (для этого необходимо сменить имя), а, понимая связь между внешними атрибутами имиджа и именными архетипами, корректирует их проявления, или меняет полярность, исходя из задач, которое несет имя. Так мужчина может желать встретить истинную женщину, создать семью, воспитать много детей, но при этом его имя позволяет ему проявляться в мире, только как Воину, для которого женщина - всего лишь трофей. Естественно, что, пока опираясь на его имя, не будут найдены и активизированы образы Крестьянина и Монарха, «та самая» женщина в его жизни не появится.

Другой пример. Женщина с именем Y мечтает стать хорошей матерью, но в кодах ее имени доминируют мужские архетипы, определяющие ее имиджевые предпочтения: брючные костюмы, короткую стрижку и т.п. Получается, что декларируемое ею желание не выражается в образе, который она предъявляет миру, а напротив «глушится» им. И, значит, мечта останется только мечтой, так как имидж мужчины, в котором она пребывает, не способен в ней пробудить силу архетипа Матери.

Более того, имя женщины может быть представлено преимущественно женскими архетипами, но это не означает, что оно сбалансировано. Как правило, какой-то из архетипов берет верх и начинает занимать доминирующее положение. Например, архетип Матери. Он может быть представлен в имени так сильно, что женщина станет проявлять себя только в соответствии с ним, и если она захочет реализовать себя как Возлюбленную, то ей это не удастся. Вместо мужчины-возлюбленного, она обязательно притянет к себе мужчину-сына, которому нужна, прежде всего, мать, а не женщина.

Задача имиджа, с точки зрения именной имидж-терапии, в том и состоит, чтобы пробуждать энергию природного архетипа, присутствующего в имени, в соответствии с необходимостью.

Именные коллекции

Актуальность появления именной имидж-терапии, и особенно такого ее инструмента как создания именных коллекций особенно понятна, если, например, присмотреться к тому, как современные родители одевают детей.

Судя по всему, при выборе нарядов для своих чад, они опираются вовсе не на природные архетипы. Сегодня стиль жизни, особенно в отношении одежды, диктуют телевидение и популярные издания. Кинозвезды, фотомодели и другие знаменитости стали образцами для подражания. Решающим фактором выбора становятся «престижные», а не полезные для психического и физического здоровья вещи. Такая искусственность нарушает все законы природы и воспитания здоровой и гармоничной личности. Ребенок, вместо того, чтобы напитываться здоровыми проявленными природными образами, копирует искусственные и искаженные образцы, которые ослабляют его природную силу жизни, или, иначе говоря, - разрушают его Я.

Это действительно серьезная проблема, принимая во внимание, что для ребенка внешний мир, представленный через одежду - это также инструмент полового воспитания. Необходимо с самого детства успеть грамотно «застроить» будущее своего ребенка, особенно в возрасте 3, 5, 7 и 12 лет. Это базовые точки формирования психической структуры ребенка и его пола, это точки перехода. Здесь важно помочь ребенку сделать правильный выбор в пользу своего пола, своего жизненного пути. Поэтому не стоит рядить трехлетнего мальчика в девочку, это неминуемо отразится на его половой идентификации. Чем больше имидж ребенка соответствует плюсовым аспектам архетипов, которые представлены в его имени, тем больше жизненной силы он получает на пути своего развития, реализации возможностей и природного таланта. Но верно и обратное. Например, если в имени девочки начинают доминировать мужские образы, мешающие ее становлению как женщины, это неминуемо отразиться и на ее образе восприятия мира и самой себя. В таком случае, справедливо будет влиять на эту «отрицательную» мужскую составляющую ее имени, корректируя имидж девочки с помощью одежды, подобранной или сшитой с учетом ее имени. Речь может идти не просто об отдельных предметах гардероба, но и работе по подбору цвета, кроя, фактуры, словом создании «Именной коллекции» для раскрытия женственности. Или мужественности, если речь идет о мальчике.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Сказочная имидж – терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения»

Слайд 1.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Слайд 2.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчинённым, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют “соответствие образу”. Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа. Мгновенное преображение – вот смысл сказочной имидж-терапии.

Слайд 3.

Родоначальником сказочной имидж - терапии явился удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник Андрей Владимирович Гнездилов. Всё началось с самодеятельного психотерапевтического театра. Первые актёры этого театра – онкологические больные, перенесшие хирургическое вмешательство. Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм – процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души, и, конечно же, внешность. С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. В сказочном образе человек может компенсировать то, чему его не хватает в жизни.

Слайд 4.

Важен процесс сказочной имидж - терапии для детей. Кто из вас в детстве не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из маминых вещей. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Сюжет возникает спонтанно: переодевшись, учащиеся живут жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходит к « Сказочному зеркалу», демонстрирует свой новый имидж, любуясь собой и создает ту картину, какую навеивает ему звучащая в данный момент музыка. Таким образом, у ребенка повышается самооценка, снижается уровень тревожности и за счет нового образа он самоутверждается. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. При проведении сказочной имидж-терапии можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр .) Задача педагога – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек. Таким образом, выявляются личностные особенности, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Слайд 5.

Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому педагогу, родителю. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может “отнормировать” расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка.

Слайд 6.

Сказочная имидж – терапия может применяться и со взрослыми, когда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать или огрызаться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может быть спроецировано на ребёнка, вызвав в нём ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто “подавим” внутреннюю “бурю”, в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Что же делать, как “безболезненно” отыграть сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору и пр. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Под этой маской вы можете ворчать и критиковать, не боясь быть обвинённой в нарушении психологической этики. Если вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, сеять разумное, доброе, Вечное – можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр.

Слайд 7 ВЫВОД:

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, проигрывая глубоко в подсознании спрятанные страх, беспокойство и агрессию дети становятся мягче, добрее и увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Слайд 8.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что сказочная имидж – терапия одно из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий.

Вопросы

«Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы застыл?” - спросить ребёнка об этом.

Продемонстрируй, как ходит твой персонаж, что персонаж любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр.

Счастлив ли герой, какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр .)


Тренинг Арт-терапия

тема: «Имидж»

Цель: Познакомить учащихся с таким понятием как «Имидж»

Задачи:

Закрепить знания об основах формирования имиджа современного делового человека

Сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации

Способствовать развитию у учащихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.

Обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образа.

Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника.

Материал: ватман, журналы моды, карандаши, фломастеры, краски, клей.

Целевая аудитория: 9 класс

Время: 45 минут.

Ход занятия

Вступление.

Психолог: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Готовы к сотрудничеству?

Слово «имидж» недавно появилось в нашем языке, но очень быстро заняло прочные позиции.

Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, зачитайте это высказывание.

«Для людей мало быть честными,

надобно казаться таким»

А.А. Бестужев-Марлинский.

Психолог: о чем говорит нам это высказывание? (ответы детей)

Психолог: Общество воспринимает нас в целом, как мы говорим и выглядим, и что бы быть в гармонии с самим собой, необходимо найти свой стиль, образ, как говорит современная молодежь иметь свой «Имидж»

Основная часть.

Психолог: Скажи мне, пожалуйста, слышали ли вы о таком понятии как «имидж»?

Что такое «Имидж»? (ответы детей)

Психолог: Имидж (image) - переводится с английского как «Образ». Большинство подразумевает под словом «имидж» внешний облик.

Как можно выглядеть преуспевающе, не хвалясь при этом своими успехами?
Ответ: посредством своего имиджа.

Психолог: «Имидж» – это самопрезентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, через которую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.

Формирование имиджа – целенаправленный, управляемый процесс. Зарубежные исследователи считают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек «звучит и …, конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж очень важно. Так как, своим внешним видом мы даем окружающим большое количество информации о себе:

о поле и возрасте;

о профессии;

о национальности;

о социальном положении, статусе;

о личностных особенностях и т.д.

С помощью правильно сформированного габитарного имиджа (внешности: одежды, прически, аксессуаров), мы можем позиционировать определенные, нужные нам, качества личности.

Психолог: Какие стили в одежде существуют? И куда мы можем пойти в данном образе.

(Классический (деловой) стиль, традиционный стиль, спортивный стиль, романтический)

Психолог: да вы правы, такие стили существуют, и их намного больше, например: стиль хиппи, стиль ретро, панк стиль и т.д.

Основная часть работы.

Психолог: сегодня на занятии мы с вами попробуем создать свой стиль одежды, каким вы его представляете. Для этого нам понадобиться ватман, журналы, клей, карандаши, фломастеры. Вы будете с помощью журналом создавать образы ваших стилей. Например: В чем вы пойдете на работу, в гости, на отдых или на занятия спортом. Если вам удастся, к этим образам создать и интерьер, то дерзайте.

Ребята начинают работать самостоятельно, педагог-психолог в это время ходит, общается с ребятами. На эту работу отводиться 25 минут.

После окончания работы, ребята защищают свои коллажи, рассказывают какие образы, они хотели показать.

Рефлексия.

Психолог: Ребята у кого получились те образы, которые он хотел?

У кого возникли трудности в создании образов? Как ты думаешь, с чем связанны эти трудности?

Кто видит себя в этих образах, и будет стремиться к такому имиджу?

Спасибо за работу! Желаю всем хорошего настроения!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: