Вежливый кролик. План-конспект обучения детей старшей группы пересказу

Предмет : грамота

Тема: Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

Тип урока : комбинированный

Цель: прививать культуру речи

Обучающие задачи: заинтересовать мексиканской народной сказкой,

продолжить формирование умения различать сказки по жанрам,

Развивающие задачи: развивать психические процессы: мышление, речь, воображение;

умение выражать свои мысли; развивать ритмический слух

Воспитывающие задачи: воспитывать нравственно – эстетические нормы, культуру учебной деятельности.

Основные понятия: «воспитанность», «нравственность».

Оборудование и наглядность : плакаты «Кто много читает, тот много знает», «Вежливость -открывает все двери», изображение кролика, в лапках которого записаны слова «опрометью», «вдоволь», рисунок змеи, огород с овощами; запись фрагмента песни «Маленькая страна».

Структура урока.

    Организационный этап. 1мин.

    Этап всесторонней проверки знаний. 10мин.

    Этап подготовки учащихся к изучению нового материала. Сообщение цели.3 мин.

    Этап усвоения новых знаний. 10 мин.

    Физминутка.

    Этап проверки понимания учащимися нового материала. 5мин.

    Этап закрепления нового материала. 10 мин.

    Этап инструктажа домашнего задания. 1 мин.

    Итог урока.3мин.

    Рефлексия. 1 мин.

Ход урока:

    Организационный этап. 1мин.

Здравствуйте! Проверьте на столах: дневники, тетради на углу парты, ручки, карандаши, в центре учебник. Садитесь.

    Этап всесторонней проверки знаний. 10мин.

А) Пятиминутка. Начнём урок с пятиминутного чтения. Открываем учебник на стр. 118-119. Цель: готовимся к чтению по ролям, работаем в парах.

Б) чтение по ролям. У доски с дневниками «Автор», «Незнайка», «Цветик»

Цель: следить по учебнику за правильностью чтения своих слов, оценить товарища.

В) Оценивание. Самооценка.

Г) Обобщающая беседа.

    Ребята, кто главные герои сказки?

    Кем был Цветик?

    Почему у Незнайки не получались стихи?

    Что такое рифма?

    Кто помогает нам учиться?

    Прочтем пословицу «Кто много читает, тот много знает». Почему так говорят?

Этап подготовки учащихся к изучению нового материала. Сообщение цели.3 мин.

Есть такая поговорка: «Вежливость -открывает все двери», как вы её понимаете? Сегодня мы будем знакомиться с произведениями о вежливости, узнаем, как помогают вежливые слова нашим героям и нам в нашей жизни.

    Этап усвоения новых знаний. 10 мин.

А) стихотворение Эммы Мошковской «Вежливое слово»

Мы приготовили для вас стихотворение, послушайте и определите, какие вежливые слова помогли разным героям получить билет в театр. (Чтение наизусть детьми у доски)

Театр открывается! К началу все готово! (УЧИТЕЛЬ)

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса, собралось народу масса, (Ученик 1)

Даже Ёжик пожилой притащился чуть живой…

Подходите Ёжик, Ёжик! Вам билет в каком ряду?

Мне – поближе: плохо вижу.

Вот СПАСИБО! Ну, пойду.

Говорит овечка: (Ученик 2)

Мне- е- е - одно местечко!

Вот моё БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.

Утка:

Кряк! Первый ряд!

Для меня и для ребят! – и достала Утка ДОБРОЕ УТРО. (Ученик 3)

А Олень: (Ученик 4)

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места, вот моё ПОЖАЛУЙСТА.

Как вежливые слова помогли в жизни животных? А когда вы употребляете эти слова?

    Физминутка.

А сейчас исполним музыкальную физминутку, споём куплет из песни «Маленькая страна» (с движениями) и перенесёмся в сказочную страну, где живет братец Кролик

Б) словарная работа. Нас встречает Кролик, поприветствуем его. А какие слова он держит в лапках? Как можно сказать по – другому «вдоволь» (достаточно, много), «опрометью» (быстро бросился к пещере). Вот крестьянский огород, сейчас такие огороды у нас и в Мексике называют фермерскими. Посмотрим, какие овощи могут расти на огороде. А что там делает Кролик?

Г) первичное чтение. Стр. 124. Сейчас я прочту мексиканскую сказку, «Вежливый Кролик», а вы послушайте, как вежливые слова спасли кролика. Закройте глаза. Перенесемся в мир сказки.

    Этап проверки понимания учащимися нового материала. 5мин.

А) Беседа о прочитанном.

    Что почувствовали, слушая сказку?

    Как волшебные слова спасли Кролика?

    Какие вежливые слова вы ещё знаете?

    А для чего нужно быть вежливым?

    Вывод: Вежливый человек всегда не только хороший и добрый, а главное он воспитанный.

Поработаем творчески, поиграем. Я буду начинать стихотворные строчки, а вы заканчивать вежливым словом.

    1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …

      зазеленеет старый пень, когда услышит…

      мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …

      когда нас бранят за шалости, мы говорим…

Физминутка. Игра на внимание «Дни недели»

    Этап закрепления нового материала. 10 мин.

А) повторное чтение сказки

Цель: прочтите ещё раз самостоятельно, обратите внимание, какие главные герои по характеру.

Б) Анализ и составление характеристики героев.

Какие герои встречаются в сказке?

К какому жанру относится сказка? Почему?

Кто главные герои?

Зачитаем первое предложение хором. Цель: каким был Кролик? Чему учит сказка? Какими мы должны быть людьми?

Вывод: скромность украшает человека.

В) Чтение по ролям отрывка

Попробуем обыграть ситуацию встречи кролика и змеи.

Как поздоровался кролик? Хором несколько человек.

Почему Кролик догадался, что в пещере Змея?

Как шипит змея? Прошипим её слова.

Г) чтение по ролям отрывка.

А сейчас посмотрим, что у нас получилось.

    Этап инструктажа домашнего задания. 1 мин.

Стр.124-125 выразительное чтение, для желающих подготовка чтения по ролям.

    Итог урока.3мин.

Что значит, быть вежливым?

Как теперь вы понимаете поговорку: «Вежливость открывает все двери?»

Оценивание учащихся.

    Рефлексия. 1 мин.

Кто запомнил больше всех вежливых слов и считает что активно работал, поднимите руки вверх. Кто считает, что поработал недостаточно, сомкните «руки домиком».

И во Франции и в Дании на прощание говорят…

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался домой, но вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и поэтому Лисица была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере.

Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность - в пещере поселилась змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

Все же приятно читать сказку "Вежливый Кролик (Камбоджийская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Сказка "Вежливый Кролик (Камбоджийская сказка)" читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

Ж ил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Ты видишь, малыш, как важно быть вежливым! Представляешь, что могло бы случиться с кроликом, если бы… б-р-р!! И подумать-то страшно!

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ВТОРАЯ,
в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение

Как-то днём известный своим друзьям, а значит, теперь и вам, Винни-Пух (кстати, иногда для краткости его звали просто Пух) не спеша прогуливался по Лесу с довольно важным видом, ворча себе под нос новую песенку.

Ему было чем гордиться - ведь эту песенку-ворчалку он сам сочинил только сегодня утром, занимаясь, как обычно, утренней гимнастикой перед зеркалом. Надо вам сказать, что Винни-Пух очень хотел похудеть и потому старательно занимался гимнастикой. Он поднимался на носки, вытягивался изо всех сил и в это время пел так:

Тара-тара-тара-ра!

А потом, когда он наклонялся, стараясь дотянуться передними лапками до носков, он пел так:

Тара-тара-ой, караул, трам-пам-па!

Ну, вот так и сочинилась песенка-ворчалка, и после завтрака Винни всё время повторял её про себя, всё ворчал и ворчал, пока не выучил её всю наизусть. Теперь он знал её всю от начала до конца. Слова в этой Ворчалке были приблизительно такие:

Тара-тара-тара-ра! Трам-пам-пам-тарарам-пам-па! Тири-тири-тири-ри, Трам-пам-пам-тиририм-пим-пи!

И вот, ворча себе под нос эту Ворчалку и размышляя,- а размышлял Винни-Пух о том, что было бы, если бы он, Винни, был не Винни-Пухом, а кем-нибудь совсем-совсем другим,- наш Винни незаметно дошёл до песчаного откоса, в котором была большая дыра.

Ага! - сказал Пух. (Трам-пам-пам-тирарам-пам-па!) - Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра - это нора, а нора - это Кролик, а Кролик - это подходящая компания, а подходящая компания - это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку. И всё такое прочее!

Тут он наклонился, сунул голову в нору и крикнул:

Эй! Кто-нибудь дома?

Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова стало тихо.

Я спросил: “Эй! Кто-нибудь дома?” - повторил Пух громко-громко.

Простите! - сказал Винни-Пух.- А что, совсем-совсем никого нет дома?

Тут Винни-Пух вытащил голову из норы и задумался.

Он подумал так: “Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не было! Кто-то там всё-таки есть - ведь кто-нибудь должен же был сказать: “Совсем-совсем никого!”

Поэтому он снова наклонился, сунул голову в отверстие норы и сказал:

Слушай, Кролик, а это не ты?

Нет, не я! - сказал Кролик совершенно не своим голосом.

По-моему, нет,- сказал Кролик.- По-моему, он совсем, ну ни капельки не похож! И не должен быть похож!

Вот как? - сказал Пух.

Он снова вытащил голову наружу, ещё раз задумался, а потом опять сунул голову обратно и сказал:

Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?

Он пошёл в гости к своему другу Винни-Пуху. Они, знаешь, какие с ним друзья!

Тут Винни-Пух прямо охнул от удивления.

Так ведь это же я! - сказал он.

Что значит “я”? “Я” бывают разные!

Это “я” значит: это я, Винни-Пух! На этот раз удивился Кролик. Он удивился ещё больше Винни.

А ты в этом уверен? - спросил он.

Вполне, вполне уверен! - сказал Винни-Пух.

Ну хорошо, тогда входи!

И Винни полез в нору. Он протискивался, протискивался, протискивался и наконец очутился там.

Ты был совершенно прав,- сказал Кролик, осмотрев его с головы до ног.- Это действительно ты! Здравствуй, очень рад тебя видеть!

А ты думал, кто это?

Ну, я думал, мало ли кто это может быть! Сам знаешь, тут, в Лесу, нельзя пускать в дом кого попало! Осторожность никогда не повредит. Ну ладно. А не пора ли чем-нибудь подкрепиться?

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят.

А спустя долгое время, мурлыкая что-то сладким-сладким голоском - голос у него стал прямо-таки медовый! - Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

Уже пора? - вежливо спросил Кролик.

Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: “Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся”. Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик.

Вслух он спросил:

Уже пора?

Ну,- замялся Пух,- я мог бы побыть ещё немного, если бы ты... если бы у тебя...- запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.

По правде говоря,- сказал Кролик,- я сам собирался пойти погулять.

А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.

Ну, всего хорошего, если ты больше ничего не хочешь.

А разве ещё что-нибудь есть? - с надеждой спросил Пух, снова оживляясь.

Кролик заглянул во все кастрюли и банки и со вздохом сказал:

Увы, совсем ничего не осталось!

Я так и думал,- сочувственно сказал Пух, покачав головой.- Ну, до свиданья, мне пора идти.

И он полез из норы. Он изо всех сил тянул себя передними лапками и изо всей мочи толкал себя задними лапками, и спустя некоторое время на поле оказался его нос... потом уши... потом передние лапы... потом плечи... а потом...

А потом Винни-Пух закричал:

Ай, спасите! Я лучше полезу назад! Ещё потом он закричал:

Ай, помогите! Нет, уж лучше вперёд! И, наконец, он завопил отчаянным голосом:

Ай-ай-ай, спасите-помогите! Не могу ни взад, ни вперёд!

Тем временем Кролик, который, как мы помним, собирался пойти погулять, видя, что парадная дверь за бита, выбежал наружу чёрным ходом и, обежав кругом, подошёл к Пуху.

Ты что - застрял? - спросил он.

Не-ет, я просто отдыхаю,- ответил Пух, стараясь говорить весёлым голосом.- Просто отдыхаю, думаю кой о чём и пою песенку...

Ну-ка, дай мне лапу,- строго сказал Кролик.

Винни-Пух протянул ему лапу, и Кролик стал его тащить.

Он тащил и тащил, он тянул и тянул, пока Винни не закричал:

Ой-ой-ой! Больно!

Теперь всё ясно,- сказал Кролик,- ты застрял.

Всё из-за того,- сердито сказал Пух,- что выход слишком узкий!

Нет, всё из-за того, что кто-то пожадничал! - строго сказал Кролик.- За столом мне всё время казалось, хотя из вежливости я этого не говорил, что кто-то слишком много ест! И я твёрдо знал, что этот “кто-то” - не я! Делать нечего, придётся сбегать за Кристофером Робином.

Кристофер Робин, друг Винни-Пуха и Кролика, жил, как вы помните, совсем в другом конце Леса. Но он сразу же прибежал на помощь и, когда увидел переднюю половину Винни-Пуха, сказал: “Ах ты, глупенький мой мишка!” - таким ласковым голосом, что у всех сразу стало легче на душе.

А я как раз начал думать,- сказал Винни, слегка хлюпая носом,- что вдруг бедному Кролику уже никогда-никогда не придётся ходить через парадную дверь... Я бы тогда очень-очень огорчился...

Я тоже,- сказал Кролик.

Не придётся ходить через парадную дверь? - переспросил Кристофер Робин.- Почему? Пожалуй, придётся...

Ну, вот и хорошо,- сказал Кролик.

Пожалуй, придётся втолкнуть тебя в нору, если мы не сможем тебя вытащить,- закончил Кристофер Робин.

Тут Кролик задумчиво почесал за ухом и сказал, что ведь если Винни-Пуха втолкнуть в нору, то он там останется насовсем. И что хотя он, Кролик, всегда безумно рад видеть Винни-Пуха, но всё-таки, что ни говори, одним полагается жить на земле, а другим под землёй, и...

По-твоему, я теперь никогда-никогда не выйду на волю? - спросил Пух жалобно.

По-моему, если ты уже наполовину вылез, жаль останавливаться на пол пути,- сказал Кролик. Кристофер Робин кивнул головой.

Выход один,- сказал он,- нужно подождать, пока ты опять похудеешь.

А долго мне нужно худеть? - испуганно спросил Пух.

Да так, с недельку.

Ой, да не могу же я торчать тут целую неделю!

Торчать-то ты как раз отлично можешь, глупенький мой мишка. Вот вытащить тебя отсюда - это дело похитрее!

Не горюй, мы будем читать тебе вслух! - весело воскликнул Кролик. - Только бы снег не пошёл... Да, вот ещё что, - добавил он, - ты, дружок, занял у меня почти всю комнату... Можно, я буду вешать полотенца на твои задние ноги? А то они торчат там совершенно зря, а из них выйдет чудесная вешалка для полотенец!

Ой-ой-ой, це-е-лу-ю неделю! - грустно сказал Пух. - А как же обедать?!

Обедать, дорогой мой, не придётся! - сказал Кристофер Робин. - Ведь ты должен скорей похудеть! Вот читать вслух - это мы тебе обещаем!

Медвежонок хотел вздохнуть, но не смог - настолько крепко он застрял. Он уронил слезинку и сказал:

Ну, уж вы тогда хотя бы читайте мне какую-нибудь удобоваримую книгу, которая может поддержать и утешить несчастного медвежонка в безвыходном положении...

И вот целую неделю Кристофер Робин читал вслух именно такую удобоваримую, то есть понятную и интересную, книжку возле Северного Края Пуха, а Кролик вешал выстиранное бельё на его Южный Край... И тем временем Пух становился всё тоньше, и тоньше, и тоньше.

А когда неделя кончилась, Кристофер Робин сказал:

Он ухватился за передние лапы Пуха, Кролик ухватился за Кристофера Робина, а все Родные и Знакомые Кролика (их было ужасно много!) ухватились за Кролика и стали тащить изо всей мочи.

И сперва Винни-Пух говорил одно слово:

А потом другое слово:

И вдруг - совсем-совсем вдруг - он сказал:

Хлоп! - точь-в-точь как говорит пробка, когда она вылетает из бутылки.

Тут Кристофер Робин, и Кролик, и все Родные и Знакомые Кролика сразу полетели вверх тормашками! Получилась настоящая куча мала.

А на верху этой кучи очутился Винни-Пух - свободный!

Винни-Пух важно кивнул всем своим друзьям в знак благодарности и с важным видом отправился гулять по Лесу, напевая свою песенку. А Кристофер Робин посмотрел ему вслед и ласково прошептал:

Ах ты, глупенький мой мишка!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: