Понятие электронной формы по 223 фз. Какая закупка считается проведенной в электронной форме

Работаем по 223-ФЗ, возник вопрос с закупками в электронной форме. Проводя закупки из перечня, утвержденного Правительством, выбираем в ЕИС простой запрос цен, в документации указывая, что закупка в электронной форме и прием заявок осуществляется на электронную почту. Также закупку размещаем на площадке, указывая простой запрос цен и способ приема заявок - на электронную почту. Данная закупка будет считаться проведенной в электронной форме?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке».

В случае проведения контрольных мероприятий в отношении конкретной закупки, могут быть выявлены нарушения в части несоблюдения электронной формы.

Выбирайте способ открытый запрос цен в электронной форме в случае осуществления закупок продукции, включенной в перечень.

Какие закупки по 223-ФЗ проводить в электронной форме

Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 21 июня 2012 г. № 616, далее - Постановление № 616. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

  • произошла авария;
  • случилось действие непреодолимой силы;
  • необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;
  • необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.

Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616.

Закупки в электронной форме предусмотрите в Положении о закупке. Способ закупки выберите самостоятельно. Например, электронный аукцион, конкурс с возможностью подать заявки в электронной форме, электронный запрос котировок.

Закупили продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме? Контролеры накажут штрафом.

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица - от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000-50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Закупка в электронной форме по Закону №223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) не уточняет, что значит "электронная форма" закупки.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. 21 июня 2012 г. Постановлением Правительства № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление № 616) был утвержден названный Перечень.

Постановлением были определены и исключения. В частности, закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

Порядок проведения закупок в электронной форме

Так что же такое "электронная форма" и каков порядок проведения закупок в электронной форме?

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" "электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ) "информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью".

Следовательно, проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем. Ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 616 не установлено, что закупки в электронной форме должны проводиться обязательно на электронных торговых площадках.

Следовательно, заказчики в соответствии с указанным постановлением вправе самостоятельно проводить закупки в электронной форме, без привлечения электронной торговой площадки, при условии подписания всех документов, связанных с проводимыми закупками, в т. ч. заявок участников закупок и заключаемых по итогам процедуры закупки договоров, электронной цифровой подписью.

В Постановлении № 616 не определено, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме, и не установлены требования об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме.

В качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки.

Заказчик в целях исполнения постановления Правительства № 616 может выбрать любой порядок обмена электронными документами - посредством электронной почты, на электронных носителях или через специальные веб-сайты - собственные (официальный сайт заказчика) или специализированные, так называемые ЭТП.

Важно, что данный порядок должен быть обязательно отражен в положении о закупках.

Способы обмена электронными документами

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из указанных способов.

Во-первых, нужно определиться с правилами и порядком использования электронной подписи.

В соответствии с Законом № 63-ФЗ:

электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

В соответствии с Законом № 63-ФЗ электронная подпись бывает простой и усиленной. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документуна бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям ст. 9 настоящего Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, заказчик вправе выбрать любой способ удостоверения документов, необходимых для проведения закупки, если законодательством не установлено специальных требований к таким документам.

В документации о закупке необходимо прописать также требования к порядку подачи заявки участником размещения заказа:

Обмен электронными документами посредством электронной почты представляется самым простым, но и самым недостоверным способом.

Простым - потому что не требует проведения никакой дополнительной работы, кроме выделения специального адреса для приема заявок. Недостоверным - потому что во-первых, даже самые тщательно прописанные правила подтверждения получения заявки от участника не гарантируют отсутствие обвинений со стороны участника, что он заявку направил, а заказчик ее почему-то не получил, во-вторых, практически не существует способа обеспечения закрытия доступа к информации до даты и времени открытия доступа.

Обмен электронными документами через официальный сайт заказчика - довольно дорогостоящий способ, и в настоящее время только самые крупные российские компании могут себе позволить создание и поддержание работоспособности электронных площадок для собственных нужд. Преимущества - система и ее функционал полностью соответствуют специфике заказчика.

На таких площадках уже гораздо легче организовать систему подтвержденной подачи заявок и ограничения доступа к ней до окончания срока подачи.

Обмен электронными документами через ЭТП - пожалуй, самый оптимальный способ размещения заказов в электронной форме. В настоящее время существует более двух десятков различных ЭТП, которые готовы предложить заказчикам наиболее удобные для него формы работы. При этом оператор ЭТП выступает посредником и гарантом при взаимодействии заказчика и участника.

Именно оператор подтверждает получение заявки и он же обеспечивает ее недоступность для открытия до окончания срока подачи заявки.

Почти все ЭТП предлагают размещение заказов всеми возможными способами - от самых простых (запрос котировок) и до самых сложных (двухэтапные с предквалификацией и переторжкой).

Кроме того, многие ЭТП предлагают маркетинговые обзоры, позволяющие заказчиком подготовить обоснование цены, информацию по участникам, которые могли бы быть заинтересованы в закупке и т. п.

Ключевыми нововведениями Закона №223-ФЗ стало установление законодателем общих принципов (основ) ведения закупочной деятельности заказчиков, ключевыми из которых являются принципы обеспечения конкуренции и информационной открытости в процессе закупок товаров, работ, услуг.

Одной из основных форм реализации указанных принципов стало установление обязанности для заказчиков осуществлять закупки определенных товаров, работ и услуг в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона №223-ФЗ определение перечня товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Такой перечень был установлен ПП РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - ПП №616). Таким образом, все товары и услуги, включенные в данный перечень, должны в обязательном порядке закупаться заказчиком в электронной форме.

Также ПП РФ №616 определяет, в каких случаях закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч.15 ст.4 Закона №223-ФЗ не подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика (например, стоимость закупки не превышает ценовой порог, до которого осуществляются закупки способом «у единственного поставщика», прописанный в Положении о закупке).

7.1. Понятие закупки в электронной форме и перспективы увеличения доли закупок в электронной форме

Для рассмотрения особенностей проведения закупок в электронной форме в первую очередь необходимо определиться с понятием «закупка в электронной форме», поскольку ни Закон, ни Постановление в настоящий момент не дают законодательного определения данного понятия.

Своеобразный пробел в правовом регулировании данной сферы отношений, с одной стороны, предоставляет заказчикам определенную свободу действий в определении способа и порядка проведения закупки в электронной форме, но с другой стороны, порождает большое количество споров, связанных с признанием проведенной процедуры закупкой в электронной форме, и как следствие риск признания процедуры и заключенного по ее результатам договора недействительными, а также вероятность привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности.

В частности, на практике нередки случаи, когда заказчики при проведении закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в ПП РФ №616, устанавливают требования о необходимости предоставления заявок участниками закупок на бумажном носителе.

Как показывает судебная практика рассмотрения аналогичных споров, позиция антимонопольной службы и судебных инстанций заключается в том, что «электронная форма проведения торгов исключает любую возможность использования бумажного документооборота, а сама процедура должна проходить с использованием только электронного документооборота» 1 .

Аналогичная позиция по определению закупки, проведенной в электронной форме, была высказана Федеральной антимонопольной службой. Согласно этой позиции «в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» 2 .

В связи с отсутствием в настоящее время единого подхода к определению и классификации закупок в электронной форме в рамках Закона №223-ФЗ, авторы книги считают необходимым выразить свою точку зрения данному вопросу:

  • во-первых, исходя из системного толкования Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись является единственным реквизитом, придающим юридическую силу документу. Сообщение в электронной форме, не содержащее ЭЦП, не может быть идентифицировано как документ, следовательно, его юридическая сила вызывает серьезные сомнения. В этой связи процедуры закупок, проводимые рядом заказчиков посредством приема заявок участников на электронную почту без подписания документов ЭЦП участника, не могут рассматриваться как закупки в электронной форме.
  • во-вторых, возможность признания электронной закупкой процедуры, проведенной вне ЭТП и (или) без использования ЭЦП, будет зависеть от правовой позиции территориального органа ФАС России, которая зачастую может различаться в различных регионах;
  • в-третьих, в настоящее время в России уже сложился функционирующий рынок операторов ЭТП, использующих отработанные механизмы взаимодействия между участниками и организаторами закупки и гарантирующие юридическую чистоту совершаемых сделок, что позволяет законодателю предусмотреть единственно возможный способ проведения процедуры в электронном виде в рамках Закона №223-ФЗ - на сайте оператора электронной площадки.

Указанные пробелы Закона о закупках в части недостаточной регламентации и определенности понятия «закупка в электронной форме» обусловили необходимость внесения изменений в Закон.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.01.2014 года по делу № А40-9514/2013 http://docs.cntd.ru/document/470386578

2 Письмо ФАС России от 05.10.2012 № ЦА/32535

В сентябре 2015 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в котором дается четкое и конкретное определение закупки в электронной форме.
В соответствии с указанным законопроектом под закупкой в электронной форме «понимается закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке. При закупке в электронной форме должна обеспечиваться возможность направления заявок участников закупки в форме электронных документов, конфиденциальность информации, содержащейся в таких заявках, до момента открытия доступа к ним заказчику, а также сопоставление предложений участников закупки о цене договора посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки».

По нашему мнению, указанное определение наиболее полным образом отражает те достижения и опыт проведения регламентированных закупок в электронной форме с использованием ресурсов и функционала операторов электронных площадок как наиболее удобного и надежного способа проведения закупок в электронной форме.

Проведение закупок в электронной форме на электронных торговых площадках в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имело большое значение для развития конкуренции, экономии бюджетных средств заказчиков, а также открытости и гласности при проведении закупок.

В настоящее время эффективность и потенциал электронных закупок в рамках 223-ФЗ раскрыт не до конца. В этой связи предлагаемые законодателем изменения в Закон в части регламентации порядка проведения закупок в электронной форме, а также закрепление ключевой роли операторов электронных площадок при проведении закупок в электронной форме могут способствовать достижению целей и принципов осуществления закупочной деятельности заказчиков, установленных в Законе.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 №867-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В целях осуществления мероприятий дорожной карты были выделены показатели эффективности, которые необходимо улучшать и значения которых необходимо наращивать. Среди таких показателей доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами).

Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок планируется наращивать постепенно. Так, к концу 2014 года доля электронных закупок должна составить не менее 40%, в декабре 2015 года - не менее 45%, в декабре 2016 года - не менее 50%, в декабре 2017 года - не менее 60%. К концу 2018 года доля таких закупок должна составить не менее 70% в общем объеме закупок, проводимых открытыми конкурентными способами.

7.2. Особенности проведения и преимущества процедур закупок в электронной форме

По общему правилу при проведении процедур закупок в электронной форме документооборот (в т.ч. подача заявки, изменения извещения и документации о закупке, разъяснения документации о закупке и т.п.) осуществляется в электронной форме на электронных торговых площадках.

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.

Проведение закупок на электронной площадке имеет ряд несомненных преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков:

ПРИМЕР: Если по технически причинам заказчик не получит заявку поставщика (например, сервер организации распознает заявку участника как спам и заблокирует электронное письмо), заказчик будет нести ответственность за ограничение конкуренции.

При приеме заявок на электронную почту заказчик обязан проверить, действительна ли электронная подпись. Электронная площадка сама принимает, регистрирует и хранит заявки, осуществляет проверку ЭЦП.

При закупках на электронной площадке заказчику также не нужен аукционист, специальная программа, не нужно тратить целый день на организацию аукциона.

При проведении закупки не в электронной форме заказчику рекомендуется вскрытие заявок делать публично: приглашать участников и осуществлять видеосъемку. При получении жалоб видеозапись послужит доказательством невиновности заказчика.

При проведении закупки на ЭТП такая необходимость отпадает - сама площадка служит гарантом того, что заказчик ничего не сделал с заявками.

Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Наряду с вышеуказанными преимуществами электронная торговая площадка ОТС-tender предлагает ряд дополнительных возможностей, повышающих простоту и удобство проведения закупок:
1) электронная площадка OTC-tender интегрирована с сайтом www.zakupki.gov.ru , на котором все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, обязаны размещать информацию о закупках. Достаточно зайти на электронную площадку OTC-tender, разместить там всю информацию и нажатием одной кнопки отправить эту же информацию на сайт www.zakupki.gov.ru, затем зайти на ООС и подтвердить эту информацию своей электронной подписью;
2) возможность проведения закупок в электронной форме любым способом , поскольку функционал площадки позволяет заказчику исполнить любые пункты его положения о закупках;
3) реальная экономия для заказчиков (снижение цены заказа до 15% за счет высокой конкуренции на торгах среди поставщиков, автоматизация трудоемких операций по размещению заказа и организации торгов, рост рентабельности за счет снижения издержек и лучших условий поставок);
4) Низкий процент несостоявшихся процедур (на площадке аккредитовано более 100 000 поставщиков, заключено договоров на общую сумму 1,5 трлн. рублей);
5) Бесплатное обучение для заказчиков.

Общий порядок проведения процедур закупок в электронной форме подобен порядку проведения обычных процедур закупки, которые осуществляются с использованием документов на бумажных носителях и/или документов в электронной форме.

Поскольку законодателем не установлены конкретные способы закупки , проведение которых может быть осуществлено в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок, на которых такие закупки могут быть проведены, заказчик самостоятельно в своем положении о закупке должен прописать наименование и интернет-адрес электронной площадки, на которой он проводит электронные закупочные процедуры, и указывать ее адрес в извещении о проведении процедуры закупки в электронной форме.

Кроме того, заказчик в положении о закупке должен указать, какие конкретно способы закупки в электронной форме он будет использовать и в каком порядке данные закупки будут осуществляться, так как электронная форма в части применения Закона №223-ФЗ не ограничивается электронным аукционом, как в госзаказе.

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Регистрация на площадке полностью бесплатная .

Все услуги для заказчиков - бесплатны .

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 590 тыс. руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 900 рублей.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии , которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение одного, трех, шести или двенадцати месяцев в размере 5 000 рублей, 14 000 рублей, 28 000 рублей, и 55 500 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС.RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель).
1. Аккредитация на ОТС.RU. Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.
2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.
3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

7.3. Последствия нарушения порядка осуществления закупки в электронной форме

5 мая 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), который устанавливает административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст. 7.32.3 КоАП РФ при невыполнении требований ПП РФ №616 (осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме, в случае если такая закупка должна осуществляться в электронной форме) субъект, совершивший правонарушение, привлекается к административной ответственности:

В качестве должностных лиц выступают лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, в соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ. По общему правилу административная ответственность за данное правонарушение наступит в отношении лица, принявшего решение о закупке не в электронной форме: при наличии приказа о проведении закупки в электронной форме - для лица, подписавшего приказ, при отсутствии приказа - для лица, утвердившего документацию о закупке.

Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

  • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
  • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
  • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
  • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
  • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
  • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
  • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
  • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
  • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
  • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.

Которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

С 1 октября 2018 года в ЕИС будут реализованы функциональные возможности, предусмотренные Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ) (далее – Закон
№ 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ) (далее – Закон № 223-ФЗ).
Руководства пользователей и обучающие материалы находятся в подразделе «Обучающие материалы» раздела «Документы» ЕИС.
Детальная информация по новым функциональным возможностям, а также ссылки на руководства пользователей и дополнительные видеоматериалы представлены в соответствующих разделах новости.
Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в и размещены в разделе «Документы» открытой части ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что с 13-00 29 сентября до 00-00 01 октября 2018 г. по московскому времени на Официальном сайте ЕИС будут проводиться регламентные работы. Во время проведения работ будут недоступны функции «Личный кабинет» и «Открытая часть».

1.Изменения в части заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в соответствии с Законом № 44-ФЗ:
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.06.2018
№ 656 предусмотрено заключение соглашений о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее – электронные площадки) Минфином России и ФАС России с электронными площадками, прошедшими отбор,до 1 октября 2018 года . Дата заключения такого соглашения считается датой начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
Исходя из части 10.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на прошедших отбор электронных площадках. Заключение контрактов по результатам электронных процедур осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ (за исключением электронного аукциона) с даты начала функционирования операторов электронных площадок.
Разъяснения Минфина России в части порядка проведения электронных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и заключения контрактов по результатам таких электронных процедур, доступны по .
В целях реализации указанных выше норм Закона № 44-ФЗ с 1 октября 2018 года вводятся в эксплуатацию функциональные возможности ЕИС, обеспечивающие возможность заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ, а именно:
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 1 октября 2018 года , заключение контрактов обеспечивается во взаимодействии ЕИС и электронной площадки в следующем порядке:
1) Заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку, а также размещает в открытой части ЕИС проект контракта для подписания победителем электронной процедуры;
2) победитель электронной процедуры направляет из личного кабинета на электронной площадке в ЕИС, а также размещает в личном кабинете на электронной площадке подписанный проект контракта и документы, предусмотренные положениями Закона № 44-ФЗ, или протокол разногласий (при наличии разногласий);
3) заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку подписанный со своей стороны контракт и в открытой части ЕИС размещается заключенный электронный контракт.
Дополнительно сообщаем, что при подписании победителями электронной процедуры проектов контрактов проверка сертификатов электронной подписи обеспечивается на электронных площадках.
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 октября 2018 года, заключение контрактов осуществляется в действующем порядке (на электронной площадке).
-Для электронных аукционов, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 января 2019 года, сохраняется действующий порядок заключения контрактов (на электронной площадке).
Заключение контрактов по результатам электронных аукционов, извещения о которых размещены в ЕИС начиная с 1 января 2019 года, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанный функционал будет реализован в версии 9.0.
Одновременно обращаем внимание, что при заключении контракта (в том числе при размещении в ЕИС проекта контракта, подписанного по результатам электронной процедуры) необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации в области персональных данных в части обезличивания персональных данных (по аналогии с требованиями пункта 39 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н).
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Кратком Руководстве пользователя по и в .

2.Изменения в части осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с требованиями ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в версии 8.3 ЕИС реализована возможность применения конкурентных способов осуществления закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), проведение которых должно осуществляться в электронной форме на отобранных Правительством Российской Федерации электронных площадках с даты начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
При этом согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в срок до 1 января 2019 года положения о закупке заказчиков должны быть приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ) и предусматривать конкурентные способы закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, отвечающие требованиями норм ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчики, положения о закупке которых уже приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ в части конкурентных способов закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, должны использовать реализованные в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) четыре типовые конкурентные способа закупки («Конкурс в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП») и проводить такие закупки только на электронных площадках, заключивших соглашение об их функционировании с Минфином России и ФАС России.
Заказчики, чьи положения о закупке не приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ, до приведения положений о закупке в соответствие с требованиями ст. 3.4 Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ), но не позднее 1 января 2019 года, имеют в ЕИС возможность осуществлять закупки, участниками которых могут являться только субъекты МСП, согласно порядку осуществления закупок, который действовал до вступления в силу положений ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Разъяснениях по

Один из самых больших штрафов предусмотрен за проведение не в электронной форме закупки, которая должна проводиться только в электронной форме (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №616). Штраф должностному лицу - от 10 до 30 тыс. руб., юридическому лицу - от 100 до 300 тыс. руб. Если такое нарушение повторяется более двух раз, штраф должностному лицу - от 40 до 50 тыс.руб., либо дисквалификация (по решению суда).


Если порядок закупки должен соответствовать 44-ФЗ, но заказчик провел ее не по 44-ФЗ, то на должностное лицо налагается штраф в размере 20 - 30 тыс.руб., на юридическое - от 50 до 100 тыс.руб.

Также штрафы предусмотрены за:

Нарушение сроков публикации и неразмещение в ЕИС обязательной к размещению информации;

Нарушение сроков публикации и неразмещение в ЕИС изменений в Положение о закупке;

Несоблюдение требований к извещению и документации;

Предъявление к участнику требований, не указанных в документации;

Невыполнение законного предписания или решения;

Непредоставление или нарушение сроков предоставления, либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках (если участник уклоняется от заключения договора, либо договор с участником расторгнут по решению суда в связи с ненадлежащим его исполнением).

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Почему электронные закупки лучше обычных?

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.


Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Аккредитация на площадке полностью бесплатная.

Все услуги для заказчиков - бесплатны.

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 500 тыс.руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 тыс. руб.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии, которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение трех, шести или двенадцати месяцев в размере 20 000 рублей, 35 000 рублей и 60 000 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС. RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель)

1. Аккредитация на ОТС. RU . Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.

2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.

3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

Обучение

Возможные варианты проведения обучения:

Очное практическое обучение сотрудников в компьютерном классе

  • Каждый из сотрудников под руководством преподавателя проводит ряд закупочных процедур на учебных версиях площадок ОТС.RU

Очное практическое обучение сотрудников в формате презентации

  • Преподаватель в формате презентации проводит ряд закупочных процедур на учебной площадке ОТС.RU

Заочное обучение в виде вебинара

  • Преподаватель демонстрирует работу на площадке используя конференцсвязь (online-вещание)

Вопросы слушателей

Вопрос: Техобслуживание автомобиля стоимостью до 100 тыс.руб. по 223-ФЗ также проводится в электронной форме?

Ответ: Если в Положении предусмотрено, что закупки до 100 тыс.руб. осуществляются у единственного поставщика, то заказчик может закупать у единственного поставщика, в том числе не в электронной форме.


Вопрос: Если в Положении о закупке указано, что заказчик вправе закупать ТРУ на сумму до 1 млн.руб. у единственного поставщика, может ли заказчик закупать ТРУ из Перечня не в электронной форме на сумму свыше 100 тыс.руб.?

Ответ: В таком случае заказчик может закупать ТРУ, входящие в Перечень, не в электронной форме, если стоимость не превышает 1 млн.руб.


Вопрос: Как проводится закупка у единственного поставщика?

Ответ: На площадке ОТС-tender можно разместить извещение о закупке у единственного поставщика. Это не будет электронной закупкой, но данные интегрируются на Официальный сайт.

Кроме того, составе в Группы площадок есть интернет-магазин для проведения закупок небольшого объема ОТС-market.


Вопрос: Планируется закупка работ по реконструкции здания. Под действие какого закона попадает такая закупка?

Ответ: Если автономному учреждению, ГУПу, МУПу деньги выделяются из бюджетной системы, то закупка проводится по 44-ФЗ, если средства внебюджетные, то - в соответствии с 223-ФЗ. Статья 15 Закона №44-ФЗ.


Вопрос: Какие документынеобходимо размещать при закупке продуктов питания у единственного поставщика на сумму 120 тыс. руб.?

Ответ: Если на закупку продуктов питания заключен один договор на 120 тыс. руб., то такая закупка включается в план закупок с указанием способа закупки «у единственного поставщика», на Официальном сайте публикуется извещение, документация о закупке, проект договора, протокол. Закупка включается в ежемесячный отчет.


Вопрос: Обязан ли заказчик готовить извещение, документацию о закупке и публиковать данную информацию на сайте, если это закупка стоимостью до 100 тыс. руб.

Ответ: В 223-ФЗ указано, что если закупка не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс.руб.), то сведения о ней могут не публиковаться.


Вопрос: После внесения изменений в Положение о закупке и план закупки работать по нему можно только через 10 дней после его публикации. Так ли это?

Ответ: 223-ФЗ не устанавливает такой нормы. Измененное Положение о закупке начинает действовать с момента его публикации на Официальном сайте. В соответствии с 223-ФЗ заказчик должен опубликовать изменения в Положение в течение 10 дней с момента их принятия.

Если необходимо установить срок, по истечении которого начинает действовать опубликованное на Официальном сайте измененное Положение, то это следует прописать в Положении.


Вопрос: Можно ли в Положением о закупке установить, что закупки стоимостью до 300 тыс.руб. осуществляются у единственного поставщика? И может ли заказчик не публиковать документацию о таких закупках?

Ответ: Заказчик может установить такое условие в Положении о закупке. Документацию о закупке до 500 тыс.руб. вправе не публиковать заказчики, у которых выручка за прошедший год превышает 5 млрд. руб. Для все остальных этот порог - 100 тыс. руб., все закупки ниже этой суммы обязательно публикуются независимо от формы и способа ее проведения.


Вопрос: Как правильно обосновать цену?

Ответ: 223-ФЗ не устанавливает обязанность обосновывать цену. Если заказчик считает необходимым обоснование цены, следует прописать это в Положении о закупке. Однако по крупным закупкам целесообразно выводить обоснование цены и хранить для внутреннего пользования.

Вопрос: Автономное учреждение планирует закупку работ по проведению автономного отопления за счет средств областного бюджета. Под действие какого закона попадает данная закупка?

Ответ: Если такая закупка относится к капитальным вложениям, то автономное учреждение должно действовать по 44-ФЗ, если нет, то - по 223-ФЗ. Единого списка вложений, которые относятся к капитальным, нет, и многие заказчики направляют запросы в Минэкономразвития о разъяснении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: