У Благовещенского моста стоит самый мощный дизельный ледокол России «Александр Санников. Ледокол "александр санников" вышел на ходовые испытания в балтийское море

    На ледоколе «Александр Санников» поднят российский флаг

    На Английской набережной в Санкт-Петебурге 29 июня 2018 года состоялась церемония поднятия российского флага и проводы в первый арктический поход ледокола «Александр Санников», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».

    Как отметил на торжественной церемонии первый заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Вадим Яковлев, «одна из ключевых задач для обеспечения добычи и вывоза углеводородов, добываемых компанией в арктическом регионе, является ледокольное обеспечение. Ледокол, переданный сегодня нашей компании, станет новым флагманом арктического флота «Газпром нефти». По словам Вадима Яковлева, в настоящее время компания «Газпром нефть» реализует три крупных проекта в Артике: Новопортовское (Обская губа, полуостров Ямал), Приразломное и Мессояхские месторождения. «В 2018 году по объему добычи по этим трем месторождениям мы выйдем на 14,5 млн тонн, а вперспективе планируем увеличить добычу до 20 млн тонн. Добывая ресурсы в сложных климатических условиях компании необходимо решать уникальные задачи по вывозу нефти с этих месторождений. Так, в текущем году с Новопортовского месторождения планируется отгрузить около 7 млн тонн нефти, в 2019 году планируется отгрузить уже 8 млн тонн, дополнил Вадим Яковлев.

    Как, в свою очередь, отметил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, «для ОСК этот ледокол открывает ворота Арктики. Знаменательно, что передача этого уникального судна происходит 29 июня, в профессиональный праздник российских судостроителей - День кораблестроителя. Кроме того, на сегодняшний день это самый мощный дизель-электрический ледокол, построенный на российских верфях».

    Также Алексей Рахманов отметил, что судно построено с высокой долей отечественных компетенций. «Это более российское судно, чем те ледоколы, которые мы прежде строили на верфях корпорации. Здесь используются элементы электродвижения, которые произведены в России, отечественные материалы, металл, системы навигации».

    По словам генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева, судно было построено за 2 года и 8 месяцев. Следующий ледокол этого проекта «Андрей Вилькицкий» будет передан компании «Газпром нефть» в конце октября 2018 года.

    Судно построено на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в ОСК) по заказу компании «Газпром нефть» для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и развития судоходства Европа - Азия с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.

    «Александр Санников» - самый технологичный дизельный ледокол страны: передовая система маневрирования, автоматика энергообеспечения, современная радионавигация и возможность удаленного контроля электроники.

    Кроме того, это первый ледокол России, на котором внедрена новейшая система автоматизированного управления, способная брать на себя контроль за машинной установкой на несколько суток (ледокольный автопилот).

    Появление ледокола «Александр Санников» повысит эффективность и стабильность круглогодичных перевозок нефти с единственного в мире нефтеналивного терминала в пресных водах за Полярным кругом - «Ворота Арктики».

    По эксплуатационным показателям новый ледокол не уступает атомным ледокольным судам и даже превосходит их за счет меньшего энергопотребления и лучшей маневренности. Обводы корпуса «Александра Санникова» уникальны для традиционных ледоколов: судно не давит лед, а разрезает и фрезерует его. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

    Концептуальный проект судна выполнен Aker Arctic Technology. Рабоче-конструкторскую документацию выполнило ПКБ «Петробалт». Класс Российского морского регистра судоходства KM Icebreaker8 AUT1-ICS FF1WS DYNPOS-2 EPP ANTI-ICE ECO SDS<12 Winterization(-50) Tug.

    Напомним, два многоцелевых ледокольных судна обеспечения мощностью 22 МВт строятся на ВСЗ по заказу «Газпромнефти». Суда предназначены для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения (Обская губа, полуостров Ямал), где они будут выполнять следующие задачи: ледокольная проводка танкеров, помощь при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участия в операциях по ликвидации разливов нефти.

    Судно может работать в сплошном льду толщиной около 2,0 м и с 30-ти сантиметровым снежным покровом со скоростью 2 узла при движении вперед как носом, так и кормой.

    Характеристики судна данного проекта: длина габаритная - около 121,7 м; ширина габаритная - около 26,0 м; ширина по КВЛ - 25,0 м; высота борта - 11,5 м; осадка - 8,0 м.

    Основное назначение судна: проводка танкеров между портом Сабетта и районом мыса Каменный в Обской губе в ледовых условиях; проводка танкеров в грузовой район отгрузочного терминала экспорта нефти (морская причальная система) в ледовых условиях; поддержка безопасности при причаливании и погрузке танкеров.

    Головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» (строительный номер 233) заложено 3 ноября 2015 года. Спущено на воду 24 ноября 2016 года.

    Второе судно «Андрей Вилькицкий» (строительный номер 234) заложено 14 декабря 2015 года. Спущено на воду 5 июля 2017 года.

27 апреля 2019

08:25 Наздор за разработкой документации по второму этапу проекта «Восточный-Находка» осуществит «Севзапинжтехнология» 08:00 В рамках «Маринет» создана экспертная группа по биотехнологиям, аквакультуре и рыбопромысловым технологиям
08:44 Атомоход «Ямал» планируется отремонтировать за 96 млн руб.
08:10 Экипаж корвета «Стойкий» провел тактическое учение в Балтийском море с боевым пуском противокорабельных ракет

26 апреля 2019

18:40 Совет директоров СахМП рекомендовал выплатить дивиденды за 2018 год в размере 1,07 руб. на акцию 17:56 Судозавод «Янтарь» (Калининградская область) начнет строительство фрегатов для ВМС Индии в ближайшие недели 17:17 Чистая прибыль «ЛУКОЙЛа» по РСБУ в I квартале 2019 года выросла в 5 раз – до 41.66 млрд руб. 16:38 MOL и Tokyo Gas провели церемонию имянаречения двух новых СПГ танкеров 15:55 Северный флот получит 368 новейших образцов вооружения и военной техники в 2019 году 15:15 «Ингосстрах» застраховал ответственность АО «ПассажирРечТранс» 14:28 В порту «Бронка» продемонстрирована инновационная технология перевалки с использованием контейнеров КОТТА 13:59 Круизная навигация-2019 стартует в Москве 30 апреля 13:29 АО «ЦНИИМФ» проведет семинар об охране труда в морских и речных портах 21-22 мая 12:56 Перевозки ПГК каменного угля и кокса через порты Северо-Запада в марте 2019 года выросли на 12% - до 502 тыс. тонн 12:26 Дноуглублением в Бердянском порту (Украина) займется «Специализированное техническое бюро Азимут» 11:53 Первый круизный лайнер на СПГ Costa Cruises выйдет в плавание 4 ноября 2019 года 11:25 Опубликован обзор ЕСИМО о текущей обстановке в океанах и морях 10:57 Суд заблокировал пять сайтов, содержавших информацию о продаже прав на управление судами без сдачи экзаменов в ГИМС 10:27 Судоверфь «Звезда» заложила второй танкер Aframax 09:55 «Столичная судоходная компания» погасила задолженность по зарплате по требованию прокуратуры 09:21 Экомониторинг дноуглубительных работ на ВКМСК проведет ВНИИ Рыбного хозяйства и океанографии 08:38 «Маринет» и WWF намерены сотрудничать в вопросах разработки новых экологических технологий
19:00 «Ингосстрах» в 2018 году заключила 1009 договоров страхования ответственности судовладельцев
18:18 Подписан договор о дноуглублении Мариупольского порта (Украина)
17:37 Магаданская транспортная прокуратура выявила нарушения при эксплуатации причала
16:49 Судоходный сезон-2019 открыли Камский и Северо-Двинский бассейны ВВП
16:16 Итоговая проверка всех систем ПЭБ «Академик Ломоносов» запланирована на июнь 2019 года
15:35 В Енисейском бассейне открылась 156-я навигация
14:48 Навигация на Амуре откроется по трем маршрутам из-за низководности
14:14 Изменены сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации
13:43 Внесены изменения в сведения о порте Усть-Луга в Реестре морских портов РФ
13:13 DEME и Equinor разработают основания для плавучей ветроэлектростанции
12:42 На Волго-Балте открыли навигацию, причал и памятник речникам-путейцам
12:12 Якутия начала строительство Жатайской судоверфи
11:41 Курсанты ГУМРФ имени адмирала О.С. Макарова отправились на плавательную практику на паруснике «Мир»
11:11 Цены на бункерное топливо 26 апреля могут меняться разнонаправленно в диапазоне плюс-минус $1-3 – аналитики MABUX
10:43 Цены на бункерное топливо в порту Санкт-Петербург скорректировались к росту (график)
10:10 Цена нефти Brent снизилась на 0,22% - до $74,19, Light опустилась на 0,49% - до $64,89 за баррель
09:40 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 25 апреля составил 869 пунктов
08:59 Qatar Petroleum запустила программу строительства более 100 новых СПГ-танкеров
08:21
Мы же видим на примере Европы как это не просто сделать

Почему? Северный поток 2 уже отменили? Ну выстрелили себе в ногу и отменили южный поток, так он турецким стал Да и долго ли они протянут? Все равно скорее всего южному потоку быть. Попозже, но быть. Планы саудитов и катарцев о своем трубопроводе через Сирию и Ирак накрылись медным тазом. Потребление энергии падает только у скаклов. В остальном мире оно только растет.

Расчитывать на то что Китай сильно потеснит США в Азии или ещё где-то, и там возникнет потребность в нашем газе? Это несерьёзно.

Это серьезно. Он уже теснит и будет теснить далее. В Китае чуть ли не все энергоемкие производства мира. Трамп жеж не даром гутарит о возвращении производств в штаты. Сейчас они скопом сосредоточены в ЮВА. Дешевле там вот и сбежали все кому не лень и из штатов и из европы.

Самим производить больше СПГ на продажу (Сабетта 2.0 и т. п.)?

Так уже продаем собсно. Контракты давно уже заключены. Осталось достроить газовозы и завод.

Первый — мы сильно делимся нашим арктическим пирогом с Западом и тогда нам немного кое-где ослабят санкции, т. е. «взаимовыгодное партнёрство» в НАШЕЙ Арктике. Второй — мы наконец то начнём вести себя как подобает Великой Державе.

чота бред какой-то

Кроме углеводородов там есть еще Норильский Никель. Он дофига чего возил, возит и будет возить. Не забывайте про него.

И про СМП вы так и не упомянули ни разу. Агрузопоток по нему каждый год нарастает. Пока это конечно немного, но… Все упирается в отсутствии инфраструктуры по СМП. Сейчас каждый пароход должен затариватся по самое немогу топливом и припасами в исходной точке, бо забункероватся и пополнить припасы по пути НЕГДЕ! Отсутствие необходимой инфраструктуры сильно тормозит развитие СМП. Ну хорошо, инфраструктуру разовьем. Это уже делается. Сабетту строят, Певек с Тикси реанимируют… Но КАК туда припасы попадут? С топливом понятно. Трубу можно проложить. А еда? А стройматериалы? И так далее и тому подобное. Телепортируются? С дорогами там напряг и автотранспорт — не вариант. Паровоз? По мерзлоте класть дорогу тоже проблемно. Мерзлота хоть и вечная, но летом сверху оттаивает все же и дорога «плывет». Авиация? Дорого. Чего осталось? Угу, пароход

Опять таки… Конечно хорошо жить в мире без аварий и катастроф, но на практике так не бывает. Следовательно по всему маршруту СМП должно быть спасательное обеспечение. Это тоже уже делается. И структуры организовываются и станции строятся. И опять таки без ледоколов никак.

Ну конечно интересы МО. Арктические гарнизоны тоже требуют снабжения.

В придачу ко всему полезные ископаемые есть не только на материках, но и под водой. В том числе и в Арктике. Их в целом пока хватает на земле, но ПОКА. Джапы УЖЕ начали проект по добычи ископаемых со дна. И остальным до этого не так уж долго осталось. Или вы собираетесь чесаться, когда уже жареный петух в одно место клюнет?

А вы еще спрашиваете зачем строим ледоколы и что никто ничего не говорит Все давно уже рассказано и объяснено. Видимо вы читать не любите

Новейший инновационный дизельный ледокол страны, способный за минуту совершить разворот на месте на 360 градусов и пройти ледовое поле двухметровой толщины, - "Александр Санников" отправляется из Санкт-Петербурга в первый арктический поход.

Судно построено на верфях в Выборге по заказу компании "Газпром нефть" для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. О том, что представляет собой "Александр Санников" и почему его появление является еще одним технологическим прорывом для нашей страны, - в материале ТАСС.

Дизель предпочли атому

Создатели "Александра Санникова" называют его самым технологичным судном в своем классе. На нем установлена инновационная система маневрирования в сплошном льду, которая позволяет при относительно небольшой мощности двигателя показывать лучшую ледопроходимость. Кроме того, на судне полностью автоматизировано управление энергообеспечением, что повышает эффективность его эксплуатации и обеспечивает до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов.

На сегодняшний день количество дизельных ледоколов в России уже превышает число атомных в семь раз. Это обусловлено рядом преимуществ более маневренных судов. Длина "Александра Санникова" составляет 121,7 м, ширина главной палубы (включая отбойные конструкции) - 26 м. Для сравнения - современный атомный ледокол проекта "Сибирь" крупнее почти на треть. Однако большие габариты не означают лучшую эффективность. Новый ледокол "Газпром нефти" по эксплуатационным показателям не уступает атомным-гигантам и превосходит их за счет меньшего энергопотребления. Испытания показали, что при мощности в 22 МВт "Александр Санников" показывает аналогичную ледопроходимость с атомными ледоколами типа "Таймыр" и "Вайгач", которые тратят на ту же работу до 36 МВт (на треть больше энергии). Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Такое техническое решение дает "Александру Санникову" преимущества в маневренности, а также позволяет преодолевать плотный лед со скоростью более 2-х узлов (4 км/ч), двигаясь как носом, так и кормой. На чистой воде ледокол может разгоняться до 16 узлов (30 км\ч). Кроме того, судно обладает низкой осадкой (до 8 метров) для работы на мелководье, где не пройдут большинство из атомных исполинов.

Еще одна важная особенность нового ледокола - работа по принципу "нулевого сброса": без каких-либо рисков для окружающей среды. Такой подход можно назвать новым стандартом для последующего развития транспортной инфраструктуры в Арктике, которая должна функционировать без нанесения вреда экологии. В случае с "Александром Санниковым" его система "жизнеобеспечения" устроена так, что все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами.

Инвестиции на север

Россия сохраняет за собой позиции основного оператора в Арктике и планирует развивать по Северному морскому пути морское судоходство Европа - Азия, особенно с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.









Фото {{sliderIndex+1}} из 9

Развернуть

{{sliderIndex+1}} / 9

Описание

С приходом новых технологий несколько лет назад стало возможным освоение одного из крупнейших разрабатываемых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал - Новопортовского. Появление ледокола "Александр Санников" - это еще один технологический прорывов для повышения эффективности логистики по Северному морскому пути и поставок нефти через терминал "Ворота Арктики" - единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом.

"Ворота Арктики"

Отгрузка нефти через терминал "Ворота Арктики" началась в 2016 году: команду нефтяникам о начале загрузки первого танкера дал по видеосвязи лично президент России Владимир Путин.

Продолжение

По прогнозам "Газпром нефти" к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. К примеру, по итогам прошлого года активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество бункеровок танкеров в Арктике. "Газпром нефть" делает ставку на создание собственного арктического флота. По заказу компании уже построены и эксплуатируются несколько танкеров. Следом за ледоколом "Александр Санников" будет введен в эксплуатацию второе ледокольное судно - "Андрей Вилькицкий". Оба они будут работать под российским флагом и обеспечат нашей стране новые возможности для транспортировки арктической нефти.

"Газпром нефть" продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры на полуострове Ямал в районе Нового Порта и планирует достичь максимальной эффективности добычи и монетизации всех видов углеводородов, добываемых на полуострове. В рамках данной стратегии компания уже получила лицензию на поиск и оценку запасов нефти, конденсата и газа на участках Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый.

Новопортовское месторождение

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Продолжение

Сложность разработки запасов Новопортовского месторождения обуславливает наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка. Для достижения максимальной эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти "Газпром нефть" развивает проекты по строительству горизонтальных и многоствольных скважин, а также многостадийного гидроразрыва пласта.

На этой неделе на Английской набережной у Благовещенского моста появился оранжевый ледокол – сегодня на «Александре Санникове» подняли российский флаг, а уже в июле он отправится в Арктику. Мы первыми попали внутрь судна и поговорили с техническим суперинтендантом Управления по строительству и эксплуатации флота Михаилом Борзых о том, как выживают люди и механизмы при температуре минус 50.

Чем уникально это судно

«Александр Санников» приспособлен для работы при минус 50 – а это значит, что испытывались его механизмы при температуре ниже еще на десять градусов. Это уникальный случай: даже самое морозостойкое оборудование сегодня рассчитано на минус 40. Поэтому при строительстве возникла проблема: в мире просто не было производителей, создававших что-либо подобное.

Любой материал в холоде значительно уменьшается, а обычная сталь палубы становится хрупкой. Поэтому участникам тендера пришлось проводить специальные испытания и получать новые сертификаты. Спроектировали и собрали ледокол на Выборгском судостроительном заводе, но его части привозили со всего мира.

Мощность «Санникова» сопоставима с характеристиками атомных ледоколов, а объем значительно меньше, что позволит ему работать в условиях мелководья. Еще один плюс – маневренность, его винт находится не в корпусе, а под ним, поэтому он может развернуться на месте на 360 градусов за минуту. «Когда опытные моряки это видят, у них стоит ужас в глазах», – комментирует Михаил Борзых. Скорость судна 16 узлов, это примерно 30 км/ч, а по льду толщиной два метра оно может двигаться со скоростью 2 узла.


Его винты могут крошить лед – именно поэтому судно в состоянии преодолевать перемычки больше своего корпуса в два-три раза. Обычный ледокол работает своим весом: заезжает на льдину и продавливает ее. На «Санникове» другая система: он размывает лед впереди, раздвигает его, а не ударяет.

Здесь есть вертолетная площадка, закрытые шлюпки, больше похожие на портативные дома, системы, с помощью которых можно тушить пожары на буровых и ликвидировать разливы нефти, и даже бассейн для экипажа. У судна нулевой выброс – то есть никаких загрязняющих веществ в природу оно не сбрасывает, все отходы либо перерабатываются прямо на борту, либо хранятся до возвращения.


Для чего построен «Санников»

Это судно построено для работы на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении на полуострове Ямал, там оно окажется уже в конце июля-начале августа. Природные ресурсы здесь обнаружили еще в середине прошлого века, но из-за суровых погодных условий не добывали. Первая партия нефти отправилась оттуда в 2014 году, транспортировать ее можно только по морю. Чтобы танкеры могли пройти по Обской губе, где лед держится 255 дней в год, и нужен ледокол. Но массивный атомный здесь просто застрял бы из-за небольшой глубины.


Экипаж

Судно построено по самому высокому классу автоматизации из возможных на сегодняшний день, поэтому работает здесь всего 19 человек. Для сравнения на атомном ледоколе экипаж состоит из 96 специалистов. График работы: четыре через четыре месяца. На вахте нужно стоять по четыре часа дважды в сутки, каждый день, без выходных и праздников. Основная задача сотрудников – не допустить поломки оборудования, поэтому ежедневно его будут смазывать, обслуживать, ремонтировать.

«Работа сложная: в изоляции, при низких температурах, выдерживают не все, – утверждает Михаил Борзых, – Система подготовки кадров, работающих в экстремальных условиях, четко определена и прописана кровью. Современный моряк перед тем, как вступить на борт судна, должен иметь 11 документов, подтверждающих его квалификацию, знать, как спастись в любых условиях, быть психологически устойчивым – нервных людей на ледоколе быть не может. В таком небольшом замкнутом коллективе очень важны нормальные отношения, поэтому особо конфликтного могут отправить домой раньше: на первом идущем мимо судне – такие случаи бывали».

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе - «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение и Novy Port

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района - долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

Через «Ворота Арктики» в Европу

«Ворота Арктики» - уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе - в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище - он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса - 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно.
Обская губа очень сложна в гидрологическом плане - она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море - оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Арктический флот «Газпром нефти»

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан . И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Секреты нового ледокола

Ледокол «Александр Санников» - это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой - до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне - многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн - функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна - «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» - российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами - важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Не хуже атомных предшественников

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» - один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа - для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: