Понятие о сертификации, аттестации и лицензировании медицинских работников. Система последипломного медицинского образования в России

4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее - Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки .

Общие положения

Порядком установлены правила прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации. Этот порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.

Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории - стаж не менее пяти лет, высшей категории - стаж не менее семи лет.

Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.

Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.
Для получения первой квалификационной категории специалист должен:
  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.
Обратите внимание

Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.

Формирование аттестационных комиссий

Для проведения аттестации, как и прежде, создаются комиссии, которые в зависимости от формирующих их органов могут быть центральными, ведомственными и территориальными. Правила формирования комиссий и их состав подробно регламентированы Порядком.

Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее - комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее - экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
  • представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
  • представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.

Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.

У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.

Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.

На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп - не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.

Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка ). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.

Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.

Порядок проведения аттестации

Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию комплект документов. Перечень документов, входящих в квалификационную документацию, практически не изменился, но есть одно исключение: теперь вместо квалификационного листа специалист должен представить аттестационный лист.

Обратите внимание

В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.

Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.

Также новшеством является запрет на участие в направлении документов должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией. Порядком установлено, что направить по почте или представить лично документы может только сам специалист. Кроме того, исключено требование о брошюровании документов.

Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

К сведению

Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.

Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).

Если отсутствуют предусмотренные Порядком документы или они неправильно оформлены, ответственный секретарь комитета должен направить специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа также в течение семи дней (ранее этот срок составлял 14 календарных дней). В таком случае специалист может направить документы повторно. При этом на исправление недочетов ранее ему отводился месяц, теперь же такой срок вообще не установлен.

Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).

Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:

  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.
Решение экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в Интернете или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.

На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.

Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:

  • наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
  • наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
  • неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Оформленный протокол, содержащий решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории, в течение пяти календарных дней с момента его подписания направляется председателем экспертной группы в комитет. Последний не позднее 90 календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории (п. 31 Порядка).

Обратите внимание

Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.

Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.

Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.

Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.

Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"

С изменениями и дополнениями от:

форму сертификата специалиста согласно приложению N 2 ;

технические требования к бланку сертификата специалиста согласно приложению N 3 .

В. Скворцова

Регистрационный N 27918

Установлен новый порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам.

Сертификат подтверждает наличие у его обладателя уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Как и ранее, он действует 5 лет.

Тем, кто получил образование в России, сертификат выдают соответствующие образовательные или научные организации. Для этого надо пройти обучение (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и сдать сертификационный экзамен. Прописан порядок его проведения.

Выпускники учреждений среднего профобразования получают сертификат после прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Тем, кто учился за рубежом, сертификат выдает Росздравнадзор при условии положительного результата сдачи экзамена по специальности.

Все выданные сертификаты подлежат регистрации. При утрате или порче можно получить дубликат.

Установлена форма сертификата. Бланки изготавливаются по единому образцу и являются номерными. Они снабжены защитой от подделок.

Напомним, что с 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"


Регистрационный N 27918


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

  • 4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция рф об охране здоровья граждан. Основы законодательства об охране здоровья граждан (1993).
  • Раздел 1. Общие положения - содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.
  • 5. Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи без согласия пациента.
  • 6. Правовой статус медицинских и фармацевтических работников. Правовой статус лечащего врача.
  • Правовой статус лечащего врача
  • 7. Кадры здравоохранения. Современные проблемы додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров. Базовые специальности и специальности, требующие углубленной подготовки.
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.
  • Испытание при приеме на работу
  • История воз
  • Региональные бюро воз:
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Общий коэффициент рождаемости
  • 2. Обший коэффициент плодовитости
  • 3. Повозрастной коэффициент плодовитости
  • 1. Общий коэффициент смертности
  • 2. Смертность лиц данного возраста и пола
  • 3. Смертность от данного заболевания
  • 4. Младенческая смертность (формула Ратса)
  • 1) Показатели общей заболеваемости
  • 1. Первичная заболеваемость
  • 2) Инфекционная заболеваемость
  • 1. Число выявленных инфекционных заболеваний
  • 4) Заболеваемость: временной утратой трудоспособности
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 5) Госпитализированная заболеваемость
  • 2. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 3. Число дней временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 4. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспо­собности
  • 5. Процент больных, переведенных на инвалидность.
  • 1.1 Показатель обеспеченности населения поликлинической помощью
  • 1.2 Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами (на 10 000 населения)
  • 2.1 Средняя численность 1 терапевтического участка
  • 3.1 Соблюдение участковости на амбулаторном приеме
  • 3.3 Повгорность амбулаторных посещений
  • 2. Средняя длительность работы койки в год
  • 3. Средняя длительность пребывания больного на койке
  • 5. Время простоя койки
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 2. Процент совпадений (расхождений) клинических и патологоанатомических диагнозов
  • 3. Частота послеоперационных осложнений
  • 4. Послеоперационная летальность
  • Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи
  • Основные принципы организации скорой медицинской помощи
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 3. Средняя продолжительность одного случая
  • 2. Управление информационно-аналитического обеспечения
  • 3. Управление финансово-материального обеспечения
  • I. Процент больных, выявленных при плановой санации:
  • I. По административно-территориальному делению:
  • II. По объектам стандартизации:
  • III. По механизму использования:
  • Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
  • 1) Внешние:
  • 1) Использование пропускной способности стационара:
  • 2) Средняя длительность работы койки в год:
  • 1 Стоимость одного койко-дня:
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 1) Административные
  • 1. Пример задачи на расчет экстенсивных и интенсивных показателей.
  • 9. Примеры оформления листка нетрудоспособности
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.

    Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

    В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

    Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

    Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

    К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

    для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

    Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Аттестационный лист

    3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

    Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

    Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.

    Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

    Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

    Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

    Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

    Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

    Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

    3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования

    4. Копии ранее выданных сертификатов

    5. Копия трудовой книжки

    Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

    К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

    1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

    2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

      Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

    "

    Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

    В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

    Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

    Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

    К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

    для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

    Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Аттестационный лист

    3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

    Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

    Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.



    Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

    Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

    Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

    Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

    Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

    Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

    3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования



    4. Копии ранее выданных сертификатов

    5. Копия трудовой книжки

    Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

    К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

    1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

    2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

    В соответствии с п.3 ст. 81 ТК РФ расторжение по инициативе работодателя возможно при условии несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной , подтвержденной результатами аттестации. Для увольнения по данному основанию необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате заключения о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности.

    Проблемы проведения аттестации

    На первый взгляд может показаться, что аттестация - удобный инструмент в руках работодателя для повышения общей эффективности труда. Однако правоприменительная практика показывает, что это совсем не так. Львиная доля исков от уволенных таким образом сотрудников в итоге удовлетворяется в судах с наступлением максимального количества неблагоприятных для работодателя последствий.

    Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что законодатель хоть и признает право хозяйствующего субъекта на проверку соответствия своих сотрудников занимаемым должностям, тем не менее, исходит из интересов более слабой стороны трудовых правоотношений.

    В данном конкретном случае «забыли» прописать четкий для подавляющего большинства работодателей. Вот цитата из закона: «Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными , содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников» (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

    Иными нормативными актами установлены порядок и условия аттестации отдельных категорий работников, например, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных служащих, педагогических работников и некоторых других. Список ничтожно мал и медицинские работники в нем так же не фигурируют.

    Особенности аттестации в медицине

    В первую очередь следует отличать и аттестацию, проводимую работодателем на соответствии работника занимаемой должности в рамках ТК РФ.

    Аттестация для получения квалификационных категорий

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н .

    На первый взгляд кажется, что аттестация медицинского персонала на квалификационные категории вкупе с дипломом и врача (Приказы Минздрава №541н и №707н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития № 415н , который утратил юридическую силу 06.11.2015)) исчерпывают список удостоверяющих квалификацию медработника документов и любая другая аттестация избыточна, а то и противозаконна. Тут важно понимать, что вышеперечисленные документы - юридическая основа допуска и законности занятия работников медицинской деятельностью, а механизм внутренней аттестации работодателем соответствия работника занимаемой должности преследует иные цели и совершенно законен, так как не нацелен на определение либо умаление юридического статуса медицинского работника.


    Естественно, основой допуска работника до занятия определенной должности является получение последним профессионального медицинского образования, совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и регулярное .

    В чем состоит особенность внутренней аттестации

    Внутренняя аттестация в рамках ТК - это не что иное, как попытка работодателя постоянно держать «руку на пульсе», контролировать рабочий процесс и реагировать нужным образом, при появлении сигналов о недостаточности или снижении квалификации работника.

    Кроме того, это понятный и удобный для всех сторон трудовых правоотношений механизм принятия обоснованных кадровых решений, например, о перестановках в штате, выдвижении на вышестоящие должности, .

    Основания проведения аттестации

    Каждый ли работник лечебно-профилактической организации (ЛПО) подлежит в установленном порядке аттестации?

    Однозначного ответа на этот вопрос Трудовой кодекс РФ не содержит. Но и прямого запрета для работодателей на проведение аттестации всех своих работников Трудовой кодекс РФ также не устанавливает. Механизм аттестации может быть запущен по объективным причинам, то есть независящим от работника, как то: сокращение штата, кадровые перестановки, плановая аттестация для оценки качества работы.

    Признаки несоответствия медицинского работника занимаемой должности

    Кроме того, существует ряд причин субъективного характера, находящихся в прямой зависимости от конкретных действий работника виновных или невиновных, характер и последствия которых указывают на должностное несоответствие. Например, жалобы пациентов, плохие оценки деятельности врача по критериям , нарушения трудовой дисциплины, т.е. действия, в которых работодатель может усмотреть признаки небрежности, халатности, низкого уровня профессиональной подготовки.

    Дополнительные причины провести аттестацию персонала

    Аттестация может производиться и после оплаченных работодателем , средства на которые были выделены работодателем по собственному желанию, сверх обязательного объема, предусмотренного ст. 196 ТК. Инвестируя в квалификацию персонала, разумно удостовериться в получении сотрудниками необходимого объема знаний.

    Работник медицинской организации сам может быть заинтересован в аттестации, например, если он хочет выдвинуться на определенную должность.

    • Формирование профессионального кадрового персонала;
    • Повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
    • Снижение дефектов оказания медицинской помощи;
    • Повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
    • Выполнение при оказании медицинской деятельности, а именно наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
    • Определение соответствия оказываемых услуг требованиям действующих нормативно-правовых актов, лицензионным требованиям, в том числе критериям качества и безопасности медицинской деятельности;
    • Установление соответствия работников занимаемой должности;
    • Применение к работникам мер ответственности и стимулирования в целях повышения дисциплины и мотивации медицинского персонала, в том числе мер .

    Внутренняя аттестация в системе ККМП

    Для достижения вышеприведенных целей внутренняя аттестация персонала может быть предусмотрена и как часть системы ККМП медицинской организации (гл. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Статья 90 ФЗ №323 дает право органам, организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на осуществление внутреннего контроля качества и безопасности профильной деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

    Проверяя соответствие занимаемым должностям в рамках п.3 ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет полное право соотнести результаты трудовой деятельности медицинского персонала с существующими критериями качества оказания медицинской помощи, несоответствие которым необходимо пресекать.

    Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).


    Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.

    Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.

    Подпишитесь на нас

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: