ТСЖ, как способ управления многоквартирным домом: понятие и функции товарищества. Юридическое лицо как член тсж Тсж является юридическим лицом или нет

Управлять хозяйством жилого дома можно разными способами - доверить все домоуправляющей компании или объединиться в ТСЖ и взять все в свои руки. Разбираемся, зачем создаются ТСЖ, как работают эти организации и какими законами регулируется их деятельность.

Что такое ТСЖ

Из статьи 135 Жилищного кодекса мы узнаем, что собственники квартир сами выбирают, кто и как будет управлять их домом:

☝Если в доме менее 50 квартир, он может управляться собственниками: жильцы напрямую оплачивают счета за газ, свет, воду и прочее компаниям, которые предоставляют такие услуги. В этом случае остается проблемой содержание и ремонт общедомовых территорий - подъездов, лестниц, чердаков и подвалов. Часто жильцы действуют по схеме «моя хата с краю»: потребовать, чтобы нерадивый сосед убрал с лестницы мусор, сложно, привлечь к ответственности «Водоканал» или другую организацию, еще сложнее. Ремонт дома тоже под вопросом: среди 50 квартир всегда найдутся 5-10, которые не смогут этот ремонт оплатить.

✌Также домом может управлять коммерческая организация - ДУК или домоуправляющая компания. Она ведет все хозяйственные дела, следит за качеством коммунальных услуг и своевременным ремонтом. Жители дома оплачивают счета, выставляемые ДУКом, куда обычно входит и комиссия за ее работу. Жильцы могут потребовать отчета о том, куда тратятся деньги.

☝✌ И третий вариант - владельцы квартир объединяются в товарищество собственников жилья или ТСЖ .

Что говорит Жилищный кодекс:

  • ТСЖ - некоммерческая организация;
  • Вступить в ТСЖ могут только собственники квартир в многоквартирном доме - доме с двумя и более квартирами;
  • Задача ТСЖ - управлять домом так, чтобы жильцам было комфортно жить и пользоваться помещениями.
Обычно собственники объединяются в ТСЖ для того, чтобы содержание и обслуживание дома было более «прозрачным»: ТСЖ позволяет четко контролировать поступление и расходование денег.

Что входит в обязанности ТСЖ

ТСЖ обязано заключать договоры с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями и следить за порядком во всем: от ремонта крыши до уборки. В Жилищном кодексе четко прописаны обязанности ТСЖ:

👍 обеспечить дом горячей и холодной водой;

👍 обеспечить отоплением;

👍 обеспечить газом;

👍 обеспечить электричеством;

👍 убирать территорию и следить за вывозом мусора;

👍 поддерживать чистоту в подъездах;

👍 следить за количеством парковочных мест;

👍 вовремя ремонтировать дороги и общедомовое имущество.

ТСЖ должно быть в курсе всех дел - плановых отключений воды или света, грядущих ремонтов дороги на подъезде к дому. Также ТСЖ должно оповещать жителей обо всех изменениях через объявления на этажах или рассылку сообщений. Чтобы было проще, управление создает группу в соцсетях или чат в Whatsapp, где и сообщает жильцам всю важную информацию.


Как работает ТСЖ

Участником ТСЖ становится каждый хозяин квартиры, который проголосовал за его создание. Но так как квартир в доме много, все жильцы не могут участвовать в работе организации. Поэтому на общем собрании выбирают членов правления: это жильцы, которые входят в состав учредителей ТСЖ и руководят им. Выбрать членов правления можно общим голосованием. Также можно назначить председателя - главное ответственное лицо будущего ТСЖ. Председателем может выдвинуться любой из членов ТСЖ.

Как только руководящий состав сформировался, оформляется и подписывается Устав. В Уставе прописывают адрес дома, список учредителей, права и обязанности ТСЖ, все важные формальности, связанные с обслуживанием дома. Устав регистрируют в ФНС, копию заверяют у нотариуса.

На поддержание порядка ТСЖ собирает взносы. Сумму устанавливают на собрании: закон не регулирует этот вопрос, жильцы могут определить размеры взносов сами, привлечь бухгалтера, который посчитает, каким бюджетом ТСЖ должно располагать ежегодно. Годовую сумму «разбивают» на ежемесячные или ежеквартальные платежи.


На собраниях собственники сами определяют судьбу своего дома. Собираясь вместе, жители решают, как часто ремонтировать подъезды, нужно ли красить фасад дома и лестницу, стоит ли устанавливать шлагбаум. Участникам ТСЖ не нужно разрешение «сверху» на то, чтобы закупить новые лавочки или оборудовать детскую площадку: они просто голосуют за это на собрании, а потом собирают деньги и нанимают строителей.

Если что-то пошло не так…

Прелесть и одновременно главный недостаток ТСЖ в том, что каждый житель становится ответственным за дом и имущество, ему принадлежащее. Среди активистов могут оказаться юридически неграмотные или некомпетентные люди, действия которых могут навредить дому и его жителям.

Не все жильцы вовремя оплачивают взносы и коммунальные услуги, из-за чего у ТСЖ копятся долги. Так как это некоммерческая организация, собственный капитал ТСЖ обычно очень небольшой - денег на уплату долгов может просто не хватать.

Часто правление ТСЖ отлынивает от своих обязанностей: например, в понедельник отключают воду на две недели, но не оповещают жителей.

По закону вы, как и другие собственники дома, имеете право потребовать от ТСЖ отчета: как, куда и на что были потрачены деньги, какие и с кем заключены договоры и соглашения, как скоро будут выполнены ваши требования. Закон не указывает, как должен выглядеть этот отчет, поэтому председатели могут просто развести руками или не знать, как его составить.

Куда пожаловаться на ТСЖ

1. Непосредственно в правление ТСЖ: написать заявление на имя председателя в двух экземплярах, один оставить у себя.

2. В «Роспотребнадзор».

3. В государственную жилищную инспекцию.

4. В прокуратуру.

Есть ли в законодательстве какие-либо ограничения, касающиеся статуса лиц, которые могут быть членами ТСЖ? Каковы особенности членства организаций в ТСЖ? Может ли юридическое лицо быть включено в состав правления?

В соответствии с п. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственников помещений в МКД на основании их заявлений о вступлении в товарищество. Таким образом, жилищное законодательство не делает различий между собственниками помещений - физическими и юридическими лицами. Более того, из приведенной формулировки видно, что членом ТСЖ может стать собственник как жилого, так и нежилого помещения. На это обратили внимание ФАС УО (Постановление от 19.01.2010 № Ф09-11095/09-С5 ) и ФАС СКО (Постановление от 04.08.2010 № А53-25409/2009 ). Главное, что товарищество создается в МКД, который представляет собой совокупность двух или более квартир . Соответственно, для управления зданием, состоящим из нежилых помещений (и, например, одного жилого помещения - квартиры), ТСЖ не создается. Подчеркнем, что устав товарищества должен соответствовать закону (в частности, ЖК РФ), следовательно, он не может содержать запрета на вступление в ТСЖ юридических лиц (такое положение нарушает законные права собственников помещений).

Не исключена ситуация, когда одна организация владеет на праве собственности помещениями в МКД площадью, превышающей 50% общей площади помещений в доме. Поскольку для создания ТСЖ достаточно голосов такой организации, ее мнение будет ключевым, однако обойти процедуру, предусмотренную законом (проведение общего собрания собственников помещений и голосование по вопросам повестки), нельзя. Сказанное справедливо и для случая, когда одной компании принадлежат все помещения в МКД. То есть просто издать внутренний приказ о порядке управления домом недостаточно (протокол общего собрания с решением о выборе способа управления необходим в силу п. 2 ст. 161 ЖК РФ , а с решением о создании ТСЖ и утверждении его устава - как минимум для регистрации ТСЖ как юридического лица).

К сведению (по ширине текста)

В силу п. 1 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом. Подчеркнем: собственников (во множественном числе) и совместного управления. Однако запрет на создание ТСЖ в МКД, все помещения в котором принадлежат одному лицу, в ЖК РФ отсутствует. Кстати, ранее ТСЖ могло быть образовано при объединении как минимум двух домовладельцев (п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»), за исключением случая создания ТСЖ во вновь создаваемом кондоминиуме.

Теперь же следует исходить из того, является ли МКД как объект права единым зданием или совокупностью помещений. Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 , собственник всех помещений в здании вправе обратиться с заявлением к органу, осуществляющему госрегистрацию прав, и избрать правовой режим здания как единого объекта. После такой регистрации прекращается его право собственности на отдельные помещения. Значит, в этом случае здание с юридической точки зрения уже не представляет собой МКД как совокупность двух или более квартир (отсутствуют такие объекты права, как отдельные жилые помещения) и к нему не применяются положения ЖК РФ.

К сведению закончилось

Обратите внимание, что дом, в котором более половины его площади принадлежит публично-правовому образованию (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию), может быть передан в управление только управляющей организации. Такова специальная норма (п. 2 ст. 163 ЖК РФ ), которая имеет приоритет перед общей нормой, разрешающей создавать ТСЖ собственникам помещений в любом доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ ).

Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ ). Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ ). В частности, от имени ООО действует без доверенности его единоличный исполнительный орган (пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ). Он же представляет интересы общества и совершает сделки, а также выдает доверенности на право представительства от имени общества. Полагаем, что именно единоличный исполнительный орган ООО либо лицо, имеющее специальную доверенность, подписанную данным органом, выступает от имени ООО как собственника помещений в МКД на собраниях собственников помещений, а также на собраниях членов ТСЖ (если ООО вступило в товарищество).

На практике часто обсуждается такой вопрос, как возможность включения юридического лица - собственника помещений в МКД и члена ТСЖ в состав правлениия товарищества. Напомним, что правление ТСЖ является исполнительным органом, подотчетным общему собранию членов товарищества и осуществляющим руководство деятельностью ТСЖ (п. 1 , 4 ст. 147 ЖК РФ ). В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Требования к членам правления сформулированы в п. 2 и 3.1 ст. 147 ЖК РФ . Во-первых, правление избирается из числа членов ТСЖ. Во-вторых, членом правления не может являться лицо, с которым ТСЖ заключило договор управления МКД, член ревизионной комиссии ТСЖ (остальные ограничения касаются исключительно физических лиц, поэтому в рамках рассматриваемого вопроса неактуальны). Никаких запретов на избрание юридического лица в качестве члена правления ЖК РФ не установлено .

Примечательно, что председатель правления ТСЖ не назван в качестве органа управления товариществом. Жилищный кодекс также не содержит никаких специальных правил, не допускающих выбор юридического лица в качестве председателя.

Представляется, что нельзя смешивать юридическое лицо как председателя правления ТСЖ и физическое лицо, выступающее от имени этого юридического лица. Совершать сделки, подписывать платежные документы - значит совершать физические действия, которые в конечном счете осуществляет гражданин. Однако было бы неправильным считать, что председателем правления ТСЖ является руководитель организации, которой принадлежит помещение в МКД. Председателем правления признается само юридическое лицо, от имени которого выступает его руководитель. В свою очередь, в силу п. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления также действует без доверенности от имени ТСЖ. Получается, что юридическое лицо действует без доверенности от имени ТСЖ, а от имени юридического лица также без доверенности действует его руководитель. Поэтому договоры и платежные документы должен подписывать данный гражданин, заверяя их печатью ТСЖ. В договорах же, заключаемых товариществом, в преамбулах должно быть отражено примерно следующее: «ТСЖ «Х» в лице председателя правления ООО «Y», от имени которого на основании устава (либо договора, либо доверенности) действует Иванов И. И.».

В рассмотренной ситуации не приходится говорить о трудовых отношениях между председателем правления и ТСЖ, тем более между ТСЖ и гражданином, представляющим интересы организации - председателя правления (между последними вообще не возникает никаких отношений). Между тем Жилищный кодекс (пп. 11 п. 2 ст. 145 ) допускает установление вознаграждения членам правления (в том числе председателю), опять-таки не упоминая об их статусе (физические или юридические лица). Поэтому, если общее собрание определит размер и порядок выплаты вознаграждения, его суммы поступят в доход организации - члена правления. Никакие обязательства перед бюджетом у ТСЖ в таком случае не возникнут (товарищество не является налоговым агентом юридического лица в данной ситуации).

________________________

См. п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Законодательство знает подобные запреты. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в качестве единоличного исполнительного органа ООО может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного ст. 42 указанного закона.

Отсутствие в ст. 50 ГК РФ исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц не способствует созданию их единой системы. Как отмечается в теоретических исследованиях, "предоставленная Гражданским кодексом законодателю возможность... дала простор для нередко неуемного законотворчества...".

В настоящее время необходимость упорядочения системы очевидна. А это невозможно без "ревизии" существующих организационно-правовых норм, поскольку "существуют случаи смешения понятий, когда законодатель именует ту или иную разновидность организационно-правовой формой, но в сущности она таковой не является, а речь идет лишь о разновидности в рамках одной организационно-правовой формы". В Концепции развития законодательства о юридических лицах, проект которой был одобрен в марте 2009 г., предлагается установить исчерпывающий перечень некоммерческих юридических лиц и исключить из законодательства некоторые организационно-правовые формы, которые как раз были созданы в результате "смешения понятий". В частности, это относится к товариществам собственников жилья и обществам взаимного страхования, которые, по мнению ряда специалистов, являются, по сути, потребительскими кооперативами.

Чтобы выяснить, есть ли основания для исключения данных организационно-правовых форм либо необходимо устранить лишь недостатки правового регулирования, не позволяющие четко отграничить данные формы от сходных, необходимо исследовать их правовой статус.

Товарищество собственников жилья

(далее - ТСЖ) - единственная организационно-правовая форма юридических лиц, специально предусмотренная для объединений собственников помещений многоквартирного дома исключительно с целью управления данным домом. Жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы осуществляют управление наряду с реализацией основной задачи - обеспечение их членов жилыми помещениями.

ТСЖ - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Создание собственниками жилых и нежилых помещений специализированных организаций для управления многоквартирными домами широко используется не только в России, но и в зарубежных странах. В государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, также предусматривается создание некоммерческих объединений собственников жилых помещений с правами юридического лица для управления многоквартирными домами.

Во многом сходное регулирование отношений управления многоквартирными домами наблюдается в законодательстве Украины и Беларуси. Статус создаваемых в Беларуси объединений собственников определяется Законом от 8 января 1998 г. "О совместном домовладении". На Украине действует Закон от 29 ноября 2001 г. "Об объединениях совладельцев многоквартирных домов". При этом отдельные вопросы регулируются иначе, чем в России, причем в ряде случаев такое регулирование является более продуманным и целесообразным.

ТСЖ нельзя признать абсолютно новой для России формой управления многоквартирными домами. Появление первых жилищных товариществ относится к 20 гг. прошлого столетия. Оно имело целью, так же, как и на современном этапе, возложить обязанности по надлежащей эксплуатации многоквартирных домов на лиц, владеющих жилыми помещениями, освободив от этих обязанностей государство. Правда, в отличие от современной действительности речь шла не о создании объединений собственников жилых помещений, а о привлечении к управлению лиц, являющихся нанимателями.

До вступления в силу действующего ЖК РФ правовое положение ТСЖ регулировалось ФЗ от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".

ТСЖ действует на основании устава. При этом законодательство не предусматривает специальных требований к его содержанию. Соответственно, должна применяться ст. 52 ГК РФ. Необходимость включения в устав отдельных положений следует из некоторых статей Жилищного кодекса РФ: ч. 1 ст. 145 ЖК РФ предусматривает, что уставом определяется порядок созыва общего собрания ТСЖ, ч. 3 ст. 146 ЖК РФ - что уставом наряду со ст. 45 ЖК РФ определяются правомочия общего собрания членов ТСЖ и др.

В целях содействия более активному распространению товариществ собственников жилья Приказом Минземстроя РФ от 3 августа 1998 г. N 35 был утвержден Примерный устав товарищества собственников жилья. Данный Приказ не утратил силу и в настоящее время, однако применение Примерного устава возможно с учетом положений разд. VI ЖК РФ.

Согласно законодательству некоторых государств ТСЖ действуют на основании типового устава. Подобные нормы содержатся, к примеру, в Законе Украины от 29 ноября 2001 г. "Об объединениях совладельцев многоквартирных домов". Представляется, что наличие типового устава заметно упростит и облегчит процесс создания ТСЖ, в частности, поскольку будут исключены споры собственников по поводу содержания устава, а также случаи отказов в регистрации товарищества из-за несоответствия положений устава требованиям законодательства. Кстати, в Положение о жилищных товариществах и строительных товариществах, утвержденное 3 декабря 1921 г. Президиумом Моссовета, был включен устав жилищного товарищества.

Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ). Допускается также создание одного ТСЖ собственниками нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме. Такое объединение допустимо, если дома расположены на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, имеют общие сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры.

Создание ТСЖ возможно путем объединения нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры (ч. 2 ст. 136 ЖК РФ).

Таким образом, в одном ТСЖ могут объединяться только собственники расположенных на едином земельном участке или граничащих друг с другом участках строений. Подобное правило есть и в законодательстве других государств, в частности Украины. В законодательстве Беларуси действует аналогичное правило, однако есть исключение: если отдельная часть здания имеет изолированный вход и может быть без нарушения целостности других частей этого здания надстроена, реконструирована, перестроена либо снесена, допускается создание одного товарищества собственников для управления этой частью здания. Допускается создание одного товарищества собственников на базе нескольких объектов недвижимого имущества.

По российскому законодательству членами ТСЖ могут быть граждане, юридические лица, публичные образования - собственники как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.

Товарищество собственников жилья может быть создано не только на базе уже находящегося в эксплуатации многоквартирного дома, но и в случае, когда строительство дома еще не завершено (ст. 139 ЖК РФ). Товарищество в этих случаях создается лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах. В теории возможность создания ТСЖ в строящемся доме оценивают неоднозначно. Преимуществом является возможность изначально контролировать состояние здания, однако с теоретической точки зрения создание товарищества невозможно, так как еще отсутствуют объект управления и, соответственно, лица, которые имеют статус собственников помещений.

Законодательство прямо не предусматривает возможности создания ТСЖ одним лицом, равно как и не устанавливает требования к минимальному количеству участников, указав лишь, что решение о создании должно быть принято собственниками, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ). Указанным количеством голосов может обладать и одно лицо, например застройщик.

Подтверждением необходимости наличия хотя бы двух участников служит определение ТСЖ, данное в ст. 135 ЖК РФ. ТСЖ признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления.

Кроме того, понятие "товарищество" используется в российском законодательстве, когда речь идет об объединении лиц. Заслуживает внимания регулирование данной проблемы в белорусском законодательстве: Закон о совместном домовладении прямо закрепляет, что товарищество собственников должно состоять из двух и более членов. Однако во вновь строящемся, реконструируемом или капитально ремонтируемом здании допускается создание товарищества одним лицом - застройщиком (ст. 20). Подобное положение можно было бы включить и в российское законодательство с указанием, что в случае создания ТСЖ застройщиком по завершении строительства число участников должно быть не менее двух, в противном случае ТСЖ должно быть ликвидировано. Однако если признать ТСЖ разновидностью потребительских кооперативов, возможность создания его одним лицом исключена, поскольку согласно п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительский кооператив определяется как добровольное объединение граждан и юридических лиц.

Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома или соответственно собственников нескольких многоквартирных домов или расположенных близко зданий. На том же собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме утверждается устав ТСЖ.

Поскольку на ТСЖ не распространяются положения Закона о некоммерческих организациях, для регистрации ТСЖ не требуется принятия решения о регистрации органом юстиции. Регистрация производится в общем порядке, предусмотренном ФЗ от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

ТСЖ - организация, основанная на членстве. Число членов ТСЖ должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 135 ЖК). Количество голосов каждого из собственников определяется исходя из размера его доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Круг возможных членов ТСЖ ограничен - ими могут являться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Соответственно, в товарищество не могут вступить наниматели и арендаторы помещений, а также иные лица.

Членство в ТСЖ является добровольным. Оно возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ. При приобретении жилого помещения в доме, где создано ТСЖ, новый собственник вправе вступить в товарищество. Отказаться принять в члены товарищества нового собственника ТСЖ не может.

Следует отметить, что Закон о товариществах собственников жилья содержал положение о возникновении членства с момента регистрации товарищества у всех проживающих в кондоминиуме домовладельцев (п. 1 ст. 32). Впоследствии это положение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку устанавливало обязательность членства в товариществе собственников жилья (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П). До сих пор в теории высказываются различные мнения о целесообразности и допустимости обязательного членства в ТСЖ. К примеру, С.Г. Певницкий полагает, что "исходя из сути и правовой природы ТСЖ оно не является общественным объединением в смысле ст. 30 Конституции РФ, так как оно предназначено для исполнения общественно значимой функции по безопасному содержанию жилых помещений".

Судья Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеев, выразивший Особое мнение по вопросу о конституционности положения об обязательном членстве в ТСЖ, обосновал его отсутствием принудительного характера членства в ТСЖ в смысле, придаваемом понятию принуждения ст. 30 Конституции РФ. В частности, приобретение жилого помещения в доме, где создано ТСЖ, предлагалось считать косвенным выражением согласия на вступление в товарищество. Конечно, данная позиция представляется весьма уязвимой. Однако "недобровольные объединения" известны и отечественному, и мировому правопорядку; к ним относятся различного рода саморегулируемые организации, адвокатские и нотариальные палаты, национально-культурные автономии и др. Обязательный порядок участия в таких объединениях определяется необходимостью обеспечения общественных интересов.

Что касается ТСЖ, то в его создании присутствует не только частный, но и публичный интерес. Последний заключается в формировании эффективной системы управления многоквартирными домами, что поможет освободить бюджеты от расходов на поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии, обеспечить своевременную оплату предоставляемых собственникам жилых и нежилых помещений коммунальных услуг.

К тому же, не являясь членом ТСЖ, собственник находится в невыгодном положении, так как не участвует в общих собраниях членов ТСЖ и не может влиять на принятие решений, но обязан участвовать в расходах на содержание и ремонт, размер которых устанавливается общим собранием членов ТСЖ. Таким образом, добровольность членства предполагает лишь свободу принятия решения об участии в организации, но не избавляет собственника жилого или нежилого помещения от исполнения решений товарищества, касающихся вопросов эксплуатации и ремонта многоквартирного дома.

Законодательство ряда зарубежных стран (например, Финляндии, Нидерландов) предусматривает обязательное членство в подобных ТСЖ организациях. Положение об автоматическом возникновении членства в товариществе при приобретении права собственности на жилое или нежилое помещение содержится в белорусском законодательстве.

Следует отметить, что если рассматривать ТСЖ как потребительский кооператив, придется согласиться с исключительно добровольным порядком вступления в него, поскольку добровольность объединения указана в п. 1 ст. 116 ГК РФ как один из квалифицирующих признаков кооператива.

ТСЖ относится к организациям, обладающим имуществом на праве собственности. Имущественную базу ТСЖ составляет принадлежащее ему на праве собственности движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления его функций, в том числе средства товарищества собственников жилья.

Существенная часть средств товарищества имеет строго целевое назначение и предназначена для оплаты коммунальных услуг, профилактических и ремонтных работ, необходимых для поддержания в надлежащем состоянии многоквартирного дома, и не может расходоваться на нужды самого товарищества.

Одним из источников средств на осуществление задач ТСЖ являются платежи, вносимые собственниками на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Порядок установления данных платежей определяется ЖК РФ, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.

Следует отметить, что ТСЖ уполномочено на получение платежей на содержание и ремонт общего имущества только с собственников помещений. Однако во многих многоквартирных домах часть жилых помещений занимают наниматели по договору социального найма. В связи с этим возникает вопрос о праве ТСЖ получать платежи с нанимателей по договору социального найма. Согласно п. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Однако судебная практика трактует понятие "управляющая организация" исходя из п. 2 ст. 161 ЖК РФ и, соответственно, не относит ТСЖ и специализированные жилищные кооперативы к управляющим организациям. Так, в Определении ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. N 16501/08 указывается, что товарищество собственников жилья не является управляющей организацией в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занимаемых нанимателями по договору социального найма и договору найма жилых помещений, а правоотношения по внесению платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также за коммунальные услуги возникают между нанимателями и собственниками жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо уполномоченным собственником лицом в силу Постановления Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315.

Полномочия по приему платежей от нанимателей по договору социального найма и договору найма могут быть переданы товариществу по решению собственника (либо на основании соответствующего договора).

Некоторые исследователи полагают, что одним из существенных отличий ТСЖ от потребительского кооператива является отсутствие в товариществах паевых отношений. Члены ТСЖ в отличие от членов потребительского кооператива не вправе распределять между собой полученные доходы. У них нет обязанности покрывать убытки путем внесения дополнительных взносов и др.; ТСЖ в отличие от жилищного кооператива не является собственником общего имущества, а также помещений многоквартирного дома. Жилищный кооператив по крайней мере до полной выплаты его членами своих паев таким правом обладает.

Согласно ч. 1 ст. 151 ЖК РФ в собственности ТСЖ может находиться недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома. Спорным является вопрос о собственнике объектов, возведенных ТСЖ за счет взносов его членов, например детской площадки, автостоянки и т.п.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 152 ЖК РФ строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме отнесено к разрешенной деятельности ТСЖ. При этом исходя из п. п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ можно сделать вывод, что результат такого строительства должен быть включен в общее имущество многоквартирного дома, т.е. поступить в общую долевую собственность членов ТСЖ. Однако заслуживает внимания и иная позиция, согласно которой следует разделять строительство дополнительных (самостоятельных) объектов и объектов общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ в нем могут быть образованы специальные фонды (например, резервный), расходуемые на предусмотренные уставом цели.

Для достижения уставных целей ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью (ч. 1 ст. 152 ЖК РФ). При этом свобода осуществления отдельных видов деятельности зависит от источника финансирования. За счет взносов членов ТСЖ могут осуществляться лишь виды деятельности, связанные с управлением:

1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

В ч. 3 ст. 152 ЖК РФ указывается, что дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные гл. 14 и уставом товарищества. Таким образом, иные виды деятельности могут осуществляться только за счет дополнительных доходов.

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (ст. 144 ЖК РФ).

Компетенция общего собрания ТСЖ определяется ст. 145 ЖК РФ. К ней отнесены наиболее существенные вопросы, касающиеся организации деятельности товарищества, управления им, а также прекращения его деятельности, а также основные вопросы управления многоквартирным домом, включая осуществление распорядительных правомочий в отношении общего имущества многоквартирного дома, определение размера платежей членов товарищества.

Круг вопросов, относящихся к компетенции общего собрания членов товарищества, является открытым и может быть расширен уставом ТСЖ (ч. 3 ст. 145 ЖК РФ). Общее собрание может принять к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к компетенции правления товарищества.

Порядок созыва и организации общего собрания членов ТСЖ определяется ст. 146 ЖК РФ и уставом товарищества.

Общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представители.

Решения по наиболее важным вопросам, касающимся существования и деятельности ТСЖ, общее собрание принимает не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. К таким вопросам относятся: принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом ТСЖ может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества (ч. 1 ст. 147 ЖК РФ). Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Правление избирает из своего состава председателя товарищества. Следует отметить определенное несоответствие положений Жилищного кодекса, определяющих статус председателя правления. Согласно ст. 144 ЖК РФ к органам ТСЖ отнесены только общее собрание и правление товарищества. В то же время согласно ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда. То есть председатель правления осуществляет функции единоличного органа управления товарищества. Исходя из сходства структуры и функций органов управления потребительских кооперативов, в частности ЖК и ЖСК, а также ТСЖ, очевидно, что везде председатель выполняет аналогичные функции, но в отношении жилищных потребительских кооперативов его статус как органа кооператива прямо закреплен в ст. 115 ЖК РФ.

Контрольным органом ТСЖ является ревизионная комиссия.

Реорганизация и ликвидация ТСЖ осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. При этом должны учитываться особенности, установленные Жилищным кодексом. В частности, реорганизация ТСЖ в форме преобразования должна обеспечивать переход к новому юридическому лицу прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом в интересах собственников жилых помещений такого дома. Поэтому преобразование возможно только в организацию, создаваемую для осуществления аналогичной цели, т.е. в жилищный или жилищно-строительный кооператив (ч. 2 ст. 140 ЖК РФ). Однако ТСЖ создается уже на базе существующего многоквартирного дома, его членами являются собственники жилых помещений данного дома, поэтому не вполне ясна цель преобразования в жилищный кооператив, создаваемый прежде всего с целью обеспечения жилыми помещениями его членов. Обычно используется обратная схема - кооперативы, паи в которых полностью выплачены, преобразуются в ТСЖ.

Ликвидация ТСЖ производится по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Кроме этого, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ устанавливает еще один случай, когда ТСЖ должно быть ликвидировано: если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Представляется, что это не единственное специальное основание ликвидации ТСЖ. Таковым можно считать также принятие собственниками помещений решения о выборе иного способа управления многоквартирным домом, а также прекращение существования самого объекта управления - многоквартирного дома, а если исключить возможность существования ТСЖ с одним участником - при переходе права собственности на все помещения дома одному лицу.

Общества взаимного страхования

Общества взаимного страхования (далее - ОВС) как специализированные организации лиц, объединившихся для совместного страхования от общих страховых рисков, известны всем развитым правопорядкам. Активное создание таких обществ в Европе началось в XIX столетии. Их прообраз усматривают еще в средневековых сословных гильдиях, которые предоставляли гарантии на случай, если один из ее членов оказывался застигнутым каким-либо несчастьем.

В России создание обществ взаимного страхования начинается позже, чем в других европейских странах. Причем инициатива исходила от государства. В Указе императора Александра II от 10 октября 1861 г. указывалось на необходимость разъяснить домовладельцам городов, посадов и местечек пользу взаимного страхования и предложить им учредить общества взаимного страхования от огня.

В советский период, несмотря на введение с 1921 г. государственной монополии на страхование, в системе потребкооперации взаимное страхование действовало до середины 50-х гг.

ОВС в настоящее время рассматривается как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческих организаций. Его статус регламентируется ФЗ от 29 ноября 2007 г. "О взаимном страховании" (далее - Закон о взаимном страховании).

До принятия этого Закона вопрос об организационно-правовой форме обществ оставался дискуссионным. На практике ОВС часто создавались в форме некоммерческих партнерств, хотя в теории указывалось, что данная организационно-правовая форма не вполне подходит для ОВС.

Следует отметить, что некоммерческие партнерства создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Общества взаимного страхования создаются для оказания услуг материального характера своим членам, что сближает общества с потребительскими кооперативами. Еще одной общей чертой потребительского кооператива и общества взаимного страхования является обязанность членов внести имущественные взносы. Другие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в том числе и некоммерческое партнерство, не предполагают обязательного объединения взносов участников.

Следует отметить, что организационно-правовая форма потребительского кооператива используется в сходных целях, причем в силу прямого указания закона. Речь идет о кредитных потребительских кооперативах, статус которых определен в ФЗ от 18 июля 2009 г. "О кредитной кооперации". Такие кооперативы создаются в качестве добровольных объединений физических и (или) юридических лиц на основе членства по территориальному, по профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Учитывая изложенное, можно присоединиться к мнению Д.В. Акимочкина, что страховщики, предполагающие осуществление взаимного страхования исключительно своих членов, должны создаваться только в организационно-правовой форме потребительского кооператива, поскольку целью создания подобных юридических лиц является удовлетворение интересов его членов.

Некоторые авторы полагают, что действующий Закон не исключает создания ОВС в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях. Однако согласно п. 1 ст. 3 Закона о взаимном страховании взаимное страхование осуществляется обществом взаимного страхования, а п. 1 ст. 5 Закона указывает, что в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования. Специалисты при этом указывают на отсутствие в Законе о взаимном страховании переходных положений - не определено, в каком порядке и в какие сроки уже существующие в иных организационно-правовых формах общества взаимного страхования должны быть преобразованы. Представляется, что в установлении такого срока не было особой необходимости, так как соответствие организационно-правовой формы требованиям законодательства было необходимо для получения лицензии, а лицензии общества взаимного страхования должны были получить до 1 июля 2008 г. Интересно отметить, что еще до принятия Закона о взаимном страховании ОВС, созданным в соответствии с ФЗ "О некоммерческих организациях", отказывали в выдаче лицензии на осуществление взаимного страхования со ссылкой на то, что подобные организации субъектами страхового дела не признаются.

Число членов общества должно быть не менее пяти и не более двух тысяч физических лиц и (или) не менее трех и не более пятисот юридических лиц (п. 4 ст. 5 Закона о взаимном страховании).

Вызывает сомнения, что ОВС, созданное пятью физическими лицами, будет обладать достаточной стабильностью, чтобы обеспечить страховую защиту его участникам. Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие регулирования ситуации со смешанным составом участников, т.е. когда членами общества являются физические и юридические лица. Более продуманным представляется регулирование данного вопроса в ФЗ от 18 июля 2009 г. "О кредитной кооперации". Согласно п. 2 ст. 7 этого Закона кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или пятью юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем семью указанными лицами.

Также заслуживает внимания требование Закона о кредитной кооперации о создании по единому принципу - территориальному, профессиональному и т.д. Причем принцип создания должен закрепляться в уставе. Учитывая особенности деятельности ОВС, а также существующие в данной области традиции, подобное указание не было бы лишним и в Законе о взаимном страховании.

Специфика правового положения участников ОВС в том, что они одновременно выступают в роли страхователей в страховом правоотношении. Причем членство неразрывно связано с наличием статуса страхователя. Указанный статус может возникнуть непосредственно на основании устава либо в результате заключения договора участника с обществом. По общему правилу страхование ОВС имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования. При этом в отношении осуществления страхования непосредственно на основании устава предусмотрено ограничение: страхованию в указанном случае подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования, а правила страхования, являющиеся неотъемлемой частью устава общества, должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества (п. 2 ст. 3 Закона о взаимном страховании).

ОВС действует на основании устава. Устав ОВС помимо положений, касающихся статуса организации и взаимоотношений общества и участников, регулирует также вопросы, связанные с осуществлением страхования. Согласно ст. 6 Закона о взаимном страховании в уставе определяются вид или виды страхования, осуществляемые обществом; условия ответственности по страховым обязательствам общества и порядок несения членами общества такой ответственности; правила страхования в случае осуществления взаимного страхования обществом на основании устава.

При этом законодатель ограничил круг интересов, которые могут быть застрахованы в рамках взаимного страхования: допускается осуществление различных видов имущественного страхования. Личного страхования общества не осуществляют. Осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования согласно п. 4 ст. 968 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании.

Органами управления общества являются общее собрание членов общества, правление и директор общества. Контрольные функции возлагаются на ревизионную комиссию (ревизора). В случае, если членами общества являются только физические лица в количестве не более тридцати человек, функции правления общества могут осуществляться общим собранием членов общества (ст. 9 Закона о взаимном страховании). В целом система органов управления и порядок их деятельности мало отличаются от потребительских кооперативов.

Имущество ОВС принадлежит ему на праве собственности. При этом общество как собственник ограничивается в правомочии распоряжения своим имуществом - оно может быть отчуждено только в случае и в порядке, которые предусмотрены законодательством и уставом общества (ст. 16 Закона о взаимном страховании). Данная норма призвана обеспечить стабильность общества, а также способствовать исключению злоупотреблений со стороны органов управления при осуществлении распорядительных правомочий.

К источникам формирования имущества ОВС помимо всего прочего относятся различные виды взносов, уплачиваемых участниками. Предусматривается внесение вступительного взноса, который является обязательным; дополнительных взносов, как правило, они вносятся в целях покрытия убытков; взносов на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества (ст. 17 Закона о взаимном страховании). Допускаются также добровольные денежные и иные имущественные взносы.

Кроме взносов вносится страховая премия. Если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является положительным, общее собрание членов общества может принять решение об уменьшении размера страховой премии (ст. 19 Закона о взаимном страховании). В теории высказывается мнение, что право собственности на имущество в размере страхового взноса у участника ОВС не прекращается. Однако поскольку ОВС - юридическое лицо, оснований не признавать за ним право собственности на переданные ему страховые взносы не имеется. В этом отношении ОВС не отличается от коммерческих страховых организаций. Просто в данном случае страховая премия не предполагает образования прибыли, а предполагает ее использование исключительно для выплаты страхового возмещения, формирования страховых резервов.

К особенностям ОВС следует отнести невозможность преобразования в некоммерческую организацию иной организационно-правовой формы. Поскольку круг субъектов, которым разрешено осуществлять страховую деятельность, ограничен, единственно возможный вариант - преобразование в хозяйственное общество (ст. 23 Закона о взаимном страховании). Это повлечет за собой изменение условий страхования, оно будет осуществляться в таком случае уже не на принципах взаимного страхования, а на коммерческой основе.

Рассмотрев особенности правового положения ТСЖ и ОВС, можно отметить, что эти особенности определяются не столько спецификой сущности самого юридического лица, сколько сферой деятельности. Поэтому их сходство с потребительскими кооперативами очевидно. Наиболее серьезным возражением против признания указанных организаций потребительскими кооперативами является отсутствие в них паевых отношений.

Понятие "пай" включает в себя часть имущества кооператива, отражающую размер участия члена кооператива в образовании имущества кооператива. Пай имеет самостоятельную ценность и признается объектом гражданского оборота. Хотя и ТСЖ, и ОВС предполагают внесение участниками разного рода взносов, они используются в процессе деятельности организации и самостоятельной ценностью не обладают. Однако наличие пая, который можно использовать как самостоятельный объект сделок, не является обязательным признаком потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ). Предназначение паевого взноса - удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива. Это назначение прослеживается и у взносов, вносимых в ТСЖ и ОВС.

Относительно ТСЖ специфику можно усмотреть также в отсутствии обязанности участников покрывать убытки организации путем дополнительных взносов и отсутствии у членов права на распределение прибыли ТСЖ. Поэтому представляется весьма интересным предложение выделить в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц некоммерческое товарищество, разновидностью которого наряду с садовыми и огородническими товариществами будет и ТСЖ. Разграничение товариществ на предпринимательские и некоммерческие существует в ряде стран, в том числе на Украине (ст. ст. 84, 85 ГК Украины).

Расшифровка аббревиатуры ТСЖ — «Товарищество собственников жилья» . Это организация, создаваемая собственниками для совместного управления землей и помещениями, которые относятся к совместной собственности. Вся деятельность организации осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и регулируется на законодательном уровне (ст. 135 ЖК РФ).

Зачем нужно и какова его цель?

Главной целью товарищества собственников жилья является эффективное управление . Для чего нужно и что оно делает? Задача организации – формирование комфортных для проживания собственников условий. К ним относятся:

  • коллективное управление домовым имуществом;
  • распоряжение общим имуществом и обеспечение пользования им;
  • содержание и хранение имущества;
  • коммунальные услуги для жителей дома;
  • иные действия, требуемые для успешного управления домом.

Кому подчиняется?

ТСЖ – это товарищество, сформированное непосредственно жителями дома , поэтому ТСЖ не подчиняется никому, кроме действующего законодательства. Высшим органом в ТСЖ является правление и общее собрание товарищества подотчетно его правлению.

Коммерческое ли предприятие, юридическое лицо или нет?

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация (п. 2 ст. 291 ГК РФ). Единственной возможностью формирования прибыли данной организации может быть привлечение дополнительного источника финансирования (аренда помещений дома, продажа рекламных площадей на домах и т.д.). В этом случае все полученные средства направляются на содержание имущества, без распределения между участниками ТСЖ.

Является ли юридическим лицом? Согласно действующему законодательству, данный вид организации относится к юридическому лицу. Наравне с другими юридическими лицами, органами управления должны вестись делопроизводство, уплата налогов, отчетность в контролирующих органах, сотрудничество с подрядчиками и поставщиками и т.д.

Справка . Получение статуса юр. лица объединившимися собственниками происходит после государственной регистрации.

Что такое ассоциация товариществ собственников жилья?

Ассоциация жилищных товариществ – это объединение двух и более структур для ведения совместной деятельности и защиты интересов жильцов (ст. 142 ЖК РФ). Данная организация имеет свой устав и регистрацию в налоговом органе. Направления деятельности :

  • защита интересов жильцов в органах власти;
  • совместный сервис коммунальных услуг;
  • совместные договора с поставщиками;
  • обмен опытом в работе с задолженностью.

Особенности формирования :

  • собрание жильцов в каждом ТСЖ и коллективное принятие решения об объединении;
  • утверждение устава;
  • выбора правления;
  • регистрация в качестве юр. лица;
  • объединения активов.

Ассоциация создается в случае, если на общем голосовании в каждом отдельном товариществе собственники не менее половины жилой площади дома проголосовали за данное решение.

Плюсы и минусы

К плюсам данной формы правления можно отнести :

  • решение всех вопросов на собрании жильцов;
  • учитывается мнение каждого жильца;
  • самостоятельный выбор подрядчиков;
  • прозрачная деятельность.

Минусы :

  • несовершенство законодательства;
  • при наличии должников среди жильцов, судом может быть взыскан размер долга и есть вероятность того, что жильцам придется платить по счетам во второй раз;
  • столкновения с льготниками;
  • вероятность ошибиться с выбором председателя;
  • размер платежей за эксплуатацию выше;
  • отсутствие в законе жестких мер по борьбе с неплательщиками.

Сравнение ТСЖ с другими формами правления:

ТСЖ Правление владельцами помещений Управляющая компания
Работа без посредников. Работа без посредников. Посредник при заключении договоров с поставщиками услуг.
Общая ответственность за долги. Отсутствие коллективной ответственности за долги.
Максимально прозрачная деятельность. Вероятность мошенничества.
Плата за услуги выше за счет содержания штата сотрудников. Плата за услуги ниже, за счет отсутствия посредников. Плата за услуги выше за счет посреднической деятельности.
Юридическое лицо. Отсутствие юр. лица, возможные сложности с оформлением документов с поставщиками из-за этого.
  • Юридическое лицо.
  • Общества с ограниченной ответственностью – (ООО).
  • Акционерные общества – (АО).
Работа осуществляется непосредственно собственниками многоквартирного дома, либо с привлечением третьих лиц. Каждый владелец в своих интересах вправе заключать договора с поставщиками услуг, которые оказывают услуги по обслуживанию дома. Работа осуществляется сотрудниками компании, не имеющими отношения к жильцам дома.
Деятельность осуществляется на основе устава. Отсутствие нормативных документов. Работа на основе единого договора и в соответствии с действующим законодательством.

Подробнее о плюсах и минусах ТСЖ читайте .

Организация и устав

Основными этапами являются :

  1. Организация инициативной группы.
  2. Проведение общего собрания жильцов (голосование за принятие ТСЖ, выбор председателя и членов правления, согласование устава, составление протокола).
  3. Регистрация ТСЖ как юридическое лицо.

Уставом товарищества является документ, в соответствии с которым производится управление многоквартирным домом. Данный документ является юридической базой организации, на основании которой выстраивается вся деятельность в товариществе.

Принятие и утверждение устава происходит коллективно в очной или заочной форме на общем собрании жильцов. Процесс принятия устава состоит из нескольких этапов: составления, согласования, утверждения. В процессе принятия устава следует руководствоваться ст. 45 —48 ЖК РФ .

Председатель и правление

Правление избирается из числа жильцов на общем собрании (ст. 145 ЖК РФ). Собственниками определяется кандидатура на роль члена правления и утверждается на эту должность в ходе голосования. Далее на заседании членов правления происходит выбор путем голосования. Обязательным условием является присутствие на заседании помимо членов правления не менее 50 процентов членов товарищества.

Штат


Также в штате находятся:

  1. бухгалтер;
  2. охрана;
  3. техник;
  4. диспетчер;
  5. паспортист;
  6. слесарь;
  7. дворник;
  8. убощица;
  9. электрик.

Порядок вступления

Для вступления в число членов ТСЖ потребуется написать заявление и предоставить его в правление вместе с выпиской из госреестра, подтверждающей право собственности на недвижимость. На общем собрании после обсуждения принимается окончательное решение.

Можно ли не вступать?

Необходимость составления протокола

Каждое собрание сопровождается обязательным ведением , в котором фиксируется повестка дня и результат, проведенного голосования. Основной частью протокола является повестка дня. Данный раздел содержит пункты о текущих вопросах.

Далее в бланке фиксируется результат голосования по каждому вопросу, рассмотренному в основной части и формулируется принятое решение. Последняя часть документа содержит подведение итогов собрания, краткую информацию по вопросам, в которых не удалось прийти к согласию, перечень выполненных задач, принятые решения. Документ заверяется подписью председателя и секретаря .

Как узнать, какое товарищество обслуживает дом?


Более детально о том, как узнать, какое товарищество обслуживает дом, читайте в .

Оплата счетов

Товарищество собственников имеет право самостоятельно формировать платежные документы и отправлять их жильцам дома. Оплачивать наличными средствами можно в кассе ТСЖ. Оплатить онлайн - через сервис ГИС ЖКХ , на портале Госуслуг или в личном кабинете своего банка. Включается плата:

  • за наем;
  • за ремонтные работы;
  • за уборку помещений общего пользования;
  • капитальный ремонт;
  • сезонные работы;
  • поддержание порядка в помещениях общего пользования (освещение, мелкий ремонт).

Подробнее об особенностях оплаты счетов можно узнать из .

Нарушения и проблемы в работе

К основным проблемам деятельности товариществ относятся :

  • наличие должников по коммунальным услугам;
  • отношения с застройщиком (в новых домах);
  • дефицит информации о деятельности товарищества в связи с игнорированием жильцами общих собраний;
  • равнодушие собственников и нежелание лично участвовать в благоустройстве;
  • вероятность выбора недобросовестного председателя;
  • появление конфликтов между жильцами и правлением.

Главным способом решения многих сложностей в работе организации является грамотный выбор человека на роль председателя. Выбирая кандидатуру председателя, который будет принимать решения по финансовым вопросам, совершать сделки и принимать решения, следует внимательно изучить его репутацию.

Еще одним способом решения проблем является формирование контрольной комиссии из числа жильцов, которая будет осуществлять наблюдение и контроль за действиями председателя и членов правления. В таком случае, механизм функционирования организации будет весьма действенным и успешным.

Можно ли выйти из состава 1 квартирой или домом?

Из ТСЖ можно выйти одной квартирой , для этого потребуется погасить все долги перед товариществом и подать заявление о желании выхода в правление ТСЖ. Выход из ТСЖ целым домом возможен в случае ликвидации или реорганизации товарищества (ст. 140 ЖК РФ). Для этого каждый собственник должен написать заявление о выходе и предоставить его в правление.

Больше нюансов о том, можно ли выйти из ТСЖ одной квартирой или всем домом, вы узнаете . Для проведения данной процедуры необходимо получить большинство голосов за реорганизацию, уведомить по форме №Р12003 каждого члена организации, зарегистрировать новый орган в налоговой инспекции, оплатить пошлину, осуществить переход прав и обязанностей в новую организацию, внести изменения в ЕГРЮЛ.

ТСЖ – одна из форм управления, которая позволяет каждому собственнику принимать личное участие в решении проблем и вопросов функционирования дома. Данная форма имеет свои преимущества и недостатки, на которые нужно обратить внимание при выборе формы правления многоквартирным домом.

Передача жилого фонда в собственность граждан поставила вопросы – а кто теперь будет отвечать за всё имущество в доме, с кого спросить за некачественное выполнение коммунальных услуг и кто будет делать ремонт в подъезде?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ТСЖ, как юридическое лицо, имеет право:

  1. От своего имени заключать договоры с организациями, оказывающими услуги, которые поддерживают «жизнь» многоквартирного дома, как жилого комплекса: коммунальные, по ремонту, содержанию, управлению, другие услуги, необходимые собственникам помещений в этом доме.
  2. Составлять и утверждать смету на будущий период. В статьи расходов могут входить расходы на необходимый ремонт и содержание всего имущества в доме, проведение капитального ремонта или реконструкции, средства для резервного фонда, который формируется за счёт взносов от собственников, другие затраты, которые оговорены в уставе организации.
  3. Устанавливать для каждого собственника сумму обязательного годового взноса на нужды товарищества и дома. Размер таких взносов, как правило, зависит от доли конкретного собственника в общей долевой собственности. Эти платежи устанавливаются на год и утверждаются членами ТСЖ.
  4. Брать кредит в банке, как юридическое лицо, и использовать полученные средства для нужд дома и собственников.
  5. Заключать от своего имени договоры с физическими лицами, которые выполняют различные услуги в интересах собственников.
  6. Оплачивать эти услуги.
  7. Продавать или обменивать имущество, которое принадлежит на праве собственности ТСЖ.

В обязанности ТСЖ входит:

  1. Обеспечение санитарного, гигиенического и технического состояния дома в соответствии с действующими положениями и нормами.
  2. Исполнение всех условий договоров, которые заключены с организациями и частными лицами, обеспечивающими содержание и ремонт дома.
  3. Представление интересов всех собственников, на случай установления их гражданских прав на общее имущество в доме.

Законодательство

Товариществу собственников жилья посвящен раздел 6 ЖК РФ.

Примерно в 1993 году, сразу же после распада Советского Союза, стали образовываться первые товарищества. Возникла в законном регулировании их деятельности.

Был разработан от 15. 06. 1996 года № 72-ФЗ. Этот закон утратил свою силу с 01. 03. 2005 года, когда был введён в силу действующий ЖК РФ.

Функции ТСЖ

Для того, что выполнять определённые функции перед гражданами, владеющими помещениями в многоквартирных домах на праве собственности.

Основные

К основным функциям ТСЖ относится:

  1. Контроль над деятельностью компаний, которые оказывают различный услуги собственникам жилья. То есть, контроль над коммунальными службами и предприятиями, оказывающими бытовые услуги (например, вывоз мусора или уборка снега).
  2. Решение вопросов, касающихся ремонта и эксплуатации дома, очистки и уборки придомовой территории, включая дорожки и детские площадки, зоны отдыха и пешеходные зоны.
  3. Обеспечение выполнения различных работ, согласно утверждённому на год плану.

В многоквартирном доме

Кроме основных функций, на ТСЖ есть функции ТСЖ в многоквартирном доме.

  • контроль над организациями и частными лицами, которые поддерживают чистоту и порядок в подъездах, на лестницах и приквартирных холлах;
  • предоставление различных услуг собственникам в их квартирах, а также выполнение этих услуг;
  • обеспечение санитарного и технического состояния общедомового имущества;
  • обеспечение собственников жилья паковочными местами и детскими площадками, если это говорено в уставе;
  • выполнение других функций, которые прописаны в и утверждены на общем собрании.

Управляющего

Органами управления в ТСЖ являются:

  • правление;
  • общее собрание;

Когда не могут избрать председателя из числа собственников помещений в доме, то приглашают . Он работает по трудовому договору, работодателем по которому выступает ТСЖ. Функции председателя и управляющего несколько отличаются.

Функции управляющего следующие:

  • обеспечивает нормальное функционирование все коммуникационных систем дома;
  • взаимодействует с администрацией муниципального образования, к которому относится данный жилой дом;
  • взаимодействует с подрядными организациями, которые выполняют различные работы в интересах собственников помещений в этом доме;
  • сотрудничает с населением;
  • сотрудничает с членами правления ТСЖ;
  • подготавливает бюджет и смету на следующий год;
  • взаимодействует с должниками по оплате взносов в ТСЖ;
  • осуществляет другие функции, которые могут быть прописаны в уставе ТСЖ.

Правления

Правление избирается из числа собственников жилья в данном доме.

Оно выполняет следующие функции:

  1. Ежегодно отчитывается перед общим собранием о проделанной за год работе/
  2. Планирует работы на будущий год.
  3. Разрабатывает смету расходов на будущий год и выносит её на обсуждение, с обязательной постатейной расшифровкой.
  4. Контролирует соблюдение товариществом всех действующих норм и законов.
  5. Ведет контроль над тем, чтобы члены ТСЖ вовремя вносили необходимые взносы, и чтобы не возникали долгосрочные долги.
  6. Осуществляет управление домом или заключение договора на управление им.
  7. Ведет наём работников и организаций для уборки дома и околодомовых территорий.
  8. Выполняет другие функции, которые возложены на правление уставом ТСЖ.

Требования к председателю

Председателя правления ТСЖ избирают из собственников жилых помещений этого дома. Это основное условие, которое необходимо соблюдать при подборе кандидата на эту должность.

Согласно , он избирается на срок, который прописан в уставе. Он действует от имени товарищества без оформления дополнительных доверенностей.

Требования к председателю правления прописаны в уставе товарищества.

Это могут быть:

  • наличие высшего экономического или юридического образования;
  • опыт хозяйственной или административной работы от 3-ёх лет;
  • наличие собственного автотранспорта.

К психологическим требованиям к будущему председателю можно отнести:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение добиваться своего законным путём;
  • уверенность в себе;
  • умение противостоять «напору» как членов ТСЖ, так и сторонних организаций;
  • крепкое здоровье и активный образ жизни.

Прежде чем назначать кого-то на должность председателя, его необходимо ознакомить с его должностной инструкцией. В этом документе прописаны все основные обязанности человека, который будет занимать эту должность.

Также с председателем подписывается трудовой договор и ему выплачивается заработная плата, если это предусмотрено в уставе ТСЖ.

Ответственность

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: