Срок регистрации коммерческой организации. Порядок государственной регистрации коммерческих организаций

Создание предприятия основывается на принципах и проходит несколько этапов:

1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда; 3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

5) подбор соучредителей предприятия;

6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала

7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;

9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;10) изготовление печатей, штампов;

11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания коммерческих организаций регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Создать коммерческое организацию может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями.

Учредители - участники. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками.

Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, становятся участниками. первоначальный состав участников может полностью измениться.

В качестве учредителей и участников могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия - только государственное муниципальное образование).

Разработка учредительных документов: учредительный договор и устав.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах своё наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

1) заявление по форме, установленной Мин.Юст. РФ, о государственной регистрации юридического лица. 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;3) учредительные документы (учредительный договор, устав);

4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации; 5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус; 7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе; 8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Введение

экономический торговый российский предпринимательский

Наиболее важное место в социально-экономическом развитии общества занимает предпринимательская деятельность.

Субъектом предпринимательской деятельности является прежде всего предприятие. Предприятие - основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики.

Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.

Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.

Порядок создания коммерческой организации

Создание коммерческих организаций включает две стадии:

  • 1. учреждение
  • 2. государственную регистрацию

Помимо основной цели -- систематического извлечения прибыли, создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц:

  • 1) обособление части имущества учредителя в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческой организации и подчинение его специальному правовому режиму;
  • 2) ограничение имущественного риска участника коммерческой организации обособленным имуществом;
  • 3) организация управления имуществом учреждаемой коммерческой организации;
  • 4) обеспечение выступления коммерческой организации в экономическом обороте от собственного имени.

Выделение учредителем части своего имущества и закрепление его за создаваемой коммерческой организацией означает персонификацию этого имущества в новом субъекте права в целях его эксплуатации и извлечения прибыли.

С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного использования капитала учредителя от собственности на капитал, что характерно для рыночной экономики.

Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала (фонда) коммерческой организации.

Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом -- прибыли.

Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.

Уставный (складочный) капитал (фонд), которым должны обладать все коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), представляет собой сумму вклада (вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации.

Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).

Размеры минимальных уставных капиталов коммерческих организаций зависят от их организационно-правовых форм и устанавливаются законом.

Размер уставного капитала коммерческих организаций не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру МРОТ на дату их государственной регистрации. Исключения установлены для государственных предприятий (не менее 5 тыс. МРОТ), муниципальных предприятий (не менее 1 тыс. МРОТ) и ОАО (не менее 1 тыс. МРОТ).

Для ряда коммерческих организаций, например коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации.

Участники коммерческой организации несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью коммерческой организации, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (например, п. 1 ст. 87 ГК РФ).

Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены ГК РФ либо учредительными документами коммерческой организации.

Такого рода исключения не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

Организация управления обособленным имуществом учредителя осуществляется им посредством создания органов управления коммерческой организации, ее структурных подразделений, включая филиалы и представительства. Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами.

Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Наиболее сложная организация управления характерна для АО (ст. 103 ГК РФ). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), между которыми весьма строго распределяется компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия как имущественного комплекса), но и гарантирует права акционеров и кредиторов АО.

Организационную структуру коммерческих организаций составляют филиалы, представительства и другие подразделения, которые не являются юридическими лицами. Они действуют на основании положений, утвержденных коммерческой организацией.

Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК РФ).

Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.

Коммерческие организации выступают в гражданском обороте от собственного имени независимо от учредителей.

Обладая обособленным имуществом и органами управления, коммерческие организации от своего имени приобретают и осуществляют права и несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.

Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации.

В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны по требованию участников коммерческой организации возместить причиненные ей убытки. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.

В случаях превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки норма о заключении сделки неуполномоченным лицом (п. 1 ст. 183 ГК РФ) применяться не может.

Выступление коммерческой организации в гражданском обороте от своего имени обеспечивается также индивидуализацией самой коммерческой организации (посредством фирменного наименования -- ст. 54, 1474 ГК РФ, указания ее места нахождения -- ст. 54 ГК РФ), а также ее предприятия (коммерческое обозначение -- ст. 1538 ГК РФ) и товаров (товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара -- ст. 1477, 1516 ГК РФ).

Порядок учреждения коммерческих организаций определяется применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций ГК РФ или специальными законами, например Законом о банках.

Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются

Правительством РФ, правительствами (администрациями) субъектов РФ, уполномоченными ими органам, органами местного самоуправления. Учредительными документами коммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы являются учредительный договор и устав либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В этих документах с учетом требований законодательства определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.

На основании учредительного договора действуют полные товарищества и товарищества на вере, ООО и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем.

В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает лишь устав.

Остальные коммерческие организации (АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.

В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные ГК РФ или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида.

В учредительном договоре определяются порядок совместной деятельности учредителей по созданию коммерческой организации, условия передачи ей части своего имущества и участия в ее деятельности.

Здесь определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава. Устав определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации.

В нем в соответствии с обще дозволеным началом правового регулирования может быть отражено все, что не противоречит законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

В частности, устав АО, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; правах акционеров; составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, кредитных организаций, страховых организаций и некоторых иных), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).

Это означает, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует обще дозволительному началу правового регулирования предпринимательства.

Отсутствие необходимости перечисления в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота.

Сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям. Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суде. Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителей, определяющих цели ее деятельности в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ)

Создание любой коммерческой организации включает две стадии: первая стадия - учреждение организации, и вторая стадия - ее государственная регистрация. Именно со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц коммерческая организация считается созданной.

Лица, желающие создать коммерческую организацию и участвующие в формировании ее уставного (складочного, паевого) капитала, являются учредителями.

Учредители - как правило, это собственники имущества, которое вносится в качестве вклада. Учредителями могут быть и лица, имеющие имущество на ином вещном праве (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Тогда их участие в создании коммерческой организации определяются законодательством (ст. 295 ГК РФ, п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Основная обязанность учредителей по созданию коммерческой организации заключается в обязанности внесения вклада в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) учреждаемой организации в том порядке, который определяется законом для различных форм коммерческих организаций.

В качестве вклада в имущество коммерческой организации могут вноситься деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Вклады могут быть различными как по ценности, так и по характеру взноса. С последней точки зрения вклады могут иметь различное назначение: вносимое имущество может передаваться или в собственность или в пользование. Вопрос о назначении вклада имеет значение для того, чтобы определить, на ком лежит риск случайной гибели или повреждения внесенного имущества, а также для того, чтобы решить, должна ли внесенная вещь возвратиться при ликвидации к участнику или ему выплачивается лишь ее стоимость.

Обращая внимание на важность этого вопроса при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственными товариществами и обществами и учредителями (участниками), Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1996 года № 6/8 разъяснили, что имущество в натуре, внесенное учредителем в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, принадлежит последнему на праве собственности. Если же в учредительных документах содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом, передача такого имущества в пользование должна оформляться соответствующим актом о передаче и договором аренды. 9

Денежная оценка вклада учредителя коммерческой организации производится по соглашению между учредителями. В случаях, предусмотренных законом, денежная оценка вклада подлежит независимой экспертной проверке.

На стадии учреждения коммерческой организации создаются ее учредительные документы. Ныне действующее гражданское законодательство дифференцированно подходит к составу учредительных документов и предусматривает три варианта (набора) этих документов.

Первый вариант - учредительным документом коммерческой организации является только учредительный договор. Договорными формами коммерческих организация выступают полное товарищество и товарищество на вере.

Второй вариант - учредительными документами считаются и устав коммерческой организации и учредительный договор. К коммерческим организациям, действующим на основании этих учредительных документов, относятся акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью. Вместе с тем, эти общества могут быть учреждены и одним лицом (одним гражданином или одним юридическим лицом). В этом случае учредительным документом Общества явится только устав. Но при увеличении числа участников такого Общества необходимо составить и договор.

Третий вариант - учредительным документом коммерческой организации является только устав. К коммерческим организациям, действующим только на основании устава относятся акционерные общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия.

По общему правилу учредительный договор подписывается всеми учредителями, а устав утверждается учредителями на их общем собрании, решение которого оформляется в виде протокола общего собрания учредителей. В протоколе общего собрания учредителей отражаются следующие вопросы:

  • о создании коммерческой организации определенной организационной формы;
  • об утверждении устава данной организации;
  • об утверждении денежной оценки вносимых учредителями неденежных вкладов;
  • об избрании (назначении) исполнительных органов данной организации.

Некоторые коммерческие организации могут иметь одного учредителя (либо одно физическое, либо одно юридическое лицо). В этом случае учредительным документом является устав и решение учредителя о создании коммерческой организации.

По своей природе учредительный договор является договором между учредителями по созданию коммерческой организации и предусматривает обязанность учредителей создать эту организацию. Содержание учредительного договора определено ст. 52 ГК РФ.

В уставе коммерческой организации должны быть определены ее фирменное наименование и место нахождения, а в случаях, установленных законами, и почтовый адрес, по которому с организацией осуществляется связь.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности

Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, что прямо вытекает из содержания ст. 50 ГК РФ. Исходя из того, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, за исключениями, о которых говорилось выше, такие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В этом случае перечень видов деятельности в уставе коммерческой организации не является обязательным.

Помимо фирменного наименования и места нахождения, в уставе определяются:

  • порядок формирования имущества коммерческой организации;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок управления деятельностью организации и компетенция органов управления;
  • порядок реорганизации и ликвидации;
  • другие сведения, которые определены законами для коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Коммерческая организация считается созданной с даты внесения записи в единый государственный реестр юридически лиц. Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Порядок и способы реорганизации коммерческих организаций . Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. При этом деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. Иными словами, при реорганизации ликвидированное юридическое лицо имеет правопреемника - новое юридическое лицо.

Реорганизация коммерческой организации может осуществляться в следующих формах: слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) на общем собрании, либо органом юридического лица, уполномоченном на то учредительными документами.

Особенности реорганизации отдельных видов коммерческих организаций определяются специальными федеральными законами.

В случаях, установленных законом, реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, в соответствии со ст. 38 Закона "О защите конкуренции" 10 "в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  1. существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  2. отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  3. существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев. 11

Составляемые при реорганизации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) организации или органом, который принял решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших организаций или внесения изменений в учредительные документы существующих коммерческих организаций.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации коммерческой организации затрагиваются интересы ее кредиторов. Поэтому учредители (участники) коммерческой организации или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Государственная регистрация регулируется: ГК; Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; федеральными законами по конкретным организационно-правовым формам юридических лиц; а также рядом постановлений Правительства и министерств РФ, принятых во исполнение этих законов. Так, Минфин России своим приказом от 22.06.2012 № 87н утвердил Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», теперь гражданин, желающий создать юридическое лицо или стать индивидуальным предпринимателем, может осуществить это с помощью нотариуса. Нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные государственным органом, в форме электронных документов, и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам .

Что собой представляет ЕГРЮЛ1 Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах (абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В ЕГРЮЛ согласно ст. 5 данного Федерального закона должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице:

  • а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
  • б) организационно-правовая форма;
  • в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

в.1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);

в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

  • г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
  • е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;
  • ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

  • к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
  • л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

л. 1) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей);

л.2) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций);

  • м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
  • и) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

o) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

p) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

  • - в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;
  • - исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
  • с) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
  • т) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.

В регистрационном деле юридического лица должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных и других персональных данных физических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Сама государственная регистрация осуществляется в со дня представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Это Минюст России, ЦБ РФ, территориальные органы Казначейства России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Росфинмониторинга, ФАС России и др.

До 1 июля 2002 г. существовало 4,5 тыс. регистрирующих органов, в которых работали около 18 тыс. человек. При этом 14 тыс. из них занимались только регистрацией юридических лиц. Эта процедура практически не регулировалась. В основном шло «законотворчество» местных органов власти. В результате в каждом регионе была своя цена за регистрацию, которая колебалась от 0,5 до 200 МРОТ. Кроме этого, помимо регистрационной палаты предпринимателю приходилось идти в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд соцстраха, Госкомстат, нотариальную контору, банк и т.д.

Теперь, чтобы открыть торговую организацию, внести изменения в учредительные документы или закрыть фирму, необходимо прийти в местную налоговую инспекцию, сдать требуемые бумаги, уплатить твердую государственную пошлину - с 1 января 2010 г. - 4 тыс. руб. и ждать пять дней. Таким образом, процесс регистрации коммерческой организации, во-первых, избавлен от неумеренной бюрократической опеки. Перекрывается канал для обогащения нечистых на руку чиновников, берущих за определенную мзду быстро зарегистрировать организацию. Во-вторых, принцип «одного окна» позволяет избавиться от «мертвых душ».

В каких случаях могут отказать в государственной регистрации? Отказ в регистрации торговых организаций возможен только по трем основаниям, предусмотренным и. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

  • - непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • - представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • - не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона).

Данные правовые нормы наряду с другими положениями Федерального закона свидетельствуют об отказе законодателя от прежде действовавшей практики проверки законности создания и соответствия учредительных документов юридического лица закону.

Срок принятия решения об отказе в регистрации аналогичен сроку принятия решения о регистрации юридического лица и составляет пять рабочих дней с момента подачи в регистрирующий орган документов. Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретное нарушение, допущенное заявителем. Это решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Очень важно, что ст. 24 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ влечет наложение на должностных лиц административного штрафа.

Такое же наказание предусмотрено и за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Одновременно и заявители несут ответственность за непредставление либо несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в ЕГРЮЛ (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП).

Федеральный закон от 25.06.2002 № 72-ФЗ внес существенные коррективы в УК. Во-первых, устанавливается уголовное наказание за неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо уклонения от их регистрации, либо неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии). Во-вторых, установлено уголовное наказание за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением порядка регистрации, а равно за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Основная проблема заключается в том, чтобы в ЕГРЮЛ были зарегистрированы действующие юридические лица. Ведь регистрация нужна для обеспечения нужд участников экономического оборота, чтобы каждый мог получить достоверную информацию о потенциальном контрагенте, его имущественном и финансовом состоянии. Недостоверная информация о юридических лицах не позволяет даже правоохранительным органам найти того, кто стоял за тем или иным юридическим лицом. Неслучайно на практике очень часто можно столкнуться с фирмами однодневками, которые используются всевозможными мошенниками, тем более что мизерный уставный капитал в размере 10 тыс. руб. для открытия юридического лица их не остановит.

В 1990-х гг. Российская Федерация применила налоговую систему, существующую в рамках европейского континентального нрава, с ее высокими ставками налогов, но российский бизнес не мог ее осилить и нашел способы уклоняться от них, создавая подставные юридические лица. Сейчас налоги стали посильными, но практика использований компаний однодневок сохранилась .

Создание коммерческой организации - это первый шаг на пути создания своего собственного бизнеса. Законом установлен порядок создания коммерческих организаций, которого должен придерживаться любой гражданин Российской Федерации. Необходимо помнить, что организация признается созданной только после ее регистрации в органах юстиции.

Порядок создания коммерческих организаций

Правовое регулирование создания коммерческих организаций однозначно устанавливает порядок действий:

  • создание коммерческой организации начинается с подготовки Учредительного договора, составляемого учредителями, или Устава, одобряемого ими. У организации могут быть одновременно и Учредительный договор и Устав;
  • подготовка учредительных документов (Договор и Устав к ним также относятся), в которых указывается наименование будущей организации, место ее нахождение, правовой статус, цели создания;
  • устанавливается порядок формирования уставного капитала (для акционерных обществ - еще и порядок размещения акций);
  • определяются органы управления и назначается каждому из них круг полномочий;
  • обозначается форма и методы контроля над деятельностью организации;
  • устанавливается порядок реорганизации и ликвидации;
  • учредители в Договоре определяют порядок передачи коммерческой организации своей собственности;
  • объявляется порядок распределения между учредителями прибылей и убытков коммерческой организации;
  • обговариваются условия и порядок выхода учредителей из организации;
  • назначается управление.

Юридическая помощь по организации юр. лиц

Оперативная консультация по телефону или в офисе бюро

Адвокат по арбитражным делам - помощь специалиста по организации юр. лиц

Правовое регулирование создания коммерческой организации указывает и на обязательные требования. Например, наименование (название) будущего юридического лица должно быть уникальным. Всю процедуру регистрации вновь созданного юридического лица можно разделить на несколько этапов:

  • первично регистрации (уплачиваются пошлины и сборы, в регистрационный орган представляются все необходимые документы) - выдается временное свидетельство о регистрации;
  • создание печати юр. лица;
  • получение постоянного свидетельства о регистрации (регистрация в Госкомстате, выбор кодов деятельности предприятия, работа с банками).

Создание коммерческой организации - сложный и трудоемкий процесс, требующий глубоких познаний в области действующего законодательства. Чтобы его провести в кратчайшие сроки, без проблем и осложнений рекомендуем обратиться за квалифицированной юридической помощью. Актуальна помощь адвоката по арбитражным делам будет в случае возникновения препятствий со стороны регистрационных органов, он поможет разрешить возникшие арбитражные споры в судебном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: