Миг 31 бм технические характеристики. МиГ–31

Самолеты являются одними из самых быстрых воздушно-транспортных средств, способных развивать скорость свыше 1500 км/ч. Огромное значение скорость имеет в первую очередь для военных самолетов, которые должны мгновенно реагировать и выполнять опасные, повышенной сложности задачи. Они способны преодолевать рубеж скорости в 2000 км/ч, что составляет более 2 Махов.

В топ-10 вошли самые быстрые истребители в мире , которые в настоящее время находятся на вооружении многих государств.

Скорость 1 900 км/ч

Французский военный самолет «» (Rafale ) открывает список самых быстрых истребителей в мире. Воздушное судно способно выполнять широкий спектр задач, как на близких, так и дальних расстояниях. Так же в его задачи входит поражение морских и наземных целей, разведка, завоевание превосходства в воздухе, нанесение высокоточного удара. Максимальная скорость на большой высоте составляет 1900 км/ч (1,8 Маха). Rafale был специально разработан для французских ВМС и ВМФ компанией Dassault Aviation. Истребитель принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году. Всего произведено 145 воздушных единиц.

Скорость 2 200 км/ч

» (Saab JAS 39 Gripen) занимает девятую строчку среди самых быстрых многоцелевых истребителей в мире, разработанный шведской компанией СААБ Авмоникс в 1988 году. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году и поставлен на вооружение ВВС Швеции. Также модификация эксплуатируется и за рубежом: Gripen стоит на вооружении ВВС Чехии, Венгрии, Таиланда и ЮАР. Военный самолет может быть использован как штурмовик, разведчик и истребитель. На большой высоте он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч (2.0 Маха). Компанией выпущено порядка 270 воздушных единиц JAS 39, 204 из которых эксплуатируются исключительно ВВС Швеции.

Скорость 2 415 км/ч


Многоцелевой военный самолет - один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

Скорость 2 445 км/ч


Среди самых быстрых истребителей в мире советский военный самолет занимает седьмое место. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности принимал участие во многих вооруженных конфликтах 80-х годов прошлого века. Максимальная его скорость на большой высоте составляет порядка 2445 км/ч, что равно примерно 2.35 Махам. МиГ-23 был введен на вооружение в 70-х годах и до сих пор стоит на вооружении таких стран, как Индия, Сирия и Ливия. Всего было произведено 3 630 истребительных модификаций.

Скорость 2 450 км/ч


Шестую позицию занял немецкий «» (Typhoon), введенный на вооружение ВВС Германии в 2003 году. Максимальная скорость воздушного судна на высоте составляет 2450 км/ч или 2.0 Маха. Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс. Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны. Боевой радиус в режиме истребителя равен 1390 км. Многоцелевой истребитель также стоит на вооружении Великобритании, Италии, Австрии, Испании и Саудовской Аравии. На данный момент произведено около 500 воздушных единиц «Тайфун».

Скорость 2 875 км/ч


Пятая строчка достается советскому военному судну . Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

Скорость 2 485 км/ч


(Grumman F-14 Tomcat) является одним из самых быстрых истребителей в мире. Он был разработан в 70-х годах прошлого века американской компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. В 2006 году истребитель был выведен из эксплуатации ВМС США. В настоящее время поставляется в Иран, где и состоит на вооружении государства. Истребитель-перехватчик четвертого поколения имеет систему, позволяющую сопровождать 24 цели, а также совершать захват и запуск по 6 из них одновременно на различных высотах и дальностях. Всего было произведено 712 воздушно-военных единиц. Крейсерская скорость «Томкэт» - 2485 км/ч (2.34 Маха).

Скорость 2 650 км/ч


Американский всепогодный тактический истребитель (McDonnell Douglas F-15 Eagle) открывает тройку самых быстрых самолетов в своем классе. Он был передан в эксплуатацию в 1976 году. В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, где пробудет вплоть до 2025 года. Создавалась данная модификация американской компанией для завоевания превосходства в воздухе. Максимальная скорость, на которую способен Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» на предельной высоте, составляет 2650 км/ч (2,5+ Маха). Всего было произведено порядка 1500 воздушных единиц. Помимо США, истребители эксплуатируются Израилем, Японией и Саудовской Аравией.

Скорость 2 700 км/ч


занимает второе место среди самых быстрых истребителей в мире. Рекордные показатели, которые были зарегистрированы при полете на военном судне, составили 2700 км/ч (3.2 Маха). Советский сверхзвуковой истребитель третьего поколения создавался для перехвата американских разведывательных суден. Скорость звука МиГ-25 равняется 3,2 скорости звука, что позволяет ему поражать цели на высоте до 25 км. Военно-воздушное судно активно принимало участие во многих военных конфликтах. Сейчас истребитель состоит на вооружении ВВС России и Украины. Всего было произведено около 1200 воздушных единиц.

Скорость 3 000 км/ч

Всепогодный истребитель-перехватчик возглавляет рейтинг самых быстрых в мире. Его основным назначением является перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Воздушное судно поступило на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Сейчас МиГ-31 эксплуатируется ВВС России. Максимально развиваемая истребителем скорость на большой высоте - 3000 км/ч (2.82 Маха). Всего было произведено 519 воздушных единиц.

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
МиГ-31 / изделие 01 - FOXHOUND

МиГ-31БМ / изделие 01БМ - FOXHOUND

Дальний истребитель-перехватчик - первый советский истребитель четвертого поколения. Проработка вариантов истребителей для замены велась с 1965 г. Исследовался проект тяжелого перехватчика с двигателями Р-15БФ-300 и РЛС "Смерч-100", вооруженный ракетами . С 1966 г. начата разработка проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М - прототипа МиГ-31. В 1968 г. по новому самолету выданы рекомендации ЦАГИ. В 1972 г. сформулированы тактико-технические требования с упором на увеличение дальности полета и продолжительности барражирования перехватчика. Один из вариантов самолета предполагалось оснастить крылом с изменяемой геометрией с двумя двигателями РД-36-41М разработки ОКБ-36 МАП (главный конструктор - П.А.Колесов). После постановки требований о возможности ведения полуавтономных действий по перехвату целей в условиях отсутствия сплошного поля РЛС, в 1972 г. разработан эскизный проект перехватчика Е-155МП. Генеральный конструктор - Р.А.Беляков. По 1976 г. главным конструктором Е-155М был Г.Е.Лозино-Лозинский, кроме него в группу основных разработчиков входили В.А.Архипов, К.К.Васильченко и А.А.Белосвет. С 1978 г. по 1985 г. главный конструктор - К.К.Васильченко, позже - А.А.Белосвет и Э.К.Кострубский.

Самолет обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, является одним из немногих носителей ракет "воздух-воздух" большой дальности, способен перехватывать маловысотные малогабаритные цели типа крылатых ракет. До 2000 г. МиГ-31 был единственным в мире серийным истребителем, оснащенным РЛС с ФАР.

Конструкция - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Конструкция близка . Планер выполнен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150 град С (до 33% конструкции), зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана (16% конструкции) и нержавеющих сталей (50% конструкции).


МиГ-31Б борт №09 синий без двигателей. г.Пермь / Большое Савино, 07.07.2012 г. (фото - Андрей Ногин, http://russianplanes.net/id80874).


Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках. Заправка централизованная.


На перенем плане штанга дозаправки МиГ-31ДЗ в сложенном положении. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).


Конктрукция шасси предусматривала эксплуатацию с аэродромов II класса. Оснвные опоры шасси с двумя колесами КТ-175 с шинами моделей 5А или 2А (отличаются рабочим давлением), заднее колесо со сдвигом вовне относительно переднего. Передняя опора шасси оборудована двумя колесами КТ-176 с шинами модели 11А. Производитель колес для всех стоек шасси - "АК Рубин", производитель бескамерных шин - Ярославский шинный завод. По состоянию на 2012 г. колеса МиГ-31 оснащаются металло-керамическими тормозными дисками, хотя в конце 1980-х были разработаны, испытаны и выпускались ограниченной серией на Московском электродном заводе углеродные монодиски из материала "Термар". Изготовитель отливок для колес - Балашихинский литейно-механический завод.
- база шасси - 7113 мм
- колея шасси - 3638 мм
- основные стойки - размерность колес - 950 х 300 мм
- передняя стойка - размерность колес - 660 х 200 мм


Передняя опора шасси МиГ-31Б борт №37 красный заводской №38400171186, Липецк, 09.09.2009 г. (фото - Алексей Коваль, http://russianplanes.net/id67945).


Передняя опора шасси МиГ-31 (фото - ABL22, ).


Основная опора шасси МиГ-31 - правая по направлению полета (фото - ABL22, ).


В ходе летных испытаний в конструкцию самолета внесены изменения: на передней кромке крыла по всему размаху установлены 4-х секционные отклоняемые носки, конструкция крыла усилена третьим лонжероном (для увеличения прочности при полетах на высоких скоростях), изменено расположение аэродинамических тормозов. Тормозные щитки выполняют одновременно функцию створок основных опор шасси. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Механизация крыла - щелевые закрылки, элероны и четырехсекционные отклоняемые носки крыла. Воздухозаборники боковые, регулируемые подвижными горизонтальными панелями.

Двигатели - 2 х ТРДДФ (двухконтурные ТРД с форсажной камерой) Д-30Ф-6. Двигатели разработаны Пермским моторостроительным КБ под руководством П.А.Соловьева. Двигатели этой модели устанавливались на самолеты МиГ-31 начиная с прототипов Е-155МП. Доводка двигателей Д-30Ф-6 велась на опытном самолете (1975-1976 г.г.).


Двигатель состоит из семи модулей:
- компрессор низкого давления - 5 ступеней, степень сжатия воздуха - 5, степень двухконтурности - 0.57;
- компрессор высокого давления - 10 ступеней, степень сжатия воздуха - 7.05, суммарная степень повышения дваления - 21.15;
- трубчато-колцевая камера сгорания с 12 жаровыми трубами;
- турбина высокого давления - 2 ступени, отбор воздуха для охлаждения лопаток производится из 5-й и 10-й ступеней компрессора;
- турбина низкого давления - 2 ступени;
- форсажная камера - 4 кольцевых стабилизатора пламени, розжиг методом "огневой дорожки";
- многостворчатое всережимное охлаждаемое сопло с варьируемой площадью выходного сечения, система управления включает в себя 18 цилиндров;

Запуск двигателя осуществляется с помощью вспомогательного ГТД, расположенного над ТРДД.

ТТХ двигателя:
Тяга:
- на максимале - 9270 кг (9500 кг по др.данным)
- на полном форсаже - до 15510 кг
Масса двигателя сухая - 2416 / 2420 кг
Удельный расход топлива:
- 0,72 кг/кгс в час (бесфорсажный взлетный режим)
- 1,9 кг/кгс в час (крейсерский форсажный режим)

ТТХ самолета :
Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения)

Длина - 22,688 м (с ПВД)
- 20,62 м (без ПВД)
Размах крыла - 13,464 м
Стреловидность по передней кромке - 41 град.
Размах стабилизатора - 8,74 м
Высота - 6,15 м
Площадь крыла - 61,6 кв.м
Площадь стабилизаторов:
- 10.12 кв.м (Е-155МП)
- 9.8 кв.м (МиГ-31)
Угол развала вертикального оперения - 8 град
Угол развала подфюзеляжных гребней - 12 град

Масса максимальная:
- 46200 кг (с 2 х ПТБ, 45500 кг по др.данным)
- 41000 кг (с полной заправкой, без ПТБ)
- 46835 кг (МиГ-31БМ)
Масса нормальная - 36800 кг
Масса пустого - 20500-21825 кг (по разным данным)
Масса топлива:
- 16350 кг (19500 л)
- 15500 кг (по др.данным)
Масса полезной нагрузки:
- до 5000 кг (до 4000 кг по др.данным)
- 3000 кг (МиГ-31БМ)

Скорость максимальная:
- 1500 км/ч (у земли)
- 3000 км/ч (2,83 М на высоте 17500 м)
- 3000 км/ч (МиГ-31БМ)
Скорость крейсерская:
- 2550 км/ч (2.35 М, на высоте, Е-155МП)
- 2550 км/ч (2,35 М, на высоте)
- 0,85 М (дозвуковая крейсерская)
Скорость посадочная - 280 км/ч
Скороподъемность - высота 20000 м за 7,9 мин

Дальность - 3300 км (перегоночная без ракет с ПТБ)
- 3020 км (по др.данным с ПТБ)
- 2150-2500 км (без ПТБ)
- 2300 км (практическая, МиГ-31БМ)
Радиус действия боевой:
- 700 км (на крейсерской скорости 2,35 М без ПТБ, Е-155МП)
- 1200 км (на крейсерской скорости <1 М без ПТБ, Е-155МП)
- 720 км (на крейсерской скорости 2,35 М без ПТБ)
- 1200 км (на крейсерской скорости 0,85 М без ПТБ)
- 1400 км (на крейсерской скорости 0,85 М с ПТБ)
- 2200 км (на крейсерской скорости 0,85 М с одной дозаправкой)
Потолок - до 30000 м (динамический)
- 20600 м (практический)
- 20000 м (практический, МиГ-31БМ)

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 G (все модификации)
Продолжительность полета:
- 3,6 часа (с ПТБ)
- 6-7 часов (с дозаправкой, МиГ-31Б и др.модификации с системой дозаправки)
Разбег - 950-1200 м
Пробег - 800 м

Вооружение - подвесное - на 4-х узлах подвески под фюзеляжем и 4-х под крылом:

Артиллерийское - встроенная по правому борту в нижней части фюзеляжа за крылом 23 мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов; пушка устанавливается начиная с предсерийных самолетов МиГ-31 / "изделие 01", в т.ч. на МиГ-31БМ.

Ракеты класса "воздух-воздух":
- МиГ-31 / МиГ-31Б / МиГ-31БС - под фюзеляжем в полуутопленном положении на катапультных пусковых установках АКУ-410 устанавливаются 4 ракеты , на внутренние подкрыльевые узлы могут подвешиваться 2 ракеты или на узле подвески АПУ-60-II по 2 ракеты (итого - 4 ракеты); Начиная с модификации МиГ-31Б могут использоваться доработанные ракеты и под крылом применяются ракеты . Аппаратура ракет отрабатывалась на ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.), а так же на Ту-104ЛЛ с РЛС "Заслон" (в т.ч. проводились пуски ракет , 1973-1975 г.г.), система катапультного старта ракет испытана на опытном самолете (1973 г.).


МиГ-31ДЗ (предположительно) борт №06 красный с типовой подвеской ракет Р-33 и Р-60М, авиабаза Балтимор / Воронеж, август 2012 г. (фото - Иван Вукадинов, http://russianplanes.net/id85004).


Подвеска ракет Р-33 / AA-9 AMOS под фюзеляжем МиГ-31 борт №36, июнь 2007 г. (фото ABL22, ).


МиГ-31БМ борт №27 красный с двумя ракетами Р-33 под фюзеляжем и двумя Р-73 под крылом, август 2012 г. (фото - Kirill M, http://russianplanes.net/id86742).


- / МиГ-31Д - под фюзеляжем на 6 АКУ ракеты Р-37, под крылом - аналогично МиГ-31 или 4 ракеты Р-77 (РВВ-АЕ), артиллерийское вооружение снято;

МиГ-31БМ - 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время. Судя по всему, речь о ракетах . Кроме того, согласно плакату на выставке авиационной техники в Кубинке 02.04.2009 г. в комплекс вооружения самолета входят ракеты , и (до замены на К-37М). Изменена конструкция пилонов, использование ракет типа Р-40 не предполагается.


Подкрыльевые пилоны МиГ-31БМ борт №21 красный, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 30 марта 2012 г.
(фото - photo ilius, http://photo-ilius.livejournal.com).


Прочее подвесное вооружение - по имеющимся данным с установкой контейнера АПК-9 могут использоваться ракеты класса "воздух-поверхность" типа Х-59. Так же в конце 1990-х годов на авиасалонах показывалась ударнмая модель МиГ-31 с ракетами Х-58. В начале 2000-х годов существовало предложение по оснащению ударной версии МиГ-31 ПКР - вероятно, имелся ввиду экспортный вариант самолета.


Ракета Х-58 на пусковом устройстве АПУ-58 под крылом ударного варианта МиГ-31. Один из авиасалонов МАКС, конец 1990- - начало 2000-х годов (http://militaryphotos.net).


Эскиз предполагаемого проекта размещения ПКР "Яхонт" / BrahMos на МиГ-31, начало 2000-х годов (http://lib.ec).


Подвесные топливные баки до 2-х шт. по 2500 л могут подвешиваться на внешние подкрыльевые узлы подвески. Не используются на практике. По неподтвержденным данным из-за проблем с центровкой самолета при их применении.


Оборудование:
Система управления вооружением "Заслон" включает в себя РЛС с ФАР, теплопеленгатор 8ТК, прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В и запросчик госопознавания 035М-7 (623-2).

Импульсно-доплеровская РЛС с ФАР РП-31 / Н007 / СБИ-16 / РЛС-8Б "Заслон" - FLASH DANCE - на стадии проекта Е-155ПА предполагалось использование РЛС "Смерч-100" (1965 г.). Позже под проект Е-155М начаты проработки РЛС под руководством Б.И.Сапсовича. С 1968 г. созданием РЛС "Заслон" занимается НИИ приборостроения (позже переименовано в НПО "Фазотрон"), научно-технический руководитель работ - В.К.Гришин (позже - генеральный конструктор НПО "Фазотрон"). Главный конструктор комлекса РЛС - А.И.Федотченко, возможно, позже - Ю.Гусков. В процессе разработки построено и испытано 7 вариантов РЛС с ФАР. В состав РЛС входят:
- антенна с электронной системой отклонения луча;
- передающее устройство;
- приемное устройство;
- задающий блок с системой синхронизации;
- система сопряжения с бортовой аппаратурой;
- цифровая вычислительная система;
- система объективного контроля;

Диапазон длин волн - S (по классификации NATO, ок. 3 см), Х (по отечественным данным)
Диаметр антенны - 1,1 м.
Масса СУО - 1495 кг
Дальность обнаружения воздушных целей
- в передней полусфере 200-320 км
- на встречных курсах 150-200 км (ЭПР 19 кв.м)
- самолетов с ЭПР 5 кв.м - 180 км
- в задней полусфере - 90-150 км
- в задней полусфере - 60 км (ЭПР 19 кв.м)
- цели типа F-16 - 120 км
- цели типа B-1B - 200 км
Дальность сопровождения целей в передней полусфере:
- бомбардировщиков - 150-200 км
- истребителей (ЭПР ок. 2 кв.м) - 90 км
Дальность сопровождения целей в задней полусфере:
- бомбардировщиков - 120 км
- истребителей - 70 км
Сектор обзора РЛС (обнаружение и сопровождение):
- обнаружение по азимуту сектор 160 град. (+-45 град с перемещением на +-35 град)
- сопровождение по азимуту сектор 140 град
- по вертикали - от -60 до +70 град.,
С высоты 6000 м захват цели с ЭПР 1 кв.м летящей на высоте 60 м осуществляет на дальности 20 км, одновременно может сопровождать до 10 целей, при этом в автоматическом режиме позволяет атаковать до 4 целей из сопровождаемых. Выбор целей для обстрела осуществляется БЦВМ "Аргон-15". Все режимы работают во всем секторе обзора РЛС (в отличии от американского F-14).


РЛ-станция "Заслон" (Оружие России. М., Военный парад, 1997 г.).


Создание обзорно-следящего теплопеленгатора 8ТК начато в 1970 г. НПО "Геофизика" подруководством Д.М.Хорола. С 1972 г. по проекту Е-155МП предполагалось оснащение самолета новой системой обмена информацией о целевой обстановке с самоетами группы, увеличен состав экипажа - добавлен штурман-оператор.
Масса теплопеленгатора - 124 кг
Дальность обнаружения цели типа "истребитель" в задней полусфере при работе двигателя цели на режиме "максимал" - 40 км
Сектор обзора:
- по горизонтали - сектор 120 град
- по вертикали - от -13 до +6 град

Отработка РЛС "Заслон" велась на двух летающих лабораториях Ту-104 - на первом самолете с весны 1973 г. отрабатывалось управление ФАР, процессы поиска и обнаружения целей; на втором самолете с осени 1975 г. изначально отрабатывались конкретные технические вопросы (например захват цели с последующим дискретным сопровождением), а позже работа РЛК в целом. так же производилась отработка работы комплекса с пусками ракет Р-33 из-под Ту-104ЛЛ.

Опытный образец РЛС Б1.01 с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Заслон" впервые установлен на опытном втором экземпляре самолета Е-155МП / изделие "83/2" (борт №832), совершившем первый полет в 1976 г. Несмотря на отработку на самолетах Ту-104ЛЛ размещение комплекса РЛС на Е-155МП было сопряжено с рядом проблем и потребовало длительных работ по доводке РЛК.

15 февраля 1978 г. один из опытных МиГ-31 на полигоне в Ахтубинске впервые осуществил одновременное обнаружение и сопровождение 10 воздушных целей. Потребовалось переоборудование полигона для обеспечения расстояния в 200 км между истребителем и целями при выводе их на встречные курсы. В ходе испытаний исследовалось сопровождение целей РЛС и на минимальной дальности - менее 1 км. В 1977 г. на стендовые испытания поступили опытные образцы теплопеленгатора 8ТК, испытания завершены в 1980 г.

Аппаратура радиовизирования и управления "Радуга-Борт-МБ" комплекс РК-РЛДН / 5У15К11 - обеспечивает прием и декодирование сигналов запроса наземных станций САЗО, прием информации о целях от наземных автоматизированных систем управления "Рубеж-М", "Луч-2", "Воздух-М1" с использованием радиолиний "Лазурь-М" и "Радука-СПК". От аппаратуры "Радуга-Борт" информация поступает в САУ-155МП, БЦВМ "Аргон-15" комплекса "Заслон" и на прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.

Аппаратура передачи данных в группе самолетов АПД-518 обладает возможностью автоматического наведения на цели других самолетов (ведомых, например, МиГ-23МЛД, МиГ-29, Су-27) и работы в режиме мини-АВАКСа в составе группы до 4-х МиГ-31 удаленных друг от друга на расстояния до 200 км (РЛС-контроль фронта шириной до 800-900 км). Целераспределение осуществляет ведущий, передача информации ведется аппаратурой "Радикал-ПД". Принципы передачи информации:
- от ведущего к ведомым;
- от ведомых ведущему;
- от ведущего одной группы ведущему другой группы самолетов" (до 4-х ведущих в обмене информацией)
- от ведущего на наземные автоматизированные системы управления;

Е-155МП МиГ-31 МиГ-31Б МиГ-31БМ
РЛС на первом экземпляре массо-габаритный макет РЛС "Заслон", на втором экземпляре - РЛС "Заслон" опытный образец;
импульсно-доплеровская РЛС с ФАР РП-31 / Н007 / СБИ-16 / РЛС-8Б / Б1.01 "Заслон" FLASH DANCE
улучшенная РЛС "Заслон-А" новая РЛС с ФАР
Дальность обнаружения целей - 320 км (240 км согласно плакату на выставке техники в Кубинке 02.04.2009 г.)
Дальность сопровождения целей - до 280 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 24 (10 по данным Минобороны) целей с одновременным обстрелом 6 целей (согласно плакату на выставке техники в Кубинке 02.04.2009 г. и сообщениям Минобороны)
БЦВМ БЦВМ "Аргон-К" или прототип БЦВМ "Аргон-К" / "Аргон-15" / А-15
- масса - 53 кг
- производительность - 100000 оп/с
- ОЗУ - 4 кб
- ПЗУ - 72 кб
- скорость суммирования 1,2 мкс
- умножения - 10 мкс
- время наработки на отказ - 500 часов
Управляет пуском ракет, определяет и сопровождает 4 цели
модернизированная БЦВМ
ИК-пеленгатор на первом экземпляре массо-габаритный макет, на втором экземпляре - опытный образец 8ТК
теплопеленгатор передней полусферы 8ТК / 8ТП (?) на выдвижной турели (дальность обнаружения - до 50 км, сектор обзора по горизонтали 120 град., по вертикали - от -13 до +6 град.). Сопряжен с РЛС, выдает целеуказание для ракет с ИК ГСН.
ИЛС и индикаторы
цветная индикация тактической обстановки на лобовом стекле пилота ППИ-70В (разработана МПКБ "Восход", Прицельно-Пилотажный Индикатор)

малый индикатор тактической обстановки пилота ИТО-1 (ЭЛТ-экран с усилителем подсвета изображения)

большой индикатор тактической обстановки штурмана-оператора ИТО-2 (ЭЛТ-экран)

сдвоенный индикатор РЛ и ИК каналов штурмана-оператора

цветные вибростойкие ЭЛТ-экраны
Система управления вооружением
цифро-аналоговая САУ-155УП
цифро-аналоговая САУ-155МП, отработка комплексов навигации КН-25 и САУ-155МП велась на самолете ЛЛ (1975 г.)
модернизированная
Система управления самолетом механическая с гидроусилителями механическая с гидроусилителями, система ограничительной сигнализации СОС-3М-2
Командное наведение аппаратура радиовизирования и управления "Радуга-Борт-МБ" - комплекс РК-РЛДН / 5У15К11
Навигация 1 комплекс "Полет-1И" комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными навигационными подсистемами ИС-1-72А и новым цифровым вычислителем "Маневр"; отработка комплекса КН-25 и САУ-155МП велась на самолете ЛЛ (1975 г.)
Навигация 2

дальняя навигационная система "Тропик" (аналог системы LORAN, обеспечивает КВО 130-1300 м на маршруте до 2000 км);

дальняя навигационная система "Маршрут" (аналог системы OMEGA, КВО 1800-3600 м на маршруте 2000-10000 км) обеспечивают следование выбранным маршрутом и возврат на аэродром в автоматическом режиме;

система ближней навигации, посадки и определения координат "Радикал-НП" / А-312;

радиотехническая система дальней навигации "Квиток-2" / А-723

радиовысотомер А-031; автоматический радиокомпас АРК-19; маркерный радиоприемник А-611

радиотехническая система дальней навигации "Квиток-2" / А-723
СРО система опознавания "свой-чужой", запросчик госопознавания 035М-7 (623-2)
СОРС система предупреждения об облучении РЛС "Сирена-3" система предупреждения об облучении РЛС СПО-15ЛМ "Береза"
Передача данных
аппаратура передачи данных АПД-518 используются новые режимы защищенного обмена информацией, воможна передача данных о целевой обстановке наземным постам ПВО для целеуказания ЗРК
Радиостанции УКВ Р-800ЛГ, Р-862;
КВ Р-864 / Р-844
Прочее БРЭО кабина оператора снабжена индикатором тактической обстановки с круглым экраном и двумя прямоугольными экранами улучшенные средства РЭБ
Дозаправка есть система дозаправки (МиГ-31 изделие "01ДЗ" - т.е. поздних выпусков, штанга дозаправки слева перед кабиной экипажа)
есть система дозаправки, штанга дозаправки слева перед кабиной экипажа
Прочее катапультные кресла КМ-1М катапультные кресла К-36ДМ
устройство постановки-сброса пассивных помех УВ-3А

В ходе работ по оснащению МиГ-31 оборудование дозаправки в воздухе испытывалось как левое так и правое расположение штанги дозаправки.


Расположение радиотехнических устройств в носовой части справа на МиГ-31БМ борт №22 красный, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 30 марта 2012 г. (фото - photo ilius, http://photo-ilius.livejournal.com).


Контейнер для тормозного парашюта после отстрела парашюта, видно пушку над правой стойкой шасси. МиГ-31БМ борт №27 синий, 2011 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net).


Модификации :

- МиГ-25МП (Е-155МП, изделие "83", иногда в прессе - МиГ-25ПМ) - переходная модель-прототип истребителя-перехватчика МиГ-31 (первый полет - 16 сентября 1975 г., А.В.Федотов), НИОКР велись с 1972 г., РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Заслон" (на первом экземпляре - массо-габаритный макет, на вором экземпляре - опытный образец), двигатели - двухконтурные форсированные Д-30Ф-6. Построено 2 самолета на ММЗ им.А.И.Микояна - изделие "83/1" (борт №831) и изделие "83/2" (борт №832). На первом экземпляре изначально установлено крыло от - без отклоняемых носков крыла, с острой передней кромкой, без наплывов. В процессе испытаний крыло заменено на классическое крыло МиГ-31 - с корневыми наплывами, с отклоняемым носком крыла, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор оборудован "ножом" на задней кромке, отогнутым вверх на 5 град. Подфюзеляжные гребни на 1.2 кв.м больше по площади гребней . Тормозные створки (створки ниш шасси) отклонялись под углом 40 град. к оси самолета. Крыльевые баки отключены от топливной системы самолета. Второй самолет построен в начале 1976 г., оснащен реальным БРЭО, уменьшена площадь подфюзеляжных килей. Второй экземпляр совершил первый полет 22 апреля 1976 г. (летчик А.В.Федотов). Обе машины потеряны в ходе испытаний - 20.09.1975 г. (летчики катапультировались) и 04.04.1984 г. (летчики А.В.Федотов и В.Зайцев погибли).


- МиГ-31 (изделие "01")
- самолеты установочных серий производства Горьковского авиазавода "Сокол". Первая установочная серия - самолеты с бортовыми №№011 и 012 выпущены летом 1977 г. Первый полет на самолете №011 совершен 13 июля 1977 г., на самолете №012 - 30 июня 1977 г. Выпущены так же вторая установочная серия (борт №201 в 1977 г., борт №202 и 203 в 1978 г.) и третья (1978 г. - бортовые №№301, 302 и 303). самолеты приняти участие в совместных государственных испытаниях системы перехвата. Предсерийный самолет №305 впервые оснащен штатными катапультными креслами К-36ДМ. На самолете борт №202 испытывалась подвеска ПТБ.


Первый самолет первой установочной серии МиГ-31 производства Горьковского авиазавода, борт №011 (http://www.testpilots.ru)


Второй самолет второй установочной серии МиГ-31 производства Горьковского авиазавода, борт №202 (http://www.testpilots.ru).


МиГ-31 борт №202 синий в Музее ВВС в Монино, 2008 г. (http://militaryphotos.net).


Конструктивные отличия от прототипов Е-155МП самолетов установочных серий:
- увеличен размах закрылков (с 1.93 до 2.68 м);
- уменьшена площадь стабилизаторов за счет снятия «ножа» на задней кромке (с 10.12 до 9.8 кв.м);
- уменьшены углы стреловидности оси вращения и углы отклонения стабилизатора;
- увеличено плечо вертикального оперения;
- изменены тормозные щитки (площадь уменьшилась с 1.94 до 1.4 м2, угол отклонения возрос с 40 до 44 град);
- отклонение щитков производится в плоскости, параллельной оси симметрии самолета;
- подфюзеляжные гребни соответствовали гребням самолета "изделие 83/2" / борт. № 832;
- установлен штатный комплекс навигации КН-25 с инерциальной навигационной системой и новым вычислителем;
- в состав вооружения включена встроенная пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23 калибра 23 мм.

- МиГ-31 (изделие "01") - серийная модель - истребитель-перехватчик, серийное производство началось в 1979 г. на Горьковском авиазаводе "Сокол". В 1980 г. первый серийный самолет поступил в части ПВО, официально принят на вооружение в декабре 1981 г., с 1984 г. полностью сменил на конвейере МиГ-25, задержка вызвана доработками бортового радиоэлектронного оборудования и др. узлов;

- МиГ-31 (серийный №1604)
- опытный самолет, четвертый самолет третьей серии МиГ-31, на самолете впервые установлен макет штанги дозаправки. Штанга могла убираться и выдвигаться, но не имела связи с топливной системой самолета.

- МиГ-31 (серийный №3603) - опытный самолет, на самолете установлен полный комплект оборудования для дозаправки, соединенного с топливной системой. Так же на самолете установлена радиотехническая система дальней навигации. Испытания проходили в ЛИИ в жуковском и в Ахтубинске. Проводились испытания РСДН в полярных областях. 30 июля 1987 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 впервые в мире пролетел над Северным полюсом (летчики Роман Таскаев и Леонид Попов) - полет совершался с двумя дозаправками и продолжался 6 часов 26 мин.

- МиГ-31 (серийный №0503) - доработанный Нижегородским авиазаводом в инициативном порядке МиГ-31. Модернизирована конструкция планера, другие системы. основная цель модернизации - улучшение технологии производства и технологичности обслуживания самолета. Изменена система топливной автоматики. Позже самолет участвовал в программе испытаний .


МиГ-31ДЗ борт №12 синий, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 31 марта 2012 г. (фото - Андрюхин, http://russianplanes.net).


МиГ-31ДЗ борт №19 синий, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 31 марта 2012 г. (фото - Андрюхин, http://russianplanes.net).


- МиГ-31Б (изделие "01Б") - серийная модификация МиГ-31 с системой дозаправки топливом в полете от самолетов-заправщиков типа Ил-78 и . Выпускается серийно Нижегородским авиазаводом "Сокол" начиная с конца 1990 г. Принят на вооружение в 1991 г. Впервые показан публично на выставке "Нижегородская осень-92" в 1992 г. Серийное производство завершено в 1994 г. Построено несколько десятков самолетов. МиГ-31Б официально принят на вооружение ВВС России 25 октября 1999 г. Возможности комплекса перехвата возросли в 1.3-2.5 раза по сравнению с базовым МиГ-31. Существенно модернизировано БРЭО систем вооружения, навигации и связи. Создание модификации было во многом обусловлено утечкой информации о БРЭО и возможностях МиГ-31 на Запад через арестованного в 1985 г. в Москве агента А.Толкачева.



МиГ-31Б борт №07 красный, 790-й ИАП, авиабаза Хотилово, 15.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


МиГ-31Б борт №56 красный с символикой ИАП на фюзеляже, 790-й ИАП, авиабаза Хотилово, 15.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


- МиГ-31БС (изделие "01БС") - модернизированные по стандарту МиГ-31Б ранее выпущенные серийные самолеты МиГ-31. Модернизация прошла на Нижегородском авиазаводе "Сокол" и на авиаремонтных заводах ВВС начиная с 1991 г. Самолеты не оборудованы штангами дозаправки.

- - развитие ("М доработанный"), существование не подтверждено, якобы 6 узлов подвески под крылом, первое упоминание - 1990 г.;

- МиГ-31Э - экспортная модификация МиГ-31, прототип (борт №903) создан в начале 1990-х годов на базе серийного МиГ-31 (заводской №38401208786). Впервые показан на публике в июне 1992 г. (Берлин, ILA-1992). По состоянию на 1995 г. ведутся испытания и подготовка к серийному производству в Нижнем Новгороде. Показан на авиасалоне МАКС-1999 в Москве. РЛС - упрощенный вариант "Заслона", оборудование передачи данных на другие самолеты сохранено, ракеты - Р-33 и др. из состава вооружения МиГ-31. По неподтвержденным данным часть машин МиГ-31Э поступили в части ВВС России. Поставок на экспорт не было (неправильная торговая политика, эмбарго на поставку техники в Ирак).


- МиГ-31ФЭ - экспортная модификация МиГ-31Ф, по состоянию на 1995 г. ведутся испытания и подготовка к серийному производству в Нижнем Новгороде, РЛС - упрощенный вариант "Заслона", ракеты - Р-33 и др. из состава вооружения МиГ-31, самолет обладает возможностью нанесения ударов по наземным целям;

- МиГ-31БМ (изделие "01БМ") - многоцелевой истребитель, перехватчик, ударный самолет (на первом этапе создания модификации, позже от ударных функцией отказались). Вероятно, прототипы МиГ-31БМ - самолеты с бортовым номером №58 синий (1998 г.) и №59 черный (не позже 2006 г.). Самолет оснащен улучшенной системой управления вооружением с увеличенной дальностью обнаружения целей (). По состоянию на 2006 г. испытания модернизированного варианта МиГ-31Б вступали в завершающую стадию. 1 августа 2011 г. между нижегородским авиазаводом "Сокол" и Министерством обороны России заключен контракт на ремонт с модернизацией до уровня МиГ-31БМ (изделие 01БМ) 60 самолетов МиГ-31 (изделие 01) - (). До 2020 г. ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ (за счет модернизации МиГ-31Б). Согласно условиям контракта в 2011 г. должны были сдать с завода в ВВС первые 10 МиГ-31БМ, но фактически были сданы 4 МиГ-31БМ 14.12.2011 г., 1 МиГ-31БМ - 28.12.2011 г. и еще 5 самолетов были переданы ВВС в июне 2012 г. (). Так же в феврале 2012 г. заявлено о планах ВВС на перевооружение МиГ-31БМ средствами поражения нового поколения (ракеты "воздух-воздух"). Осенью 2014 г. подписан второй контракт на поставку самолетов МиГ-31БМ после модернизации на авиазаводе "Сокол" со сроком поставки до 2018 г. суммарное количество МиГ-31БМ по этому констрактуу - более 50 ед. 09 апреля 2015 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что 24 МиГ-31БМ уже поступили в ВВС России, а всего планируется поставить более 130 самолетов. Планируется выдерживать темпы модернизации в 12-13 самолетов в год ().


Предположительно прототип МиГ-31БМ борт №59 черный (Взлет. №1-2 / 2007 г.).


МиГ-31БМ борт №01 синий в аэропорту Толмачево, г.Новосибирск, 27.01.2011 г. (автор фото Николай Енин, http://russianplanes.net).


Визуальные отличия МиГ-31ДЗ и МиГ-31БМ (борты №19 синий и 22 красный), авиабаза Шагол, г.Челябинск, 30 марта 2012 г. (фото - photo ilius, http://photo-ilius.livejournal.com).


МиГ-31 борт №05 синий "Сергей Сафронов", март 2012 г. (фото - Кирилл Науменко, http://russianplanes.net).


МиГ-31БМ борт №19 синий в аэропорту Толмачево, г.Новосибирск, 03.02.2011 г. (автор фото Николай Енин, http://russianplanes.net)

Статус : СССР / Россия

Реестр самолетов МиГ-31 в работе. Размещен в отдельной статье - .

1984 г. 08 марта - пара МиГ-31 365-го ИАП (Дальний Восток) вынудила самолет-разведчик SR-71 прекратить задание и вернуться на свою базу из нейтральных вод.

1985 г. - на вооружении ок.100 МиГ-31;

1985 г. - в Москве разоблачен агент иностранных спецслужб Адольф Толкачев, который передал на Запад сведения о системах управления вооружением МиГ-29 и МиГ-31. Ущерб, причиненный Толкачевым считается более серьезным, чем ущерб от угона МиГ-25 в Японию капитаном Беленко. Раскрытие утечки вызвало необходимость модернизации МиГ-31 и ускорило появление МиГ-31Б.

1986 г. - на вооружении 150-160 шт.;

1987 г. 27 мая - экипаж МиГ-31 72-го гв.ИАП в составе гв.капитана Ю.Н.Моисеева и гв.капитана О.А.Краснова в Заполярье боевым воздействием на самолет-разведчик SR-71 над нейтральными водами оттеснили его далеко от границ СССР.

1991 г. - всего произведено более 200 шт. МиГ-31; МиГ-31 состоит на вооружении следующих авиационных частей:
- 148-й центр боевой подготовки и переучивания личного состава ПВО (Савастлейка);
- 153-й ИАП (Моршанск, Московский округ ПВО);
- 180-й ИАП (Громово, 6-я армия ПВО);
- 174-й гвардейский Печенгский Краснозначенный им.Б.Сафонова ИАП (Мончегорск, 10-я армия ПВО);
- 72-й гвардейский Полоцкий ИАП (Амдерма, 10-я армия ПВО);
- 518-й Берлинский ИАП (Талаги, 10-я армия ПВО);
- 786-й ИАП (Правдинск);

1993 г. май - проведены учения частей ПВО с дозаправкой в воздухе МиГ-31 (впервые); по официальным данным в ВВС:
- фронтовых (тактических) истребителей - 30 шт.;
- истребителей-перехватчиков ПВО - 300 шт.;

1994 г. - за все время построено ок.500 МиГ-31 разных модификаций;

2000 г. конец года - в составе ВВС России более 350 МиГ-31, в т.ч. 220 шт в европейской части страны. Продолжается доработка МиГ-31 и МиГ-31Д3 по стандарту МиГ-31Б.

2010 г. 19 ноября - МиГ-31 борт №18 синий выполнявший тренировочный полет разбился в Пермском крае. Пилоты катапультировались. Предположительная причина катастрофы - сваливание самолета в штопор.Самолет упал в 60 километрах аэродрома Большое Савино. После данного крушения МиГ-31 в России был введен временный запрет на полеты МиГ-31, действовавший до середины декабря 2010 года.


- 2011 г. 27 января - самолет(ы) МиГ-31БМ транзитом посетили аэропорт "Толмачево" г.Новосибирска. По неподтвержденной информации 4 МиГ-31БМ после ремонта с модернизацией перегонялись с авиаремонтного завода в г.Ржев на Дальний Восток.

2011 г. 03 февраля - транзитом через Новосибирск прошли самолеты МиГ-31БМ. Через аэропорт "Толмачево" г.Новосибирска прошли по неподтвержденным данным 3 самолета, один из которых - борт №19 синий. По неподтвержденной информации МиГ-31БМ после ремонта с модернизацией перегонялись с авиаремонтного завода в г.Ржев на Дальний Восток.

2011 г. 15 апреля - в составе 790-го истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка (старое название) - новое название - Авиационная группа 7000-й гвардейской Борисовской Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова III степени авиационной базы (Воронеж), расположенного на авиабазе Хотилово две эксадрильи МиГ-31Б в строю.


- 2011 г. 1 августа - между нижегородским авиазаводом "Сокол" и Министерством обороны России заключен контракт Р/4/1/2-11-ДОГОЗ на ремонт с модернизацией до уровня МиГ-31БМ (изделие 01БМ) 60 самолетов МиГ-31 (изделие 01) - (). Модернизация долджна пройти в 2011-2018 г.г.

2011 г. 6 сентября - при крушении МиГ-31, вылетевшего с аэродрома Большое Савино (г.Пермь) в пермском крае около деревни Болгары, погибли 2 летчика - полковник Столпянский и майор Горбачев (лента.ру).

2011 г. 25 ноября - в СМИ обявлено о планах по модернизации до МиГ-31БМ в 2012 г. 10 самолетов.

2011 г. 14 декабря - по контракту от 01.08.2011 г. (на 60 МиГ-31БМ) авиазавод "сокол" передал ВВС 4 МиГ-31БМ. Еще один МиГ-31БМ передан ВВС 28.12.2011 г. ().

2011 г. 30 декабря - в СМИ заявлено, что до 2020 г. через программу модернизации до уровня МиГ-31БМ пройдут 60 самолетов МиГ-31Б - контракт на проведение модернизации заключен с ОАК в 2011 г. По данным СМИ на вооружении в ВВС России сейчас находится 137 или 146 МиГ-31, а так же около 100 МиГ-31 находятся в резерве.

2012 г. 18 июня - в СМИ заявлено, что в течение 2012 г. в части ВВС Центрального ВО поступит около 10 МиГ-31БМ. Ссылка дается на заявление командующего войсками 2-го командования ВВС и ПВО ЦВО генерал-майора Виктора Севостьянова.

2012 г. 19 июня - пресс-центр Министерства обороны России сообщил, что в рамках ГОЗ 2011 г. в ПВО поставлено 15 МиГ-31БМ и в 2012 г. ожидается поставка 10 МиГ-31БМ (http://military-press.livejournal.com/573886.html). Данные по 2011 г. не подтверждаются из других источников.

2011 г. июнь - еще 5 самолетов по ГОЗ-2011 г. непоставленные ВВС в 2011 г. были переданы ВВС (). Таким образом банные о 15 переданных самолетах по ГОЗ-2011 скорее всего неточность.

2012 г. 25 сентября - со ссылкой на источник в Министерстве обороны "Известия" сообщают, что до конца 2013 г. планируется разместить на аэродроме Рогачево на Новой Земле группу сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31. По неподтвержденным данным в ВВС России на текущий момент около 100 лётных МиГ-31 ().

2013 г. 09 января - Министерство обороны России сообщает, что авиагруппа авиабазы Канск полностью перевооружена на самолеты МиГ-31БМ (). Предположительно в составе авиагруппы не менее 12 МиГ-31БМ. В течение 2013 г. планируется перевооружить на МиГ-31БМ авиагруппу на авиабазе Большое Савино (Пермский край).

2013 г. 25 января - с Ржевского ремонтного завода на авиабазу Большое Савино (Пермь) поступили 3 МиГ-31Б, в течение 2013 г. начнутся поступления МиГ-31БМ ().

2013 г. весна - Министерство обороны сообщило , что 2 МиГ-31БМ приступили к боевому дежурству на авиабазе Мончегорск в Мурманской области.

2013 г. 28 октября - Министерство обороны сообщает, что специалисты Западного ВО приступили к приему на заводе-изготовителе двух модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

2013 г. 07 ноября - Министерство обороны сообщает , что 2 МиГ-31БМ приступили к боевому дежурству на авиабазе Хотилово (г.Тверь) в Западном военном округе. До конца текущего года на авиабазе также появится современный учебно-тренировочный комплекс УТК-31БМ, предназначенный для обучения молодых пилотов на данный тип самолетов. Тренажер полностью имитирует кабину и системы управления модернизированного истребителя и позволяет летчикам отработать на земле взлет, посадку, маневрирование в воздухе, применение авиационных средств поражения по воздушным целям, а также порядок действий в любых нештатных ситуациях.

Поступления МиГ-31БМ в ВВС России (предположительно, по состоянию на ноябрь 2012 г.)*:
*курсивом выделены предположительные данные

Базирование МиГ-31

Авиабаза Тип и кол-во
(конец 2011 г.)
Примечание 2013 г.
Архангельск / Талаги (УЛАА) МиГ-31
Ахтубинск (ЬРВХ) МиГ-31
Канск / Дальний (ЬНКГ) МиГ-31
январь 2013 г. - в составе базы только МиГ-31БМ, не менее 10-12 самолетов
Мончегорск / Сургуч (ЬЛМГ) МиГ-31, МиГ-31Б, МиГ-31БМ
+2 МиГ-31БМ (весна 2013 г.)
Норильск / Алыкель (УООО) МиГ-31Б 57-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк перебазирован в Норильск в 1990 г., расформирован в 1993 г.
Пермь / Большое Савино (УСПП) МиГ-31, МиГ-31Б, МиГ-31БМ январь 2013 г. - с Ржевского ремонтного завода поступили 3 МиГ-31Б, в течение 2013 г. начнутся поступления МиГ-31БМ ()
Петропавловск-Камчатский / Елизово (УХПП) МиГ-31 Авиация ВМФ
Правдинск (ЬУДП) МиГ-31 ??
Саваслейка (ЬУДЕ) МиГ-31
Савватия (УЛКС) МиГ-31 ??
Соколовка МиГ-31 530-й ИАП
Хотилово МиГ-31 ?? +2 МиГ-31БМ (07.11.2013 г.)
Центральная Угловая / Артем (ЬХИУ) МиГ-31 22-й гв. ИАП
Чугуевка МиГ-31 530-й ИАП, аэродром расформирован 01.09.2009 г.
Рогачево (о.Новая Земля) план планируется разместить к концу 2012 г.
, .

Экспорт :
Алжир - 2007 г. - ведутся переговоры.

Израиль - 1992 г. - предлагался к поставке;

Индия - 1995 г. - ведутся переговоры о поставках МиГ-31Э;

Ирак - 1990 г. - велись переговоры о поставках как минимум 4-х самолетов, велось обучение иракских пилотов; из за эмбарго на поставку военной техники поставки не состоялись.

Иран:
- 1992 г. июль - неподтвержденные данные о переговорах о поставке 24 шт.;
- 1992 г. декабрь - "Московские Новости - бизнес" со слов еженедельника "Business Week" (США) сообщают о поставке МиГ-31 Ирану, информация позже не подтверждена;

Казахстан:
- 1991 г. - есть на вооружении ВВС (несколько десятков самолетов).
- 2000 г. конец года - в составе ВВС около 30 шт, в т.ч. МиГ-31Б.
- 2010 г. - есть на вооружении.

Китай:
- 1992 г. май-август - первый этап переговоров о поставке 24 шт.
- 1992 г. ноябрь - планировалось подписать контракт на поставку, по неподтвержденным данным поставки начаты;
- 2000 г. - нет данных о поставках.

Ливия - 2007 г. - ведутся переговоры.

Сирия - 2007 г. - ведутся переговоры о поставке 8 МиГ-31Э. К маю 2009 г. переговоры прекращены под давлением Израиля.

Источники :
Авиация - космонавтика. Выпуск 5 / 1995 г.
Беликов В., Советский перехватчик в небе Парижа. // Известия. 31.05.1991 г.
Болотин А., Среди ясновидящих - МиГ. // Крылья родины. N 10 / 1991г.
Дроговоз И.Г. Воздушный щит Страны Советов. Минск, Харвест, 2003 г.
Известия. 22.06.1991 г.
Ильин В.Е. "Английская гончая" с красными звездами. // Крылья родины. N 2, 3 / 1993 г.
Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. М., Астрель, АСТ, 2002 г.
Кульмин В. 790-й истребительный авиационный полк, авиабаза Хотилово - фотоотчет. Сайт http://vitalykuzmin.net , 2011 г.
Лента.ру. 2012 г.
Литовкин В., Без "невидимок" салон - как ВДНХ. // Известия. 14.08.1997 г.
Манушкин А., МиГ-31: курс на Париж. // Красная звезда. 01.06.1991 г.
Надеждин А., МиГ-31: домыслы и факты. // Авиация и космонавтика. N 6 / 1991 г.
Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilot.ru , 2010 г.
Новичков Н., Ле-Бурже. Опыт и уроки. // Эхо планеты. N 32 / 1991 г.
Плакат с ТТХ самолета МиГ-31БМ на выставке военной технике в Кубинке 02.04.2009 г. Сайтhttp://pilot.strizhi.info .
Ружицкий Е., Похитители выставки. // Крылья родины. N 10 / 1991 г.
Складчиков Д., Советские истребители продолжают атаковать международный рынок. // Коммерсантъ. ноябрь 1990 г.
Скрынников С., Ле-Бурже-91. // Авиация и космонавтика. N 9 / 1991 г.
Советские вооруженные силы. Томск. 1988 г.
"Сокол" набирает высоту. // Взлет. №1-2 / 2007 г.
Софронов И., МиГ-31. // Военные знания. N 6 / 1991 г.
Стуканов Э., архив, 1990 г.
Эгенбург Л., В воздухе - МиГ-31! // Техника-молодежи. N 5 / 1991 г.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988. Англия.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/ , 2011 г.
World armament & disarmament 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm. Швеция.

МиГ-31БМ на сегодняшний день является одним из самых универсальных истребителей-перехватчиков в мире. В международной кодификации получил название Foxhound, что означает «лисья гончая». Можно с уверенностью сказать, что МиГ-31 - лучший по всем характеристикам. Он предназначен для обнаружения и уничтожения противника на предельных высотах при любых условиях.

История появления

Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.

Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.

Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана - обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.

Характерные отличия серии

МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно.

Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.

Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов. Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.

Конструкция истребителя

Модель планера 31БМ была разработана на основе МиГ-25. При конструировании особое внимание было уделено корпусу, который способен выдерживать подъемную нагрузку на 25% больше, чем предыдущие версии. Оболочка состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана. Ракетная установка наполовину зафиксирована в корпусе.

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики двигателей схожи с прототипами от Ту-134. Речь идет о движке Д-30Ф6, который был разработан еще в 1979 году. Это мощные модульные двигатели с соплом и форсажной камерой. При запуске истребителя применяется метод «огневой дорожки». Виброгорение автоматически устраняется объединенным коллектором. Сами двигатели изготовлены из титана, железа и никеля.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ - многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы.

Первая получила название «Заслон». Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов. Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Описание: тактико-технические характеристики

Длина истребителя версии 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыльев в 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата равна 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой - до 47 т. Суммарный объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.

Общая тяга двигателей на форсаже равна 31 000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки - 5G. Недаром самым «выносливым» истребителем в мире считается именно МиГ-31БМ.

Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику достигать скоростного барьера в 3000 км/ч. При этом крейсерский разгон равен 2500 км/ч. Без дозаправки истребитель способен совершать перелет на расстояние до 3000 км. Потолок высоты - 20,5 км. Средняя продолжительность перелета без дозаправки составляет 3,3 часа.

Характеристики вооружения

В комплектацию МиГ-31БМ входит 23-миллиметровая многоснарядная пушка серии ГШ-6-23М, а также управляемые ракеты Р-33, Р-40Т, Р-60 и Р-60М. Стоит отметить скорострельность установки ГШ-6-23М. Она составляет до 80 снарядов в минуту.

Ракетные комплексы расположены на 6 подвесках. Плюс дополнительные две точки для ПТБ. Подвески закреплены равномерно на корпусе и крыльях. включают в себя по 4 ракеты большой и средней дальности поражения. В модернизированных моделях имеется система УР Р-77 с 4 снарядами.

Вооружение истребителя дает возможность экипажу поражать цели с высокой точностью как на земле, так и в воздухе. Бомбардировка осуществляется посредством лазерной навигации. Максимальная масса общей боевой нагрузки - 9 тонн.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Применение истребителя

Самолеты поколения МиГ-31 были призваны заменить устаревшие версии Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года истребители поступили в расположение ВВС СССР на острове Сахалин. Спустя 10 лет на балансе России находились порядка трех сотен перехватчиков. Именно эти крылатые аппараты контролировали воздух во время второй Чеченской войны.

В 2014 году правительством страны было принято решение модернизировать все имеющиеся в строю МиГ-31. Ожидается, что через 5-6 лет все устаревшие модели серии будут усовершенствованы до МиГ-31БМ.

На сегодняшний день истребители используются в разведке.

Базирование и экспорт

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики, буквально, поражают воображение. Именно поэтому эти истребители столь востребованы и в других странах. Тем не менее, большинство аппаратов находится в расположении ВВС России.

На текущий момент модель 31БМ базируется на 6 военных аэродромах. Больше всего их находится в Елизово - около 30 единиц. Следом идут базы Хотилово (24 шт.) и Центральная Угловая (14 шт.).

Страной-лидером по содержанию экспортных МиГ-31 является Казахстан. На аэродроме Караганды в составе 610-й базы находится 33 истребителя.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно — доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на встречных ракурсах с вероятностью 0,5) дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км количество обнаруживаемых целей: 24 канальность для ЦУ: 8 дальность автоматического сопровождения: 120 км.

На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели; до 56 км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»[источник не указан 1404 дня] (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

Самолет МиГ-31 (в обозначении НАТО -«Foxhound») острие российской противовоздушной обороны. Самый большой и наиболее мощный истребитель в мире, он был разработан с использованием передовой технологии радара и управляемых ракет для обнаружения и уничтожения бомбардировщиков или крылатых ракет.

Способный управлять работой других перехватчиков и уничтожать цели как на уровне моря так и в стратосфере, самолет МиГ-31 все же был улучшен, и более мощный МиГ-31М вскоре может поступить на вооружение.

Не имея аналогов на Западе, МиГ-31 -уникальный самолет, разработанный для обеспечения противовоздушной обороны России.

Разработанный как специализированный перехватчик для защиты обширных границ России, МиГ-31 возможно, наиболее продвинутый самолет противовоздушной обороны, когда-либо построенный. Полученный из МиГ-25, МиГ-31 имеет такую же максимальную скорость, как его предок, а также второго члена экипажа, который работает с массивным радаром с фазированной антенной решеткой «Заслон» (первый когда-либо установленный на истребителе, и, вероятно, наиболее мощный).

Самолет оборудован инфракрасной системой, усовершенствованной линией передачи данных и вооружен управляемыми ракетами Р-33 дальнего действия.

Он может уничтожать малоразмерные цели (подобные крылатым ракетам), как летящие почти над поверхностью, так и на максимальной высоте, работать совместно с другими истребителями и наземными станциями. В отличие от МиГ-25. МиГ-31 демонстрировал внушительную дальность, даже осуществлял перелеты Северного полюса.

Новый МиГ-31 М имеет еще более современную авионику, «стеклянную» кабину с индикаторами, расширенную переднюю кромку в корневых частях крыла и новый радар, позволяющим применять ему управляемые ракеты с активной радиолокационной системой наведения. Несмотря на его превосходную эффективность, МиГ-31 М имеет сомнительное будущее из-за недостаточного финансирования.

Характеристики МиГ-31

Тип: двухдвигательный высокоскоростной перехватчик.

Двигательная установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя ПНПП (Соловьев) Д-30Ф6, каждый тягой 93.19 кН без (форсажа и 152.06 кН на форсаже.

Максимальная скорость: 3000 км/ч на высоте 17 500 м.

Перегоночная дальность: 3300 км.

Практический потолок: 20 600 м.

Масса: пустого 21825 кг: нормальная взлетная 41 000 кг. максимальная взлетная 46 200 кг.

Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 250 выстрелов: различные управляемые ракеты класса -воздух-воздух

Размеры: размах крыла 13.46 м.

длина 22.68 м.

высота 6.20 м.

площадь крыла 61.60 м2.

МиГ-31 не такой быстрый, как его предшественник, истребитель МиГ-25 , но он может легко обогнать любой другой истребитель.

На практике немного истребителей когда-либо достигают таких скоростей в течение нескольких минут, и то только с неполной загрузкой топлива и вооружения.

МиГ-41 — таинственный проект нового перехватчика

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением МиГ-41 гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже второй год.

Как известно, основа современной российской ПВО скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. Тридцать первый появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 по наследству перешел в ВВС России и Казахстана. Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают.

При этом Россия развернула масштабную замену начинки своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись по сути в новый проект). Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром проект 701 или МДП, и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета 701 до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о проекте 701 никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые навороченные МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то сорок первый хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч). Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда их начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

На рисунке вверху: глубокая модернизация развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 (не путать с МиГ-29К/МиГ-33).

Источники: forums.airbase.ru, vk.com, mirsamoletov.info, www.noi.md, otvet.mail.ru

Кристалл атлантов

Тайное мировое правительство

Межзвездный корабль «Икар»

Про корабль призрак

Сэм Джианкана

Необычные рестораны мира

Рестораны бывают очень разными: от простых и роскошных, до необычных и с удивительным месторасположением. Необычные рестораны могут оказаться высоко в...

Магические перстни

Обладатель магического перстня, утрачивает чувство реальности и часть страха, держится все это на той силе энергии которая подпитывает вера...

Выгодное расположение продуктового магазина

Правильно выбрав расположение продуктового магазина, можно гарантировать более быструю окупаемость и постоянных покупателей. Как известно, затраченные средства возвращаются не сразу, ...

Сравнение F-16 и МиГ-29

По принятой в России классификации МиГ-29 и Су-27 - это истребители поколения 4, модернизированные. Новые российские истребители МиГ-35 и Су-35 принадлежат к...

Старинная карта Арктики

Карта Арктики. Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии. Северный...

Пекин: Мао Цзэдун

Политика правительства Китая, вроде как осуждает и культ личности, и культурную революцию, но остается компромиссной. Мол, было, что было. Во...

Королевство Марокко


Территория Королевства Марокко весьма разнообразна – пустыня Сахара, Атласские горы и многочисленные курорты на морском побережье, финиковые рощи, апельсиновые и мандариновые плантации. Самые...

6–е чувство

Достаточно сложно охарактеризовать источники информации наших снов. Однако можно сказать определенно: часть сновидений является результатом работы нашего мозга (таковых большинство), часть...

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

Как получить электричество из воды

Сотрудники Университета Альберты нашли принципиально новый способ получения электроэнергии из...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: