Государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, автономные, казенные, унитарные, госкорпорации): определение, цели создания, функции. Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции Края государственное муниципальное

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Государственными и муниципальными учреждениями согласно статье 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона) признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Законом №83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 6 Федерального закона, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ в редакции Федерального закона).

Стоит учесть, что все три типа учреждений, являются государственными (муниципальными), а значит в соответствии с федеральным законодательством решение о создании, изменении типа, реорганизации или ликвидации таких учреждений принимает учредитель в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Основными функциями государственных(муниципальных) учреждений являются выполнение государственных(муниципальных) работ и услуг.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).

Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.

Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ.

Положения Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:

Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).

Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно. Существуют ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее - ведомственный перечень).

То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:

Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.

Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.

Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).

В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ Минфин России рекомендует высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:

  • 1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применятся в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
  • 2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя. Также существует возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 4

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными (муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений считаются: автономные, бюджетные и казенные.

Данная норма гражданского законодательства определена основой существования у учреждения различных источников финансового обеспечения, за счет которых учреждение выполняет свои функции (исполняет государственные (муниципальные) функции, оказывает услуги, выполняет работы, совершает действия, ради которых учреждение создано).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", выделяет девять видов источников финансового обеспечения, направляемых на содержание учреждения и другие мероприятия:

а) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 - средства во временном распоряжении;
  • 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 - субсидии на иные цели;
  • 6 - бюджетные инвестиции;
  • 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;

б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

  • в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
  • 8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Следует отметить, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Минфином России разрабатываются и утверждаются:

  • типовой план счетов бюджетного учета для участников бюджетного процесса;
  • типовые планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных (автономных) учреждений.

На основе типового плана счетов бухгалтерского учета учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Номер счета рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные). Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 - 17-м разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения;
  • в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 - 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 - 23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов .

Таким образом, казенные учреждения формируют рабочий план счетов , состоящий из номера счета 1 - 26-го разрядов, бюджетные учреждения - 18 - 26-го разрядов (с применением КОСГУ), автономные учреждения - 18 - 24-го разрядов (без применения КОСГУ).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенные учреждения к 18-му разряду счета применяют следующие виды финансового обеспечения: 1 - бюджетная деятельность, 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 - средства во временном распоряжении.

При анализе правового положения казенного учреждения в свете Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" можно отметить, что виды финансового обеспечения ограничены, поскольку казенное учреждение признается участником бюджетного процесса и несет субсидиарную ответственность со стороны государства.

Таким образом, средства на бюджетную деятельность казенного учреждения - это поступления за счет средств соответствующего бюджета для исполнения государственных (муниципальных) функций казенного учреждения на основании бюджетной сметы, а также источники средств межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ).

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" в Приложении к Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами казенного учреждения. Государственное задание формируется при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Оно утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении казенных учреждений главными распорядителями средств бюджета, в ведении которых они находятся. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения и осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • уплаты налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Главные распорядители средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению.

Понятие для некоммерческих организаций дано в ст. 24 Закона N 7-ФЗ. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Данное определение, по существу, содержит единственный признак деятельности - получение прибыли от производства товаров и услуг, а также совершение определенных операций (неважно, прибыльных или убыточных).

На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак "2") относится к неналоговым доходам бюджета :

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан.

Также к приносящей доход деятельности можно отнести безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Формулировка "безвозмездные поступления" связана с выделением в гражданском законодательстве из договоров дарения в самостоятельный вид такого договора, как договор пожертвования.

Понятию "безвозмездные поступления" в ст. 41 БК РФ в целом соответствует договор дарения (ст. 572 ГК РФ), который предполагает безвозмездную передачу учреждению имущества в собственность либо освобождение учреждения от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Договор дарения относится к двусторонним сделкам, основанным на взаимном согласии сторон, так как предполагает согласие одаряемого принять дар. Необходимо отметить, что при наличии встречных обязательств одаряемого в отношении дарителя (например, оказать услугу) договор не признается дарением, а будет квалифицирован в качестве договора возмездного оказания услуг или иного договора возмездного характера. При этом гражданское законодательство не предусматривает наличие в договоре дарения целей использования подаренного имущества.

Гражданское законодательство (ст. 582 ГК РФ) относит пожертвование к видам дарения, называя отличительным признаком пожертвования назначение дара (общеполезную цель). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, государству (РФ), субъектам РФ, муниципальным образованиям.

Пожертвование юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Если назначение (цель) использования имущества определено жертвователем, то использование имущества в других общеполезных целях возможно лишь при получении согласия жертвователя или по решению суда. Указанное правило не соблюдается, если предложение совершить пожертвование было обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

На основании ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Средства во временном распоряжении казенного учреждения (в бухгалтерском учете отличительный признак "3") можно выделить в следующие группы:

  • средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • средства, полученные на ответственное хранение;
  • денежные средства, уплачиваемые работниками учреждения в качестве частичной оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, полученные от ФСС РФ;
  • денежные средства, вносимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 "Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации");
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (Приказ Минюста России, Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов");
  • денежные средства, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым (Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний").

Бюджетные и автономные учреждения к 18-му разряду счета могут применять следующие виды финансового обеспечения:

  • приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • средства во временном распоряжении;
  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами .

Бюджетное и автономное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в бухгалтерском учете отличительный признак "4"). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности (в бухгалтерском учете отличительный признак "2"), лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На основании ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (в бухгалтерском учете отличительный признак "5"), в том числе на увеличение стоимости основных средств бюджетного и автономного учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления. В ст. 79 БК РФ рассмотрен порядок предоставления бюджетных инвестиций (в бухгалтерском учете отличительный признак "6") автономному и бюджетному учреждению на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

Раскрывая классификацию источников финансового обеспечения бюджетного учреждения, целесообразно было бы дать характеристику видов поступлений:

  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания для выполнения основного вида деятельности;
  • целевая субсидия;
  • бюджетные инвестиции;
  • доходы от основного вида деятельности;
  • доходы от иной самостоятельно осуществляемой деятельности.

Сгруппируем классификацию видов деятельности государственных учреждений с определением формируемых и используемых источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных операций считается основой для определения характера совершаемых действий, от которого, в свою очередь, зависит документальное оформление, организация бухгалтерского учета, особенности налогообложения (включая возможность применения налоговых льгот). Поэтому приоритетными классификационными критериями при разграничении хозяйственных операций государственных учреждений избраны:

  • разделение уставной деятельности (совершение действий оказания услуг, выполнения работ, передачи товаров) на основную уставную деятельность (действия и услуги, соответствующие профилю и функциям учреждения, для совершения и оказания которых учреждение создается) и прочую уставную деятельность.

Таким образом, базовыми элементами классификации будут признаваться:

  • совершение действий;
  • оказание услуг;
  • выполнение работ;
  • передача товаров, предусмотренных уставом (включая профильные действия и услуги в рамках основной уставной деятельности, а также иные услуги, работы, товары).

В таблице содержится примерная классификация видов деятельности государственных учреждений в разрезе упомянутых критериев.

Классификация источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета

В заключение отметим, что государственные (муниципальные) учреждения нуждаются в создании положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для общественного сектора, и прежде всего стандартов по учету источников финансового обеспечения. На основе общих методологических подходов, закрепленных в таких стандартах, легче будет разрабатывать технику ведения бухгалтерского учета.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  9. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
  10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  11. Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ: Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51.
  12. О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 11/15н "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов": Приказ Минюста России N 164, Минфина России от 06.08.2008 N 74.

Е.А.Федченко

кафедры бухгалтерского учета, аудита

и автоматизированной обработки данных

Кубанский государственный университет

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Государственные и муниципальные организации всегда играли колоссальную роль в жизни общества. Что же это такое?

Определение государственных и муниципальных типов предприятий

Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, целью которых являются устранение или решение главных проблем и задач государства, а также получение финансового дохода. Особенностью таких типов организаций является тот факт, что они не являются владельцами имущества, закрепленного за их именами.

Право на распоряжение капиталом таких организаций имеет только учредитель. Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, и потому их имущество не разделяется на части: акции, доли или вклады и т. д.

Виды государственных и муниципальных организаций

Существует 2 вида таких организаций.

Первый вид – это организации, которые основываются на правах хозяйственного типа ведения. Муниципальная организация – это один из самых часто встречающихся видов предприятий, несущих характер права хозяйственного ведения. Создание такого вида организаций происходит после принятия муниципалитетом либо уполномоченным, специальным органом соответствующего решения.

Вторым видом нужно считать организации, информационная рабочая база которых строится на правах оперативного управления. Решение о создании такого типа предприятия обязано быть принятым на уровне государства, по правительственному распоряжению. Такие виды муниципальных и государственных предприятий создаются для оказания уникальных услуг, производства различной продукции и исполнения некоторых работ, которые являются характерными для коммерческих, рыночных организаций. Однако все финансирование такого типа организаций может носить бюджетный характер.

Важно знать, что муниципальная организация может носить автономный характер. Автономия учреждения предусматривает ответственность организации за закрепленным имуществом, но движимое, особо ценное или недвижимое имущество, приобретенное на средства собственника или закрепленное за учреждением собственника, являются исключением из правил.

Особенности характеристик государственных и муниципальных организаций

Наличие специальной правоспособности – это первостепенная особенность таких предприятий. Как упоминалось ранее, такие организации выполняют особенные виды работ, характерных для коммерческих, рыночных организаций. Однако муниципальные и государственные унитарные учреждения не имеют ограничения на выполнение других сделок, при условии, что выполняемое действие или сделка не предусмотрено какими-либо нормативными документами, актами, например, уставом.

Второй пункт, указующий на особенность такой разновидности организаций: хозяйствующий субъект – это индивидуальное предприятие.

Третья особенность базируется на Гражданском кодексе. Терминологию подобных организаций следует понимать правильно, а именно: слово «предприятие» – это субъект гражданского права, в других случаях может выступать объектом правоотношений.

Важной особенностью является возможность государственных и муниципальных организаций претендовать на субсидии, отчисления дотаций и даже на субвенции, то есть на различные виды целевого финансирования. Чаще всего такой вид финансирования предоставляется предприятиям с социальной направленностью.

Следующая особенность вытекает из предыдущей, третей характеристики, а именно: указание информации о владельце имущества и всех источников формирования капитала в уставе хозяйствующих субъектов. Важно знать, что в предприятиях такого типа собственник отвечает за деятельность и исполнительность организации, но организация не несет ответственности за обязательства и права собственника.

Муниципальное образование и его организация

Муниципальная организация – это участок территории государства с местным самоуправлением, которое осуществляется совместно с государственным управлением. В таких учреждениях важным аспектом деятельности является организация муниципального образования. Происходит организация образования на основе различных критериев, законов и нюансов деятельности территориальных органов самоуправления.

Существуют пять видов образований на территории РФ:

  • Городской округ. В городском округе все решения совершаются органами самоуправления, основываются на базе федеральных законов, характерных для местного назначения. Городские округа не состоят в муниципальных районах.
  • Городское поселение – характеристика крупных поселков или маленьких городов. В таких местах самоуправление осуществляется без государственных посредников. Управление исполняется жителями города или поселка. Поселения, которые невозможно отнести к городским округам, называют частью муниципального района.
  • Муниципальный район – поселения с совместной территорией. Вид самоуправления, аналогичный городскому поселению. Законы РФ могут предоставлять возможность осуществления некоторых государственных функций.
  • Сельские поселения – имеющие общую территорию. Примером служат: хутор, аул, село, станица, деревня и т. д. Форма управления в таких местах носит местный характер и осуществляется жителями этих населенных пунктов.
  • Территория с федеральным назначением , имеющая внутригородской характер – это вид муниципальных образований РФ, включающий поселения, которые являются частью какого-либо города.

Независимо от типа образования, все они должны иметь устав, в котором может содержаться такая информация: условие организации и порядок, состав и границы муниципального образования, структурное формирование органов по самоуправлению, гарантии для должностных, назначенных лиц и др.

Муниципальные услуги

Организация муниципальных услуг происходит в соответствии с законодательными актами РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Муниципальная услуга – это работа, которую может выполнить определенный орган власти, все государственные виды организаций и иногда - некоторые юридические субъекты.

Важно знать, что услуга и работа – это разные понятия. Услуга представляет собой результат влияния учреждения с целью удовлетворить интересы определенного юридического (физического) индивида.

Каким образом происходит организация учреждений муниципальных органов

Организация муниципальных органов осуществляется двумя путями. Первый путь – это проведение референдума, где производится голосование граждан, которые решают какие-либо вопросы местного характера.

Второй путь – это выборы субъектов в местные органы самоуправления. Представительный орган самоуправления имеет право представлять, защищать и отстаивать интересы населения своего вида муниципальной организации.

Принципы организации муниципального управления

Организация муниципального управления базируется на муниципальных правах, службе и собственности. Иными словами, муниципальное управление – это вид децентрализованной формы управления государством. Для такого вида управления характерны самостоятельность формирования идей, целей и задач, самостоятельная организация органов самоуправления и даже самостоятельное управление и организация бюджетом.

Функции государственных и муниципальных организаций

Муниципальная организация, как и государственная, имеет свои функции, которые им необходимо выполнять. Рассматривая функциональное предназначение этих классов организаций, необходимо отметить, что эти виды служб могут восприниматься как определенный тип муниципальной или государственной деятельности. Деятельность таких организаций распространяется на: правозащитные, организационные, регулирующие, правотворческие и правоприменительные функции.

О размещении информации об учреждениях на официальном сайте и актуализации данных об учреждениях в ЕГРЮЛ рассказывает Наталья Васильевна ГВОЗДЕВА , заместитель генерального директора компании « ».

С первого дня текущего года вступил в силу подп. «а» п. 19 ст. 6 Закона № 83-ФЗ, который внес изменения в ст. 32 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязав государственные и муниципальные учреждения обеспечить открытость и доступность их учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, решений о создании учреждения, решений о назначении руководителя, положений о филиалах и представительствах, государственных (муниципальных) заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, отчетов о результатах деятельности и использования имущества, сведений о проведенных контрольных мероприятиях.

Для реализации данного положения Закона № 7-ФЗ Министерством финансов РФ был принят приказ от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», в котором было уточнено, что указанная информация должна размещаться на официальном сайте для размещения информации об учреждениях www.bus.gov.ru (далее - официальный сайт). Ответственным за обеспечение работы официального сайта было назначено Федеральное казначейство.

Согласно данному приказу учреждение должно предоставлять информацию на официальный сайт самостоятельно или через своего уполномоченного представителя в двух видах: в виде электронных копий документов, перечисленных выше, и в виде структурированной информации о своей деятельности. Последняя группируется по разделам: общая информация об учреждении, информация о государственном (муниципальном) задании, о плане финансово-хозяйственной деятельности, об операциях с целевыми средствами, о бюджетных обязательствах и их исполнении (смете), о результатах деятельности и использовании имущества, контрольных мероприятиях и годовой бухгалтерской отчетности. Казенные учреждения должны размещать информацию о себе на сайте в случае, если им утверждается государственное (муниципальное) задание.

При этом важно, что отчетные показатели и показатели исполнения согласно приказу Федерального казначейства от 29 декабря 2011 г. № 645 «Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет» будут размещаться на официальном сайте начиная с 1 сентября 2012 года. Сейчас идет речь только о размещении на официальном сайте общей информации об учреждении, о государственных (муниципальных) заданиях, планах финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных обязательствах казенных учреждений, которым утверждено государственное (муниципальное) задание.

Что важно знать учреждению при размещении информации

Структура предоставления информации на сайт, предусмотренная приказом № 86н, соответствует федеральным нормативно-правовым актам, в частности постановлению Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», и может отличаться от структуры документов, установленной нормативно-правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования. В этом случае учреждению придется сопоставлять показатели собственных документов с показателями, необходимыми для размещения на сайте.

Информация о деятельности учреждения может размещаться на официальном сайте как самим учреждением, так и его уполномоченным представителем (по доверенности). Представителем учреждения может выступать как финансовый орган, так и орган исполнительной власти (местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя данного учреждения.

Занесение информации на официальный сайт может осуществляться как вручную через личный кабинет, так и в автоматизированном режиме. Если в субъекте РФ (муниципальном образовании) функционирует автоматизированная система, в которой содержится актуальная информация об учреждениях, государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, то эта информация может быть выгружена на официальный сайт в структурированном виде в соответствии с форматами, утвержденными Федеральным казначейством и размещенными на сайте Министерства финансов РФ.

Размещенная информация должна быть подписана электронно-цифровой подписью учреждения или его уполномоченного представителя. Во втором случае необходимо понимать, что уполномоченный представитель берет на себя ответственность за достоверность всех представленных документов, включая их электронные копии, что, на наш взгляд, не всегда возможно. Мы считаем, что оптимальным вариантом может стать предоставление уполномоченным представителем на официальный сайт всей имеющейся у него информации в структурированном виде и последующее подписание учреждением информации своей ЭЦП, так как по закону именно учреждение несет ответственность за предоставление и размещение такой информации.

Что касается электронных копий документов, которые должны быть представлены учреждением на официальный сайт, то приказом Федерального казначейства № 645 определен довольно широкий перечень форматов, который можно использовать для размещения информации. При этом отсутствует требование к размещению сканированных копий документов - учреждению (уполномоченному представителю) достаточно представить именно электронную копию документа и подписать ее своей ЭЦП, что будет означать ее достоверность.

Какой ЭЦП подписывать документы? Не секрет, что на текущий момент учреждение имеет несколько ЭЦП для разных целей. Для удостоверения информации, размещенной на официальном сайте, учреждение может использовать ЭЦП, выданные уполномоченным лицам учреждения для удостоверения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (на Общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов - ООС). Обновить ЭЦП придется представителям тех учреждений, чье официальное наименование либо иные существенные параметры изменились.

Согласно приказу № 86н формирование структурированной информации об учреждении должно осуществляться с использованием предусмотренных законодательством РФ классификаторов, реестров и справочников. И здесь особое внимание стоит обратить на перечень (справочник) организаций. Приказом Федерального казначейства № 645 предусмотрено ведение реестра организаций сектора государственного управления (далее - РОСГУ), в котором должна присутствовать вся актуальная информация об учреждении. Ответственность за предоставление (актуализацию) информации об учреждении согласно приказу № 645 на текущий момент лежит на учреждении или его представителе. В приказе детально прописан порядок предоставления информации об учреждении в орган Федерального казначейства по месту нахождения организации в форме заявки на внесение изменений в РОСГУ. Актуализация информации об учреждении в РОСГУ крайне важна, так как в случае отсутствия данных об учреждении в реестре информация о его деятельности не сможет быть размещена на официальном сайте.

Для работы пользователей с сайтом приказом Федерального казначейства № 645 были определены минимальные требования к программному обеспечению, установленному на компьютере пользователя, необходимые для размещения информации. В перечне данных требований нужно обратить внимание на необходимость наличия у специалиста, осуществляющего подпись информации ЭЦП, средств криптографической защиты Crypto Pro.

При возникновении вопросов по работе с официальным сайтом ответы можно получить либо в инструкции пользователя, непосредственно размещенной на сайте, либо обратившись в службу оператора сайта.

Интеграция с официальным сайтом АС субъектов РФ и МО

Для облегчения размещения на официальном сайте информации об учреждениях Департаментом информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов РФ в октябре 2011 года была создана пилотная группа по апробированию официального сайта, в состав которой вошли Амурская область, Пермский край, Республика Татарстан, Омская область, Чувашская Республика. К сотрудничеству Министерством финансов РФ также были приглашены ИТ-компании, работающие в пилотных регионах.

Первой задачей, поставленной перед разработчиками Министерством финансов РФ в рамках пилотного апробирования, стали анализ действующего у клиентов программного обеспечения на предмет полноты содержащейся в нем информации и необходимая его доработка. Результатом данного этапа стало расширение возможностей автоматизированных систем субъектов РФ и муниципальных образований для обеспечения ведения в них необходимой информации (в большей части общей информации об учреждении) и последующее занесение пользователями реквизитов учреждений и показателей деятельности, ранее в них отсутствующих. Организация работы по дополнению систем необходимой информацией в короткие сроки стала наиболее существенной проблемой, с которой пилотным субъектам пришлось столкнуться на текущий момент.

Официальный сайт заработал с 27 декабря 2011 года. На первом этапе в нем появилась возможность ручного размещения информации об учреждении через личный кабинет. Следующим шагом стала возможность передачи на официальный сайт общей информации об учреждении в структурированном виде. Между регионами и разработчиками автоматизированных систем даже возникла конкуренция - кто первым осуществит выгрузку информации на сайт. Победителем этого небольшого соревнования стала наша компания и Амурская область. В феврале перед нами стоит более серьезная задача - организовать массовое автоматизированное предоставление на сайт информации о государственных (муниципальных) заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности в пилотных субъектах, а с 1 марта - для всех остальных регионов РФ.

ЕГРЮЛ - базовый классификатор для формирования реестра организаций

Создание официального сайта www.bus.gov.ru стало очередным шагом Министерства финансов РФ к построению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одним из основных принципов построения которой является исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ее ввода.

При создании официального сайта Министерством финансов РФ была сразу обозначена задача применения единых классификаторов и реестров, в том числе реестра организаций государственного сектора, всеми участниками бюджетного процесса. Исходя из того что органом, регистрирующим все изменения состояния юридических лиц, является Федеральная налоговая служба, Министерством финансов РФ было озвучено решение о том, что классификатор ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) по учреждениям публично-правовых образований станет основой для формирования общих сведений об учреждениях на официальном сайте. Однако для того, чтобы текущее содержание классификатора РОСГУ Федерального казначейства можно было заменить содержанием ЕГРЮЛ, требуется обеспечить актуальность данных, имеющихся в базах данных ФНС.

Для решения поставленной задачи Министерство финансов РФ поручило ФНС и финансовым органам субъектов РФ организовать централизованную выверку данных по каждому региону с учетом разъяснений, направленных письмом Министерства финансов РФ от 25 ноября 2011 г. № 18-05-05/1048.

Исходя из опыта Амурской области, совместно с которой наша компания участвовала в данном проекте, можно сказать, что наибольшей проб­лемой в решении поставленной задачи явилась необходимость многократной выверки данных об учреждениях в период их массовой перерегистрации, связанной как с изменением их правового статуса (казенное, новое бюджетное, автономное), так и с передачей на региональный уровень муниципальных учреждений здравоохранения.

На текущий момент работа по актуализации ЕГРЮЛ продолжается. По факту окончания данной работы Министерством финансов РФ может быть принято решение об использовании ЕГРЮЛ в качестве базового классификатора официального сайта. В этом случае для учреждений начнет действовать принцип «одного окна» - любая информация об учреждении должна будет вначале появиться в ФНС и только потом на официальном сайте и в других информационных системах управления общественными финансами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: