Таможенный проект графа шувалова. Отмена внутренних таможенных пошлин Отмена таможенных пошлин 1754 правитель

Тебиева Юлия Руслановна

Аспирантка СПбГЭУ, Россия, город Санкт-Петербург

E-mail:[email protected]

Научный руководитель: Иванов Кирилл Евгеньевич

Д.и.н. Профессор. Кафедра международных отношений, истории и политологии

Россия, город Санкт-Петербург


В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.

В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.

Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления» при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество . В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина .

Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем» .

Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады» .

Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.

Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны . Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.

Таким образом, главными причинами отмены внутренних таможенных сборов являются:

1) взяточничество, различные злоупотребления

2) недовольство крестьян, вызванное непомерными поборами

3) возрождение государственных монополий

4) личная выгода графа Петра Ивановича Шувалова

Литература:

1. Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011.

2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909.

3. Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913.

4. Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

_____________________________________________________________________

Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011. С. 125

Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913. С. 52.

Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909. – С. 116.

Автором давно назревшей реформы стал П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 “мелочных сборов” были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В последние годы своего царствования (начиная с 1793г.) Екатерина II почти совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 апреля 1793г. ею был подписан Манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию различных товаров. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе 14 сентября 1795г., при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.

Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801г. Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего разрешения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Драганова В.Г. Основы таможенного дела. -2-е изд. – М.: Экономика, 2003

3. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 – 1995 гг. -2 –е изд. М., 2001.

4. Козырин А.Н. Таможенное право России. -2-е изд. – М.: 2004.

5. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск 1. «Развитие таможенного дела в России». М., 2001.

6. Таможенное дело в России. X - начало XX вв. СПб., 2002.

7. Таможенный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Указ императрицы Елизаветы Петровны

«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».

1753 год

10. 164. - Декабря 20. Именный. - Об уничтожении внутреннихъ тамоменыхъ и мелочныхъ сборовъ. - Съ приложением Высочайше утвержденнаго доклада Сената по сему предмету.

Объявляемъ во всенародное извъстiе. Благополучiе и силу Государства и народа умножать и возстановлять, Наше удовольствiе и желаше о томъ всегдашнее попечете имъя, разными способы по многимъ матерiямъ со времени возшествiя Нашего на Прародительски и Родителей Нашихъ Престолъ возобновлять не оставили; отъ чего Богу, спомоществуюшему Намъ, благо дареше. Государство въ цветущую силу и славу возрастаете народъ, темъ пользуяся, въ лучшее состояше приходить началъ; между прочимъ Всемилостивъйше усмотръли, катя отъ сборщиковъ внутрь Государства таможенныхъ пошлинъ происходять отягошеюя подверженным» къ платежу оныхъ, хотя они безъ наказашя по изслъдоваши не оставляются, но пресъвчетя не видно, а всегдашшя приметки, грабительство и воровство, а отъ того слъдствш коммисш такъ умножаются, что учрежденнымъ мъстамъ для расправь и судовъ настояшихъ дълъ теченiе пресъкаютъ, купечеству жъ помешательство въ торгахъ, перебойка товаровъ и прочiе убытки слъдуютъ; то какъ для сего, а особливо, дабы народъ въ лучшее состояше и силу предъ нынъшнимъ привести, положенной въ подушной окладъ, и какъ оной, такъ и всякаго звашя людей, который слъдующимъ платежамъ подвергнуть, изъ Нашей Императорской милости къ народу и любви отечеству, върноподданныхъ Нашихъ Всемилостивъйше жалуемъ и освобождаемъ отъ платежа внутри Государства таможенныхъ и мелочныхъ сборовъ, то есть:

1. Таможенныхъ съ товаровъ, съ хлъба и со всякихъ съестныхъ припасовъ, съ съна и съ дровъ и съ прочаго, что въ Москвъ въ большую, номерную и мытенную, такожъ и въ другихъ городахъ въ Таможни сбиралось (кромъ конскихь пошлинъ);

2. Съ найма извошиковъ и съ плавныхъ судовъ десятой доли, и съ извозу;

3. Съ клейменiя хомутовъ;

4. Съ мостовъ и перевозовъ (кромъ Санктпетербурга);

5. Вмъсто валешныхъ подымныхъ;

6. Съ подпалыхъ и палыхъ лошадиныхъ и яловичныхъ кожъ и съ скотины;

7. Привальныхъ и отвальныхъ;

8. Съ Яицкой рыбы десятаго сбора;

9. Канцелярскихъ мелочныхъ;

10. Съ ледоколу и съ водопою;

11. Съ четвериковъ помърныхъ;

12. Съ продажи дегтя;

13. Съ въсовъ въсчихъ товаровъ;

14. Съ каменнаго жерноваго промысла я горчетаой глины;

15. Съ проъзжихь грамотъ печатныхъ, которыя сбираются въ казанской Таможяъ съ проъзжихъ торговыхъ людей при объявленш выписей;

16. Вычетныхъ у винныхъ подрядчиковъ и у объявителей за домовыми расходы недонимаемыхъ по вьписямъ Таможеншыхъ пошлинъ;

17. Съ таможеннаго письма.

Какое же облегчете изъ сего Всемилостивъйшаго Нашего установлеюя верноподданному Нашему народу, следующему къ платежу вышеимеиованныхъ сборовъ, произойдетъ отъ разныхъ при оныхъ бываемыхъ слу-чаевъ, и притомъ какъ велико число сбираемыхъ съ нихъ до сего денегъ, которое не въ одномъ, но болъе въ милiонахъ состояло, положеннымъ въ подушной окладъ останется; сколько жъ по онымъ сборамъ доносов», а по иихъ продолжительныхъ слъдствiевъ въ Государства было и есть, по которымъ безчисленное истязанiе, гибель людей и разореше домовъ происходило, какъ отъ правыхъ, такь и ложныхъ доносовъ, что симъ въ пресъченiи Таможенъ конепъ свой возметъ, ибо тотъ случай, по которому оное происходило, искореняется; чего ради Всемилостиввйше повелеваемъ: всъ Таможни, имъющiяся внутри Государства (кромъ портовыхъ и пограничньтхъ) уничтожить, и какъ имъ не быть, такъ и вышеписаннаго сбора не сбирать, а ту сумму сбирать въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привознаго и отвознаго товара внутренiя пошлины единственно по 13 копъекъ съ каждаго рубля, болъе жъ сего съ того товара, съ которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую какъ иностранные и Россiйскiе купцы съ привоз-ныхъ, такъ подданные Наши съ отвозньгхъ товаровъ платить имеютъ, ибо подданные Наши Россiйскiе купцы, внутри Государства Нашего всяюе товары продавать и покупать будутъ безпошлинно, которой пошлины съ одного товара съ продажи и съ покупки въ одинъ рядъ бываетъ въ платежи по гривн съ рубля, а съ перепродажи одинъ другому сверхъ того пошлину жъ платили, и тако съ одного товара тройная пошлина и болъе въ платежъ бываетъ, а ньне тъ Наши подданные купыы отъ того всего уже будутъ свободны, а только той внутренней пошлины, какъ выше сего явствуетъ, платить будутъ въ однъхъ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, противъ прежняго при портахъ внутренняго платежа, 5 копъекъ, съ прибавкою токмо по 8 копъекъ съ рубля; также и иностранные купцы отъ платежа той внутренней пошлины излишняго убытка пре-терпъть не могутъ, ибо они тъ свои товары продавать будутъ Россiйскимъ купцамъ, не инако, какъ съ прiумножеюемъ той пошлины. кто жъ изъ Нашихъ Россiйскихъ подданныхъ купцовъ о поставки къ портамъ товаровъ до ньшвшняго новаго учреждетя съ иностранными купцами контракты заключили, темъ быть въ своей силе, токмо по сему учрежденiю при портахъ и пограничныхъ Таможняхъ съ техъ товаровъ прежнее положенiе внутренней пошлины платить темъ, кто контрактомъ обязался, а къ тому вновь прибавочную 8 копъеекъ съ рубля платить Нашимъ подданнымъ, а не иностраннымъ, въ разсужденш последующей имъ изъ того пользы; буде же прежняго положешя пошлину кому платить въ контрактахъ заключенныхъ не написано, то и оная остается въ платежъ со стороны подданныхъ Нашихъ; положенныя жъ платежемъ съ привозу и отвозу товаровъ по Тарифу портовыя ефимочныя пошлины остаются впредь до указа на прежнемъ основами. И сей Нашего Императорскаго Величества указъ действо свое взять имъетъ будущаго 1754 года Апреля съ 1 дня, къ которому времени стараться всъ таможеиныя выписи платежемъ очистить, а между темъ Сенату Все-милостивъйше поведали потребныя учрежденiя къ тому времени сделать, которыя тогда и публикуются.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шувалов Петр Иванович

(1710-1762)

Выдающийся государственный деятель России граф Петр Иванович Шувалов родился в 1710 году (по другим данным - в 1711). Происходил из дворянского и графского рода, история которого прослеживается с XVI века. Из рядных записей и актов следует, что во второй половине XVI века в Костромском уезде жил помещик Дмитрий Шувалов. Его внук Андрей Семенович был воеводой (1616). Один из родственников Андрея, Данило, состоял московским стрелецким сотником (1636) и впоследствии был пожалован в бояре (1669). Отец П.И. Шувалова - Иван Максимович, правнук Андрея Семеновича, был вызван к службе реформами Петра I, занимал значительные, хотя и не первостепенные должности, был обер-комендантом Выборга, определял границу между Россией и Швецией, содействовал заключению Ништадтского мира. Умер он в 1736г. губернатором в Архангельске, генерал-лейтенантом, кавалером ордена Св. Александра Невского.

Именно своему отцу, Ивану Максимовичу, обязаны началом военно-придворной карьеры двое его сыновей - старший Александр и младший Петр. В последние годы царствования Петра Великого И.М. Шувалов, тогда еще комендант Выборга, имел случай определить своих сыновей пажами к Высочайшему двору. Не было секретом, что образованием пажей того времени была сама служба, участие в обедах и ассамблеях, "мир, двор, путешествия, походы и балы", но не серьезная учеба. В записках камер-юнкера Голштинского двора мы встречаем упоминание о церемонии коронования Екатерины в 1724г. В процессии в парадных зеленых бархатных кафтанах, белокурых париках и с белыми перьями на шляпах - пажи, среди которых братья Шуваловы. Сроки службы пажей, присягнувших "живота не щадить", а что "поверено будет, со всей молчаливостью тайно содержать", составляли от 4 до 6 лет. Это давало возможность усвоить обычаи двора и получить подготовку для продолжения придворной карьеры или службы офицерами в гвардии.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории.

Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М.

Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского. Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества. В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов.

Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись. Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г.

и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру. Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества.

Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П.

И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства. Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства. Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело». Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг.

занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении.

Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году

Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
во второй половине XVIII в.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5134 | Нарушение авторского права страницы

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа.

Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов Российской Империи

Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5135 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России.

Отмена внутренних таможен- ных пошлин История внешних таможенных пошлин в России

При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5133 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг.

внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма.

Отмена внутренних таможенных пошлин в россии

За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5132 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны.

Отмена внутренних таможенных пошлин кто отменил

Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5151 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

  • Виды кадровой политики Прямой и косвенный налог Как закрыть филиал ооо в другом городе

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гᴦ. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителœем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме ʼʼмытовʼʼ, ʼʼперевозовʼʼ, ʼʼмостовщиныʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
существовало еще множество всяких ʼʼмелочных сборовʼʼ, сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаᴦ. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к серединœе XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принœесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гᴦ. внутренние пошлины, а также всœе 17 ʼʼмелочных сборовʼʼ были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всœех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 ᴦ. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от ʼʼефимочнойʼʼ пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 ᴦ. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими ʼʼходячими деньгамиʼʼ, что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. При этом она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 ᴦ.; в-третьих, ставки пошлин всœе менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 ᴦ., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всœему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гᴦ. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 ᴦ. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 ᴦ. Согласно тарифу 1757 ᴦ. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался исходя из освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой (ʼʼефимочнойʼʼ пошлиной), а также ʼʼвнутреннейʼʼ пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 ᴦ. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и ʼʼходячимиʼʼ деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 ᴦ. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украинœе и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определœено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 ᴦ. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 ᴦ. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всœероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 ᴦ. по 1760 ᴦ. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объёме – уральское желœезо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ во второй половинœе XVIII в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: